Самообразование 1 мл гр 2015-16
методическая разработка (младшая группа)

Тема: "Сенсорное воспитание детей в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_1.doc1014 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию воспитателя первой младшей группы «Радуга»

по теме: «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста».

Воспитатель

Воробьева Ольга Юрьевна

Липецк

2016 г.

Месяц

Тема

Содержание  работы

Практический выход

Сентябрь

Подготовительный этап

Дидактические и словесные игры

  1. Составление плана работы по самообразованию

Наличие плана работы по самообразованию

  1. Изучение литературы по заданной тематике, сбор материалов для последующей работы по самообразованию

Литература для изучения:

  1. Макарычева Н.В. «Проблемы раннего детства». –АРКТИ, 2014
  2. Высокова Т.П. «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста». – Волгоград, 2011.
  3. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» .- Мозаика-синтез, 2013.

Собран дополнительный материал по сенсорному развитию детей раннего возраста из  Интернет – источников.

Разработаны консультации для работы с родителями.

  1. Посещение курсов повышения квалификации на тему: ««Организация образовательного процесса ДОО вв условиях реализации ФГОС ДО. Педагогическая  модель организации образовательно-педагогической деятельности ДОО в процессе реализации ФГОС ДО »

Получение новых знаний в ходе изучения нормативных документов ФГОС ДО

  1. Проведение наблюдения и выявление уровня сенсорного развития детей в ходе применения специализированных дидактических игр

Заполнение документации мониторига  за детьми и выявление индивидуального уровня сенсорного развития детей на начало учебного года

Проведение консультации для родителей «Адаптация ребенка к условиям ДОУ» и «Сенсорное воспитание детей раннего возраста».

Октябрь

Ноябрь

Воспитание должно быть свободно.

Тактильная дорожка

Сенсорное развитие - это чувственное восприятие мира

  1. Продолжать изучение литературы по заданной тематике

Литература для изучения:

  1. Журнал «Домашняя школа Монтессори», 2001.
  2. Журнал «Для самых маленьких», 2001.
  3. Работы Марии Монтессори по всестороннему развитию детей из различных Интернет – источников.

  1. Формирование картотеки дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей, изготовление материала для игр

Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним

  1. Подготовка консультации для родителей

Проведение консультации для родителей на тему: «Как провести выходной день с ребенком».

Декабрь

  1. Продолжать изучение литературы по заданной тематике

Литература для изучения: Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников – Мн.: БрГУ, 2007.

  1. Подготовка консультации для родителей

Проведение консультации для родителей на тему: «Какие игрушки необходимы детям».

  1. Создание развивающего оборудования «Тактильная дорожка», обучение детей работе с ним

Наличие оборудования

Январь

  1. Подготовка консультации для родителей

Проведение консультации для родителей на тему: «Первые уроки нравственности для детей раннего дошкольного возраста».

  1. Продолжать формирование картотеки дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей, изготовление материала для игр

Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним

  1. Продолжать изучение литературы по заданной тематике

Литература для изучения:

Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение

Месяц

Тема

Содержание  работы

Практический выход

Февраль

Изучить книгу

Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

Проведение игр:

 Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

,,Чудесный мешочек,,

,, Определи на ощупь,, ( найти предметы различающиеся по одному  признаку)

,,Платочек для куклы,, (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

,,Узнай фигуру,, ( предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

,, Найди пару,, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)

Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка среды

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного  материала

Март

Изучить книгу

«Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

,, Найди предмет указанной формы,, (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)  

,,Из каких фигур состоит…?,,  (нужно по рисунку определить,  из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

,,Найди предмет такой же формы,,  (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

,,Какая фигура лишняя?,,    (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)        

Специальные занятия по сенсорному воспитанию

Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями.

Апрель

Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования  ns portal.ru)

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

,,Сравни предметы по высоте,,

,,Самая длинная, самая короткая,, (предложить разложить разноцветные  ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно  предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

,,Разноцветные кружки,, (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

,,В какую коробку?,,  (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)

,,Дальше - ближе,, (предложить по рисунку определить положение   игры и    предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)

Занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки, дидактические столики, втулки и пр.)


Открытый просмотр для родителей «Все мы любим мамочку»

Май

Посещение городских  методических объединений

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

,,Какого цвета не стало?,,

,,Какого цвета предмет?,, (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

,,Собери  гирлянду,, (предложить по памяти собрать гирлянду из   разноцветных кружков в соответствии с образцом)

,,Какие цвета использованы?,, (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)

,,Уточним цвет,, (учить различать и называть близкие цвета

Сенсорное развитие осуществляемое в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию

Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Консультация для родителей

«Адаптация детей к новым условиям»

Уважаемые родители! Мы очень рады всех Вас видеть! Вы сейчас вступаете в важный период Вашей жизни и жизни Вашего ребёнка – он идет в детский сад. И для того, чтобы адаптация  его к новым условиям прошла как можно спокойнее и быстрее, вы должны знать побольше об особенностях этого сложного периода.

В возрасте 1,5-3 лет у ребёнка всё взаимосвязано: состояние здоровья и эмоциональный настрой, физическое и нервно-психическое развитие. Это самый благодатный возраст – наиболее ощутимы изменения:  малыш начал разговаривать, сам собирать и разбирать пирамидку, задавать первые вопросы: «почему?», «куда?».  И это далеко не все. Необходимое развитие в это время малыш получает через игрушки, самое важное занятие для него – игра.  И родителям надо понимать, что добиваться желаемого можно через предложение: «Давай поиграем!».  Мы же здесь постоянно играем с детьми, потому что  именно в игре они знакомятся с окружающим миром, изобразительной деятельностью, конструированием, художественной литературой. В игре же происходит и развитие речи малышей.

Для каждого родителя именно его ребёнок самый лучший, самый умный. Но вот его отдают в детский сад. Естественно у мамы с папой возникают первые переживания, связанные с садом. А как ребёнок привыкнет? Понравится ли ему?...

Обычно период адаптации детей к условиям ДОУ не превышает двух месяцев.  Но для  того, чтобы он прошёл без лишних потрясений, мы все должны постараться максимально избавить новичков от травмирующих их факторов.

Что же для этого нужно?

1.        Родители должны привыкнуть к мысли : «Мой  ребёнок идёт в детский сад, там ему будет хорошо, о нём будут заботиться,  он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошёл в садик».

2.        В уголке  для родителей висит листок режима дня ребёнка. Это ещё один важный пункт привыкания. Чтобы адаптация проходила благополучно, уже сейчас нужно приучать ребёнка к режиму дня, сходному в большей степени с режимом ДОУ:   завтрак – 8-9 утра, обед - 11,30-13, сон – 13-15 часов; полдник в 16 часов, укладывание на ночь не позднее 21-22 часов.  И стараться максимально придерживаться этого режима.

3.        Чтобы  ребёнок не чувствовал дискомфорта, желательно заранее приучить его к горшку, отучить от пустышки.

   Вот мы и подошли к самому главному: все документы готовы, ребёнок и родители настроены идти в садик, к детям.             

Первый день – вы приводите ребёнка к 10 часам на прогулку и забираете тот час после неё.

Затем в течение недели приводите малыша и оставляете в саду до обеда. А мы наблюдаем за ним  и в зависимости от его поведения ( привыкания, эмоционального настроя) сообщим вам , когда лучше будет оставить его на дневной сон,  а потом уже и на целый день.

            Но вот ребёнок заплакал, и у родителей возникает вопрос: «Как быть?». Да ведь это очень хорошо, что малыш плачет, большую тревогу вызывают тихие, «равнодушные» дети, ведь они все переживания держат в себе. Ребёнок плачет – и успокаивается эмоционально, он даёт «сигнал» обратить на него внимание. Со всей ответственностью можно сказать, что плачущие поначалу дети в будущем посещают детский сад с большим удовольствием, чем тихие и спокойные.

            Первые занятия и знакомства со специалистами проходят у нас в группе, поэтому малыши к новым людям привыкают постепенно.

            В процессе нашего с вами общения будут возникать различные вопросы, пожалуйста, не стесняйтесь, подходите к нам и спрашивайте. Мы с удовольствием на них ответим, а если нужно проведем консультацию. Не держите вопросы в себе, не надейтесь на советы знакомых. С Вами и вашими детьми будут работать квалифицированные специалисты.

             Имейте в виду, что пока ваш ребёнок не адаптируется к детскому саду, не стоит   водить его в гости. Пусть для него на это время привычными будут только стены родного дома и своей группы.

             И ещё один маленький, но очень важный момент: перед каждым из вас лежит анкета  «Знакомство».  Для того чтобы мы лучше узнали вашего малыша, помогли ему скорее освоиться в саду,  как можно более полно ответьте на вопросы анкеты.

            И в заключение хочется пожелать вам успехов в воспитании ваших малышей. Любите их безусловной любовью, просто за то, что они у вас есть. Удачи вам!

Консультация для родителей

Сенсорное развитие

Сенсорное развитие - это чувственное восприятие мира, другими словами, восприятие

посредством органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния.

Особое значение сенсорное восприятие имеет для детей до 3-х лет,поскольку они

знакомятся с миром именно через органы чувств (чувства также задействованы в эстетическом развитии).

Сенсорное развитие происходит путем узнавания формы, величины, цвета, запаха предмета.

 Чтобы понять, что из себя представляет предмет,

 ребенку обязательно надо его потрогать и убедиться, шероховатый он или гладкий.

 В случае с фруктами или овощами - горький или сладкий. Например, если ребенок

 пробует несозревшую ягоду и чувствует, что она кислая, то смысл слова "не поспела"

 ему станет более понятен, особенно если он сравнит ее со вкусом спелой ягоды.

 Чтобы понять, что стекло хрупкое, как это ни странно звучит, но ребенку нужно

увидеть своими глазами, как разбивается стеклянный предмет (кружка, например).

Иначе крикам родителей: "Не тронь - разобьешь!" - нет смысла.

Опытный путь очень обогащает представление о мире. Причем примитивное

 сравнение тонкий-толстый, гладкий - шероховатый, большой - маленький и т.д. -

это только фундамент. Первоначальные понятия потребуются для более детальных

выводов. Например, если яблоко красное - значит спелое, или если на улице темно -

значит ночь и пр. Иными словами, сенсорное восприятие помогает уточнять свойства

объектов или явлений. Это помогает ребенку делать определенные выводы и действовать

 в соответствии с ними.

Игры для сенсорного развития связаны с определением свойств разных предметов.

Для усвоения величины хороший тренажер - конусная пирамидка. Покажите ребенку как

она разбирается, сделайте акцент на том, что кольца нанизываются в зависимости от их

величины. Затем дайте ребенку самому проделать эти действия. И в случае ошибки, объясните,

 почему именно это кольцо не на своем месте.

"Разложи кубики по цветам" - тоже полезная игра. Предложите ребенку (1,5 - 2 лет) выбрать

 из большого количества одинаковых по размеру кубиков те, которые одного цвета, и сложить

их в отдельную коробку. Игру можно усложнить, предложив ребенку разделить все кубики на

кучки по цветам.

"Дразнилки" - игра на подражание. Показывайте ребенку разные гримаски: вот нахмуренные

 брови, вот улыбка, вот оскаленные зубки, вот округленные глазки, вот надутые щечки.

Пусть повторяет. Можно разнообразить задание движениями: рубим топором

(двумя сложенными ладошками - движение вниз), плывем брассом, изображаем

мельницу и прочее. Как правило, такая игра очень нравится детям.

"Вспомни ощущение". Проводите по руке ребенка разными предметами:

перышком, игрушкой, варежкой и пр. Затем повторяйте прикосновения, но

только при закрытых глазах. Задача ребенка вспомнить ощущение и назвать предмет,

 которым оно вызвано.

"Угадай овощ". В тряпичный мешок положите разные овощи: картофель, лук, огурец,

морковь, помидор (можно также добавить фрукты: яблоко, грушу, апельсин).

Задача ребенка опустив руку в мешок, нащупать там один из плодов и на основании

тактильных ощущений определить, что за овощь или фрукт ему попался.

Можно усложнить задание добавлением описания овоща, т.е. ребенок должен

 перечислить особенности данного корнеплода или фрукта: гладкий (или шероховатый),

круглый (или овальный), похож на что.. и т.д.

"Угадай, чья рука" - игра сложная, требующая очень тонкого восприятия. Для начала

 ребенку нужно потрогать руку (или руки) мамы, бабушки, папы, дедушки и запомнить,

какие их руки наощупь. Затем с закрытыми глазами ребенок повторяет весь процесс и

при этом пытается определить, чьи это руки. Сложнее проводить данную игру среди

детей, потому что детские руки по тактильным ощущениям схожи.


Консультация для родителей

Педагогика Марии Монтессори – что это такое?

Сущность педагогической теории М. Монтессори характеризуют три ведущих положения:

    * воспитание должно быть свободно.

    * воспитание должно быть индивидуально.

    * воспитание должно опираться на данные наблюдений за ребенком.

Обеспечение этих факторов – главная задача воспитания. Опираясь на данные физиологии, антропометрические характеристики детей от 3 до 7 лет, педагог находит средства, чтобы обеспечить и облегчить ребенку «его сложную внутреннюю работу психического приспособления, духовного роста Центральным моментом в идеях Монтессори является максимально возможная индивидуализация учебно-воспитательной деятельности, использование четко продуманной и умело инструментированной программы развития каждого ребенка.

В качестве составляющих педагогического процесса М. Монтессори выделила необходимость антропометрических измерений, организации окружающей среды, классной мебели, воспитание самостоятельности, упразднение соревнований между детьми, отсутствие наград и наказаний, правильное питание ребенка, гимнастика, воспитание чувств, развитие силы.

Огромное внимание привлекают дидактические материалы Монтессори и работа с ними. Игры, занятия, упражнения с дидактическими материалами позволяют развивать зрительно-различительное восприятие размеров, форм, цветов, распознавание звуков, определение пространства и времени, способствуют математическому развитию и развитию речи.

Главное в философии Монтессори - ребенок. С самого рождения личность, он не принадлежит и не должен ублажать ни родителей, ни педагогов.

Никто не может развить ребенка за ребенка. Ребенок может сделать это только сам. Роль педагога - помочь в этом и создать среду, в которой ребенок сможет найти все необходимые для его возраста материалы для всестороннего развития.

Девиз педагогики Монтессори: помоги мне это сделать самому.

Главная заслуга Монтессори и суть ее теории основывается на методе наблюдений. Сама Монтессори и педагоги ее последователи огромную часть времени проводят, наблюдая за ребенком, отслеживая его развитие, круг его интересов и, определяя, таким образом, его область ближайшего развития, в которой нужно с ним работать. Именно через наблюдения и анализ Монтессори определила так называемые сензитивные периоды развития ребенка. Те периоды, когда развивается определенный участок мозга и, следовательно, именно в это время нужно создать вокруг ребенка такую среду, чтобы она способствовала развитию навыков, связанных с этим участком.

Развитие идет в 5 областях - сенсорика (развитие органов чувств), навыки практической жизни, математика, родной язык, космическое воспитание. Космическое воспитание - это термин Монтессори. Сюда входит азы географии, биологии, физики, химии. По мере возможности и по желанию родителей в группах организуют занятия изо, музыкой, иностранным языком, физкультурой на основе философии Монтессори. Выбор материала для работы зависит от желания ребенка. Но, зная этапы развития, общие для всех детей, педагоги могут мягко стимулировать процесс.

У детей группы Монтессори как правило, быстрее происходит развитие всех психических функций.  Занятия в специально организованной среде для детей являются, прежде всего гармоничной  работой их сознания и души. Дети отличаются активной речевой деятельностью, приобретая богатый словарный запас, занимаясь сенсорикой, а так же упражнениями из практической жизни - разного рода переливания воды, пересыпания песка и мелких предметов, мытье рук, посуды, стирка, глажение, застегивания пуговиц, молний, кнопок, социальные навыки и физические упражнения и т.д. Основные цели этих практических упражнений - развитие мелкой и крупной моторики, координации движений, самостоятельности, привыкание к выполнению множества мелких операций в определенной последовательности.

Детям очень нравится чувствовать себя такими большими и умелыми.

Ближе к 4-м годам просыпается интерес к математике и русскому, хотя развитием речи и фонетическими играми начинают заниматься сразу в 2,5-3.

Космическое воспитание идет параллельно, по мере возникновения интереса. Важно то, что детей никто не дергает и не тянет. Все происходит естественным образом и по желанию ребенка.

Важный принцип Монтессори - разновозрастная группа, обычно от 2,5 до 6-7 лет. Старшие и младшие друг другу помогают, многому друг у друга учатся. Младшие, наблюдая за старшими, проявляют интерес к более сложным упражнениям. Если ребенок ходит в Монтессори-группу с 3 до 6 лет, он успевает побыть и младшим, ведомым и старшим-ведущим. Таким образом, прорабатываются многие важные принципы социализации.

Для старших важной частью их обучения становится объяснения того, что они сами уже выучили, младшим. А, как известно, то, что кому-то объяснил, самому становится абсолютно понятно.

Для Монтессори-группы важно, чтобы детей в ней было оптимально 15-20 человек. Тут несколько моментов:

1.Социальные навыки. Если детей меньше 10, при этом половина мальчиков, половина девочек и возраст от 3 до 6, сложно найти друзей. Кроме того, когда детей слишком мало, если 1-2 придут в плохом настроении, остальные легко подпадают под их влияние и группа расклеивается.

2.Обучение. Здесь важна именно самостоятельность. Если детей слишком мало, с одной стороны, учитель имеет возможность сидеть с каждым больше времени, чем нужно (как бы зависает над ребенком). С другой стороны, ребенок чувствует, что, если хорошо поныть, учитель всегда может броситься на помощь и момента преодоления сложностей можно избежать.

3. Еще сюда примыкает такой момент: каждый материал в группе находится в единственном числе. Обычно благодаря его огромному разнообразию споров не возникает. Но в то же время, если двое хотят один и тот же материал, действует незыблемое правило - не отнимать, а подождать или предложить работать вдвоем. Это тоже важный социальный навык.

Сама Монтессори работала одна с ассистентом с группой до 40 детей.

      Монтессори–метод позволяет ребенку легче проходить путь познания в ситуациях, когда знания приобретаются в деятельности. В основном ребенок учится сам. Процесс обучения устроен таким образом, что каждый ребенок может выбирать ту работу, которая привлекает его и соответствует его внутренним интересам. Он может упражнять свои чувства свободно и спонтанно, так, чтобы он мог испытывать удовольствие и энтузиазм от своей деятельности, в силу того, что он делает то, что хочет, а не то, что ему кто-либо укажет. Совершенствуя свои умения, ребенок постепенно приобретает чувство уверенности и независимости.

Консультация для родителей

 «Какие игрушки нужны детям дома»

У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть.

Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!

Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.

Игрушки для самых маленьких 

Для 2-летних детей очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребёнка к аккуратности, самостоятельности, т.к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет своё игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.

К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди  заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в "дочки-матери", "в папу и маму", в "магазин", в "доктора", "детский сад" и.т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование – "бытовые игрушки" должны быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными.

Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.

И ещё один совет. Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин  с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.

Есть поговорка "Нельзя всю жизнь в игрушки играть". Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения.


  1. Консультация для воспитателей и родителей.
  2.  "Как провести выходной день с ребенком".

В каждой семье по-своему принято проводить выходные дни. Но в большинстве случаев, это выглядит так: мама с папой заняты своими делами, дети смотрят мультики или сидят за компьютером. Это не только плохо отражается на здоровье дошкольников, но и оказывает отрицательное воздействие на детско-родительские отношения, между родителями и детьми теряется нить дружбы и доверия. На этапе когда дети еще малы, это не так страшно, а вот когда настанет подростковый период, родители начнут пожинать свои плоды.

А ведь выходные можно проводить весело и с пользой для всей семьи. Совместное времяпрепровождение сплачивает семью, а так же дает понять ребенку, насколько он важен для мамы и папы. Но, не стоит забывать о режиме ребенка, ведь после выходных наступят будни и ребенок пойдет в дошкольное учреждение, где ему будет проще адаптироваться к новой «рабочей неделе», если домашний режим совпадает с детсадовским.

В любую погоду и при любом финансовом состоянии можно интересно проводить время со своей семьёй.

Это могут быть вылазки на природу: просто прогулки по парку или же можно отправиться в поход, благо в нашей области достаточно достопримечательностей и памятников природы. Интересны будут прогулки по лесу за грибами или же просто полюбоваться природой и подышать воздухом. Осенью очень весело собирать необычные листочки, затем собрав их в гербарий. В любое время года можно отправиться всей семье на увлекательную рыбалку, даже если, вам не повезет с уловом, заряд бодрости и хорошего настроения вам будет обеспечен. Особенно, рыбалка, поспособствует укреплению отношений папа-сын. Мама же, в это время, может с дочкой рисовать пейзажи, которые будут вокруг или готовить стол к семейному пикнику. Возможно, кого-то привлекает спортивный отдых: бадминтон, футбол, волейбол… это можно осуществить на детской площадке. Или же можно устраивать семейные спортивные соревнования с другими семьями. Это будет не только способствовать укреплению здоровья ребенка, укреплению детско-родительских отношений, но так же благоприятно скажется на умении ребенка общаться с взрослыми и сверстниками. Можно отправиться в путешествие на велосипедах, сейчас большой выбор детских сидений, которые крепятся на взрослый велосипед. В зимнее время года, объединит семью постройка снежных замков или катание с горки, которая предварительно будет построена совместно с ребенком. Кататься на коньках, теперь возможно не только зимой, но и летом, благодаря крытым каткам, которые есть практически в любом крупном городе.

Если семья предпочитает культурный отдых, можно сходить в музей, на выставку, в театр, кино или зоопарк. Там ребенок получит не только положительные эмоции, но и новые знания.

Если за окном погода совсем не радует можно ограничиться домом. Но не просто сидеть у телевизора, а организовать семейный обед, можно пригласить гостей. Семейные обеды, особенно если за ними обсуждать дела каждого члена семьи, их проблемы и радости, так же благоприятно сказывается на укреплении семейных отношений. После обеда можно поставить спектакль, или просто почитать детям интересную книгу или поиграть в настольные игры.

Так же в каждом районе города, сейчас открыто множество центров развлечений, где можно совместить приятное с полезным, отдохнуть всей семьей и совершить необходимые покупки.

Любое своё приключение, не забывайте фотографировать. Как-нибудь, вечером будет приятно посидеть в кругу семьи и вспомнить о весело проведенном времени.

То, к чему вы приучите ребенка с ранних лет, так и останется с ним на всю жизнь и возможно, потом он будет так же проводить время со своими детьми.


Консультация для родителей

«Первые уроки нравственности для детей раннего возраста»

Понятие о морали как о системе норм, определяющих обязанности человека по отношению к другим людям, еще недоступно ребенку двух - трех лет. Так не рано ли говорить о нравственном воспитании ребенка этого возраста? Нет, не рано, поскольку любой малыш третьего года жизни сумеет ответить на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо. Если не начать говорить о воспитании нравственности. Когда ребенок совсем мал, то разговор о ней через несколько лет может просто оказаться запоздалым.

Что же мы будем иметь в виду, когда станем пользоваться по отношению к самым маленьким нашим детям понятием «нравственность»? Прежде всего, задатки тех личностных качеств малышей, о которых следует позаботиться уже сегодня - доброты, отзывчивости, трудолюбия, смелости, общительности... И, конечно, элементарные представления малыша о своем родном доме, улице, городе, которые в последствии лягут в основу его представлении о Родине.

В определенном смысле «нравственное лицо» каждого трехлетнего малыша может немало рассказать постороннему человеку. Достаточно внимательно присмотреться к действиям и поступкам ребенка, чтобы увидеть, какие из родительских зерен познания, чувств, воли дали всходы, какие даже не «проклюнулись», а какие не сеялись вовсе. Нравственная воспитанность ребенка раннего возраста как бы подводит итог всему, что сделали родители за три года его жизни, это своеобразный апофеоз всех воспитательных усилий взрослых!

В двух - трехлетнем возрасте у малышей пробуждается интерес к другим детям. Вот вы заметили, что на прогулке ваш сынишка засмотрелся на играющих детей: перестал играть и, не отрываясь, наблюдает за играющими. Конечно, желание играть со сверстниками не появляется само по себе. Вероятно, к этому возрастному периоду вы воспитывали у своего малыша любовь к другим детям - отзывались о них по - доброму, хвалили их в его присутствии, приучали к тому, что добрый человек должен поделится игрушкой с другими. И ваши доброжелательные высказывания оставили в душе ребенка свой след. Теперь он не просто засматривается на других детей, но и проявляет совершенно определенную готовность общаться с ними. Помогите малышам познакомиться, поощрите желание сынишки поделиться атрибутами для игры, соорудите вместе с детьми несложную постройку, порадуйтесь коллективным успехам.

Доброжелательное отношение двух - трехлетнего к сверстникам - важное нравственное умение, которое родители должны лелеять и развивать, потому что умение, сотрудничать с другими обеспечивает малышу эмоциональный комфорт, отвечает его потребности. Общение со сверстниками обогащает опыт контактов ребенка с близкими взрослыми, вносит в них новую, живую струю и, кроме того, облегчает ему общение с посторонними взрослыми.

Хорошо, если ваш ребенок будет часто общаться с малышами на прогулке, в гостях. Пока они не столько играют вместе, сколько рядом, но при этом у них уже вырабатывается понятие «Я» и «Мы», которые в дальнейшем будут тесно связаны.

Нужно ли наказывать малыша? Принимая то или иное решение, помните, что наказание ребенок никогда не должен воспринимать как проявление родительского раздражения и власти над ним. Если вы уже наказали малыша (естественно, не физически), то он должен воспринимать его как результат своего плохого поведения. Наказание маленького ребенка в частности, вопрос очень сложный. Никто не станет оспаривать, что в отдельных случаях может возникнуть необходимость в порицании ребенка. Но оно должно быть выражено лишь словесно и эмоционально неодобрительным словом, взглядом, нежеланием общаться, но ни в коем случае не шлепать ребенка, ставить в угол, лишать сладости и чего-то другого.

Заботясь о нервной системе малыша, нужно с первых лет воспитывать правдиво, без хитрости и обмана. Иногда родители прибегают ко лжи как к спасению. Например: «Съешь кашу, куплю тебе машинку» и т. д. Но игрушку вы не покупаете и у ребенка формируется представление о лжи, как о допустимом в общении людей форме поведения. А это чревато серьезными последствиями в скором будущем.

