«ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»
статья ( группа) на тему

Долгорукова Татьяна Анатольевна

«ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_konferentsiyu_v_koledzh.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Т. А. Долгорукова

МБДОУ «ДСОВ №75», г. Братск

«ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что детей называют «почемучками». Познавательная активность ребятишек  очень высокая: каждый ответ педагогов на детский вопрос рождает новые вопросы.

Метод проектов в России приобрёл популярность с конца девяностых годов двадцатого века. Педагогов, прежде всего этот метод привлекает своей возможностью воспитывать активную самостоятельную личность, способную принимать решения, ставить цели, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат. Метод проектов даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивает творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к обучению в школе.

В настоящее время дошкольное образование направлено на всестороннее развитие ребёнка, которое сформирует у дошкольников интерес и потребность к активной самостоятельной деятельности. Для такого развития ребёнка дошкольного возраста хорошо подходит проектный метод.

Проектная деятельность оказывает большое значение для разностороннего развития ребенка:

1. Расширяются знания ребенка об окружающем мире.

2. Развиваются познавательные и коммуникативные способности.

3. Развивается умение регулировать свое поведение.

4. Развивается умение определять этапы реализации проекта, следовать задуманному плану.

5. Ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

6. Проектная деятельность позволяет воспитывать активного деятеля, а не исполнителя.

А что же представляет собой данный метод? И в чём его особенности использования в дошкольном образовательном учреждении?

Проект - ограниченное во времени, целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными расходами и специфической организацией.

Метод проектов в педагогике – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы ребёнком  и педагогом, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Классификация проектов по тематике такова:

1. Информационные. В ходе реализации этого проекта дети собирают и изучают информацию из книг, журналов, в системе интернет, спрашивают у взрослых и т. д. Результаты оформляются в виде доклада, видеофильма, газеты, папки – раскладушки.

2. Практико-ориентированные. В процессе этого проекта создается свод правил, которые можно использовать в жизни группы, детского сада, дома  Результаты оформляются в виде памятки, альбома, рисунков, модели, схемы.

3. Творческие проекты. Дети овладевают видами творческой деятельности. Оформление результатов происходит в виде праздника, концерта, дизайна, видеофильма, драматизации, альбома, совместной газеты.

4. Исследовательские проекты. Дети получают ответ на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Результаты оформляются в виде газет, альбомов, схем, моделей.

5. Игровые проекты. Дети входят в образ персонажа сказок, вымышленных героев,  и решают по-своему поставленные проблемы.

Основные этапы метода проектов:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

1. Формулирует проблему. Ставит цель.

2. Определяет продукт проекта.

3. Вводит детей в игровую (сюжетную) ситуацию.

4. Формулирует задачи.

1. Вхождение детей в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задач.

4. Дополнение задач проекта.

II этап

1. Помогает в решении задач.

2. Помогает спланировать деятельность.

3. Организует деятельность.

1. Объединение детей в рабочие группы.

2. Распределение амплуа (ролей).

III этап

1. Практическая помощь (по необходимости).

2. Направляет и контролирует процесс реализации проекта.

1. Формование  разнообразных знаний, умений и навыков.

IV этап

1. Подготовка к презентации.

2. Презентация.

1. Готовят продукт деятельности к реализации.

2. Представляют (зрителям, экспертам) продукт деятельности.

Алгоритм проектной деятельности педагога и детей

Этапы проектной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Постановка проблемы

Формулирует для себя проблему, исходя из которой подводит детей к необходимости задуматься проблемной ситуацией.

Учатся видеть проблему, формулировать важные вопросы.

2. Определение деятельности

Ставит цель с опорой на интересы и потребности детей.

Обозначают цель деятельности (становятся активными исследователями окружающего).

3. Конкретный замысел

Продумывает и представляет то, что будет происходить и к какому результату это приведёт.

Участвует в обсуждении: как организовать то или иное дело, выслушивают любое мнение, вплоть до нестандартных и неожиданных.

4. Планирование

Определяет основные этапы работы с детьми в зависимости от дидактических, социальных, предметно-материальных и индивидуально-личностных условий.

Перечисляют любые занятия, предлагают игры, участвуют в определении последовательности операций (что сначала, что потом).

5. Реализация проекта и рефлексия

Организует и мотивирует различные виды деятельности через их интеграцию. Проводит рефлексию и своевременную коррекцию отдельных шагов.

Участвуют в разнообразных видах деятельности, выступают партнёрами и

помощниками педагога.

6. Анализ результатов и презентация

Выявление положительных и отрицательных моментов в совместной деятельности с детьми.

Проводят посильный анализ с подачи взрослого. Участвуют в игровой презентации достигнутых результатов.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Литература

  1. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012,- 80 с.
  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. : Мозаика Синтез, 2010.112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование проектной технологии в экологическом воспитании дошкольников

В условиях введения ФГТ, с целью повышения качества образования возникает необходимость  использования воспитателем в своей деятельности инновационных педагогических технологий,  интегрирова...

"Осуществление комплексного подхода к развитию музыкально-художественной деятельности дошкольников с использованием проектной технологии"

Сегодня обязательным условием организации образовательной деятельности в детском саду, выступает принцип интеграции образовательных областей. Об этом очень чётко сказано в Федеральных требованиях к ст...

Использование проектной технологии в процессе физического развития старших дошкольников.

Метод проектов очень эффективен и актуален. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ем...

Доклад «Инновационная проектная деятельность с использованием ЛЕГО технологии для дошкольников»

Проводимые реформы образования в настоящее время, направленные на повышение эффективности обучения дошкольников, предъявляют новые требования к оргнизации работы ДОУ. Применение инновационных под...

Представление авторского проекта "Использование проектной технологии в речевом развитии дошкольников", пгт Южно-Курильск

Представляю Вашему вниманию авторский проект "Использование проектной технологии в речевом развитии дошкольников" и презентацию к проекту......

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием проектной технологии. Тема: "Наш Невский район - зелёная жемчужина Санкт - Петербурга."

ull;Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок. Реализация проекта обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов. Проект может быть реализован в рамках совме...

"Особенности использования проектной технологии в процессе совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста и педагогов в ДОУ"

laquo;ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИВ ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПЕДАГОГОВ В ДОУ»...