Конспект досуга "Чему нас учат сказки"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Продолжать учить детей узнавать и пересказывать эпизоды знакомых сказок, учить передавать эмоциональное состояние героев, устанавливать причинно-следственные связи, расширять словарный запас. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chemu_nas_uchit_skazka.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ   ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 830»

125362, г. Москва, ул. Большая Набережная, д.23, тел./факс: 8-495-491-15-93

ИНН/КПП 7733826016/773301001    ОГРН 1127747247100   ОКПО 13265763    E-mail: 830@edu.mos.ru

Конспект досуга

«Чему нас учит сказка»

для детей старшей группы №5 «Пчелки»

Подготовила и провела воспитатель

Репина Галина Юрьевна

Москва, 2016 год

Цель:  Продолжать учить детей узнавать и пересказывать эпизоды знакомых сказок, учить передавать эмоциональное состояние героев, устанавливать причинно-следственные связи, расширять словарный запас. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно.

Оборудование: Иллюстрации к сказкам «Снежная королева», «Колобок», «Приключения Буратино», «Теремок», «Крошечка Хаврошечка», «Царевна Лягушка», «Гуси-лебеди», куклы театра би-ба-бо кот, петух и лиса, мешочек с маленькими картинками, изображающими героев сказок.

Предварительная работа: Чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседы по содержанию сказок.

Ход занятия

Дети сидят полукругом.

Воспитатель: Посмотрите в глаза друзей. Что вы в них видите? (Ответы детей.) А я вижу в ваших глазах доброту, искренность, доверчивость, а это значит, что вы вырастете добрыми, искренними, отзывчивыми людьми. И таких людей на нашей планете больше, чем злых и недобрых, которые совершают плохие поступки. Сейчас мы с вами станем участниками знакомых нам сказок, узнаем, чему нас учат сказки. Мы отправимся в удивительное путешествие туда, где сказки по земле ходят, где Емеля на печке к царю ездит в гости, где Иван Царевич смерть Кощееву ищет, а в садах яблоки молодильные растут.

Сказка по лесу идет, сказку за руку ведет,

Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот.

И за мной, и за тобой сказки бегают гурьбой,

Обожаемые сказки слаще ягоды любой.

В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит,

Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.

Воспитатель:

Отгадаем героев сказок:

1. Бабку с дедом я оставил, волноваться их заставил.

Мишку встретил я в лесу, волка, зайку и лису.

Много тропок исходил, ото всех я уходил.

От лисы уйти не смог. И зовусь я... (Колобок)

2. Дед растил меня с душой, овощ вырос я, большой.

Долго дед меня тащил, не хватило ему сил.

Врос в землю крепко. Кто же я конечно...? (репка)

3. У меня есть брат - козленок!

Он совсем ещё ребенок.

Он не слушался меня

И случилась с ним беда.

Говорила я ему: не пей с копытца

В колодце чистая водица! (Иванушка)

4. Я крошечная девочка, появилась из цветка.

Не больше я мизинчика красива и мила.

Принц подарил мне крылышки

И замуж взял меня. (Дюймовочка)

Звучит музыка П. Чайковского «Времена года», показывается иллюстрация к сказке «Снежная королева».

Воспитатель: Ребята, кто это был? Куда эта женщина унесла мальчика? (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно ли поступил Кай, когда привязал свои санки к большим саням, в которых «сидел кто-то укутанный в белую меховую шубу и в такой же шапке»? (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно! Нельзя садиться в транспорт к незнакомым людям. Ну что же, путешествуем дальше. Посмотрите, ребята, греет на солнышке свой живот сытая и довольная лиса, а поодаль сидит на пенёчке печальный Буратино.

Дети подходят к персонажам.

Воспитатель: Из какой сказки эта сытая хитрая плутовка? (Ответы детей.) А где же главный герой, Колобок?

А случилась эта печальная история потому, что Колобок один ушёл из дома, поверил притворщице Лисе, за что и поплатился — лиса его съела. Чему нас учит эта сказка? «Не хвастайся, не ходи один в безлюдных местах!»

А почему Буратино такой печальный? (Ответы детей.) Он не послушал папу Карло, пошёл не в школу, а в театр, один, поэтому его украл Карабас-Барабас. «Слушайся родителей, не вступай в разговор с незнакомыми людьми».

Слышится крик. «Несет меня лиса, за тёмные леса, за высокие горы! Котик — братик, выручи меня!»

Воспитатель: Ребята, откуда этот голос? Кто зовёт на помощь?

Дети подходят к месту, где расположены персонажи к сказке «Кот, петух и лиса». В чём опрометчивость Петушка? (Ответы детей.) Как Лиса ухитрилась украсть Петушка? (Ответы детей.) Правильно ли делал Петушок, что кричал и звал на помощь? (Ответы детей.)

