Мастер класс "Использование словесных игр в общении с детьми"
материал на тему

В данном материале представлен мастер класс для педагогов по применению словесных игр и упражнений, направленных на развитие речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_na_seminar.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад  №42 «Аленький цветочек» ЗМР РТ

Мастер-класс

«Использование словесных игр в общении с детьми»

Воспитатель I кв. категории

Степанова Е.В.

Инновационная направленность

В своей педагогической практике, и конкретно в данном мастер-классе, применяю словесные  игры, упражнения направленные на речевое развитие, поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам и общение между ними, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.

Задачи следующие:

Обучающие:

• Повысить речевую активность посредством элементов игровой деятельности;

Развивающие:

• Развивать речевые контакты ребёнка со взрослыми и детьми;

Воспитательные:

• Воспитывать культуру речи.

Ход мастер класс

Вступительное слово

     Проблема межличностных отношений - одна из важных проблем нашего времени.

     В общении между детьми наиболее ярко проявляются и формируются их взаимоотношения, Общение со сверстниками является необходимым условием для развития ребенка.

     Потребность в общении со сверстниками возникает тогда, когда потребность в общении со взрослыми уже удовлетворена. Благополучные групповые взаимоотношения - необходимое условие успешного взаимодействия детей, в том числе в игровой деятельности, а поэтому их нарушения могут негативно сказываться на всем процессе психического развития ребенка. От того как складываются отношения ребенка в группе, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения и то, как ребенок будет относиться к окружающему его миру.

     Общение со сверстниками - жесткая школа социальных отношений. Именно в условиях общения со сверстниками ребенок сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения. Взаимодействие ребенка со сверстниками - это не только прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир, но и возможность общения мальчиков и девочек. Дети дошкольного возраста активно интересуются друг другом, у них появляется выраженная потребность в общении со сверстниками.

     В условиях социального дошкольного воспитания, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество. А это во многом зависит от нас - педагогов.

Приоритет в моей работе по формированию речи и речевого общения занимают словесно-речевые игры, речевые упражнения и ситуации активирующего общения, которые играют одну из главных ролей в развитии речи и пополнении словарного запаса.

Словесные игры я использую как часть занятия по развитию речи, включаю  их в викторины, а также, как элемент развлечения, в режимные моменты, на прогулках, на  детских праздниках. Хочу представить вашему вниманию игру «синквейн».

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Это маленький стих, состоящий из трёх строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

 Правила составления синквейна

  1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
  2. Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
  3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
  4. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
  5. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Пример синквейна «Наша группа».

Наша группа
Весёлая, дружная
Учимся, играем, танцуем
Наш любимый край
Мы — дружные!

Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:
Условные обозначения:

  • слова-предметы (существительные)
  • слова-признаки (прилагательные)
  • слова-действия (глаголы)
  • слова-предметы (существительные)

Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память…..

В чём же его эффективность и значимость?

  • Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
  • Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
  • Синквейн является игровым приемом.
  • Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами. Давайте попробуем вместе составить синквейн «Семья»

  1. Семья
  2. Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)
  3. Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется…)
  4. Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)
  5. Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка общества. Мой дом! Любимая. Родная).

Примеры некоторых синквейнов, для игры с участниками семинара

Огонь.
Яркий, теплый.
Освещает, греет, очищает.
Хоронит груз прошлого под пеплом.
Жар!

Несчастная любовь.
Напрасная, неразделенная.
Ранит, колит, убивает.
Безумное чувство, приносящее боль.
Слезы.

Депутат.
Умный, честный.
Говорит, спорит, обсуждает.
Мало у нас порядочных и честных депутатов в стране.
Власть.

Зарплата

Белая, большая

Начисляется, тратится, повышается

Деньги это преимущество качественной жизни

Бумага

 Выводы о синквейне:

Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.

Синквейн помогает пополнить словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Составить синквейн получается у всех.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логопедом словесных игр в работе с детьми над автоматизацией звуков.

Cистематическое, многоплановое использование словесных игр, привлекательных для детей, способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы по автоматизации поставленных...

Статья: «Словесное обозначение чувственной информации, получаемой детьми старшего дошкольного возраста с ослабленным зрением, при освоении предметного мира».

Данные проведенных исследований указывают на недостаточность развития чувственной основы становления речи у детей при нарушенном зрении, что проявляется в разрыве между чувственной информацией о предм...

Метод словесного рисования при работе с детьми дошкольного возраста.

Метод словесного рисования при работе с детьми дошкольного возраста на примере сказки....

Мастер класс для родителей, совместно с воспитанниками старшей группы на тему "Роль игры в формировании общения между детьми дошкольного возраста»

Мастер класс для родителей, совместно с воспитанниками старшей группы на тему "Роль игры в формировании общения между детьми дошкольного возраста»...

Практикум «Психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми» и пути решения по оптимизации общения с детьми.

Практикум «Психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми» и пути решения по оптимизации общения с детьми. Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов...