Главные вкладки

    Проектная деятельность в подготовительной к школе группе по нравственно – патриотическому воспитанию "Город Мастеров"
    методическая разработка (подготовительная группа) на тему

    Танюкова Галина Петровна

    Информационно - творческий проект по нравственно - патриотическому воспитанию (приобщение детей к русской народной культуре) в подготовитеьльной группе на тему "Путешествие в город Мастеров"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_gorod_masterov.docx41.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проектная деятельность

    в подготовительной к школе  группе

    по нравственно – патриотическому воспитанию

     (приобщение к русской народной культуре)

    «Путешествие по городу Мастеров».

    Воспитатель Высшей категории Танюкова Г.П.

    МДОУ «Детский сад №155»

    Саратов, 2016

    Актуальность.

    В последнее время интерес народным традициям и культуре значительно возрос. Это связано не только с возрастанием национального самосознания , но и с тем , что становится все более очевидным , что человек –это продукт той культуры , в которой он вырос . С первых лет жизни ребенка приобщают к культуре , общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности , патриотизма , формируют основы самосознания и индивидуальности .

    Исходя из опыта работы, я столкнулась с тем, что у молодых родителей нет достаточно глубокого представления и обучения, они малокомпетентны в вопросах развития у детей творческих способностей  через приобщение к народно-прикладному искусству .  Поэтому, я решила, что необходимо помочь родителям побольше узнать и сформировать знания о традициях ,быте ,росписях и культуре русского народа . Воспитание гражданина и патриота , знающего и любящего свою Родину ,-задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа , освоения народной культуры . Приобщая  детей к русской культуре формируется представления о взаимосвязи устно-народного творчества , музыкального фольклора и декоративно-прикладного искусства .

    Новизна проекта “Путешествие по городу Мастеров” заключается в интегрированном использовании разнообразных форм, видов и способов совместной детско-взрослой деятельности.

    Проблема.

    «Народ. который не знает своей культуры и истории –презрен и легкомыслен.»

                                                                             Н.М. Карамзин

    Если знакомить детей , начиная с раннего детства с родной культурой, произведениями декоративно-прикладного искусства , то это будет способствовать развитию духовного , нравственного , эстетического воспитания , и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины , будут жить , даря миру большое количество талантов , которыми будут гордиться не только в России . В наше сложное быстротечное время-время социальных перемен народные игры, забавы, игрушки заменяются на телевизионные экраны и компьютерные игры. По сути своей это чуждо детской натуре растущего человека Красота родной природы , особенности быта русского народа , его всесторонний талант , трудолюбие , оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров . Культуру России невозможно представить без народного искусства , которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа . Поэтому-то я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре . И эта тема не могла оставить меня равнодушной.

                                             Гипотеза.

        Предположим, что у детей старшего дошкольного возраста возможно качественно повысить представления о русской народной культуре и традициях. Продолжая приобщать детей к истокам русской народной культуры, развивается личность каждого ребенка, который будет носителем черт русского характера ,т.к. только на основе прошлого можно понять настоящее ,предвидеть будущее . Народ , не передающий все самое ценное из поколения в поколение –народ без будущего .

    С помощью данного проекта, я хочу помочь детям закрепить знания о народных росписях. Помочь детям в расширении творческого потенциала.

    Объект проектной деятельности.

    Организационно — педагогические условия совместной деятельности ДОУ и родителей по формированию п детей старшего дошкольного возраста.

    Цель проекта.

    Воспитание и формирование творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам русской народной культуры через художественную литературу и художественное творчество .

    Задачи проекта.

    1. Формировать представления детей о русско-народном искусстве, народной культуре ,о традициях и обычаях .
    2. Знакомить детей с произведениями народно-прикладного искусства .

           3. Обогатить детский замысел яркими впечатлениями через художественную литературу , художественное творчество .

    Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатель, методист.

