Дидактические игры в работе с детьми
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Дидактические игры в работе с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry_v_rabote_s_detmi.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шевелева Н.В., воспитатель

ГБДОУ детский сад №14 Калининского района

Санкт-Петербурга

Дидактические игры в работе с детьми.

Начиная с самого раннего возраста ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка.

Обучающие игры-занятия помогут ребенку подготовиться к школе, так как дидактические игры для подготовительной группы  позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения.

В дидактических играх обучение носит игровой характер. Опираясь на непроизвольное внимание детей, взрослые должны активизировать их познавательную деятельность, вызывать интерес к окружающим предметам, совершенствовать их опыт, формировать навыки и умения.

К дидактическим играм относятся собственно обучающие игры с правилами, игры и упражнения с дидактическими игрушками и материалами, некоторые игры-занятия.

Дидактическая игра с правилами — основной и наиболее характерный вид игровой деятельности детей подготовительного к школе возраста. Она имеет определенную структуру, которая включает дидактическую, игровую задачу и игровые действия , правила игры . Игровая задача и игровые действия вносят в игру занимательное начало, позволяют ребенку обучаться, играя, непреднамеренно получать знания в интересной для него деятельности. К таким играм можно отнести прежде всего многие настольные игры, словесные и словесно-подвижные.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактические игры способствуют:
- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению  высказывать свои суждения, делать умозаключения.
- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости,  учится сочувствовать и т.д.
Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.
Проведение дидактических игр включает: 1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей). 2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил. 3.Показ игровых действий. 4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия  играющих советом, вопросом, напоминанием). 5.Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.

Виды дидактических игр:

1.Игры с предметами (игрушками).

2.Настольно-печатные игры.

3.Словесные игры.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.

Игры с предметами  основаны на непосредственном восприятии детей , соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов.
Настольно - печатные игры –это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим  миром,  миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки"  С помощью настольно-печатных игр можно успешно  развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах  природы и ее сезонных изменениях.

Дидактические игры – путешествия являются одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности детей.

Дидактическая игра в опытно-экспериментальной деятельности способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивает основные психические процессы, наблюдательность, мышление.

Детям подготовительной группы становятся доступными достаточно сложные настольно-печатные игры, словесные игры.

Большое организующее значение приобретают в этой возрастной группе игры для развития глазомера и координации мелких движений («Летающие колпачки», «Кто больше», «Настольный кольцеброс», «Футбол» и др.), а также игры-головоломки («Загони шарики», «Сложи картинку», «Наведи порядок», цветные лучинки и др.), игра в шашки.

В руководстве играми старших детей педагогу надо учитывать, что интерес к игре и ее участникам становится все более избирательным. В одном случае дети объединяются общим интересом к содержанию той или иной игры, например, группа детей часто играет в шашки. В других случаях их объединяет интерес, симпатия друг к другу: эти дети всегда вместе, во всех играх. Педагог должен видеть, на какой основе объединяются дети, учитывать это и направлять их интересы и взаимоотношения.

Дети испытывают радость от того, что могут проявить в дидактических играх свои знания, ловкость, сообразительность, находчивость, внимание, сноровку. Их по-прежнему привлекает игровое действие, но уже в большей степени заинтересовывает конечная цель, необходимость сделать известное усилие ради достижения игрового результата. Дидактические игры для детей этого возраста должны развивать любознательность, умственную активность, а также общественные качества и взаимоотношения (сотрудничество и взаимопомощь, доброжелательность, умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, честно играть по правилам). Надо использовать игры для создания стойких игровых коллективов, объединенных общими интересами, взаимными симпатиями, товарищескими взаимоотношениями.

Внимание детей подготовительной группы чаще привлекают игры, игровое начало которых состоит из своеобразного соревнования в быстроте и точности сенсорных ориентировок, восприятия и группировки геометрических форм, основных цветов, их тонов и оттенков и т.д. Все больше увлекают детей разные мозаики, игры-головоломки, шашки. Ценно, что указанные игры не только объединяют непосредственных участников, но и болельщиков, внимательно наблюдающих за игрой и выражающих активное отношение к успехам или неудачам своих товарищей.

Важное место в самостоятельной игровой деятельности начинают занимать разнообразные словесные дидактические игры с правилами. В частности, среди них могут быть:

1) игры типа загадок на выделение характерных признаков предметов, на сравнение («Какой предмет загадали», «Да – нет», «Похож – не похож»);

2) игры на развитие умения обобщать, группировать предметы по определенным признакам («Назови три предмета», «Кому что нужно» и др.);

3) игры на развитие умения отличать реальные явления от нереальных, делать правильные умозаключения («Кто больше заметит», «Бывает – не бывает»);

4) игры на развитие выдержки, быстроты реакции на слово, находчивости («Фанты», «Где мы были, мы не скажем» и др.).

В руководстве играми старших детей воспитателю, в частности, необходимо:

1) обеспечить подбор дидактических игр для самостоятельного использования детьми, учить их играть в новые игры, которые вносятся в группу;

2) организовать обмен опытом, предоставив возможность самим детям учить товарищей играм, которые они любят и хорошо знают;

3) для обогащения самостоятельного опыта систематически проводить с детьми 6 лет (на занятиях и вне их) более сложные дидактические игры типа «Путешествия», «Выставка игрушек», «Кто больше знает и умеет» и др.

1. Сущность и значение дидактической игры

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного и умственного воспитания.

Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от занятий ,в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время и учитель, и участник игры, он учит детей и играет с ними, а дети, играя, учатся.

Игра становится подлинной формой игрового обучения лишь в том случае, когда учебные, познавательные, задачи ставятся перед детьми через игру, тесно связываются с игровым, занимательным началом – с игровыми задачами и игровым действием дидактической игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Использование настольно-печатной дидактической игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста".

Доклад об использовании настольно-печатных дидактических игр в старшей группе детского сада...

Использование дидактической игры в работе с детьми логопатами.

Дидактическая игра крайне необходима для работы в логопедической группе.Игра побуждает детей к общению друг с другом;- способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;- способствует со...

Мастер – класс «Игровые упражнения и дидактические игры при работе с детьми по ранней профориентации»

Мастер – класс «Игровые  упражнения и дидактические игры при работе с детьми по ранней профориентации»...

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры в работе с детьми раннего возраста»

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры в работе с детьми раннего возраста»...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Дидактические игры в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель мастер-класса – активизировать использование дидактических игр в деятельности воспитателей и педагогов....

Консультация : Дидактические игры в работе с детьми дошкольного возраста.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом ...