Диагностика природоведческих знаний детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему
В соответствии с критериями оценки ответов выясняют уровень знаний дошкольников о природном окружении, сформированности умений устанавливать разнообразные связи, зависимости между объектами и явлениями природы, взаимодействии человека и природы. Уровень знаний может быть высоким, средним, низким.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика природоведческих знаний детей младшего дошкольного возраста
В соответствии с критериями оценки ответов выясняют уровень знаний дошкольников о природном окружении, сформированности умений устанавливать разнообразные связи, зависимости между объектами и явлениями природы, взаимодействии человека и природы. Уровень знаний может быть высоким, средним, низким.
Высокий уровень – знания носят обобщенный, системный характер (дошкольник не только перечисляет растения и животных, но и дает характеристику существенных признаков, объясняет значение процессов ухода за обитателями, сообразуясь с их потребностями). Ребенок уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.
Средний уровень – имеется определенный объем фактических знаний о потребностях растений и животных, делаются попытки обосновать свои действия по уходу за ними, опираясь на знания; системность и обобщенность знаний прослеживаются слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может объяснить их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя; указывает на общую адаптацию или одну конкретную зависимость приспособленности живых организмов к среде обитания без выделения адаптивных признаков.
Низкий уровень – ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов уголка природы; не умеет выделить существенное в объекте (явлении), не способен к установлению связей и зависимостей.
Позиция 1
Цель: выявить характер, содержание и объем знаний детей о сезонных явлениях в природе.
Беседа проводится индивидуально с использованием иллюстративного материала (например, картин из серии "Четыре времени года" О.И. Соловьевой) или дидактической игры, в которой дети к большой карте с изображением природы зимой (летом) подбирают маленькие карточки, отображающие характерные признаки данного сезона. Рисунки на картинках должны быть четкими, красочными, с хорошо видимыми растениями (дерево, кустарник, трава, цветы).
Вопросы и задания:
- Что нарисовано на этой картинке?
- Что делают дети?
- Когда так бывает, что дети катаются на санках?
- А ты катаешься на санках? Почему не катаешься летом?
- Что сейчас: лето или зима? Почему ты думаешь, что сейчас зима?
- Что это (показывая на снег) на дереве? Когда такое дерево бывает? А летом каким бывает дерево?
- Покажи и назови дерево (береза, ель), куст, траву, цветы (одуванчик, ромашка и др.).
- Есть ли листья на деревьях? Какого они цвета? Покажи ствол дерева, ветки.
- Когда так бывает: зеленые листья, много цветов (травы)?
- Летом тепло или холодно?
- Как одеваются летом дети? Можно ли летом гулять в теплом пальто? Почему?
- Ты любишь купаться в реке? Почему летом можно купаться? Почему вода в реке теплая?
- Откуда летом появляются лужи? Почему они высыхают?
- Зачем летом нужен дождь?
- Что надо надеть (взять с собой), если идет дождь?
- Любят ли дождь цветы, трава, деревья?
Позиция 2
Цель: определить уровень представлений детей о животных: степень полноты знаний о каждом животном, форма выражения своих знаний (узнавание и выбор объекта по слову взрослого, самостоятельный поиск, подражание движениям, звукам или правильное определение их словом).
В процессе индивидуальных бесед малышам демонстрируют дидактические картинки или игрушки-модели. Анализируя характер знаний детей о животных, обращают внимание на узнавание и называние животного; знание особенностей внешнего вида, жизненных проявлений (звуки, движения); называние детенышей, сходство и отличие их от взрослых; знание основных условий, необходимых для живых организмов (питание, уход).
Перед ребенком раскладывают картинки с изображением домашних животных (кошка, корова, собака, коза и др.), затем диких (заяц, лиса, медведь). Второй комплект иллюстраций с детенышами животных предлагают по ходу беседы.
Вопросы и задания:
- Покажи и назови животных, которых ты знаешь. Как ты узнал, что это корова (кошка, собака, коза)?
- Как кричит корова (кошка, собака, коза)?
- Где живут эти животные?
- У тебя дома есть кошка (собака, птичка, рыбки)? Что надо делать, чтобы кошке (собаке и др.) было хорошо? Чем ты ее (их) кормишь?
- Ты любишь свою кошку (собаку)?
- Может ли кошка (собака) жить в лесу? Почему?
- Найди и назови детеныша кошки (собаки, коровы, козы).
- Выявление уровня знаний о диких животных проводится аналогично.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/26/picture-424601-1395828470.jpg)
Формирование знаний детей младшего дошкольного возраста о явлениях природы через наблюдения и организацию пальчиковых игр
Актуальность опыта Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического созидания! Эта работа начинается...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/17/picture-449599-1479358967.jpg)
Тема: «Подвижные игры как средство закрепления знаний детей младшего дошкольного возраста о правилах дорожного движения».
Тема: «Подвижные игры как средство закрепления знаний детей младшего дошкольного возраста о правилах дорожного движения»....
Диагностика речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
В статье представлены материалы для проведения диагностики речевого развития детей младшего дошкольного возраста (вторая младшая группа детского сада)...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/18/picture-1083482-1542546042.jpg)
ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/24/picture-1150461-1561346703.jpg)
Использование современных оценочных средств, в том числе с применением информационно-коммуникативных технологий. Электронные шаблоны таблиц к мониторингу "Диагностика индивидуального развития детей младшего дошкольного возраста"
Педагогическая диагностика - особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познан...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/05/picture-1460599-1678033886.jpg)
Диагностика связной речи детей младшего дошкольного возраста
Диагностика связной речи детей младшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/28/picture-953284-1511859076.jpg)
Нод: Ознакомлению с окружающим миром Тема: «Дикие и домашние животные» Форма проведения: Путешествие. Цель: Закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных.
Нод: Ознакомлению с окружающим миромТема: «Дикие и домашние животные»Форма проведения: Путешествие.Цель: Закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных....