Консультация для педагогов "Технология ТРИЗ"
методическая разработка ( группа) на тему
Консультация для педагогов "Технология ТРИЗ". Краткое знакомство с технологией, история возникновения, описание методов и приемов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТРИЗ — теория решения изобретательных задач
Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер ( 15.10.1926-24.09.1998)
Технология Г. С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть — творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ —теория развития творческой личности.
В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.
Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Программа ТРИЗ для дошкольников — это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий — ключ к творческому мышлению.
Методы и приемы технологии ТРИЗ можно использовать во всех разделах воспитания ребенка ТРИЗ НОД по различным областям Кружковая работа Работа с педагогами ДОУ Работа с родителями Праздники Вечера развлечений Индивидуальная работа с детьми Физминутки
Мировой фонд методов и приемов развития мышления, и воображения насчитывает около 70 единиц и производных от них.
Методика располагает как индивидуальными, так и коллективными приемами активизации деятельности. Метод проб и ошибок – наш врожденный метод мышления. Поняв задачу, мы поочередно выдвигаем идеи, оцениваем их, и если они нам не нравятся, отбрасываем и выдвигаем новые.
Метод морфологического анализа появился в середине 30-х годов XX века, благодаря швейцарскому астрофизику Ф.Цвикки , который использовал его исключительно для решения астрофизических задач.
Еще один вид активизации мышления Морфологического анализа – Круги Луллия . Сам круг сделан из нескольких кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги подвижны. С помощью Кругов Луллия закрепляются и систематизируются знания детей об объектах окружающей действительности.
Метод фокальных объектов предложен американским психологом Ч.Вайтингом Выбирается предмет, который мы хотим усовершенствовать или придать другие обычные и необычные свойства. Фея Шар Костер Добрая Расписной Большой Красивая Летучий Жаркий Воздушная Мыльный Яркий Матрешка Добрая, красивая, расписная, большая, яркая
Типовые приёмы фантазирования . Г. С. Альтшуллер в 70 годы двадцатого века предложил использовать для развития творческого воображения типовые приемы фантазирования: - увеличение-уменьшение, - дробление-объединение, - оживление-окаменение, - специализация-универсализация, - преобразование свойств времени, - приём «Наоборот».
Метод Мозгового Штурма предложен американским учёным А. Осборном, используется для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно придумать и сочинить необычный рисунок, а изобразительных материалов нет. Как быть? Что же делать? То есть ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами. Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения.
Синектика предложен У. Гордоном в50 годы XX столетия – возможности метода – незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежат прием: Эмпатии – личностного уподобления – способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту. Очень удачен этот прием на физкультминутках.
Метод каталога. Был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э.Кунце . Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками. Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.
ММЧ( метод маленьких человечков). Суть методики в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.
Системный оператор Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение.
Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно -образовательном процессе дошкольного учреждения .
Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др. Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?
Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, «Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?». На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.
Технология ТРИЗ и используемые в ней методы и приемы помогают педагогам нашего ДОУ. Ведь как сказал Я. Каменский: «Взрослые могут научить ребенка всему, что они умеют делать сами: творчески научить может только творческий человек».
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-97723-1359231419.jpg)
Консультация для родителей «ТРИЗ в детском саду и дома»
Консультация для родителей с использованием игр по технологии ТРИЗ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/17/picture-68029.jpg)
Консультация "Общее понятие ТРИЗ"
Консультация знакомит педагогов с общим понятием технологии теории решения изобретательских задач, ее автором Генрихом Сауловичем Альтшуллер (1926-1998). ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/21/picture-503302-1413876254.jpg)
Консультация для родителей "Триз в детском саду и дома"
· познакомить родителей с технологией ТРИЗ. повысить компетентность родителей в сфере инновационных технологий...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/04/picture-558806-1420389882.jpg)
Консультация для родителей "ТРИЗ - в повседневной жизни"
ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. С чего начать, как сделать ТРИЗ достоянием дошкольников, как вести элементы теории ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/17/picture-687356-1445083998.jpg)
Консультация для родителей ТРИЗ в детском саду и дома
В консультации представлена информация о технологии ТРИЗ и играх, используемых для совместной деятельности с детьми....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/15/picture-397687-1402779040.jpg)
Консультация с презентацией "ТРИЗ в системе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи».
Описание методов ТРИЗ технологии в системе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи....
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/19/picture-788036-1500445989.png)
Консультация для педагогов ТРИЗ технологии "Мозговой штурм".
оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе ...