перспективное планирование по экологическому воспитанию
материал (старшая группа) на тему

Кирова Надежда Николаевна

перспективный план по экологическому воспитанию в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_po_ekologii_v_starshey_gruppe.docx33.95 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план по экологии в старшей группе

Составила воспитатель: Кирова Н.Н.

Тема занятия

Цель и задачи наблюдений

Форма работы

Сентябрь.

Овощи и фрукты на

нашем столе.

     Грибы.

    Осень.

В хороводе деревьев.

Октябрь.  

" Зелёная аптека."

Мир растений.

"Домашние

животные."

Ноябрь.

" Волшебница вода."

"Как дикие звери

готовятся к

зиме." 

Песок, глина,

камень, почва.

Воздух.

Декабрь.

Лесные жители.

В гостях у птиц.

"Как помочь

зимующим

птицам."

Январь.

Зимушка -зима.

Белый снег пушистый.

Путешествие в зимний лес.

Февраль.

"Комнатные растения."

Стекло и металл.

Жизнь птиц зимой.

Март.

Весна - красна.

Путешествие по Красной книге.

Бумага, древесина,

ткань.

Апрель.

Человек - живой организм.

Земля - мой дом.

Насекомые - наши помощники.

Май.

Природа и люди.

Одуванчик.

Хлеб - всему голова.

Чудо - ягода.

 

Закрепить представления

детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение).

 чувства, речь, внимание.

 

Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов.

Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

 Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина).Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию.

Познакомить детей с новыми

лекарственными растениями:

ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к  растениям.

Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства.

 Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным.

 Продолжать знакомить со

 со свойствами и признаками   воды (вода может быть   холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным  его состоянием. Расширять знания детей о значении воды  в нашей жизни.

 

 Обобщить представления детей о жизни диких зверей .в зимний период года .Прививать добрые чувства  к диким животным.

 Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представления о том, как образуется перегной.

  

 Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.

Дать  первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным.

 

Продолжать знакомить    детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим"

 Обобщить представления детей о птицах как живых существах . Учить проявлять заботу

 Расширять представления детей   о сезонных изменениях в  природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.

  Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и  зависимости свойств снега от температуры воздуха (на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным

 Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их  влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.

 Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань) и со способами их черенкования. Закрепить названия знакомых комнатных  растений  (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

Уточнить представления детей о жизни зимующих птиц, сформировать желание помогать им, показать взаимосвязь с живой и неживой природой, развивать мышление; воспитывать доброе отношение к природе.

Уточнить знания  детей о последовательности весенних изменений в природе (увеличения продолжительности дня, повышения температуры воздуха, рост и цветение  растений, изменение в жизни животных, появление насекомых, прилёт птиц, воспитывать чувство любви к природе.

  Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживания, умение видеть взаимосвязь в природе. .Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.

 

Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки.

Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления

детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.

Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна),  о звёздах. .Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации..Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими.

 Дать элементарные знания

 о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.
Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

Расширять знания детей о деревьях. Воспитывать бережное отношение к родной природе.

Познакомить с лекарственным растением - одуванчик.

.Закрепить  знания о строении и назначении одуванчика. Развивать наблюдательность.

Уточнить представления о последовательности роста и развития растения.

Познакомить детей с процессом выращивания хлеба: дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол; обратить внимание  на содержание  труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду.

 Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах)

 

  Наблюдения.  

Д/игра" Чего не стало."

"Угадай на ощупь."

"Узнай по описанию.

Беседа " Что нам осень принесла."

Чтение Ю. Тувим " Овощи."

Пальчиковая гимнастика " Засолка

   капусты."

 

Загадки Лесовичка о грибах
-Рассматривание муляжей грибов,  иллюстраций.
-Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении
-Аппликация "Поможем белочке заготовить грибы"-Рассматривание иллюстраций, муляжей.

Наблюдения за состоянием погоды на участке
-Наблюдения за трудом взрослых
-Чтение стих-я Ерихеева "Осень"
-Рассматривание картины "Времена года"
-Дидактические игры:
"Найди такой листок, как на дереве"
"Кто скорее соберёт"
"Так бывает или нет"
"Детки на ветке"
-Игра "Какая сегодня погода"
-Развлечение "Осень разноцветная"

Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев
-Отгадывание загадок
-Игра "Дорисуй листочек", "Соедини листья с плодами"
-Дидактическое лото "С какого дерева листочек"
-Рисование "Разноцветные листочки"
-Чтение стих-я А. Майков "Кроет уж лист золотой"
-И. Токмакова "Сосны"

-Беседа о лекарственных травах
-Загадки
-Рассматривание иллюстраций с растениями
-Доктор лечит от простуды: "Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя"

Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений
-Чтение рассказа "Зелёные страницы"
-Беседа "Мой любимый цветок"
-Дидактические игры:
"Собери букет"
"Узнай растение"
-Рисование "Поляна цветов"
-Опыт "Что любят растения",
"Как развивается растение"

  • Отгадывание загадок о домашних животных
  • Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных
  • Создание альбома о кошках
  • Создание фотовыставки «Мой четвероногий друг»
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные
  • Дидактические игры:
    "Назови детёнышей"
    "Какая польза от домашних животных"
    "Кто, где живёт"
  • Игра "Угадай, это зверь или птица?" (по модели)
  • Сравнение живой кошки и игрушечного котёнка
  • Чтение сказки "Как собака друга искала"
  • Драматизация сказки "Три поросёнка"

-Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"
-Игра "Как сосулька превратилась вводу"
-Изготовление цветных льдинок
-Взаимодействие воды и снега
-Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды)
-Дидактическая игра "Вода"
-Опыт с водой
- Чтение рассказа Николаевой "Путешествие капельки"

Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу"

Настольный театр: "Маша и медведь"

   -Опыт с песком, глиной
- Опыт: как почва влияет на рост и    развитие растений (рыхление, прополка, удобрение)
-Рассмотреть песок, глину   (сравнить)

Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет)
-Надувание мыльных пузырей
-Пузырьки-спасатели
-Надувание шаров
-Поиск воздуха
-Загадочные пузырьки
-Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения)
-Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей

Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу"
-Игра- имитация "Звериная зарядка"
-Дидактические игры:
"Найди детёныша".
"Кто, что ест", "Кто, где живёт"
-Театр на фланелеграфе "Маша и медведь"
-Настольный театр "Снегурушка и лиса"
-Рисование "животные в лесу" (трафарет)
-Сюжетно-ролевая игра "Зоопарк"
-Сказки "Лисичка-сестричка и волк",  "Заюшкина избушка"
--Рассказ Е. Чарушина "Что за зверь?"
-Рассказ Н, Носов "Лисята"

-Беседа о зимующих и перелётных птицах.

-Отгадывание загадок

-Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

-Дидактические игры: "Кто, где
живёт".
"Нарисуй птицам дорожку в сказку.

 -Рассматривание альбома "Пернатые друзья"

-Рисование "Чудо- птица" (по мотивам дымковской игрушки)

-Чтение стихотворения:"Покормим птиц зимой".

Изготовление с детьми кормушек для птиц. Беседа: "Чем мы угостим синичку и воробья"

 Наблюдения за птицами на участке

-Беседа о зиме
-Рассматривание картины "Зимние забавы"
-Рассказ и рассматривание картины "Как зимуют дикие звери"
-Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу
-Диафильм "Зима в лесу"
-Рассматривание картины К. Коровин "Зима"
-Аппликация "Деревья зимой"  (коллективная, обрывание полосок)
-Рисование "Зимушка- зима"
-Лепка из снега крупных фигур (совместно со взрослыми)

Опыт со снегом
-"Нужен ли зимой растениям снег?"
-Цветные льдинки
-Рисование "Снежинки"
-Постройка горки с помощью взрослых

