Консультация для воспитателей "Творчество с помощью ТРИЗ"
консультация по теме

Нечипорович Валентина Евгеньевна

консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx30.97 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема: «Творчество с помощью ТРИЗ»

Подготовила: воспитатель

МКДОУ «Шварцевский д/с»

Нечипорович Валентина Евгеньевна

Цели:

  • систематизировать знания педагогов в области ТРИЗ-педагогики;
  • способствовать формированию творческой личности, которая может успешно ориентироваться в общественной жизни, решая нестандартные задачи;
  • определить типичные качества творческой личности.

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, основанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером (родился 15 октября 1926 г.), изобретателем, писателем-фантастом (псевдоним Генрих Альтов).

В 1946 году двадцатилетний ГС. Альтшуллер решил создать то, чего еще не было. Его интересовало, существуют ли какие-то специальные системы, законы, приемы, методы, по которым работают изобретатели.

Поначалу Генрих Саулович выявил некоторые закономерности системы, которые вылились в АРИЗ (Алгоритм решения изобретательских задач). Подход ГС. Альтшуллера был необычным. Он изучал не то, что происходит в голове изобретателя, а законы развития техники. Позже АРИЗ был переименован в ТРИЗ.

В 1989 году в г. Петрозаводске ГС. Альтшуллером была создана Ассоциация ТРИЗ. ТРИЗ «подняла голову» во второй раз, и ее идеи вышли на большую арену. ТРИЗ поначалу касалась техники, но теперь ее с успехом используют в различных областях.

Осенью 1987 года ТРИЗ попадает в детский сад. В г. Находке руководители семинара по ТРИЗу для инженерно-технических работников попросили провести занятия в школе, но их привезли в детский сад. Это недоразумение подсказало тризовцам, что и с дошкольниками можно и нужно заниматься тризовскими приемами.

Для детей дошкольного возраста в ТРИЗе выделились разделы: РТВ (развитие творческого воображения) и РТС (развитие творческих способностей). Это самые игровые разделы ТРИЗа.

Развитое воображение, а тем более творческое, необходимо для любого человека, и развивать его надо с раннего возраста.

Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Существуют два вида воображения (по Л. Выготскому):

  • воссоздающее — это представление новых объектов в соответствии с их описанием,схемой;
  • творческое — самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности.

Дети любят фантазировать, мечтать, придумывать что-то интересное, необычное. Как бы ни складывалась наша жизнь, перед ребенком необходимо открыть как можно больше путей и уж, конечно, помочь ему вступить в мир творчества, воображения и фантазии.

Может быть, если мы сумеем понять, с чего начинается творчество, развивается воображение в детстве, мы сумеем найти пути к творческой свободе для всех. Пусть не в равной степени, но каждый получит возможность совершать свои маленькие открытия — на работе, дома, в отношениях с друзьями. И жизнь наша получит новое озарение от радости этих открытий.

Вспомните прошедшие дни, месяцы жизни, вы заметите, что очень немногие из них отличаются друг от друга. Но именно те, в которые произошло что-то необычное, особенное, да еще придуманное вами, запоминаются как самые яркие и праздничные. То же самое и у детей. Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. У дошкольника вся его жизнь пронизана фантазией, творчеством.

Школа предъявляет особые требования к памяти, мышлению, и нередко воображение ребенка, не получив должного развития в дошкольном возрасте, постепенно тускнеет и уж далеко не всегда проявляется у взрослых. Обратимся к школе. Основная концепция посредственной школы — приучать учеников к запоминанию материала. В хорошей школе требуется понимание материала, и лишь отдельные учителя могут подготовить ребенка к сотворению нового материала.

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» (А. Дистервег).

В тех случаях, когда взрослые поддерживают искру творчества и фантазии в ребенке, воображение его может принести чудесные плоды в более старшем возрасте. Следует отметить, что развитие воображения ребенка требует особого внимания еще и потому, что в детском творчестве проявляются личность ребенка, его эмоции, чувства, настроение. Н.А. Ветлугина отметила, что в творчестве ребенок активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих - новое о себе.

