Главные вкладки

    конспект занятия по ориентированию в пространстве "Сказки домового"
    план-конспект занятия (средняя группа) на тему

    Смирнова Наталья Викторовна

    Занятие направлено на развитие у детей умения изображать направление движения на карте, использовать заместители реальных объектов при составлении плана комнаты, закрепления навыка использования условной мерки при опосредованном измерении предметов по величине. Занятие построено в игровой форме и расчитано на детей среднего дошкольного возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    1. Конспект занятия:
    • Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области Познавательное развитие в средней группе общеразвивающей направленности (ознакомление с пространственными отношениями, развитие элементарных математических представлений) по теме «Сказки от Захара».
    • Цель: формировать у детей среднего дошкольного возраста познавательные действия.
    • Задачи:
    • Упражнять детей в умении изображать направление движения на плане участка открытого пространства;
    • Закреплять у детей умение использовать заместители реальных объектов при составлении плана помещения;
    • Развивать у детей действия замещения и наглядного моделирования;
    • Упражнять в умении переносить объемные объекты пространства на плоскость;
    • Продолжать формировать навыки детей в использования условной мерки при опосредованном сравнении предметов по величине;
    • Развивать умение употреблять в речи детей пространственные предлоги и наречия при описании размещения мебели в помещении;
    • Воспитывать доброжелательность, желание помочь.
    • Материал:
    • Демонстрационный: мультимедийный проектор, экран.
    • Раздаточный: план сказочного леса, карандаш, предметы-заместители мебели (прямоугольники разные по размеру и цвету), фланелеграф, условные мерки (полоски бумаги синего, зеленого и желтого цветов), лист с нарисованными на нем кринками разной высоты, ножницы на каждого ребенка.
    • Предварительная работа:
    • Рассматривание детьми картотеки планов различных территорий;
    • Ознакомление детей с планом участка для прогулок, макетом территории ДОУ, планом территории ДОУ, географического атласа для дошкольников «Наш мир», карты города, карты пересеченной местности;
    • Прогулки детей по территории ДОУ, городу, рассматривание расположения объектов на территории;
    • ННОД по разделу ознакомление с ознакомление с пространственными отношениями «Комната для медвежонка»;
    • ННОД по разделу ознакомление с ознакомление с пространственными отношениями «Комната для куклы Даши»;
    • ННОД по разделу развитие элементарных математических представлений «Кирпичи для стройки»;
    • ННОД по разделу развитие элементарных математических представлений «Дорога к дому зайца»;
    • Беседы по обогащению знаний детей о внутреннем устройстве русской избы;
    • Рассматривание альбома «Внутреннее убранство русской избы»;
    • Дидактические игры: «Расставь мебель», «Деревенская утварь», «Назови предмет», «Помоги зайцу добраться до морковки», «Лабиринт»,  «Построй по росту», «Узнай, кто дальше прыгнул?»;
    • Рассматривание картин с изображением героев народного эпоса;
    • Изобразительная деятельность «Комната бабушки Вари», «Домовенок»;
    • Тип непосредственно образовательной деятельности (занятия): комплексное.

    • Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

    1. Вводная часть:

    Введение в игровую проблемную ситуацию:

    (звучит музыка – «В гостях у сказки») Услышав мелодию, дети собираются на ковре.

    Дети пришло время для очередной сказки от домовенка Захара. Итак, слушайте….

    «Сказ о Берегине». Давно это было, а может не очень. Жил я в избе хозяйки леса Берегини. Хорошо мне там жилось. Помогал ей порядок в лесу наводить, да за домом присматривал.

    Но однажды появился в нашем лесу злой волшебник Пущевик. Был он мрачным и больше всего не любил красоты и порядка. С его приходом стал лес меняться, все тропинки лесные заросли, везде поваленные деревья, бурелом, трава пожухла, ручей в болото превратился. Зверье стало уходить в другие места. Лес стал мрачным, не живым.

    Берегиня не смогла с Пущевиком справиться. От печали стала она тускнеть пока не стала совсем прозрачной.

    А ему злодею только того и надо было. Забрался он в дом Берегини и там свои порядки завел. Мебель переставил, снадобья перемешал. У хозяйки-то моей идеальный порядок был, а теперь даже кринку с родниковой водой не найти.

    Набезобразничал Пущевик и отправился дальше. А Берегиня теперь и рада вернуться в прежний облик, да не может. Чтобы снова стать видимой ей необходимо умыться родниковой водой. А где ее взять если Пущевик все перепутал. Поспешил я ей на помощь, но лес так изменился, что я не нашел дороги. Да и в избе полный беспорядок. Что теперь делать?

    Постановка игровой проблемной ситуации:

    Может вы, ребята, мне поможете вернуть лес в прежнее состояние.

    Целеполагание:

    Дети, чтобы помочь Захару необходимо отметить путь к дому Берегини на карте, составить план избы и найти кринку с родниковой водой.

    1. Основная часть:

    Графическое изображение направления движения на плане участка открытого пространства

    Начнем с изображения направления движения. Перед вами карта леса, крестиком отмечено начало пути, конец пути – дом Берегини отмечен звездочкой. Путь через лес таит много опасностей, поэтому будьте внимательны. Поставьте карандаш на крестик  и ведите линию вперед – мимо болота, до березы на опушке. Затем поверните направо и двигайтесь прямо до елки. Далее ведем линию к нижнему краю листа, обводим большой камень по часовой стрелке, затем двигаемся вправо до муравейника. От муравейника поворачиваем налево и двигаемся прямо до самого дома Берегини.

    Все прекрасно справились с изображением пути следования, приступаем к выполнению следующего задания.