Не стесняйтесь громко кричать и просить о помощи. Кричать надо так: «На помощь, помогите! Я этого человека не знаю!»

В круг вставайте дружно,

В сказки поиграть нам нужно!

Дети становятся в круг.

Воспитатель с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой. Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка». Коза -…; Медведь -…; Волк - …; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-… Тихо садимся на стульчики.

Воспитатель:

Как у наших у ворот сказка нынче в гости ждет,

Русская народная, но доселе модная!

А как можно сказать о сказке, какая она? Если в сказке есть чудо, то она…чудесная; есть волшебство, то... волшебная; есть добро, то … добрая; есть радость, то… радостная; есть загадки, то ... загадочная; есть мудрость, то … мудрая и т.д. - Скажите, почему сказки называют народными? (Ответы детей.)

Воспитатель: Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки (Ответы детей.) Люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро в ответ рождает добро.

Сейчас мы с вами поиграем с пальчиками и ещё вспомним названия различных сказок. Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки» (Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя,

Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель: В сказках даже простые вещи и предметы думают, мечтают, совершают различные поступки. Назовите, в каких сказках мы встречались с такими чудесами? Давайте подумаем, чему может учить русская народная сказка «Гуси-лебеди» (Ответы детей). А чему учит сказка «Хаврошечка?» (Ответы детей)

У русского народа была тяжёлая трудная жизнь. Люди с утра до вечера трудились, терпели нужду, обиды, но духом не падали и всегда творили доброе дело. Например, в сказке «Царевна-лягушка» царевич шёл несколько дней, голод томил его, а он терпел, никого не убил на своем пути: ни зайца, ни медведя, ни сокола, ни щуку. За свое милосердие потом он получил большую награду – помощь от зайца, от медведя, от сокола, от щуки…

Воспитатель: Ребята, читая сказки, мы должны с вами научиться всему самому хорошему, но только надо видеть самое главное – смысл сказки и чему она учит.

Угадайте, что это за сказка? (Детям предлагается иллюстрация сказки «Теремок») А чему учит сказка «Теремок»? (Ответы детей) Как важно научиться жить мирно под одной крышей! Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство. Вот если бы все люди с детства научились жить мирно под одной крышей, тогда бы никто из соседей не ссорился, не воевали бы на планете разные народы. Любая сказка учит самой главной мудрости в жизни - добру и любви. Будь добр в самом малом: к травинке, к мышке, к берёзке, к ручейку, к старичку, даже к Кощею Бессмертному.

Скажите, а в сказках все ли герои добрые и отзывчивые? Я предлагаю поиграть в игру. В этом волшебном узелке спрятались персонажи различных сказок, вы должны определить какие из них хорошие, добрые, а какие злые. Для этого давайте сделаем большой круг. Если из узелка вы достанете доброго героя, то остаетесь стоять в большом кругу, но, если вы достанете злого героя, то выходите в середину круга.

Игра «Волшебный узелок» Дети по очереди достают картинки и называют персонаж, определяют, чем он плох или хорош. В итоге получается два круга большой и маленький. - Посмотрите и скажите, какие герои встречаются в сказках чаще хорошие или плохие? Вы хотели бы дружить с этими героями? (Ответы детей).

Воспитатель: Чему же нас учат сказки? Какой можно сделать вывод?

Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают

Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.

Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.

Сказка учит: хорошо иметь много друзей. А самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Так у Героя появляются бесценные Волшебные помощники.

Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках – отрицательный персонаж.

Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.

Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство «полцарства в придачу».

Сказка учит любить свою Родину. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.

Сказка содержит нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.

И, главное, сказка учит, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Мы тоже будем совершать добрые поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: " Чему учат сказки?" и мастер- класс " Сотвори сказку своими руками"

Родители вместе с детьми создают куклу - сказку и начинают её оживлять....

конспект занятия по социально-нравственному воспитанию в средней группе "Чему нас учат сказки".

занятие по социально-нравственному воспитанию в средней группе...

Конспект "Чему учат сказки"

конспект  "Чему учат сказки"...

Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию «Чему нас учат сказки», средняя группа.

Продолжать учить детей узнавать и пересказывать эпизоды знакомых сказок, учить передавать эмоциональное состояние героев, устанавливать причинно-следственные связи, расширять словарный запас. Раз...

Конспект занятий "Зему нас учат сказки"

Учить понимать поступки героев сказокФормировать понятие «взаимопомощь»Закреплять знания детей о добре и зле...

Конспект беседы "Чему учат сказки" в подготовительной группе

Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. ...Сказка помогает формировать основы поведения и общения.Сказки  развивают ...