КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
консультация

Мамаева Анна

     Умеете ли вы общаться? Уверена, что все скажут: «Да, конечно!». Но в какой форме проходит это общение? Чаще всего это просто разговор, обмен информацией. В тоже время всем известно, что понятие «общение» намного обширнее, чем наше «Привет!», «Пока!».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Гребцова А.В.1

1Гребцова Анна Викторовна – заведующий,

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16, г. Белгород

 «Следите за собственной речью, не употребляйте

вульгаризмов, не повторяйте ошибок учащихся»

В.А. Кан-Калик.

     Умеете ли вы общаться? Уверена, что все скажут: «Да, конечно!». Но в какой форме проходит это общение? Чаще всего это просто разговор, обмен информацией. В тоже время всем известно, что понятие «общение» намного обширнее, чем наше «Привет!», «Пока!».

     Если заглянуть в прошлое, то нам, считающим себя людьми современными, станет просто стыдно. Ведь люди, уже начиная с XVI –XVI веков, общались на таком высоком уровне, что нам и не снилось. Сейчас мы оправдываемся перед самими собой, мол «бешеный век, нам и присесть - то некогда не то, что поговорить». И, утешая себя этой мыслью, продолжаем общаться на том же низком уровне.

     Общение между людьми - важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, формирование и развитие личности. Общение многогранно, прежде всего, по тому, что оно реализуется на разных уровнях: общаться могут страны и народы, партии и коллективы, и отдельные личности, соответственно этому и взаимодействие между сторонами в этом процессе будет различно о своей социальной значимости. Кроме того, общение может проявляться по – разному: быть опосредованным или непосредственным, различаться по видам и, наконец, в процессе него люди могут обмениваться мыслями, чувствами, опытом, трудовыми навыками и т.д.

     Общение выполняет так называемую регуляционно-коммуникативную функцию. В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства, мотивы поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки, складывается своеобразная иерархия ценностей. Не удивительно, что именно в общении человек познает и переживает свою значимость.

      В успешной организации педагогического процесса многое зависит от культуры воспитателя. Культура-это духовный запасник общества.

     В педагогическом общении происходит становление и взаимопроникновение субкультур педагога и воспитанника. Для того, чтобы общение состоялось, воспитатель должен понимать не только возрастные, психологические, индивидуальные особенности воспитанника, но и знать субкультуру ребёнка, его родителей – традиции, нравственно – психологический климат семьи.

     Культура педагогического общения – способность педагога воспринимать, понимать, усваивать, делать встречное движение, с достоинством и в соответствии с обстановкой держать себя, передавать содержание мысли, чувств, стремлений.

     Педагогическая этика – кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из профессиональной деятельности. Совокупность всех правил поведения и словесного обращения и составляет то, что называется этикетом.

     Каждое действие, каждое обращение необходимо сопровождать уместными к случаю ритуалами: «волшебными словами» - пожалуйста, спасибо, благодарю Вас и т. д. Важно всегда помнить, что сущность и значение этикета определяется внутренней готовностью одного человека помочь другому и тем, что называется деликатностью, тактичностью. Другими словами, не навязывать своего общества, оставаясь вежливым, стремиться не мешать другим, оставаясь свободным в совершении собственных действий. А это значить, в конце концов, что нельзя шуметь и перебивать в разговоре других. Желая высказать своё мнение, надо предварительно осведомиться, сказал ли собеседник всё, что он хотел, готов ли он выслушать Вас.

     Этикет слова и действия не должны вступать в противоречие с внешним видом человека, его одеждой. «По одёжке встречают, по уму провожают», гласит русская народная мудрость. Иными словами в общении важны и внешний вид, и сказанные Вами слова. Этикет регулирует общение, взаимодействия людей. Надо серьёзно, с умом относиться к этикету, к умению общаться. Правило довольно простое: то, что может быть неприятно Вам, неприятно окружающим.

     Итак, что же всё – таки необходимо, чтобы правильно общаться?

Надо, в первую очередь уважать собеседника, слушать его с возможным вниманием, не перебивая и давая высказаться, «не зашумлять» каналы связи. Необходимо так же, выглядеть соответствующим образом, чтобы не было рассогласования, стараться говорить только то, что думаем, дабы не вносить диссоциации. Эти способы общения помогут правильнее общаться и находить общий язык с людьми.

     Педагогическое общение – профессиональное общение педагога с учащимися, с детьми на занятиях и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на оптимизацию образовательной деятельности. Оно требует от педагога умения проникнуть в душевное состояние другого человека, познать субъективные, внутренние, психические аспекты и состояния.

      Игровое общение – профессиональное общение, так как игра – это норма жизни ребёнка, это средство вовлечения воспитанников в творческую деятельность. От педагога требуется умение войти в игровое состояние, перешагнуть стереотип взрослости и привычных представлений о игре, как о чём-то несерьёзном, умело использовать обучающий и игровой материал для творческого развития дошкольника.

