Эксперимент как средство развития познавательного интереса дошкольников
опыты и эксперименты ( группа) на тему

Багина Татьяна Анатольевна

Статья о детском экспериментировании. Здесь представлены приемы, помогающие развивать детское экспериментирование дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshkolnoe_detstvo.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное детство – это период развития ребенка, когда закладывается его эмоциональная сфера, первичный образ мира, первичное отношение к нему. Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности.

С ростом и развитием расширяется сфера познавательных интересов. Происходит устойчивое и глубокое стремление к познанию окружающего мира. Ребенок смотрит в большой мир широко открытыми глазами, все вызывает его интерес, он задает массу вопросов, основной из которых «почему?». Вопросы ребенка, его самостоятельные наблюдения, сообщения о своих впечатлениях – это, по сути, внешние проявления познавательного интереса [3].

Актуальность проблемы вызвана тем, что на протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Достоинство метода заключается в том, что он дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений [2].

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», более полно удовлетворить естественную любознательность дошкольников. В процессе экспериментирования идет обобщение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном детстве он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский [2].

Задача воспитателя сделать так, чтобы детям, у которых в силу возрастных особенностей не сформированы трудовые навыки, казалось, что они работают самостоятельно. Система дошкольного воспитания накопила много таких приемов, которые используются при обучении детей экспериментированию:

      Работа руками детей. «Сейчас Лизочка возьмет палочку и положит ее на бумагу» - говоря так, воспитатель берет палочку рукой Лизы и кладет ее в нужное место.

      Дробление одной процедуры на несколько мелких действий поручаемых разным ребятам: «Данил, подсыпай почву с этой стороны. Так... Так... Аккуратнее… Кирилл, подсыпь почву с другой стороны... Молодцы, вы все хорошо сделали»

      Совместная работа воспитателя и детей. «Я сейчас принесу почву, а вы тем временем вымойте горшочки и достаньте с полочки все, что нужно для посадки огурцов».

      Помощь воспитателя детям: «Оля, тебе помочь? Давай я подержу воронку, а ты дуй через воронку на свечу и пытайся ее погасить».

      Комментирование детьми действий воспитателя с заранее продуманной ошибкой: «Что мне надо взять прежде всего? Взять горшочек? Беру. Потом? Хорошо, насыпаю почву, как вы и сказали. А теперь? Проверяйте, правильно - ли я держу растение? Что, Аня, оно наклонилось? (Намерено допускаю ошибку, чтобы привлечь внимание к самому ответственному моменту). Сейчас поправим. Теперь правильно? Тогда можно насыпать почву до самого верха горшочка».

      Намеренная ошибка воспитателя: Иногда допускаю неточности в работе, давая тем самым детям возможность внести исправления.

Точно так же иногда выполняю неверные рекомендации детей, давая им возможность заметить свои ошибки [1].

Рекомендованные приемы позволяют имитировать свойственный детям способ обучения путем проб и ошибок, а так же одновременно подчеркнуть те нюансы экспериментальных процедур, которые часто выполняются неверно. Чем старше дети, тем они более самостоятельны, но роль педагога в экспериментировании остается ведущей в любом возрасте.

Как зачатки настоящего экспериментирования использую прием - решение экспериментальных задач. Провожу целые занятия, посвященные решению экспериментальных задач, а так же организую конкурсы и соревнования («Кто лучше сделает?», «Кто быстрее додумается?»). Использую три типа экспериментальных задач:

      Как доказать что... (воздух может передвигать предметы и т.п.).

      Сколькими способами можно осуществить это действие... (потушить свечу, сдвинуть предмет со стола).

      Предскажите, что получится, если... (положить иглу на поверхность воды, положим монетку в блюдце, заполненное водой до самых краев, какой из предметов покатится дальше, проникнет в песок на большую глубину, не сгорит и т.п.) [1].

В старшем возрасте возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Например: «Ребята, сегодня мы с вами посеяли семена, из которых вырастут новые растения. Как вы думаете, какими они будут через 10 дней?» Каждый рисует рисунок, в котором отражает свои представления. Через 10 дней, сверяя рисунки и реальные растения, устанавливаем, кто из ребят оказался наиболее близок к истине [1].

Практика показала, что элементы экспериментирования и наблюдения можно включать не только в познавательные занятия, но и в развитие речи, математику, уроки здоровья, в рисование. Наблюдение и труд так же являются тесно связанными видами деятельности. Благодаря этому у детей формируется стойкий интерес, познавательная активность, самостоятельность, инициативность.

 

Литература:

    Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в д/с [Текст] / Пособие для работников дошкольных учреждений/ А. И. Иванова. - М.: Сфера, 2003. – 56 с.

    Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой.- 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 64 с.

    Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / под ред. О.В. Дыбиной. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 64 с. - (Программа развития).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников через ознакомление с природой

Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников через ознакомление с природой...

Самообразование "Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников"

Развитие позновательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, т к благодаря развитию позновательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любозна...

Презентация к самообразованию на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников»

Презентация для педагогов к самообразованию "Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников"...

Виртуальные экскурсии по культурному наследию Санкт-Петербурга, как эффективное средство развития познавательных интересов дошкольника

Что такое виртуальная экскурсия. Какое место она занимает в ДОУ.Для чего её проводят?Какие технические средства используют....

Лэпбук, средство развития познавательного интереса дошкольников.

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Сегодня мы наблюдаем значительное снижение познавательной активности детей. У детей недостаточн...

План по самообразованию «Технология ТРИЗ как средство развития познавательного интереса дошкольников"

В данном плане представлена сетка занятий по месяцам по теме «Технология ТРИЗ как средство развития познавательного интереса дошкольников"...