Текст презентации "Из опыта работы по полоролевому воспитанию"
статья ( группа) на тему

Захарова Евгения Сергеевна

Презентация для конкурса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Полоролевое воспитание.63.62 КБ

Предварительный просмотр:

Я выбрала профессию такую,

Что лучше мне на свете не найти.

И с каждым новым годом убеждаюсь

Что я иду по верному пути!

Воспитывать детей такая радость.

Дарить улыбки им и согревать теплом.

Учить всему, что я сама умею.

Примером быть всегда им и во всем.

Какая ж это трудная работа -

Детишкам нужно маму заменить,

Их окружить любовью и заботой,

Их научить трудиться и дружить.

Мы вместе с ними лепим и рисуем,

Читаем книжки, слушаем стихи,

Играем в игры, бегаем, гуляем,

Решаем вместе как себя вести.

Мне хочется их к школе подготовить,

Умения и навыки привить.

Психологически их правильно настроить

И лучшие таланты их раскрыть.

Приоритетное направление моей деятельности – гендерное (полоролевое) воспитание.

В английском языке для обозначения пола человека употребляются два слова: sex и gender. Отсюда и термин «гендерное» воспитание.

Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т.е. в процессе общения с другими людьми.

Что можем сделать мы, взрослые, чтобы вырастить мальчика мужественным, девочке привить женские качества, и каждого из них в конечном итоге научить быть самим собой? 

Ответить на эти вопросы призвано гендерное (то есть в соответствии с особенностями пола) воспитание. Гендерное – это воспитание из мальчика будущего мужчины, а из девочки будущей женщины.

В настоящее время возросло количество неполных семей. Сейчас девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины: дома - мама или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели. Традиционные стереотипы гендерного поведения разрушены вследствие происходящих в современном обществе социальных изменений. Женщины становится жестче, а мужчины – женоподобны.

     Как сделать так, чтобы из крошечной девочки выросла прекрасная Женщина, которая не только достигнет успеха в бизнесе, науке или искусстве, но станет нежной матерью, заботливой женой, рачительной хозяйкой? Как из мальчика вырастить Мужчину, способного защитить свой семейный очаг? Возможно, ли воспитать девочек и мальчиков так, чтобы они еще в детстве поняли и приняли свои роли?

Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.

Мальчики и девочки по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни. Об этом задумывались и наши предки, т.к. в русских семьях учитывались гендерные особенности ребенка.

Знаете ли вы, что даже при рождении пуповину девочкам и мальчикам отрезали по- разному? Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение её качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущем оказался хорошим работником.

Обратим внимание на поведенческие и психические особенности мальчиков и девочек.

Ребенок большую часть дня проводит в детском саду. Важно, чтобы он имел возможность многократного подтверждения того, что она - это девочка, а он - мальчик. Поэтому надо по мере возможности использовать простейшие маркеры гендерных различии.

Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, защищая Родину, строят мосты, ремонтируют автомобили. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) –– у мальчиков. Доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) –– у девочек.

  • Гендерное воспитание осуществляется не только в игровой деятельности, но и в образовательном процессе. Для этого я использую игры, этические беседы, проблемные ситуации, схемы-действия.
  • В  беседах, НОД, с помощью дидактических игр, экскурсий, с помощью решения проблемных ситуаций, знакомства с правилами этикета, профессиями, формируются представления детей о содержании  социальных ролей мужчины и женщины, развивается умение использовать эти знания в различных жизненных ситуациях.
  • Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки - с аккуратностью.
  • Чтение и обсуждение художественных произведений, рассматривание иллюстраций: всё это способствует формированию гендерной устойчивости. На примере героев мальчики и девочки учатся строить доброжелательные взаимоотношения, осознают свою социальную роль.

Положительно зарекомендовали себя в педагогической практике работы с родителями  такие формы:

  • составление родословной семьи, вовлечение в этот процесс родителей, бабушек, дедушек, детей;
  • создание фотоальбомов с семейными увлечениями;
  • изготовление различных поделок, для поздравления близких;
  • создание семейных коллекций.
  • анкетирование
  • беседы
  • лекции
  • консультации
  • информационные стенды

Положительную динамику формирования полоролевой воспитанности можно увидеть на диаграмме.

Результативность своей деятельности в вопросах гендерного воспитания подтверждаю участием в профессиональных конкурсах, распространением опыта работы на муниципальном и международном уровне, наличием публикации в СМИ.

Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиваться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать эти представления. Для этого, прежде всего, используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей. Немалую роль играет и личный пример поведения взрослого, который воспитывает ребенка.

 Мальчик и девочка – два разных мира. Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по экологическому воспитанию детей. Тема: "Мы - Земляне"

Из опыта работы по экологическому воспитанию детей....

Из опыта работы по экологическому воспитанию.

Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.В. Сухомлинский...

Дидактический материал для работы по полоролевому воспитанию

дидактические игры, проблемные ситуации, игры - драматизации....

Статья из опыта работы по патриотическому воспитанию «Воспитание патриотической позиции дошкольников к истории страны »

Патриотизм - это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой,  достижениями, проблемами. Патриотизм представляет своего рода фундамент общественной и государ...