Еще одним компонентом нравственного воспитания малышей является бережное отношение к природе. Общаясь с близкими взрослыми, ваш малыш научается бережно относиться к окружающей природе. Взрослым необходимо поддерживать интерес к живой и неживой природе, а также доброжелательное и заботливое отношение к ней. С ребенком можно вместе полить цветы, покормить рыбок, накрошить птичкам крошек, взрыхлить землю возле кустарников. Необходимо рассказать ребенку правила бережного отношения к природе - не рви, не топчи, не ломай, не порть без нужды, не мучай, не сори. Если это ребенок усвоит с раннего возраста, то он никогда не сорвет цветок с клумбы, а только понюхает его и т. д.

В этом возрасте необходимо приучать ребенка к труду. Труд-это источник нравственного воспитания человека. Нельзя рассчитывать на то, что завтра мы воспитаем в ребенке трудолюбие, нужно начинать уже сегодня. Ребенок в этом возрасте уже может убрать за собой игрушки, поставить на место книжки, сложить в определенном месте одежду. Если у вашего трехлетнего малыша есть готовность и желание помочь вам, выполнить элементарное трудовое поручение без вашей помощи, дорожите ею! Никогда не говорите ему: «Ты еще маленький, вот подрастешь, тогда...» Он не умеет ждать серьезного завтра, когда, наконец, ему доверят что-то. Поэтому пусть он растет, понемногу приобретая трудовые навыки и умения, доступные для его возраста.

В желании вашего ребенка прийти вам на помощь, когда она требуется, выражена привязанность малыша к родителям, стремление действенно продемонстрировать ее. Появление такого желания - показатель хорошего нравственного развития ребенка раннего возраста. Очень важно, чтобы к концу третьего года жизни ребенок понимал, что любить мать и отца - это прежде всего заботиться о них, проявлять послушание, умение сделать приятное. Показывайте малышу на личных примерах, в чем выражается ваша любовь к нему самому, к другим членам семьи, приобщайте к заботе о каждом из них.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Дидактическая игра «С какого дерева лист ?»

Цель: Формировать представление о цвете и величине.

Дидактическая игра «Цветные ежики»

Цель: учить чередовать ежики по цвету.

Дидактическая игра «Подбери форму»

Цель: учить детей подбирать фигуры к геометрическим образцам.

Дидактическая игра с бельевыми прищепками

Цель: развивать мелкую моторику,  закреплять знание основных цветов.

 Дидактическая игра «Рыбаки и рыбка»

Цель: Знакомство детей с основными цветами и их названиями, учить сравнивать предметы по цвету и величине путем приложения их друг другу.

Актуальность работы заключается в следующем: Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

   Сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.  Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь,  совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

   Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

  Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни.

   Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка.

В качестве средств сенсорного воспитания  у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.

      Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих,  принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.

   Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.

Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

   Конструируя, ребенок учится различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии осуществляет он анализ и синтез).

   Рисование и лепка – виды деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой – то предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации, постройке  то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы.

   Таким образом, актуальность работы заключается в необходимости ее всестороннего изучения, потому что развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Она создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений.  

Цель: Создание в дошкольном образовательном учреждении условий для эффективного сенсорного развития дошкольноков

Задачи: Обеспечить накопление и усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношений предметов и явлений;

Овладение новыми действиями восприятия позволяющими более полнои объемно воспринимать окружающий мир;

Создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировке в окружающем их предметном мире;

Своевременное и правильное соединение опыта со словом.

 

Предполагаемый результат:сформировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т. д.

Овладение навыком вычленения определенного цвета на основе сопоставления объектов двух цветов(действия по подражанию).

Выполние сравнения, соотнесения объектов по цвету и выполнение определенных действий (сортировка, группировка по цвету и выбор по образцу).

Овладевание умением определять цвет и называть его  (действия по словесному указанию).

Форма самообразования: индивидуальная .

Действия и мероприятия проводимые в процессе работы над темой: 

Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме

Посщение ОД у воспитателей своего ДОУ и города

Посещение педсоветов , семинаров, конференций

Самоанализ открытых мероприятий

Напраление познавательной активности:

Обучение детей предметным действиям требущим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, поожению в пространистве.

Оладению знаниями о внеших свойствах предметов, достижение путем достижения их между собой ( так как на этом возрастном этапе дети не владеют  эталонными представлениями).