  • Беседа о зиме
  • Рассматривание картины "Зимние забавы"
  • Рассказ и рассматривание картины "Как зимуют дикие звери"
  • Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу
  • Рассматривание картины К. Коровин "Зима"
  • Аппликация "Деревья зимой"  (коллективная, обрывание полосок)
    -Рисование "Зимушка- зима"
  • Лепка из снега крупных фигур (совместно со взрослыми)
  • Чтение сказки "Зимовье"
  • С. Козлов  "Зимняя сказка"
  • А.Фет "Мама, глянь-ка из окошка:"И. Суриков "Зима"

 Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями"
-Игра "Какого  растения не стало"
-Пальчиковая гимнастика "Посадим цветы"
-Рассматривание растений
-Опыт по ознакомлению с потребностями растений  (свет, тепло, влага, почвенное питание)
-Игра "Цветы"
-Беседа о строении растений
-Беседа об уходе за комнатными растениями
-Дидактические игры "Живые картинки",
"Опиши, я отгадаю"
-Рассматривание картины "Цветущий кактус"
-Лепка "Кактус"

-Опыт со стеклом, металлом
-Сравнение предметов
-Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"
-Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов

-Беседа  о зимующих птицах.

- Чтение отрывка  из рассказа К.Д. Ушинского "Проказы старухи зимы."

- Игра с мячом "кого чем угостим?"

-Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна"
-А. К. Саврасов "Грачи прилетели"
-Стих-е С. Вангели "Подснежники"
-Дидактические игры : "Какие животные живут в лесу", "Когда это бывает", "- Где будут первые проталинки?-Где снег не тает?
-Где быстрее наступит весна?
-Рисование  "Волшебница весна"
-Театр "Заюшкина избушка"
-В. Берестов "Песенка весенних минут"
-М. Пришвин "Мать-и -мачеха", "Одуванчик", "Ребята и утята"
-Игра "Покажи птиц, которые прилетают весной"

-Игровое упражнение "Посели цветы там, где они выросли"
-Игра "Где живут животные"
-Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его"
-Рассматривание  Красной книги, беседа

-Оригами из бумаги
-Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов
-Беседа
-Опыт с бумагой, древесиной

Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека.
-Дидактическая игра "Валеология"
"Понюхай и отгадай"
-Беседа о потребностях человека.
-Рассказ о вредных привычках.
-Язычок- помощник
-Игра "Угадай на вкус"
-Гимнастика для глаз

Беседа "Где я живу"
-Сравнение речки, болота, моря
-Рассматривание картины "Семья дома"
-Рассматривание семейных фотографий
-Дидактические игры:
"Рассели животных"
"Кто живёт на суше, а кто в воде"
"Наша семья"
-Беседа о звёздах

-Рисование" Звёздное небо."


- Отгадывание загадок
-Наблюдения за насекомыми
-Рассматривание иллюстраций
-Дидактические игры:
"Найди насекомых, поедающих листья"
"Как спрятаться бабочкам
-Чтение стих-й М. Пришвина: "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В. Зотова "Лесная мозаика")
-Рисование "Божья коровка"
-Лепка "Зелёная гусеница"

-Рассматривать иллюстрации с  изображением деревьев.

- Чтение рассказов, заучивание стихотворений.

- Беседы о лесе, деревьях.

-Рассматривание картины Шишкина "Дубовая роща."

-Загадки об одуванчике.

 - Чтение стихов.

-Беседа.

-Изучение строения.

- Составление рассказа "Путешествие семечка."

-Чтение отрывка из сказки "Колосок" и беседа по прочитанному.

-Д/игра "Угадай на вкус."

-Пословицы о хлебе.

-Рассматривание иллюстраций:

"Вспашка." "Посев", "Уборка,"

"Появление всходов,"

"Хлеборобы."

-Отгадывание загадок
-Дидактическая игра "Лесные и садовые ягоды"

Перспективный план

 по экологии

в старшей группе

                                                                                       Воспитатель: Кирова Н. Н.