Проект на тему: «Где живет белка?»
проект (подготовительная группа) на тему

В своей проектной работе я раскрываю  тему «Ознакомление дошкольников с дикими животными родного края и воспитание доброжелательного отношения к ним» не в полном объеме, а рассматриваю проблему на примере одного животного, белки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gde_zhivet_belka.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

«Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального

образования  г.Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»

                                                                                                              Проект на тему:

«Где живет белка?»

                                                                           Возраст детей: подготовительная к школе группа

                                                                                    Срок реализации: 1 год

                                                                        Автор: Кожокарь Елена Юрьевна воспитатель

                                                                                                                                    2016г.

                                                                       Творческий проект  «Где живет белка?»

Для старшего школьного возраста

         

 

ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы. Формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство - это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

С другой стороны происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения в данном случае в области экологического воспитания.

В своей проектной работе я раскрываю  тему «Ознакомление дошкольников с дикими животными родного края и воспитание доброжелательного отношения к ним» не в полном объеме, а рассматриваю проблему на примере одного животного, белки.

I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

Проблема:

В современном мире для детей природа не является ценностью, что неудивительно, так как  дети являются зеркалом не только своей семьи, но и ценностных ориентиров нашего общества в целом, которые смещены в сторону потребительских интересов и, как следствие, нерационального  пользования природой.

 Задача педагогов, как одного из основных источников информации для дошкольников, донести и помочь осознать ценность природы, ее красоту и гармонию, формировать эмоционально-значимое, доброжелательное отношение к диким животным нашего родного края,  дать понять, что именно от людей зависит  их жизнь и условия обитания. Будем ли мы бездушно удовлетворять свои потребности, приобретая изделия и одежду из кожи и меха животных (зная при этом о наличии достойных аналогов, не уступающих по основным качественным характеристикам: теплоте, прочности, морозостойкости и проч.), не задумываясь о живущих «по соседству» обитателях  наших лесов, живых существах, которыми, по сути, и мы сами являемся? Или в наших силах не только сохранить жизнь диким животным нашего родного края, но и улучшить экологические условия их обитания?

На мой взгляд, проблема гуманного отношения к животным как никогда актуальна в современных условиях жизни дошкольников, на мировоззрение которых в отдельных случаях отчасти, а во многих и по большей части, оказывают значимое влияние средства массовой информации, напичканные агрессией, жестокостью, акцентом на потребительские интересы. Плоды этого информационного мусора и замены ценностей мы ежедневно замечаем в поведении детей, когда они с легкостью могут причинить боль  живому существу, без всякой цели растоптать, вырвать с корнем растение, сломать кустарник или дерево ради забавы…

Цель:

Формирование познавательного интереса и гуманного отношения дошкольников к  диким животным родного края, формирование начал экологической культуры.

Задачи:

  • Уточнение, систематизация и углубление знаний о диких животных родного края.
  • Формирование знаний о жизненных проявлениях диких животных родного края (питание, рост, развитие, условия).
  • Развитие эмоционально-доброжелательного отношения к диким животным родного края.
  • Формирование потребности заботиться об экологической чистоте  своего двора, участка детского сада, группы, города.
  •  Развитие осознанного отношения к себе, как к активному субъекту окружающего мира.
  • Развитие умений правильно взаимодействовать с природой.
  • Формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.
  • Систематизировать методический и дидактический материал по теме.
  • Помочь в накоплении детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.
  • Совершенствовать эмоциональную отзывчивость к индивидуальности животных, вызвать желание отобразить это в творческой деятельности.

Работа с детьми:

Методы: 

  • Словесные: беседы с детьми, рассказы  о животных, чтение  художественной литературы, статей энциклопедий, журналов, составление рассказа о животном по схеме;
  • Игровые: дидактические, настольные, подвижные, сюжетно-ролевые,

театрализованные игры, создание игровых ситуаций путем моделирования из ткани;

  • Наглядные: рассматривание  иллюстраций, фотографий, видеороликов с изображением диких животных родного края; наблюдения, показ способов их изображения;
  • Практические: создание коллективной композиции с использованием нетрадиционных техник изображения «Беличья семья»;

Работа по обогащению предметно-развивающей среды:

 Подбор наглядного материала, создание дидактических игр, внесение изобразительных материалов для самостоятельной творческой деятельности детей и занятий.

Работа с родителями:

Совместная  творческая деятельность детей и родителей, участие в создании выставок, анкетирование.

Срок реализации проекта:  Проект является долгосрочным, планируется реализовать в течение одного года.

Участники проекта:

  • Дошкольники подготовительной  группы
  • Родители
  • Педагогический персонал

II КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1-й этап
Подготовительный

2-й этап
Основной

3-й этап 
Творческий

Анкетирование родителей.

Определить уровень знаний детей о диких животных родного края.

Подготовка материала для изобразительной деятельности: пластилин, стеки, бумага, клей, краски, кисточки.

Подготовка  художественной литературы для чтения.

Подготовка совместно с родителями иллюстраций, фото и видеоматериала и  по теме  "Дикие  животные родного края"

Рассматривание иллюстраций и фотографий белок с последующим обсуждением.

Беседы и рассказы о белках.

Чтение, заучивание; песенки, пословицы, стихи:  О.Денисова, А.Ганиев, О.Киселева, В.Речиц,  М.Метелева, Е.Шушковская, Л.Кудрявцева,  и др., песенки: А.Олейникова «Белка»,  

 

Е . Шарыгина «Белочка и ёжинька»

Загадки про белку

Рисование: "Белочка" (дорисуем дом для белки)

Лепка: "Бельчонок"

Подвижная игра: "Белка обронила орехи…»

Игра - инсценировка: "Пых"

НОД: «Беличья семья»

Оформление фото - выставки по материалам проекта

Выставка рисунков, поделок

Для реализации проекта было разработано перспективное тематическое планирование

Раздел программы

С детьми

Родителям

Игровая деятельность

Игра - инсценировка: "Белки на дереве"

Игровые упражнения - "Составь животное", "дорисуй животное" "Выбери животное", "Нарисуй животное по точкам", «Смоделируй белку на математическом планшете», и т. д. Дидактические игры: "Кто где живет?", "Где чей домик?", "Животное домашнее или дикое?" "Угадай, кто спрятался?" "Угадай, что изменилось?"

Рекомендации «Как изготовить персонажей для настольного театра»,

 Сделать альбом «Лесная поляна»;

Природный мир

Наблюдение за белкой на видеоматериале.

"Рассматривание и сравнение белки и мышки"

НОД: «Беличья семья»

 Подбор видеоматериала о белках.

Речь и речевое общение

Рассказ детей о белке с помощью опорных схем и сюжетной картинки, "Описание белки" (игрушка), Рассматривание иллюстраций и фотографий белок с последующим обсуждением.

Придумать сказку про "белочку" и записать ее. Выучить стихотворение про белку.

Художественная литература

Чтение с последующим загадыванием загадок про ежа: В.А.Сухомлинский «Как Белочка Дятла спасла», М. Белкина «Про белку и ее друзей», В.Путилина «приключения Дук-Ду», О.Фадеева «Бельчонок, его друзья и волшебная книга», Е. Шарыгина «Белочка и ёжинька».

Заучивание: песенки,

Список рекомендуемой литературы для детского чтения

В.А.Сухомлинский «Как Белочка Дятла спасла», М. Белкина «Про белку и ее друзей», В.Путилина «приключения Дук-Ду», О.Фадеева «Бельчонок, его друзья и волшебная книга»

ИЗО-деятельность

Лепка: «Домик для белки»

Рисование: «Беличья семья»

Физическое развитие

Подвижные игры: «Лабиринт», «Белки-шишки-орехи», «Третий лишний», «Белочка и зайчик», «Белки на дереве».

Памятка с содержанием игр «Лабиринт», «Белки-шишки-орехи», «Третий лишний», «Белочка и зайчик»

Музыка

Слушание аудиозаписей с голосами диких животных родного края

Приобрести диски с записями голосов животных, а также веселой гимнастики: "Изобразим животных"

III ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно важная проблема современности. С каждым годом ее значение становится все сильнее. Современные проблемы взаимодействия человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения всех людей, повышая их экологическую грамотность и культуру. Началом формирования экологической направленности личности по праву считается дошкольное детство. Давно отмечено: если не вести серьезную, углубленную работу в этом направлении, то жестокое поведение детей по отношению к живым существам (отрывают лапки у насекомых, давят жучков, ломают ветки, рвут и топчут цветы, загрязняют природу бытовым мусором и т.д.) закрепляется и остается у некоторых на всю оставшуюся жизнь. Особенно важно решать задачи по экологическому воспитанию дошкольников на знакомом, близком им материале: дикие животные родного края.

Дети в дошкольном возрасте уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной творческой деятельности, любят экспериментировать, самостоятельно искать истину. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребенка и отвечает его природе.

И только тогда, когда ребенок путем собственной поисковой деятельности узнает больше об определенном виде животного, особенно редкого, «проживет» с ним часть жизни, только тогда можно говорить о воспитании у ребенка гуманных чувств, осознанно-бережного отношения к природе.

Ожидаемые результаты проекта:

  • В ходе реализации проекта расширять знания детей о диких животных родного края, их особенностях и значении в жизни человека и природы.
  • Повысить экологическую грамотность.
  • Пополнить методическим и дидактическим материалом базу экологического содержания  группы (конспекты занятий, дидактические игры, художественная и методическая литература, аудио и видеозаписи о  диких животных родного края).
  • Эмоционально-доброжелательное, гуманное отношение дошкольников к диким животным родного края.