Знакомство с предметами, явлениями и событиями, выходящими за пределы их непосредственного восприятия и опыта;

Установления связей и зависимости между предметаит, явлениями и событиями, что приводит к появлению в сознании ребенка целстной системы представлений.

Методы и приемы сенсорного воспитания:

Успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов при работе с мозаикой, рисовании красками.

 В планировании методов обучения четко просматривается постепенность их изменения. При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ предметов воспитателем. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению (объяснения должны быть предельно краткими, чтоб не отвлекать от зрительного восприятия). При самостоятельном выполнении задания каждым ребенком педагог дает единичные указания, оказывает периодическую помощь и в отдельных случаях приводит индивидуальное обучение.

Приемы, используемые при формировании сенсорного развития традиционны:

Наглядные- наблюдения, рассматривание картин.

Практические — упражнения, игры, эксперименты, проектная деятельность.

Словесные — рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Методические рекомендации

В рамках методических принципов, обозначенных основной общеразвивающей программой разработана система математического развития  детей на основе сенсорного воспитания, в которую включены разные формы работы. Важно задействовать все органы чувств ребенка: не только зрение, но и вкус, обоняние, осязание, слух. Свойства предметов ребенок изучает в процессе практического манипулирования с ними. Одна из форм работы – специально организованная непрерывная непосредственная образовательная деятельность в которой  понятия закрепляются в интегрированном виде через детскую деятельность: продуктивную, предметно-манипулятивную, познавательно-речевую.

В режиме дня ребенка есть постоянные, имеющие место только раз в сутки, в определенное время виды деятельности: приход в детский сад, зарядка, завтрак, обед, послеобеденный сон; есть и такие, которые повторяются несколько раз в течение дня, в разные части суток игра, умывание, одевание и раздевание, прогулка. Время  проведения видов деятельности связываю с определенными названиями частей суток, говорю с детьми об этой деятельности и времени, показывая на картинках. Работая с трехлетними детьми, в непосредственной образовательной деятельности использую личный опыт ребенка. Ознакомление с частями суток  начинаю с бесед, для большей  заинтересованности детей обязательно использую игрушку (сказочного персонажа или куклу), которым дети будут рассказывать, когда и что они делают.

Дидактические игры и упражнения наиболее доступны и полезны в математическом развитии младших дошкольников, все они не требуют сложных материалов, предполагают индивидуальную работу с ребенком и вполне доступны для реализации в домашних условиях. Большая часть игр и упражнений построена таким образом, что может проводиться одновременно со всей группой. Названные игры провожу в свободной деятельности детей.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не  ставлю целью запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. Иногда малыш треугольник  называл «угольником» или «крышей», но занимаясь с детьми, употребляя названия форм и цветов правильно, дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. И это отношение  зафиксировано только в словесной форме.

Повседневное общение с ребенком, а также специально организованная деятельность дали возможность ввести сначала в пассивный, а к концу года в активный словарь ребенка слова, характеризующие разные временные отрезки: скоро — нескоро, сейчас — потом, день — ночь, сегодня - завтра - вчера, лето - зима и т.д.

Формы проведения

Образовательная деятельность. Планируя ОД по ознакомлению с цветом,  придерживаться  принципа последовательности, предусматривающего постепенное усложнение заданий.    В содержании ОД используются дидактические игры и игровые упражнения.

 В практике работы ДОУ используются информационные технологии, позволяющие формировать знания, умения и навыки, активизировать потенциал ребёнка.

Игровая технология занимает значительное место в организации работы с дошкольниками. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных образовательных учреждениях.

Игровая форма ОД в группах раннего возраста создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на 2014-2015 уч.год

       «Те высокие        нравственные,     эстетические         и...

План по самообразованию на 2014-2015 год

План по самообразованию на 2014-2015 год "Дворовые игры"...

Самообразование на 2014-2015 учебный год

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Ро...

План по самообразованию на 2014 – 2015 учебный год Тема «Художественно-эстетическое развитие дошкольников через ознакомление с народными промыслами»

Тема обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей. В наше время уделяется мало вниман...

План по самообразованию на 2014-2015 учебный год. Тема: «Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства».

В статье представлен план по самообразованию на 2014 -2015 учебный год. Тема "  Метод проектов ка форма организации единого образовательного пространства. Старшая группа....

Отчёт по самообразованию за 2014-2015 учебный год по теме "Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей"

Эта публикация о написании отчёта по самообразованию музыкального руководителя.  Материал может быть полезен для музыкальных руководителей  детских дошкольных учреждений....