"Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста"
статья

Ежедневно человек сталкивается с проблемой времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год), во времени живет и ребенок, поэтому детям уже в дошкольном времени важно научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, чувствовать его длительность, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени  создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_o_vremeni_u_doshkolnikov.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста.

Ежедневно человек сталкивается с проблемой времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год), во времени живет и ребенок, поэтому детям уже в дошкольном времени важно научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, чувствовать его длительность, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени  создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

        Но специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятии детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать».

        Время воспринимается ребенком опосредовательнно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большой точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различия которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.

        Знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени , возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.

        В повседневном домашнем обиходе и в детском саду у детей рано складываются первые представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, день,  вечер, ночь, поэтому ознакомление детей с частями суток начинается со второй младшей группе. В этом возрасте надо научить детей различать и обозначать словами все четыре части суток. В связи с особенностями данного возраста для определения каждой из частей суток необходимо использовать деятельность, максимально приближенную к личному опыту ребенка, например, в режиме дня ребенка есть постоянные, имеющие место только в определенное время – это приход в детский сад, зарядка, завтрак, обед, послеобенный сон и т.д..

        Знакомство детей с временным вопросом «когда?» и закрепление их умений по характерной деятельности и некоторым объективным показателям определять части суток необходимо использовать наглядный материал, беседы, простые словесные игры, чтение отрывков из рассказов, стихотворений, наблюдения на прогулках, игры – путешествия.

        В средней группе закрепляем у детей название  частей суток, углубляем и расширяем представления об этих отрезках времени, постоянно обращая внимание на разнообразные явления, характерные для каждой части суток. Если в младшей группе при определении «когда это бывает?» необходимо опираться на содержание деятельности, максимально приближенной к опыту самих детей, то в средней группе показываем, что бывает и что делают утром, днем, вечером и ночью не только сами дети, но и взрослые.

        В старшей группе, когда у детей уже сформированы знания о частях суток, целесообразно раскрыть значение слова «сутки». Слово «сутки» должно выступить как обобщение, т.е. сутки состоят из четырех частей – день, вечер, ночь, утро. Необходимо помочь детям осознать, что день, вечер, ночь и утро – это части целого – суток, что отсчет последовательности частей суток можно проводить начиная с любого из них. В старшей группе необходимо познакомить детей  и с календарем, потому что в этом возрасте у них уже есть необходимый запас количественных представлений, они уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям старшей группы уже возможно в комплексе дать знания о числах месяца, днях недели, о месяцах. А в подготовительной к школе группе, продолжив эту работу, дать знания и о календарном годе. Знакомя детей с календарем, необходимо, чтобы они, активно действуя с материалами модели календаря и, переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознано овладели эталонами времени. Календарь поможет детям наглядно представить сравнительно длительные промежутки времени: неделю, месяц, год.

        С первых уроков в классе дети должны уметь работать в одном темпе и ритме, укладываться в отведенное время, уметь управлять своими действиями во времени, беречь время. Ко всем этим требованиям, которые предъявляет ребенку школа, его надо подготовить в дошкольном возрасте. Для этого необходимо развивать у детей чувство времени – умение определять и чувствовать определенные отрезки времени.

        Для этого необходимо создавать специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительности различных жизненно важных временных интервалов, показать им, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучать в процессе деятельности измерять, а потом и самостоятельно оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время.

        Факторами, но основе которых формируется чувство времени – это знание временных эталонов. Для того чтобы ребенок мог понять, о какой временной длительности ему говорят, или определить самостоятельно длительность временного интервала, он должен знать меры времени на часах и научиться пользоваться часами.

        Переживание, чувствование детьми длительности временных интервалов – для этого необходимо организовать разнообразную деятельность детей в пределах определенных временных отрезков. Это даст возможность детям почувствовать протяженность времени и представить, что реально можно успеть сделать за тот или иной его отрезок. А в дальнейшем это послужит основой формирования способности планировать свою деятельность во времени, т.е. выбирать объем работы соответственно отведенному на нее времени.

        Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени.

        Контроль со стороны взрослых поможет им совершенствовать адекватность оценок, следовательно, он необходим как подкрепление при выработке навыков ориентировке во времени.

        Приучая детей к точности во времени, необходимо строго соблюдать намеченные сроки, так как всякие отступления от намеченного времени воспринимаются ими особенно остро.

        Систематическая, последовательная работа будет способствовать формированию у детей представлений о частях суток в младшей группе о последовательности частей суток в средней группе, ознакомлению с календарем и развитие чувства времени у детей старшей и подготовительной групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста"

Проект «Формирование представлений времени у детей дошкольного возраста» рассчитан работу с детьми дошкольного возраста    (3-7лет) и реализуется в МБДОУ №81 «Мальвина» с 2008 года. Дан...

Методика формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста.

«Что такое время? Покажите его!», - но его нельзя потрогать, посмотреть. Как же ребенку показать время? Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различ...

Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Подготовила воспитатель: Лобанова Ольга Валентиновна

С проблемой  времени человек  сталкивается  ежедневно, срывая  листок  календаря, ежеминутно  глядя  на  чесы. Время - это отражение  вечного  развити...

Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Подготовила воспитатель: Лобанова Ольга Валентиновна

С  проблемой  времени  человек  сталкивается  ежедневно, срывая  листок  календаря,  ежеминутно  глядя  на  чесы. Время - это  отражение...

Презентация к методической разработке "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста". Игра "Ракета времени"

В средней группе воспитатель закрепляет в активном словаре детей названия частей суток, углубляет и расширяет представления об этих отрезках времени, обращаетвнимание на последовательность их смены. В...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА- ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЧАСТЯМИ СУТОК

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, сры­вая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени жи­вет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в дет­ском са...