    Планируемый образовательный результат :

    1.Пробуждение интереса к истокам русской народной культуры, через устное народное творчество ,сказки и знакомство с народно –прикладным искусством.  

    2. Расширение кругозора у детей через посещение музея .

     3. Широкое использование всех видов фольклора .  

    4. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской народной культуре через знакомство с различными росписями .                                

    В проекте выделены три этапа.

    1. Организационно — подготовительный этап. Его цели: активизировать интерес детей к творчеству и воображению, познавательной деятельности  . Привлечь родителей к совместной работе по воспитанию и привитию любви к народной культуре и традициям у детей старшего дошкольного возраста.

    2. Основной этап. Его цели: активное участие детей и родителей во всех познавательно — развлекательных, творческих мероприятиях ДОУ. Повышение качества образования в вопросах русской народной культуры.

    3. Итоговый этап. Презентация, выставка накопленного материала, проведение викторины для детей и их родителей, показ открытого мероприятия “Путешествие в город Мастеров.” вывод о полученных результатах.

    Срок реализации проекта: один месяц.    

    Тип проекта : творческо-познавательный          

                                                     

    Основные формы работы с детьми :

    1. НОД .
    2. Беседы , рассматривание картин , иллюстраций , наглядно-дидактического материала , таблиц последовательности рисования узоров .
    3. Художественное творчество детей и знакомство с народно –прикладным творчеством (Гжель, Городец, Хохлома , Дымка )
    4. 4.Игровая деятельность (дидактические игры , подвижные игры , игры –драматизации).

    Продукт проектной деятельности.

    1. Создание альбомов народной росписи: «Чудо -гжель», «Дымковские игрушки»,  «Городецкая роспись», «Золотая Хохлома» , « Народные росписи России».
    2. Изготовление дидактических игр: «Русские узоры», «Создай узор на доске», «Подбери и назови народную роспись» , «Найди пару» , «Обведи элемент» , «Декоративное домино» , «Поможем художнику».
    3. Создание презентаций на темы: «Почему не исчезает городецкий узор с деревянной доски», «Как лепить дымковскую игрушку», «Путешествие по городу Мастеров»,  «История народных промыслов».
    4. Подбор раскрасок по народно-прикладному искусству.
    5. Сочинение и красочное  оформление книжек – малышек на тему «Народные росписи вокруг нас».
    6. Подбор картотеки легенд и сказок о возникновении народной росписи.
    7. Галерея рисунков и аппликаций , выставка изделий с использованием различных росписей «Город маленьких Мастеров».
    8. Создание папки- передвижки по народным росписям и мини-музея «Чудо росписи».
    9. Подбор моделей – конспектов НОД в электронных источниках и методической литературе.
    10.  Изготовление , пошив, украшение костюмов с использованием различных росписей для итоговой презентации проекта.
    11.  Публикации в социальной сети работников образования nsportal.ru  учебно – методического материала: презентация  «Путешествие по городу Мастеров», проектная деятельность «Путешествие в город Мастеров», учебный материал «Это удивительное чудо-народные росписи !».

    План реализации проекта.

    Мероприятия

    Сроки

    Ожидаемый результат

    Ответственный (ФИО, должность)

    ДЛЯ ДЕТЕЙ

    Посещение мини-музея «Русская изба»

    Непосредственно-образовательная деятельность: «Дымковская игрушка»

    Беседа: «Народные промыслы»

    Декоративное рисование «Веселые узоры»

    Д/ Игра «Найди пару»

    ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Круглый стол:

    «Роль семьи в приобщении детей к русской народной культуре»

    Анкетирование «Знакомство с народно – прикладным искусством»

      I неделя

    Приобщение детей к истокам русской культуры

    Познакомить детей с особенностями и этапами изготовление дымковских изделий и возникновение этого промысла.

    Воспитывать эстетическое восприятие к народно – прикладному искусству

    Развивать творческие способности и фантазию.

    Активизация родителей к совместной работе по воспитанию любви к русской истории и традициям.

