«Обучение агрессивных детей способам и приемам самообладания при помощи игр»
консультация (старшая группа) на тему

Душина Юлия Владимировна

«Обучение агрессивных детей способам и приемам самообладания при помощи игр»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Обучение агрессивных детей способам и приемам самообладания при помощи игр»

Поведение агрессивных детей часто является деструктивным, поэтому проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева – одна из самых острых и важных, стоящих перед педагогом-психологом.

Гнев – это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Существует четыре способа поведения в ситуации, когда человек испытывает гнев:

1) Прямое (вербальное – невербальное) заявление о своих чувствах, при этом дается выход отрицательным эмоциям.

2) Косвенное выражение: гнев вымещается на человеке или предмете, который представляется разгневанному ребенку неопасным. Не отреагировав сразу, ребенок рано или поздно чувствует необходимость выплеснуть гнев.

3) Сдерживание гнева. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновения стресса. Если человек постоянно подавляет свой гнев, он подвержен риску психосоматических расстройств. По наблюдению ученых, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний, как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония.

4) Предотвращение негативной эмоции. Человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок. Но такой способ выражения гнева детям дошкольного возраста не свойственен, т. к. самостоятельно анализировать ситуацию они еще не в состоянии.

Обучение агрессивных детей приемам саморегуляции, самообладанию.

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей будут полезны любые релаксационные упражнения.

В процессе коррекционной работы можно говорить с ребенком о том, что такое гнев, каковы его разрушительные действия, а также о том, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. Для того чтобы приучить ребенка в неприятной ситуации не стискивать челюсти (что характерно для агрессивных детей, а расслаблять мышцы лица, можно использовать релаксационные упражнения, предложенные К. Фопелем в книге «Как научить детей сотрудничать». Например, в игре «Теплый, как солнце, легкий, как дуновение ветерка» дети с закрытыми глазами представляют себе теплый чудесный день. Над их головами проплывает серое облачко, на которое они поместили все свои обиды. Ярко-голубое небо, легкий ветерок, мягкие лучи солнца помогают расслабить мышцы не только лица ребенка, но и всего тела.

Игра «Улыбка» способствует расслаблению мышц лица. Вдыхая воздух и улыбаясь, лучу солнца, дети становятся чуть-чуть добрее. В неприятных жизненных ситуациях они могут вспомнить свои ощущения, отработанные в этих и других подобных играх, и вернуться к ним, заменяя негативные эмоции на нейтральные или положительные.

Отработка навыков общения.

Дети иногда проявляют агрессивность лишь потому, что не знают других способов выражения чувств. Задача педагога-психолога – научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно на занятии обсудить с детьми, наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить ребенку, если ему нужна игрушка, с которой уже кто-то играет. Такие беседы помогут ребенку расширить свой поведенческий репертуар – набор способов реагирования на определенные события.

Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра. Например, с детьми в кругу можно разыграть такую ситуацию: в детский сад пришли два игрушечных медвежонка. На глазах у детей они поссорились, т. к. один из них хотел поиграть с новой большой машиной, с которой уже играл его товарищ. Пока медвежата ссорились, воспитатель позвал всех на прогулку. Так никто из драчунов и не успел поиграть с машинкой. Из-за этого они поссорились еще больше. Педагог – психолог просит ребят помирить медвежат. Каждый желающий ребенок (или по кругу) предлагает свое решение. Затем несколько из предложенных вариантов разыгрываются парами детей, которые выступают в роли упрямых медвежат. По окончании игры дети обсуждают, насколько удачным был тот или иной способ примирения и разрешения конфликта.

Довольно часто дети предлагают агрессивные способы выхода из создавшейся ситуации, например: закричать на друга, ударить, отобрать игрушку, припугнуть. В этом случае педагог – психолог не должен критиковать и давать оценку предложениям ребенка. Напротив, он должен предложить детям этот вариант для ролевой игры. В процессе его обсуждения они, как правило, сами убеждаются в неэффективности такого подхода к разрешению конфликта.

Также можно пригласить к детям в гости известных им литературных героев. Это могут быть, например, Мальвина и Буратино. Буратино поставил в тетрадь кляксу и не хотел мыть руки. В этом случае дети советуют Мальвине, как помочь Буратино стать послушным.

Формирование эмпатии и доверия к людям.

Как известно, эмпатия – это нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей. Сопереживая другому, человек испытывает чувства, идентичные наблюдаемым.

МОЖНО ПОНИМАТЬ ЧУВСТВА ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА НО НЕ СОПЕРЕЖИВАТЬ, НЕ ИДТИ НАВСТРЕЧУ И Т. П. ЭМПАТИЯ – ПОНИМАНИЕ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА (БЕЗ СОПЕРЕЖИВАНИЯ ИЛИ ЗЛОРАДСТВОВАНИЯ И Т. П.) .