Очень ярко проявляется творческое воображение в игре. Не секрет, что игры наших детей бедны еще и оттого, что у детей недостаточно развито именно творческое воображение. Ребенок не может придумать что-то новое, его этому не учили. А если ребенок и начинает фантазировать, выдумывать, задавать самые неожиданные вопросы, экспериментировать с самыми неподходящими вещами, мы начинаем испытывать неудобства.

Кому нужны детская неуемная фантазия, нетерпимость к стандарту, желание поспорить и не согласиться. Отсюда вопрос: хотим ли мы, чтобы у нас росли «неудобные» творческие дети? Налицо противоречие: обществу для продвижения вперед нужны творцы, а школа не формирует у учеников творческий тип деятельности.

«В возрасте от 3 до 7 лет ребенок должен спрашивать со скоростью 31 вопрос в час. А к какому общению привыкли наши дети? Вопрос - и сразу готовый ответ, совершенно не заставляющий думать! И вырастает потребитель, умеющий переработать полученную информацию, а вот добыть, узнать, сотворить новое — он не привык, не может, не научили» (А.М. Страунинг).

Стихотворение в прозе

Однажды маленький мальчик отправился в школу. Это был совсем еще маленький мальчик. А школа была очень большая. Но когда маленький мальчик понял, что можно попасть в класс прямо через дверь во дворе, он почувствовал себя довольным, а школа уже не выглядела такой большой.

Однажды утром, когда мальчик пробыл в школе уже некоторое время, учительница сказала: «Сегодня мы будем рисовать». Он любил рисовать, он умел делать различные рисунки львов и тигров, кур и коров, поездов и кораблей. И он взял свою коробку карандашей и начал рисовать. Но учительница сказала: «Подождите, еще не время начинать!». И она ждала до тех пор, пока все не приготовились. «Теперь, - сказала учительница, -мы будем рисовать цветы». «Здорово!» - воскликнул маленький мальчик. Он любил рисовать цветы. И он начал рисовать великолепные цветы розовым, оранжевым и синим карандашами. Но учительница сказала: «Подождите, я вам покажу, как надо делать!». И она нарисовала красный цветок с зеленым стебельком. «Вот, - сказала учительница, -теперь вы можете начинать». Маленький мальчик посмотрел на цветок, нарисованный учительницей. Затем посмотрел на свои цветы. Ему больше нравились свои цветы. Но он этого не сказал. Он просто перевернул листок и нарисовал цветок такой, как у учительницы. Он был красным с зеленым лепестком.

В следующий раз он самостоятельно открыл дверь, учительница сказала: «Сегодня мы будем заниматься лепкой». «Хорошо!» - подумал мальчик, он любил лепку. Он умел делать различные штучки из глины, но учительница сказала: «Подождите, еще не время начинать. И она ждала до тех пор, пока все не приготовились. «Теперь, - сказала учительница, - мы будем делать блюдо». «Здорово!» - подумал маленький мальчик. Он любил делать блюдо. И он начал их лепить: всевозможных форм и размеров. Тогда учительница сказала: «Подождите, я покажу вам, как делать». И она показала всем, как сделать большое глубокое блюдо. «Вот, - произнесла учительница, - теперь можете начинать». И маленький мальчик сделал такое блюдо.

Но родители мальчика переехали, и ему пришлось поменять школу. Эта школа была еще больше, чем прежняя. В ней не было двери, ведущей с улицы прямо в класс. Он должен был подняться по большим ступенькам и пройти по длинному коридору, чтобы подойти к классу. В первый день учительница сказала: «Сегодня мы будем рисовать». «Ура!» -подумал маленький мальчик и начал ждать, когда учительница скажет, как делать. Но учительница ничего не сказала, она просто прогуливалась по классу. Когда она подошла к маленькому мальчику, она сказала: «Ты не хочешь рисовать?» «Хочу, - ответил мальчик. - А что нужно рисовать?». «Я не знаю, пока ты этого не нарисуешь», - сказала учительница. «И не важно, каким цветом?» - спросил мальчик. «Не важно, - сказала учительница, - если бы все сделали один рисунок, как бы я узнала, кто что нарисовал и чей это рисунок?». «Я не знаю», - сказал маленький мальчик.

И он начал рисовать красный цветок на зеленом стебле.

(В.А. Степихова. Педагогическая мастерская/ЛНачальная школа, №1/1999.)