    Выявить знания о возникновении народных промыслов.

    Воспитатель

    Воспитатель

    Воспитатель

    Старший воспитатель

    Воспитатель

    ДЛЯ ДЕТЕЙ

    Непосредственно-образовательная деятельность: «В гости к городецким мастерам».

    Рисование на тему: «Городецкая роспись на доске»

    Проведение д./игры:

    «Обведи элемент»

    Чтение сказок и легенд о возникновении народных промыслов («Голубая Гжелка», «Золотая хохлома»)

    Рассматривание таблицы:

    «Последовательность рисования узора (городецкая купавка)»

    Беседа на тему «Путешествие к мастерам хохломы».

    Совместное устное творчество: сочинение сказки

     «Как котята по городу мастеров гуляли»

    ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Совместная творческая деятельность детей и родителей:

    написание и оформление сказок (книжки - малышки) о народных промыслах

    Составление и показ презентации на тему «История народных промыслов»

    Делимся опытом. Мастер – класс «Народная роспись по материалам»

    II неделя

    Формировать представление об особенностях изделий городецких мастеров. Знакомство с историей возникновения этого промысла.

    Развитие творчества

    Учить детей элементам росписи, техники их исполнения.

    Расширять кругозор детей

    Знакомство с особенностями и этапами рисования узоров.

    Развивать познавательные способности.

    Активизация речевой деятельности и развитие умения сочинять и фантазировать.

    Активизация родителей к совместной работе по приобщению к культуре русского народа.

    Вовлеченность родителей в реализацию плана проекта. Обобщить знания о народных промыслах.

    Вовлечение родителей в процесс творчества

    Воспитатель

    Воспитатель

    Воспитатель

    Воспитатель

    Воспитатель, , дети

    Родители, дети

    Воспитатель

    Родители

    ДЛЯ ДЕТЕЙ

    Непосредственно-образовательная деятельность: «В гости к дымковским мастерам».

    Чтение художественной литературы о традициях, быте и культуре русского народа.

    Д/ игра «Составь и назови народную роспись»

    Лепка из глины

    «Дымковская свистунья».

    Выставка работ

    Дидактическая  игра «Дымковские игрушки».

    Рассматривание альбома «Дымковская игрушка»

    ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Изготовление папки – передвижки «Народные промыслы»

    Совместная творческая деятельность детей и родителей.

    Создание и показ презентации:

    «Как лепить дымковскую игрушку»

    Конкурс поделок из дерева и глины «Ярмарка веселая»

    III неделя

    Формировать представление об особенностях изделий дымковских мастеров. Знакомство с историей возникновения этого промысла.

    Воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа

    Развивать интерес к русской народной росписи.

    Закрепить умение аккуратно работать с глиной. Развивать, творческие способности

    Развивать умение оценивать свою работу и давать объективную оценку другим.

    Создать позитивный настрой, развивать интерес к дымковской росписи.

    Воспитывать интерес к изделиям народных мастеров.

    Активизация родителей к совместной работе по развитию творчества.

    Вовлеченность родителей в реализацию плана проекта.

    Воспитатель.

    Воспитатель.

    Воспитатель, дети

    Воспитатель

    Воспитатель

    Воспитатель,

    Воспитатель

    Воспитатель,

    Родители, дети.

    ДЛЯ ДЕТЕЙ

    Посещение выставки работ «Что за чудо эта гжель».

    Непосредственно-образовательная деятельность: «Домик сказочный с трубой в дымке голубой».

    Декоративное рисование «Морозные узоры»

    Д/и: «Русские узоры»

    Рассматривание альбома народной росписи «Золотая хохлома».

    ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Пошив костюмов к презентации народного прикладного искусства «Город Мастеров»

    Викторина «Назови виды росписи».

    Создание картотеки легенд и сказок, а также красочного иллюстрированного материала.

    Подведение итогов проекта.