    Составление плоскостного плана помещения

    Расставляя мебель в доме, Берегиня, руководствовалась старинными русскими обычаями, чтобы все вернуть на свои места нужно вспомнить и назвать эти традиции.

    Мы знакомились с этими традициями. Кто желает их назвать?

    Верно. На ваших столах имеются фланелеграфы и предметы-заместители мебели.

    Как обозначим окна?

    Полоской какого цвета будем отмечать дверь?

    На экране вы видите правильное размещение фигур-заместителей, можете сверить со своими фланелеграфами.

    Зелеными прямоугольниками обозначим женские лавки. Разместите их на фланелеграфе.

    Большой желтый прямоугольник – стол. Поместите его в красный угол избы. Проверьте.

    Помните какой угол избы считался красным?

    Оранжевым прямоугольником обозначим коник. Разместите его на своих фланелеграфах.

    Печка обозначена большим белым прямоугольником. Поместите ее справа от входной двери.

    Возле печки разместите лавки для разной кухонной утвари. Они у вас обозначены узкими желтыми прямоугольниками.

    Молодцы дети, вы прекрасно справились и с этим заданием.

    Осталось определить кринку с родниковой водой.

    Опосредованное сравнение предметов по величине с использованием условных мерок

    Родниковую воду Берегиня хранила в самой высокой кринке. Как ее узнать среди других таких же?

    Давайте повторим алгоритм измерения предмета при помощи условной мерки?

    Верно. У вас на столах находятся листы с нарисованными на них кринками, а также полоски бумаги (условные мерки) разного цвета (желтая, зеленая и синяя). Приступайте к измерениям (педагог наблюдает за действиями детей, оказывает необходимую помощь).  

    Итак, в какой кринке находится родниковая вода?

    Молодцы. Теперь Берегиня умоется этой водой и снова станет видимой. В лес вернутся звери и он вновь оживет.

    1. Заключительная часть:

    Рефлексия

    Какую сказку мы сегодня услышали? Назовите главных героев.

    О чем он нас попросил?

    Чем мы ему помогли?

    Что для него сделали?

    Дети какое задание вызвало у вас затруднение?

    Что оказалось самым легким?

    Что вам понравилось больше всего?

    Переход к самостоятельной деятельности

    Дети Берегиня дарит вам чай полезный с травами, она сама их собирала. Будьте здоровы. До новых встреч.

    Дети давайте попьем чая, который вам Домовой подарил. Только у нас ничего сладкого к чаю нет, что делать? (переход к игровой деятельности)

    Погружение в игровую проблемную ситуацию и принятие цели деятельности.

    Возникновение у детей внутренней потребности включения в деятельность.

    Принятие детьми цели предстоящей деятельности.

    Дети выполняют графическое изображение направления движения на плане участка открытого пространства.  

    Примерные ответы детей:

    В дальнем левом углу (от дверей) располагался обеденный стол.

    Вдоль окон размещаем женскую лавку, лавку для рукоделия.

    Слева от двери находился коник (место хозяина дома).

    Справа от входа располагается кормилица печка.

    Окна мы обозначаем полосками красного цвета.

    Дверь мы договорились отмечать полоской синего цвета.

    Дети  выполняют составление плоскостного плана помещения.

    Угол, в котором располагались иконы.

    Примерные ответы детей:

    Измерить все кринки при помощи условной мерки.

    Берем условную мерку. Прикладываем ее к кринке, так чтобы один конец мерки совпал с дном кринки. Отмечаем карандашом место, где кринка заканчивается. Затем берем ножницы и отрезаем по отметке. Полученные мерки накладываем одна на другую и сразу видим, какая из них длиннее. Родниковая вода находится в той кринке, чья условная мерка, по результатам сравнения, оказалась длиннее.  

    Дети производят опосредованное сравнение предметов по величине с использованием условной мерки

    Ответы детей.

    Подведение итогов занятия.

    Высказывания детей собственных впечатлений о занятии.

    Дети организуют чаепитие.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятий по ФЭМП в средней группе «В гости к домовому»

    Формирование элементарных математических представлений...

    Конспект интегрированного мероприятия Тема: "День Рождения Домового"

    Цель: Вызвать интерес к культуре и традициям русского народа, приобщать к истокам русской народной культуры. Формировать потребности в применении полученных знаний в творческой деятельности....

    конспект занятия по пространственному ориентированию в старшей группе для детей с зпр

    конспект занятия по развитию пространственной ориентировки  составлен для воспитателей и дефектологов, работающих с детьми с задержкой психического развития.Материал подобран с учётом возрастных ...

    Методическая разработка конспекта - занятия по рисованию в младшей группе на тему" Улитка" с элементами исследовательских, личностно - ориентированных, игровых технологий.

    Конспект занятия по рисованию "Улитки" в младшей группе. Формировать умение у детей правильно держать карандаш, закреплять знания цветов (красный, желтый, зеленый, синий),воспитывать интерес к изобраз...

    Конспект занятия в подготовительной группе «Весну выручаем!» с использованием игровых, здоровьесберегающих, ИКТ технологий, технологии личностно-ориентированного взаимодействия, исследовательской деятельности.

    Цель: Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней...

    Конспект занятий по ФЭМП в средней группе «В гости к домовому»

    Задачи:— Закрепить навыки количественного счёта в пределах 5; умение действовать по словесному указанию взрослого.-Расширять представление детей о временных отношениях: вчера, сегодня, завтра.— ...

    Конспект занятия по ФЭМП в средней группе "В гости к домовому"

    Конспект по формированию элементарных математических представлений в средней группе...