«КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ» (Практикум для педагогов) занятие 1
план-конспект занятия по теме

Зобова Надежда Александровна

Проблеме общения и, в частности, педагогического общения всегда уделялось значительное внимание в педагогической теории и практике. В общении складывается важная система взаимоотношений, способствующих формированию эмоционального благополучия. Развитие общения — это развитие умений человека исследовать собственный психологический потенциал, а также развитие умений реконструировать компоненты психологического облика своих партнеров, ситуаций, задач. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. На сегодняшний день продуктивно-организованный процесс общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт внутри коллектива.

         Данное занятие является вводным, определяющим тему цикла занятий и направлено на создание положительной атмосферы в группе и самоанализ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskoe_obshchenie.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

«КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»

 (Практикум для педагогов)

занятие 1

Проблеме общения и, в частности, педагогического общения всегда уделялось значительное внимание в педагогической теории и практике. В общении складывается важная система взаимоотношений, способствующих формированию эмоционального благополучия, Развитие общения — это развитие умений человека исследовать собственный психологический потенциал, а также умений реконструировать компоненты психологического облика своих партнеров, ситуаций, задач. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. На сегодняшний день продуктивно-организованный процесс общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт внутри коллектива.

Цель: развитие уверенной в себе личности, обладающей культурой общения.

Задачи:

1. Развивать коммуникативные способности педагогов;

2. Формировать культуру общения;

3. Способствовать сплочению педагогического коллектива;

4. Снять напряжение;

5. Развивать уверенность.

Ведущий: педагог-психолог

Участники: педагоги ДОУ

Продолжительность: 1 час

Оборудование и материал: ручки, бланки из приложений, бейджики, аудиозапись релаксационной музыки, мяч, мягкая игрушка.

Литература.

1. Аминов, И.И. Психология . Деловое общение. М.: Издательство «Альфа-пресс», 2007. — 456 с.

2. Монина Г.Б. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 224 с.

3. Самоукина, Н.В. Психологический тренинг для учителя. – М.: ПСИХОТЕРАПИЯ, 2006.

1. Упражнение «Давайте познакомимся»

Цель: создание положительной атмосферы в группе.

«И хотя вы знакомы уже много лет, давайте все же познакомимся с вами, но необычным способом. Предлагаю вам назвать свое имя, то, в какой форме оно для вас наиболее приятно. Далее, скажите, пожалуйста, на какой возраст вы себя ощущаете и почему. Затем, назовите предмет, на который похоже сейчас ваше настроение.»

Педагоги по кругу передают игрушку и высказываются.

2. Сообщение.

Хорошо. Можно определить тему нашей сегодняшней работы. Это общение. Умение жить в обществе, общаться с другими людьми – это наука, искусство, которому следует учиться всю жизнь, стараясь выработать автоматизм культурного поведения. Главные принципы жизни в обществе – это общечеловеческие нормы морали, которые, став достоянием личности, превращаются в моральные качества: вежливость, корректность, деликатность, скромность и т.д. Сейчас мы с вами вместе попробуем дать свои собственные определения этим моральным качествам.

Вопрос педагогам: Какие определения вы бы дали этим моральным качествам? И попробуйте в процентах выразить присутствие данного качества в вашем характере.

Раздать листочки (Приложение 1). Пустить игрушку по кругу. Пусть выскажется каждый.

Для справки:

Вежливость – это форма взаимоотношений между людьми, заключающаяся в проявлении внимания, уважения доброжелательности.

Вежливость – термин, традиционно используемый для обозначения разнообразных средств языкового выражения социальных отношений между говорящим, слушающим и людьми, о которых идет речь.

Вежливость – учтивость, благовоспитанность, соблюдение бытовых приличий.
Толковый словарь русского языка Ушакова

  • Вежливость – это утонченность речи, благопристойность манер и поведения.
  • Вежливость – это умение и желание говорить и действовать доброжелательно и учтиво в любых обстоятельствах.
  • Вежливость – это привычное, повседневное уважительное отношение к собеседнику, тактичность и чуткость в отношениях.
  • Вежливость – это гармоничное сочетание в человеке знания этикета, образованности и душевной тонкости.
  • Вежливость – это внутренняя культура благородного человека.

Корректность - это способ держать себя в рамках общепринятых приличий в любой, даже конфликтной ситуации.

