Конспект по слушанию музыки на примере П.И. Чайковского – «Времена года» - «Декабрь. Святки».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Колмакова Татьяна Викторовна

1. Развитие навыка слушания музыкального произведения. 

2. Развитие устойчивого интереса и эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение. 

3. Расширение музыкального кругозора, развитие музыкального вкуса. 

4. Воспитание чувства такта, умения доброжелательно вести себя во время занятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_slushaniyu_muzyki.docx15.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ф.И.О.воспитателя: Колмакова Татьяна Викторовна

Старший дошкольный возраст 

Образовательная область: «Музыка». 

Тема: Слушание музыки. 

Состав учащихся: 6 девочек, 5 мальчиков. 

Цель: Продолжение знакомства с творчеством русского композитора П.И. Чайковского – «Времена года» - «Декабрь. Святки». 

Задачи: 

1. Развитие навыка слушания музыкального произведения. 

2. Развитие устойчивого интереса и эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение. 

3. Расширение музыкального кругозора, развитие музыкального вкуса. 

4. Воспитание чувства такта, умения доброжелательно вести себя во время занятия. 

Занятие: слушание музыки. 

Форма организации занятия: групповая. 

Структура занятия: вводная часть – 5 минут, основная часть – 20 минут, заключительная часть – 5 минут. 

Продолжительность: 30 минут. 

Основное внимание уделяется слушанию музыки и высказываниям детей о музыкальном произведении. 

Методы обучения: словесный, наглядный, игровой. 

Планируемый результат занятия: прослушивание музыкального произведения, активное участие детей в обсуждение музыкального произведения. 

Материалы и оборудование: 

фортепиано, портрет П.И. Чайковского, компьютер, стульчики для детей, демонстрационный материал – иллюстрации «Времена года», презентация. 

Ход занятия: 

1. Организационный момент. 

Дети под музыку входят в класс, садятся на стульчики. Педагог приветствует детей и предлагает встать в круг и провести игру - приветствие «Зажги свой фонарик!»: 

дети встают в круг и, соприкасаясь ладошками, по очереди «зажигают» фонарики и называют цвет своего фонарика. 

Педагог предлагает детям занять свои места. 

Педагог: Сегодня мы с вами будем слушать произведение русского композитора П.И. Чайковского «Времена года» - «Декабрь». Какие произведения Петра Ильича мы уже слушали?

Дети: «Детский альбом» - «Детские грёзы», «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», Новая куклы». 2. Основная часть. 

Педагог: Правильно! Молодцы! Сегодня вы узнаете, что кроме «Детского альбома», Пётр Ильич написал цикл произведений о каждом месяце и объединил эти произведения в один общий цикл – «Времена года». Какие времена года вы знаете? 

Дети: Зима, весна, лето, осень. 

Педагог: Давайте рассмотрим иллюстрации к разным временам года. 

Демонстрация иллюстраций «Времена года» и сопровождение показа краткими комментариями педагога и детей 

Педагог: Правильно. Уже наступила зима! Что вы можете рассказать о изменениях в природе? 

Дети: Выпал снег, листьев нет и т. д.. 

Педагог: Верно! Давайте посмотрим иллюстрации о зиме и постараемся прочувствовать. Что такое зимнее настроение! 

Демонстрация презентации П.И.Чайковский Времена года «Декабрь». 


Во время прослушивания произведения педагог наблюдает за поведением и эмоциональной отзывчивостью детей. Делает вывода о индивидуальной особенности восприятия музыки каждым обучающимся. 

Педагог: Итак, вы прослушали это замечательное произведение. Что вы можете сказать об этой музыке? 

Дети: (высказываются о динамике, настроении, изменении в звучании) – громко-тихо, весело-грустно, медленно-быстро, и.т.п.. 

Педагог: Декабрь- это самое начало зима и природа готовится к холодам Послушайте, как красиво пишет об этом наш русский поэт 

Самуил Маршак 

В декабре, в декабре 
Все деревья в серебре. 
Нашу речку, словно в сказке, 
За ночь вымостил мороз, 
Обновил коньки, салазки, 
Елку из лесу привез. 
Елка плакала сначала 
От домашнего тепла, 
Утром плакать перестала, 
Задышала, ожила. 
Чуть дрожат ее иголки, 
На ветвях огни зажглись. 
Как по лесенке, по елке 
Огоньки взбегают ввысь. 
Блещут золотом хлопушки. 
Серебром звезду зажег 
Добежавший до макушки 
Самый смелый огонек. 
Год прошел, как день вчерашний, 
Над Москвою в этот час 
Бьют часы кремлевской башни 
Свой салют — двенадцать раз! 

Произведение «Декабрь» ещё называется «Святки». 

Кто знает что такое святки? Святки – это появление на небе рождественской звезды. 


Педагог: Чтобы помочь вам высказать впечатления о прослушанном произведении, я предлагаю поиграть в игру «Выбери нужное слово!». Я буду произносить слова о настроении и характере произведения, а вы выбирайте подходящее. 

Проводится игра «Выбери нужное слово». Набор слов-определений прилагается к конспекту занятий. 

Педагог: Молодцы! А услышали ли вы как тоненький лед покрывает речку и настроение нового года? Давайте еще разок послушаем этот фрагмент. 

Прослушиваются фрагменты. 

Педагог: Вот так, на фортепиано передаются радостные новогодние трели. 

3. Заключительная часть. 

Педагог: Сегодня мы с вами слушали музыкальное произведение о зиме. Как называется это произведение? 

Дети: «Зима. Декабрь. Святки». 

Педагог: А как зовут композитора? 

Дети: Пётр Ильич Чайковский. 

Педагог: Верно! Молодцы - П. И. Чайковский. Благодарю всех вас за участие в обсуждении музыкального произведения и желание слушать и понять услышанное. Предлагаю вам дома вместе с родителями выбрать стихи о зиме или сочинить самостоятельно и рассказать нам эти стихи на следующем занятии. Если есть возможность и у вас дома есть компьютер, послушайте это произведение вместе с родными и расскажите им всё, что узнали об этой музыке. До свидания!

Сайт//http://www.leon4ik.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

П, И, ЧАЙКОВСКИЙ "Времена года" музыкально-литературный вечер

презентация к музыкально-литературному вечеру "Музыкальная гостиная"...

Чайковский "Времена Года".

Презентация П. И. Чайковский Альбом "Времена года"....

Слушание музыки. П. И. Чайковский - Времена года (Презентация)

Слушание музыки Времена года- П.И. Чайковский...

Конспект беседы о содержании музыкального произведения П.И. Чайковского – «Времена года» - «Март – песня жаворонка»

Конспект беседы о содержании музыкального произведения  П.И. Чайковского – «Времена года» - «Март – песня жаворонка»...

Технологическая карта ОС Тема: Слушание музыкальных произведений. П. И. Чайковский «Времена года». «Октябрь. Осенняя песня».

Технологическая карта ОСТема: Слушание музыкальных произведений. П. И. Чайковский «Времена года». «Октябрь. Осенняя песня»....

Слушание музыки. ФОРТЕПИАННЫЙ ЦИКЛ П. И. ЧАЙКОВСКОГО " ВРЕМЕНА ГОДА" ФЕВРАЛЬ. МАСЛЕНИЦА.

Конспект по слушанию музыки подойдёт для использования педагогом на музыкальном занятии и для использования родителями для совместного прослушивания и беседы с ребёнком в домашней обстановке....