Прочитав это стихотворение, стоит задуматься: о какой творческой личности может идти речь? Маленькие мученики отжившей системы — механическое повторение, механическое заучивание, копирование... Творца, первооткрывателя вытеснил исполнитель.

И все-таки взрослые поняли, что человека легче учить, чем переучивать. Что личность —она уже и в год личность, в отличие от взрослого думает постоянно, на каждом шагу решая глобальные для своего возраста проблемы, ежеминутно сталкиваясь с противоречиями и необъяснимыми законами природы. Вот тут-то и можно было помочь ему в познании мира, научить ребенка думать неординарно, научить искать, решать свои проблемы самостоятельно.

Цель ТРИЗа - сделать так, чтобы каждому человеку было доступно творчество самого высокого уровня. Воспитать творческую личность может только творческий педагог.

Главная цель ТРИЗа - формирование творческой личности, которая может успешно ориентироваться в общественной жизни, решая нестандартные задачи.

ТРИЗ — это и теория развития творческой личности. Типичные качества творческой личности были сформированы Г.С. Альтшуллером и его учеником И.М. Верткиным:

  • наличие достойной цели;

  • наличие планов достижения цели;

  • высокая работоспособность;

  • умение решать творческие задачи;

  • умение продолжать работу, несмотря на трудности, неудачи.

Для того чтобы личность развивалась творчески, нужно запомнить 10 заповедей или условий развития творческой личности (А. Страунинг, Л. Курбатова):

  • Начинать развивать ребенка надо как можно раньше.

  • Безопасное окружение ребенка в психологическом плане, так как ребенок в силу неустойчивости психики может быть напуган новым, неизвестным.

  • Каждый день работы — поиск. Педагог не должен давать готовых ответов, раскрывать истину, ребенок должен ее находить сам. «Помоги мне это сделать самому» (М. Монтессори).

  • Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем: в каждом предмете, явлении, веществе, событии (игра «Хорошо — плохо»). Постоянно создавать противоречия.

  • Учить разрешать противоречия. С помощью приемов и методов познакомить с ними детей.

  • Большая свобода в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способов работы.

  • Свобода должна быть разумная, а помощь — ненавязчивая.

  • Помочь ребенку справиться с разочарованиями, сомнениями, иногда с завышенной самооценкой (когда мое — самое лучшее), уважать чужие идеи, мнения.

  • Спокойное, аргументированное объяснение, что на многие вопросы не всегда можно ответить, иногда на это уйдет время.

  • Не давать отрицательных оценок (нет, неверно, неправильно).

           Все, что ребенок аргументирует, — верно, это его точка зрения, и ее

           надо уважать.

Основным средством педагогического воздействия в ТРИЗ-педагогике является система творческих заданий. Предлагая дошкольникам эти задания, важно учитывать дидактические принципы (А. Гин «Приемы педагогической техники»).        

Свобода выбора — в любой деятельности нужно предоставлять ребенку право выбора.

Открытость — ребенок должен работать с задачами, не имеющими одного правильного решения, он должен находить разные способы этих решений.

Деятельность — постигая новое или закрепляя старое, ребенок должен действовать.

Обратная связь — педагог контролирует, проверяет усвоение детьми знаний, умений, так как в новых творческих заданиях могут быть элементы предыдущих.

Идеальность — творческие задания не требуют специального оборудования, а могут быть спонтанными, неожиданными.

Порой мы очень хотим решить какую-либо проблему, используем, как нам кажется, многие способы, но ответа не достигаем. Все дело в том, что мы привыкли к стереотипам, к которым нас приучили с детства. Если ель, то обязательно зеленая, если дом, то обязательно с крышей, с трубой, если газета, то бумажная...

А почему елка не может быть голубой, цветной? Дом можно изобразить в виде норки для животного, а газета может быть телевизионной или лесной.

Это в нас срабатывает психологическая инерция, и человек идет по стандартному, наиболее привычному пути.

Что же порождает психологическую инерцию, так называемые психологические барьеры:

  • Желание не отличаться от других, быть, как все, не быть «белой вороной».

  • Боязнь критики, боязнь показаться глупым, смешным.

  • Боязнь трудностей, парадоксов, противоречий.