Развивать эмпатию у детей можно во время совместного чтения. Нужно обсуждать с ребенком прочитанное, поощрять его в выражении своих чувств. Кроме того, очень полезно сочинять с ребенком сказки и истории.

Упражнения и игры для коррекции психологического самочувствия ребенка.

«Ищу друга»

Цель: Сплочение группы, создание атмосферы единства, снятие напряженности. Каждый участник группы составляет объявление, о том, что он ищет друзей и дает небольшую информацию о себе и о своих пожеланиях, касающихся личных качеств людей. С которыми он бы хотел познакомиться. Все объявления вывешиваются на стенде с названием «Знакомства». Если кого-то привлекло чье-то объявление, то на нем ставится галочка. В результате какие-то объявления будут лидерами, а какие-то никем не будут выбраны. По окончании работы проводится групповое обсуждение.

«Великий мастер»

Цель: Снятие внутренних зажимов. Поиск своих ресурсов. Каждый по очереди заканчивает предложение «Я великий мастер… ».

«Я и мой мир вокруг меня»

Цель: Самовыражение, самосознание. Создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.

Рисунок: Рисовать, оставляя середину листа пустой. Нарисовать все, что вас окружает в жизни, с кем и с чем вам приходиться общаться, взаимодействовать. Теперь в центре нарисуйте себя. Рассказать о своем рисунке. Нравится ли твой рисунок. Что из нарисованного наиболее важно, а что наименее. Отметить знаком плюс то, что нравится, с чем приятно взаимодействовать, а знаком минус – то, с чем неприятно взаимодействовать.

«Закончи предложения»

Цель: Самовыражение, самосознание.

Каждый участник группы на листе бумаги заканчивает следующие предложения:

1. Я очень хочу, чтобы в моей жизни было…

2. Я пойму, что счастлив, когда…

3. Чтобы быть счастливым сегодня, я делаю…

«Волшебный стул».

Цель: Снятие внутренних зажимов. Поиск своих ресурсов.

Каждый по очереди может сесть на стул и рассказать о своем самом заветном желании.

«Разные ответы».

Цель: Упражнение помогает членам группы научиться лучше отличать уверенные ответы от неуверенных и агрессивных.

Перед выполнением упражнения с участниками обсуждается, как они понимают отличие уверенных ответов от неуверенных и агрессивных. Проводятся примеры. Группе предлагаются разные ситуации (мама не пускает гулять, поставили низкую оценку и т. д., выбираются добровольцы и разыгрывается сценка. После показа группа обсуждает какие ответы получились у участников. Обращается внимание не только на вербальное выражение эмоций, но и на невербальное.

«Мои достижения».

Цель: Поиск внутреннего ресурса, повышение самооценки.

Каждый участник тренинга, по очереди, выходит в центр круга и рассказывают о том, чего он достиг в этом году. Например: Я научилась играть в волейбол. Я бросил курить и т. д.

Перечислите десять поступков ребенка, которые удивили вас или были для вас неожиданными.

Попробуйте найти в каждом поступке такие стороны поведения ребенка, которые вызывают у вас радость, удовольствие, воодушевление. Определите, что в каждом случае кажется вам в поведении ребенка наивным, что напоминает ваши собственные поступки в прошлом или же насколько тот или иной поступок характерен только для вашего ребенка, выявляет его индивидуальность. Найдите такие стороны каждого поступка, которые позволили бы вам сказать: «Я понимаю, почему он так сказал! »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения, направленные на обучение ребенка приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, а также на отреагирование негативной ситуации в целом

Упражнения, направленные на обучение ребенка приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, а также на отреагирование негативной ситуации в целом...

Обучение способам и приемам сравнения предметов

Обучение способам и приемам сравнения предметов по величине                   (непосредственным и опосре...

Детская агрессивность и способы её преодоления с помощью метода сказкотерапии

Детская агрессивность и способы её преодоления спомощью метода сказкотерапии  1. Детская агрессивность. Одна из частых проблем в среде детского коллектива – проявление агрессивности. Оч...

Сообщение к семинару«Методика обучения детей способам и приемам лепки».

Методика Лепка - это вид изобразительной деятельности, в которой предметы передаются объёмно, трёхмерно, при помощи мягких пластических материалов (глина, пластилин, тесто)...

Агрессивное поведение детей. Способы снятия психоэмоционального напряжения у детей.

Чаще всего ребенок бывает агрессивным из-за психологических проблем, с которыми он не справляется. Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определённой кате...

Способы и приемы развития мелкой моторики и ее значение в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Актуальность проблемы развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования...

Удостоверение о повышении квалификации «Обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим», 2020г.

Удостоверение о повышении квалификации «Обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим», 2020г....