мастер-класс для педагогов ДОУ "Искусство общения"
консультация ( группа) на тему

Варушкина Марина Валерьевна

Мастер-класс направлен на обобщение представлений педагогов о процессе общения, формирование навыков эффективного взаимодействия с коллегами, детьми и родителями. Педагогам будут предложены игры и упражнения направленные на развитие умений выражать свои  чувства, эмоции; выстраивать диалоги, используя вербальные и невербальные средства общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chteniya.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель мастер-класса: Обобщить представления педагогов о процессе общения, показать конструктивные элементы общения, способствующие эффективному взаимодействию.

Задачи:

обучающие: упражнять педагогов в умении выражать свои  чувства, эмоции; выстраивать диалоги, используя вербальные и невербальные средства общения.

развивающие: расширять представление педагогов об элементах общения, влияющих на его эффективность.

воспитывающие: воспитывать чувство эмпатии, умение работать в группе.

Оборудование: магнитофон, запись релаксационной музыки

Раздаточный материал: карточки с текстом к упражнению «Стекло», «шапочки» с надписями: «Кричите на меня», «Хвалите меня», «Не замечайте, игнорируйте меня», цветные ленточки.

Ход мастер-класса:

Вводная часть: 2 минуты.

Думаю, вы согласитесь с тем, что умение грамотно общаться, компетентно выстраивать взаимодействие, различные виды контактов в наше время просто необходимо.

Известный французский писатель и мыслитель А.Сент-Экзюпери, оценивая значимость общения в человеческой жизни, определил его как «единственную роскошь, которая есть у человека». Но эта роскошь не даётся нам свыше, важно не только обладать ораторскими умениями. Искусству общения нужно учиться. Я постараюсь вам сегодня продемонстрировать некоторые важные моменты, связанные с невербальным общением, стилями общении, о которых мы знаем, но часто забываем или не используем.

Основная часть: 20 минут

Педагог – это профессия социальная, направленная на «взаимодействие» с людьми. В  ситуации общения мы  делимся  на  коммуникаторов  (те,  кто  передаёт  информацию) и  реципиентов (те,  кто  воспринимает  информацию). Как происходит процесс передачи и восприятия информации мы с вами посмотрим на примере упражнения «Рассказ».

Упражнение  «Рассказ» (искажение  информации).

Необходимо  3  участника.  Двое выходят  за  дверь. Первому  читается  текст,  его задача   запомнить  как  можно  больше информации и  передать  следующему  участнику.  

Запоминается  20% от  услышанной  информации и  запоминается  важная  для  человека  информация.

Первоначальная  информация  существенно  отличается  от  последнего   варианта.  Происходит  искажение  информации, каждый  реципиент,  становясь  коммуникатором  добавляет  свою  информацию.

Когда мы с вами ведём диалог, с родителем, детьми или коллегой, то используем невербальные средства общения.  К невербальным средствам относятся: поза, мимика, взгляд, жесты, интонация, дистанция, паралингвистика (ахи, вздохи).

Упражнение «Стекло»

Пара участников ведут диалог, используя только невербальные средства общения

- Здравствуйте, как поживаете?

- Спасибо, не очень хорошо…

- Что так?

- Много неприятностей…

- Что случилось?

- Поссорился с мамой… кошка заболела…деньги потерял…

- Нужна помощь?

- Спасибо, я как-нибудь сам…

- Успеха!

- Ты очень добр, спасибо.

Рефлексия упражнения. Насколько было сложно или легко понять, о чём говорилось в беседе? Мы с вами пользуемся невербальным общением практически постоянно. Важно помнить, что наш собеседник, будь то родитель, коллега или ребёнок так же пользуется невербальным общением, которое намного правдивее, чем наше вербальное общение. Мы можем видеть улыбку, а на самом деле, человек нам не рад, партнёр может сказать, что готов с нами сотрудничать, а руки и ноги его скрещены, что говорит об обратном. Поэтому невербальное общение используется как дополнение к вербальному. И пользоваться им нужно умело и осторожно.

Одним из наиболее значимых моментов является выбранный стиль, «манера» общения.

Приводится пример: 1 из участников – родитель, педагог–психолог -  воспитатель. Сейчас мы постараемся смоделировать ситуацию, а вы посчитайте, какое количество ошибок допустил педагог.

 «О, здрасьте, вы то мне и нужны. А то всё ваша бабуля приходит. Короче, ой, как вас там, всё время забываю… да, да.  В общем, у нас учителя приходят из школы на собрание. Вы же в школу идёте. Придут, будут что-то рассказывать. Сможете прийти, придёте, там объявление висит. (обращается к детям «Так я кому сказала, оставь Диму в покое)». Уходит.  

Проходит обсуждение диалога. Выявляются ошибки, допущенные педагогом.  Я, конечно, немного утрирую ситуацию, однако некоторые моменты присутствуют в нашем повседневном общении с родителями. В данном случае мы не увидели самых элементарных норм этикета, не говоря уже о речевом стиле в целом. Проведение родительского собрания семинара для родителей не терпит  бытового стиля. В конфликтных ситуациях лучше придерживаться официально-делового стиля.

Общаясь с людьми, мы с вами не замечаем, что пользуемся стереотипами. В общении с разными людьми мы  ведём себя по-разному.

Игровое упражнение «Стереотипы». Несколько педагогов надевают на себя различные шапочки с утверждениями «Кричите на меня», «Хвалите меня», «Не замечайте, игнорируйте меня». Педагоги обсуждают какую-либо проблему, ориентируясь на «социальную установку», каждого участника.

Рефлексия упражнения. Как вы думаете, что было написано на ваших шапочках? Как вы себя чувствовали?

В ситуации общения шапочек на человеке, конечно же, нет, но мы с вами часто прибегаем к стереотипам, что не желательно.

Упражнение «Дождь в джунглях»

Цель: достижение мышечного расслабления, снятие внутреннего напряжения

Становимся в тесный круг друг за другом.

Представьте, что вы оказались в джунглях. Погода сначала была великолепная, светило солнце, было жарко и душно. Вдруг подул легкий ветерок. Прикоснитесь к спине стоящего впереди человека и совершайте лёгкие движения руками. Ветер усиливается (давление на спину увеличивается). Начался ураган (сильные движения). Затем пошел мелкий дождик.  А вот начался ливень (движения пальцами ладони вверх-вниз). Пошел град (сильные постукивающие движения всеми пальцами).

Снова пошел ливень, застучал мелкий дождь, пронесся ураган, подул сильный ветер, затем он  стал слабым, и все в природе успокоилось. Опять выглянуло солнце.

Заключительный этап: 5 минут

Любые объекты при взаимодействии друг с другом оставляют след. Представьте камень брошенный на землю, след остается и на земле и на камне. Поставим ручку на лист бумаги….След останется и на листе, а у ручки останется меньше чернил… Также и люди, взаимодействуя друг с другом оставляют частичку себя в другом. Общение-это тоже взаимодействие. Хорошо, когда это общение оставляет положительный след…

Рефлексия мероприятия. Я попрошу вас поделиться теми впечатлениями, которые оставило моё мероприятие у вас. Для этого у меня есть ленточки. Если сегодняшняя информация была для вас полезной и пригодится для дальнейшего выстраивания общения, возьмите пожалуйста красную ленточку и повяжите себе в форме бантика или браслета. Если же информация была для вас знакомая и малополезная, возьмите жёлтую ленточку.

Тема общения достаточно объемная, и за один мастер-класс, охватить её невозможно. Я пыталась продемонстрировать важные моменты, учитывая которые, мы сможем более эффективно построить образовательный процесс.

Благодарю за внимание.


Приложение

Упражнение «Рассказ»

Был тёплый, осенний денёк. Это была пятница. Я шла с работы, В сумке лежали книжки, нужно за выходные составить план пректной деятельности «Золотая осень». Хотя сумка была тяжёлая, я решила зайти в магазин, потому что сегодня был день зарплаты. Я перешла дорогу, улыбнулась знакомому водителю в синей машине и зашла в магазин. Купила батон, молоко, колбасу и немного своих любимых конфет. Выйдя из магазина я встретила старую приятельницу, поболтали ниочём и я пошла домой. Подходя к дому увидела маленького котёнка, он игрался с осенним листком. Я улыбнулась и поднялась в квартиру.

Упражнение «Стекло»

Пара участников ведут диалог, используя только невербальные средства общения

- Здравствуйте, как поживаете?

- Спасибо, не очень хорошо…

- Что так?

- Много неприятностей…

- Что случилось?

- Поссорился с мамой… кошка заболела…деньги потерял…

- Нужна помощь?

- Спасибо, я как-нибудь сам…

- Успеха!

- Ты очень добр, спасибо.

Упражнение «Стекло»

Пара участников ведут диалог, используя только невербальные средства общения

- Здравствуйте, как поживаете?

- Спасибо, не очень хорошо…

- Что так?

- Много неприятностей…

- Что случилось?

- Поссорился с мамой… кошка заболела…деньги потерял…

- Нужна помощь?

- Спасибо, я как-нибудь сам…

- Успеха!

- Ты очень добр, спасибо.