  • Страх перед дефицитом времени.

  • Боязнь вторгнуться в «чужую» область, показаться дилетантом в ней, «зайти со своим уставом в чужой монастырь».

  • Завышенная самооценка, излишняя самоуверенность.

  • Функциональное зрение: видеть только определенную функцию данного предмета или явления (карандаш — только для рисования, а он может быть и ручкой для флажка, колышком и т.д.), мышление в одной плоскости.

Методы снятия психологической инерции

 Антисистема.

Мы не даем терминов, а объясняем данное понятие. Термин — неотъемлемая часть знаний. Он помогает специалистам понимать друг друга, повышает эффективность их работы. Но для изобретате​ля термин — помеха, ширма для психологической инерции.

Например, мы просим детей нарисовать то, на чем можно сидеть, при этом не называем термин — «стул». Или предлагаем нарисовать то, где можно жить (вместо того чтобы назвать термин — «дом»).

Начинаем вместе с детьми перечислять действия наоборот.

Например, вносим в группу хрупкий предмет (телевизор) и, вме​сто того чтобы начать читать детям нотации (нельзя его трогать, включать самостоятельно, стучать по нему и т.д.), спрашиваем у детей: отчего может сломаться этот предмет? (Он может сломать​ся, если мы его будем неправильно включать, стучать по нему и т.д.) При этом дети сами сделают выводы, как обращаться с вещью.

Эмпатия.

Эмпатия — вчувствование, вживание. Человеку надо вжиться в данный образ, войти в роль кого-либо или чего-либо. При этом ребенок начинает говорить и действовать от имени этого объекта. Например, можно попросить детей описать яблоко. И вы увидите, насколько скудным будет описание.

А можно его описать с точки зрения червяка, живущего в ябло​ке, яблони, воробья, сидящего на яблоне, и т.д. С помощью этого метода можно работать с картиной. Дети заранее определяются, кем или чем они будут на этой картине (стулом, окном, нежным цветком и т.д.).

Попробуйте, и вы увидите, насколько интереснее, увлекательнее будут рассказы ваших детей.

Изображение нестандартными средствами.

Когда нас просят нарисовать что-то на листе бумаги, мы делаем это с помощью линий, штрихов либо мазков. А оказывается, можно изобразить тот же дом листиками, кругами, хвостами, геометриче​скими фигурами и т.д.

Так же можно рассказать рассказ или стихотворение, которые составляются из одних существительных или из одних прилагатель​ных. Рассказ может состоять только из глаголов или междометий, из наречий или числительных. Рассказ можно изобразить рисунка​ми (комикс), мимикой, жестами и т.д.

Игра «Путешествие по взрослой Фанталии».

Педагоги делятся на две команды, им предлагаются творческие задания.

Найдите лишнюю пословицу:

«Хвастать — не косить: спина не болит». «Не спеши языком — торопись делом». «Язык до Киева доведет». «От слова до дела — сто перегонов».

Составьте новую пословицу:

«Тише едешь —…( дальше будешь).

«Поспешишь —…(людей насмешишь).

«В чужой монастырь …(со своим уставом не ходят).

«В Тулу со своим …(самоваром не ездят).

«Терпи казак — …(атаманом будешь).

«На вкус и цвет…( товарища нет).

Найдите пару:

«Кто грамоте горазд — тому не пропасть».

 «Руби дерево по себе».

«Знания никому не в тягость».

 «Без корня и полынь не растет».

 «Родимая сторона — мать, чужая — мачеха».

«По Сеньке и шапка».

 Составьте рассказ по пословице:

«При солнышке тепло, при матери добро» — 1 -я команда.

«Пуганая ворона и куста боится» — 2-я команда.

Придумайте окончание пословицы:

«Волков бояться...», «Что в воду упало, то...», «Сколько волка ни корми...», «Без труда...»

Придумайте движения к стихотворениям:

Куда спешат головастики?

Вихрем мчится под водой

Головастик молодой.

А за ним — еще пяток,

А за ним — сплошной поток:

Тот без ног,

А тот с ногами,

Этот прямо,

Тот кругами,

Кто - налево,

Кто — направо,

Так и носится орава.

Б. Заходер

Кто как ходит?