     Необходимо развивать интеллектуальные способности у детей: умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, выделять существенное; самостоятельность мышления, логичность речи, темп мышлении и т.д.

     Большое значение для общения между воспитанниками и педагогами имеет психологический климат коллектива – настроение людей в коллективе, их душевные переживания и волнения, за которыми угадываются взаимоотношения. В условиях благоприятного психологического климата на эмоциональном уровне отражаются складывающийся характер делового сотрудничества, отношение к окружающей жизни. Показатели взаимоотношений – психологическая совместимость, взаимное уважение.

     Педагогическое требование было и остаётся основополагающим методом воздействия, так как педагогика общения не может быть нетребовательной. Нет профессионализма в общении, если у педагога отсутствует потребность наставлять, советовать, дисциплинировать. Главное в предъявлении требования – это уважение к личности ребёнка, гармоничное сочетание методов и приёмов педагогического воздействия.

Какие же методы педагогического общения, воздействия надо использовать?

  • Просьба, поощрение, одобрение, побуждение, доверие в мягкой доброжелательной интонации слова.

Общение – суть жизни людей. Главный метод гуманистического воспитания – доставлять ребёнку радость общения с нами, радость совместного познания, совместного труда, игры, отдыха. Обычная повседневная жизнь и характер взаимоотношения взрослых - это среда, в которой формируется личность будущего человека. Поэтому важно, чтобы наша повседневная жизнь , наше общение друг с другом стали образцом для подражания. Вера человека в людей, вера в собственные позиции – это первооснова для полнокровного общения между людьми и возвышения личности. Поэтому мы обязаны развивать и беречь веру в нас, веру в самого себя. Необходимо неукоснительно соблюдать профессиональную этику общения. В беседах с родителями никогда не следует давать советы и рекомендации в категоричной форме.

Соблюдение правил общения позволит педагогу создать каждому воспитаннику ситуацию успеха эффективно взаимодействовать снами, помогая раскрыть в себе индивидуальные возможности.

Какие же правила педагогического общения?

  • Педагогическое общение не терпит суетливости, пустозвонства. Слова не должны расходиться с делами.
  • Педагогическое общение – это требовательность к себе и окружающим во всём, что касается обучения и воспитания.

  • Лаконичность, динамизм общения зависят от вашей внутренней собранности в делах, поступках, речи.
  • Гнев никогда не должен затмевать ума и души, только терпение, внимание и настойчивость помогут педагогу решить поставленные в общении задачи.

Педагог обязан:

  • Уметь подсознательно оценивать степень своего педагогического влияния и воздействия, стараться находить единственно правильный выход из буквально любой, даже и невозможной ситуации общения.
  • Уметь признавать и исправлять свои ошибки, допущенные при общении, надо уметь мужественно пересмотреть свой метод, свою тактику общения, если оно не получается или получается плохо.
  • Быть чутким в общении – значит вникать в переживания всех. С кем имеешь дело.
  • Быть отважным в общении – это значит не теряться и не смущаться в любой обстановке общения, какой бы сложной она не была.
  • Трезво оценивать действительность, в том числе и собственные удачи, чтобы не впасть в манию величия, не зазнаваться после нескольких успешных шагов педагогического общения, и неудачи, чтобы не опуская рук, суметь преодолеть их.

Стремитесь точно ориентировать свою речь на конкретного ребёнка или группу детей, ощущать психологическую атмосферу в группе. Учитесь видеть себя со стороны , глазами детей.

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания человека.

Я.А.Каменский писал: «Педагоги должны быть приветливы и ласковы, не отталкивать от себя детей своим суровым обращением, а привлекать их своим отеческим расположением, манерами, словами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

культура педагогического общения

культура педагогического общения...

«КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ» (Практикум для педагогов) занятие 1

Проблеме общения и, в частности, педагогического общения всегда уделялось значительное внимание в педагогической теории и практике. В общении складывается важная система взаимоотношений, способствующи...

Коммуникативная культура педагогического общения с родителями

Мастер класс для педагогов  по педагогическому общению с родителями с тренингами, коллективными играми, индивидуальной работой и анализом конфликтных ситуаций....

Презентация для педагогов "Культура педагогического общения"

Педагог как участник образовательного процесса общается с коллегами, родителями и детьми. Поэтому важно владеть культурой педагогического общения для эффективного взаимодействия с собеседником....

Проект «От конфликта к культуре педагогического общения»

Данный проект будет интересен для администрации детского сада, старшего воспитателя, психолога. Он поможет разобраться в вопросах упреждения и разрешения конфликтных ситуаций, даст рычаги управления к...

Культура педагогического общения.

В презентации даются определения общения, педагогического общения и культуры ощения, описаны все функции педагогического общения. Подробно рассмотрены. понятия готовности к педагогическому общению и к...