Деловая игра «От конфликта к культуре педагогического общения».
материал

Воскресенская Светлана Александровна

Деловая игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра «От конфликта к культуре педагогического общения».

Цель: совершенствование форм и способов взаимодействия педагогов и родителей, обучение технике педагогического общения в работе с  родителями.

Упражнение «Яблоко».

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

В течение рабочего дня  воспитатель включается в широкий диапазон взаимоотношений с коллегами,  родителями, начальством по разным поводам. И, естественно, смена настроений, несхожесть взглядов  и т. д. И ситуация может перейти в конфликт.

Что же такое конфликт?

Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов.

 Конфликты надолго нарушают систему взаимоотношений, вызывают глубокое стрессовое состояние, неудовлетворённость своей работой.

Разрешение конфликтной ситуации во многом зависит от выбора стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации.

1.Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера. Исход конфликта очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на своё решение возникшей проблемы; вы уверены что ваше решение едиственно верное , у вас достаточно авторитета чтоб принять его.

2.Избегание характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера. Реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на её решение.

3.Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны. стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. Стиль наиболее эффективен, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте – « мы не можем выполнить свои желания, значит, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться».

4.Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным. Важнейшая задача – восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта; предмет разногласия не важен для вас, или вас не особенно волнует случившееся; считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную позицию; осознаёте, что, правда не на вашей стороне; чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.

5.Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон. может использоваться, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, т. к. требует более продолжительной работы. Цель его применения – разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать эмоции.

А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения «Яблоко и червячок». (Участники зачитывают свои ответы, ведущий комментирует их.)

Любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

Но  педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество.

И хотелось бы остановиться на

                                 Особенностях педагогических конфликтов:

  • ситуация конфликта обязывает педагога взять на себя инициативу в его разрешении.

  • Педагог несет  профессиональную ответственность за правильное решение выхода из конфликтной ситуации
  • Любая  ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются и другие участники –  педагоги, администрация, родители.

Любой конфликт разрешаем, но иногда родители  не стремятся к сотрудничеству. Невозможно заставить другого человека идти на компромисс, если он этого не хочет. Поэтому находясь в ситуации конфликта соблюдайте следующие рекомендации

1. Понимание другого - проявление эмпатии к собеседнику;

Почему человек ведет себя конфликтно? Причин может быть множество. Попробуйте встать на его сторону, поймите его.

2. Внутренняя безмятежность и сохранение достоинства. Стремитесь адекватно воспринимать и сознавать конфликт. Знайте себе цену

3. Первому сделать шаг к нормализации отношений. Ваша ответная агрессия — неконструктивна. Как правило, она вызывает еще большую агрессию.

Миролюбие — ваш союзник. Будьте готовы преодолеть свое самолюбие, признать свои ошибки, извиниться, если вы виноваты в какой-то доле. Пока вы считаете виновным другого, он будет защищаться и видеть виновным только вас. Будьте гибкими.

4.Не будьте мстительны. Человек, плохой для вас, абсолютно может не являться таковым для других.

А теперь, когда вы узнали о конфликтах немного больше, попробуем применить полученные знания на практике.

Воспитатель обращается к маме Димы с рассказом о том, что дети нового узнали на занятиях и с предложением закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко отвечает, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он «за это деньги получает».

Комментарий психолога: Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами.

 Данный конфликт невозможно решить путем сотрудничества, ведь заставить маму заниматься с ребенком невозможно. В данном случае лучше уклониться от конфликта, это поможет сохранить достоинство воспитателя, как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый Вам резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить совместно со старшим воспитателем и психологом стенд или ширму об организации занятий и игр дома, где размещать рекомендации по темам, конкретные игры, задания.

Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми.

Постарайтесь доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку "наиграться", что ограничение движений он воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще. Но все же задумайтесь над словами родителей, возможно, "нет дыма без огня".  

Иногда отзывы о детских садах напоминают передачу про интриги, скандалы, расследования. Кто то что то увидел или услышал, передал другому - так возникают сплетни…предшественники конфликта.

Послушайте притчу:

Один человек пришел к своему Наставнику и спросил:

- Знаешь ли ты, что сказал о тебе сегодня твой друг?

- Подожди, сказал Учитель,- просей сначала все то, что ты хочешь сказать через три сита.

- Три сита?

- Прежде чем что-то говорить, нужно трижды просеять это.

Во-первых, просеять через сито правды. Ты уверен, что все, что ты мне хочешь сказать есть правда?

- Да нет, я просто слышал…

- Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда это или нет. Тогда просеем это через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?

- Нет, напротив…

- Значит, продолжал Учитель,- ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но при этом даже не уверен, что это правда? Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли необходимо услышать мне то, что ты хочешь рассказать?

- Нет, в этом нет никакой необходимости…

- И так, заключил Наставник, в том, что ты хочешь сказать мне нет ни правды, ни доброты, ни необходимости. Зачем тогда говорить это?

Эти три обезьяны символизируют собой идею недеяния зла и отрешённости от неистинного. «Если я не вижу зла, не слышу о зле и ничего не говорю о нём, то я защищён от него»

 Желаю вам чтоб вы все были защищены от недопонимания и конфликтов с вашими родителями. Чтоб они и вы  всегда находили общий язык и стремились к сотрудничеству во имя общей цели и во благо наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

культура педагогического общения

культура педагогического общения...

Деловая игра с элементами тренинга «Построение эффективного общения и взаимодействия педагогов ДОУ с родителями»

Как вы думаете, почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, горы свернуть, а другие, как ни бьются, - не могут дозваться родителей ...

Проект «От конфликта к культуре педагогического общения»

Данный проект будет интересен для администрации детского сада, старшего воспитателя, психолога. Он поможет разобраться в вопросах упреждения и разрешения конфликтных ситуаций, даст рычаги управления к...

Деловая игра для родителей «Диалог как форма общения»

Привлечение внимания родителей к вопросу и проблеме формирования у детей конструктивных навыков общения....

Деловая игра «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников»

Деловая игра состоит из шести частей: разминка, тест «Испытываете ли Вы трудности в общении с родителями», «Копилка мудрых мыслей», решение педагогических ситуаций, упражнения ...

ДЕЛОВАЯ ИГРА «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников»

Тема публикации "Эффективное общение педагога с родителями воспитанников". Материалы предназначены для использования в работе  педагогами разных возрастных групп....