Кошка ходит по-кошачьи,

 ходит крадучись она.

А собака - по-собачьи

Ходит гордости полна.

По-утиному утенок

 Чуть вразвалочку идет.

По-козлиному козленок

Скачет рожками вперед.

По-лосиному красиво

 Ходит лось в лесу густом.

 По-мышиному пугливо

Семенит мышонок в дом.

По-слоновьи ходит слон,

Тяжело ступает он.

В. Степанов

Придумайте необычное, интересное начало занятия.

Например:

  • «Если вы любите отгадывать и загадывать загадки, решать сложные задачи... Я приглашаю вас заняться этим».
  • «Приглашаю вас в путешествие по стране математики, математических игр, загадок и упражнений».
  • «Если вы любите преодолевать препятствия, то вам помогут находчивость, внимательность и настойчивость. В добрый путь!».
  • Придумайте интересное окончание занятия. Например:
  • «Спасибо всем: В. Берестову за чудесные стихи, а вам за вашу дружную работу!».
  • «Я сегодня очень обрадовалась вашей находчивости, умению дружно работать и придумывать интересные рассказы. Спасибо!».
  • «Спасибо всем мальчикам за умелые действия и правильные решения, а девочкам за интересные ответы и старание!».

Уважаемые педагоги! Если вы хотите идти на работу как на праздник, если вам нравится, когда глаза детей блестят, если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия, если вы желаете общаться с умными, думающими детьми, если вы хотите получить ключи к творчеству, сочинительству, займитесь ТРИЗом!

Рекомендуемая литература

1.​ Басова Т. ТРИЗ в детском саду//Дошкольное воспитание, №6/1995.

2.​ Белобрыкина О. Речь и общение. - Ярославль, 1998.

3.​ Белова Л. Полет на другую планету — это и хорошо, и плохо//Дошкольное

воспитание, № 12/1997.

4.​ Белоусова Л. Удивительные истории. — СПб., 2000.

5.​ Богат В. К вопросу о тризовских занятиях//Дошкольное воспитание, №11/1994.

6.​ Богат В. Некоторые практические вопросы ТРИЗ//Дошкольное воспитание,

№1/1998.

7.​ Богат В. О системном подходе на занятиях ТРИЗ//Дошкольное воспитание,

№11/1996.

8.​ Богат В. ТРИЗ в детском саду//Ребенок в детском саду, №1,2/2001; №2, 4/2002.

9.​ Девянина И. Занимаемся и составляем сказки по схемам с использованием

методов ТРИЗ//Дошкольное воспитание, № 11/ 1998.

10.​ Игры по развитию творческого воображения по книге Джанни Родари

«Грамматика фантазии»/обр. А. Страунинг, М. Страунинг. -Ростов-на-Дону, 1992.

11.​ Кишко С, Корзун А. Экологическое воспитание средствами ТРИЗ-педагогики//

Ребенок в детском саду, №2, 3, 4/2006.

12.​ Курбатова Л. ТРИЗ - в повседневную жизнь//Дошкольное воспитание, №4/1993.

13.​ Лелюх С, Сидорчук Т., Хоменко Н. Развитие творческого мышления

дошкольников на основе ТРИЗ и РТВ//Ребенок в дет ском саду, № 2-6/2006.

14.​ Марфидина В., Хархан Г., Шевченко Г. Мир волшебства. — Норильск, 1993.

15.​ Марфидина В., Хархан Г., Шевченко Г. Методы развития творческого

мышления. — Норильск, 1993.

16.​ Прохорова Л. Путешествие по Фанталии. - СПб., 2000.

17.​ Самарцева С. ТРИЗ и математика//Дошкольное воспитание, № 10/1996.

18.​ Симановский А. Развитие творческого мышления. — Ярославль, 1997.

19.​ Страунинг А. Давайте сами себе поможем работать по ТРИЗ//Дошкольное

воспитание, № 11/1997.

20.​ Страунинг А. Методы активизации мышления дошкольников, в 3-х томах. - Обнинск, 2000.

21.​ Страунинг А. Программа по ТРИЗ - РТР для детей дошкольного возраста

«Росток», в 2-х томах. - Обнинск, 2000.

22.​ Страунинг А. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. — Ростов-на-Дону, 1992.