КОРРЕКТНОСТЬ (от лат. correctus - исправленный - улучшенный)

1) тактичность в обращении с людьми; вежливость, учтивость

Тактичность – способность почувствовать границу, за которой в результате наших слов или действий, у человека может возникнуть чувств обиды.

Деликатность – это проявление внимания к конкретному человеку.

 из лат. delicatus «приятный; тонкий; нежный»,

Скромность — черта характера человека, выражающаяся в следующем:

умеренность во всех требованиях;

отсутствие стремления к роскоши;

отсутствие стремления первенствовать, показывать себя;

соблюдение рамок приличия;

степенность в общении с другими людьми.

4. Сообщение

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Все это в своих размышлениях и отражали великие люди древности и современности: Толстой, Конфуций, Твен.

Готовясь к мероприятию, я нашла несколько цитат об общении. Предлагаю вам обсудить их и прокомментировать свое восприятие этих слов для всех присутствующих.

5. Упражнение «Цитаты»

Ход: Раздать педагогам листочки с цитатой (Приложение 2). За 2 минуты необходимо прочитать цитату и подготовить краткий комментарий к ней.

«Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение»

«Важно не то, что говорят, а важно то, что окружающие слышат в словах говорящего».

«Нет никаких гарантий, что ваш собеседник слышит то, что вы хотели бы ему сказать».

«Настраивайтесь на человека, а не на сообщение».

«Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам».

«Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо».

 «Каждого человека можно выслушать, но не с каждым стоит разговаривать».

«Легче всего мне общаться с десятью тысячами людей. Труднее всего – с одним».

«Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других».

«Если вы любите людей, то у вас есть энтузиазм, чтобы жить и работать, вы отдаете себя другим и взамен получаете от них очень много».

«Живя с людьми, не забывай того, что ты узнал в уединении. И в уединении обдумывай то, что ты узнал из общения с людьми».

После подготовки каждый педагог представляет свои комментарии, передавая игрушку по кругу.

6. Методы эффективного общения

Для человека очень важно, чтобы его слушали, слышали и понимали, и если мы научимся быть хорошими слушателями, успех в общении нам обеспечен. Во время слушания решаются задачи: воспринимается содержание сообщения и улавливается эмоциональное состояние собеседника.

Умение слушать и слышать

Умение быть наблюдательным и внимательным

Итак, сейчас в упражнении мы поучимся быть наблюдательными, будем подмечать полезные качества друг у друга. У каждого из нас есть чему поучиться в умении общаться.

7. Упражнение «Я учусь у тебя»

Участники бросают друг другу в произвольном порядке мяч со словами: «Я учусь у тебя…» (называется приём, метод общения). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.

8. Три сита. Притча про общение

Один человек спросил у Сократа:
— Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
— Подожди, — остановил его Сократ, — просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.
— Три сита?
— Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?
— Нет, я просто слышал это.
— Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито — сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
— Нет, напротив.
— Значит, — продолжал Сократ, — ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито — сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?
— Нет, в этом нет необходимости.
— Итак, — заключил Сократ, — в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?

9. Рефлексия.

По кругу передается игрушка. Необходимо обобщить опыт, полученный во время занятия. Что было полезным? Что ожидаете на следующем занятии?

        По окончании раздаются памятки:

1. «Как расположить к себе людей»; (Приложение 3)

2. «Правила общения педагога с родителями».(Приложение 4)

(Приложение 1)

Моральные качества

Определение

%

ВЕЖЛИВОСТЬ

КОРРЕКТНОСТЬ

ТАКТИЧНОСТЬ

ДЕЛИКАТНОСТЬ

СКРОМНОСТЬ

(Приложение 2)

«Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение»

«Важно не то, что говорят, а важно то, что окружающие слышат в словах говорящего».

«Нет никаких гарантий, что ваш собеседник слышит то, что вы хотели бы ему сказать».

«Настраивайтесь на человека, а не на сообщение».

«Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам».

«Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо».

 «Каждого человека можно выслушать, но не с каждым стоит разговаривать».

«Легче всего мне общаться с десятью тысячами людей. Труднее всего – с одним».

«Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других».

Если вы любите людей, то у вас есть энтузиазм, чтобы жить и работать, вы отдаете себя другим и взамен получаете от них очень много.

Живя с людьми, не забывай того, что ты узнал в уединении. И в уединении обдумывай то, что ты узнал из общения с людьми.

Приложение 3

Взаимодействие педагога с родителями воспитанников является одной из актуальных проблем. Наибольшими затруднениями для педагогов является установление доверительного контакта в общении с родителями, умение найти верный тон разговора.