    Итоговая выставка «Умелые руки не знают скуки»

    Итоговая презентация с участием педагогов детского сада, родителей и детей «Путешествие по городу Мастеров»

    IV неделя.

    Обобщить и систематизировать знания детей об особенностях этого народного промысла и истории его возникновения.

    Создание фантазийных образов, свободное сочетание изобразительно – выразительных средств в красивой бело – синей гамме.

    Развивать творческие способности

    Развивать умение называть виды росписи (Дымка, Жостово, Городец, Хохлома, Гжель и т. д.)

    Развивать интерес к русской народной росписи.

    Активное вовлечение родителей в работу офорлмения изделий по мотивам русских мастеров.

    Систематизировать знания о видах народной росписи.

    Воспитывать интерес к русской народной культуре.

    Активизация родителей к совместной работе по развитию творчества.

    Воспитатель.

    Воспитатель.

    Воспитатель

    Родители

    Родители.

    Воспитатель.

    Дети.

         Родители, дети

    Результат реализации проекта.

    Подводя итоги проектной деятельности, я сделала вывод, что моё предположение полностью подтвердилось. У детей старшего дошкольного возраста качественно повысились представления о традициях , быте и народных промыслах русской  культуры. Мы сумели обобщить и систематизировать знания детей, а также их родителей о русской народной культуре . На протяжении данного проекта чётко прослеживается развитие нравственных представлений, познавательных и творческих способностей у детей .. В рамках реализации данного проекта стало возможным тесное взаимодействие детского сада и семьи . Обе стороны направляли свои усилия на возможности развития каждого ребенка , создания благоприятных условий приобщения к истокам русской народной культуры . Проект «Путешествие в город Мастеров» был составлен и апробирован в 2013 году. На протяжении этих лет педагоги других групп постоянно использовали информацию, различный материал проектной деятельности. Данному проекту как воспитатели, так и родители дали положительную оценку. Посредством проектной деятельности мы помогали сформировать модель развития познавательных и творческих способностей ребенка.         

                                             

    Список литературы:

    1. Князева О.П., Маханева М.Д. , «Приобщение детей к истокам русской народной культуре» ,СПб, Детство-Пресс ,1998
    2. Клиенов А.П. «Народные промыслы», Москва , Белый город ,2000
    3. Корчаловская Н.В., «Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников», Москва ,Феникс  .2003

    1. Народное искусство в воспитании детей. Под редакцией Т.С. Комаровой ,М:Издательство «Российское педагогическое детство» 1999.

    Приложение.

    Содержание приложения:

    1. Презентация проекта.                                                                                                      1 - 14
    2. Методическая разработка НОД к итогу проектной деятельности.                            1 - 10
    3. Стихи, загадки, пословицы.                                                                                            1 - 5          
    4. Картотека сказок и мультфильмов о правовой культуре.                                            1
    5. Буклет «Все о правах наших детей».                                                                             1 – 2
    6. Подборка сказок о правовой культуре.                                                                          1 - 9
    7. Декларация прав ребенка в стихах.                                                                                1 - 3
    8. Свидетельство о публикации в электронном СМИ.                                                     1
    9. Образцы оформлений свидетельств о рождении детей.                                               1 – 4
    10. Видеоматериал с итогового мероприятия, проведенного в 2012 году.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Россия – родина моя!»

    Нравственно – патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.   Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период вс...

    Познавательное занятие в подготовительной группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моё имя».

    Тема: «Я и моё имя».Цель: познакомить детей с историей русских имён, со значением имени для человека, обсудить соответствие характера, поведения ребёнка его имени; вспомнить святых и известных людей, ...

    Проектная деятельность в средней группе по нравственно-патриотическому воспитанию . Тема проекта: "Мой город, моя улица".

    Проект знакомит детей с названием улиц, на которых они живут. Дети узнают о том, что на улицах кроме жилых домов есть другие здания: почта, магазины, киоски и т.д. Подобран тематический материал, сост...