Особое внимание следует обратить на следующие моменты:

  • Всегда стремитесь быть в хорошем настроении и быть приятными, дружелюбными в общении.
  • Старайтесь почувствовать эмоциональное состояние родителей.
  • Находите возможность каждый раз говорить родителям что- нибудь положительное о ребенке – это лучший способ расположить родителей к себе.
  • Если есть необходимость указать на ошибки родителей, делайте это тактично;
  • Замечания, жалобы родителей, их сомнения, возражения выслушивайте внимательно и терпеливо;
  • Необходимо родителям давать точные, конкретные ответы, обоснованные советы;
  • Давайте родителям возможность высказаться, не перебивая их.
  • Будьте эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавайте пример воспитанности и такта.
  • При любых трудностях родителей в воспитании ребенка необходимо вселять в родителей веру в своего ребенка;
  • Не принижайте авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании ребенка.

Источник:http://www.maam.ru/

Приложение 4

1. Проявляйте искренний интерес и внимание к другим людям. Вникайте во все.

2. Будьте приветливы, доброжелательны, создавайте благоприятную атмосферу.

3. Запоминайте имя человека и все, что можно о нем знать (его семейное положение, слабости, хобби и т. д.) .

4. Умейте терпеливо слушать других. Проявляйте внимание и сочувствие при слушании.

5. Никогда не унижайте человека, даже если он не прав и оказался побежденным в споре.

6. Дайте человеку почувствовать его значимость, подчеркните его компетентность, поощряйте, применяйте похвалу.

7. Начинайте с искреннего признания достоинства человека.

8. Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.

9. Прежде чем критиковать другого, подумайте о своих собственных ошибках.

10. Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказания.

11. Дайте возможность человеку спасти свое лицо.

12. Хвалите человека за каждый, даже скромный, успех и будьте при этом искренни.

13. Пользуйтесь поощрением. Сделайте так, чтобы недостатки, которые Вы хотите в человеке исправить, выглядели легко исправимыми, а дело, которым Вы хотите его увлечь, легко выполнимым.

14. Делайте так, чтобы людям было приятно исполнять то, что Вы хотите.

15. Спора лучше избегать, но уж если Вы в него вовлечены, то придерживайтесь определенных правил:

  • не прибегайте к силовому нажиму;
  • не переходите, если нет деловых доводов, на личные;
  • сохраняйте деловой и доброжелательный тон;
  • внимательно слушайте и анализируйте все доводы партнера (слушайте, а не делайте вид, что слушаете) ;
  • забудьте личные предубеждения против партнера;
  • не спешите с заключениями и обобщениями;
  • проявляйте уважение к личности партнера;
  • если Вы неправы, признайте это сразу и чистосердечно;
  • с самого начала покажите свое дружеское отношение;
  • ставьте вопросы так, чтобы Ваш собеседник с самого начала был вынужден отвечать «да», «да»;
  • пусть Ваш собеседник почувствует, что идея принадлежит ему;
  • честно попытайтесь увидеть вещи с точки зрения другого;
  • проявляйте сочувствие к мыслям и желаниям других людей;
  • взывайте к благородным побуждениям;
  • придайте своим идеям наглядность, инсценируйте их. 

Источник:http://www.maam.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

культура педагогического общения

культура педагогического общения...

Коммуникативная культура педагогического общения с родителями

Мастер класс для педагогов  по педагогическому общению с родителями с тренингами, коллективными играми, индивидуальной работой и анализом конфликтных ситуаций....

Презентация для педагогов "Культура педагогического общения"

Педагог как участник образовательного процесса общается с коллегами, родителями и детьми. Поэтому важно владеть культурой педагогического общения для эффективного взаимодействия с собеседником....

Проект «От конфликта к культуре педагогического общения»

Данный проект будет интересен для администрации детского сада, старшего воспитателя, психолога. Он поможет разобраться в вопросах упреждения и разрешения конфликтных ситуаций, даст рычаги управления к...

КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

   Умеете ли вы общаться? Уверена, что все скажут: «Да, конечно!». Но в какой форме проходит это общение? Чаще всего это просто разговор, обмен информацией. В тоже время в...

Культура педагогического общения.

В презентации даются определения общения, педагогического общения и культуры ощения, описаны все функции педагогического общения. Подробно рассмотрены. понятия готовности к педагогическому общению и к...