IV СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  2. Н.А. Атарщикова, И.А. Осина, Е.В. Горюнова, М.Н. Павлова. Развернутое перспективное планирование по программе под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (средняя группа). – Волгоград: Учитель, 2010.
  3. С.Н. Николаева. Методика экологического воспитания в детском саду.- М.: Просвещение, 2001.
  4. П.Г. Сумарокова. Методика ознакомления с природой в детском саду.- М.: Просвещение, 1992.
  5. Г.С. Швайко. Программа по изобразительной деятельности .- М, 2000.
  6. О.П. Радынова. Музыкальные шедевры. -  М, 2000.
  7. Н.В. Елкина, О.В. Маричева. Учим детей наблюдать и рассказывать.- Ярославль: Академия развития, 1996.
  8. М.А. Рунова, А.В. Бутилова. Ознакомление с природой через движения.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.

V ПРИЛОЖЕНИЕ

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ

«Беличья семья»

Цель:  Обобщить и систематизировать знания детей  о белке (где живет, чем питается, особенности внешнего вида, рождение детенышей, кто враги, что делает зимой)

Задачи:

  1. Учить составлять описательный рассказ о белке с помощью опорных схем и сюжетной картинки;
  2. Учить детей согласовывать слова в предложении; согласовывать существительные с прилагательными и глаголами; совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи;

            3.    Развивать творческие способности и фантазию;

      4.   Воспитывать основы экологической культуры у дошкольников, прививать интерес  к жизни диких животных;

Оборудование: Презентация, изобразительные материалы для коллажа, картина «Белка с бельчатами»,  «Белка зимой», игра «Жилища»;

Предварительная работа:

Знакомство с рассказом Г.Скребицкого «Белка готовится к зиме»;

Ход занятия:

Чтение стихотворения «Что такое лес?»

Что такое лес? Сосны до небес,

Березы да дубы, ягоды, грибы…

Звериные тропинки, пригорки и низинки,

Мягкая трава, на суку сова.

Ландыш серебристый, воздух чичтый-чистый,

И родник с живой ключевой водой.

 - Дети, о чем это стихотворение? /о лесе/

 - Какие растения растут в лесу? Какие животные живут в лесу?

Игровая мотивация.

 -  Ребята, к нам сегодня в гости пришел Лесовичок, он приглашает нас с вами в путешествие по лесу. Закройте глаза и представьте, что на деревьях набухли почки, цветет верба, пробивается первая нежная травка..

 - Какое это время года? А что происходит в это время года в лесу? / просыпается природа, появляется травка, поют птицы и пр./

 - Лесовичок придумал для вас загадку:

(Воспитатель загадывает загадку о белке)

 - То рыжая, то серая, а названьем – белая.

 - А почему вы решили, что это белка? /ответы детей/

 -  Правильно, молодцы! Белка действительно бывает  рыжей и серой.

 - А кто еще из зверей обитает в лесу с белкой? /заяц, лиса, медведь, волк/

Вывешивается картина «Белка с бельчатами в весеннем лесу».

- Кого вы видите на картине? /белка/ А с кем белка? /с детками, бельчатами/. Правильно, бельчата еще маленькие, у белки весной появляются бельчата, они слепые, голые и беспомощные и только через месяц открывают глазки. Мать – белка кормит их молоком. Чем отличается белка от бельчат? 

Представление ситуации «Белка на руках» 
А сейчас закройте глазки, приготовьте ладошки и представьте, что у вас на руках сидит белочка. Что вы чувствуете? Какая у нее шубка? Какая белочка? /мягкая, пушистая, теплая/ 

- Лесовичок приглашает нас дальше в путешествие по лесу. Предлагаем детям закрыть глаза. Звучит музыка. Представьте солнечный летний день, зеленую листву на деревьях, где громко поют птицы, разные звери веселятся на лужайке, радуются солнышку. 
- В какое время года мы попали? /в лето/ 
- А мы давайте поиграем в игру « 
- А что же наша белочка делает летом? 
/утепляет совой домик, собирает ягоды, грибы/ 
- А как называют дом белки? /дупло/ 
- Белочка живет, дети, только на елке, рядом с шишками и где зимой и летом хвоя – иголки, которые защищают ее от плохой погоды. 
- Посмотрите, Лесовичок принес нам показать жилища зверей. И пока шел запутался, какое именно жилище у белочки. Давайте, посмотрим и поможем Лесовику найти дом белки. Игра «Жилища». 
- Ну вот мы поиграли на полянке, погрелись на солнышке и Лесовичок приглашает нас дальше. Предлагаем детям закрыть глаза. Звучит музыка. 
Представьте себе, что солнце светит не так ярко, как летом, подул прохладный ветер, срывая пожелтевшие листья, улетают птицы.(в это время воспитатель раскидывает осенние листья – березы, осины, рябины). 
- В какой лес мы попали? /осенний/ 
- Ой, а что это у нас? /листочки осенние/ А как они сюда попали? /опали/ 
- Давайте поиграем с листочками. Вы – листочки. 
Помните, мы с вами превращались в листочки. 
Мы – листочки, мы – листочки, мы – осенние листочки, 
Мы на веточках сидели, ветер дунул – полетели, 
Мы летали, мы летали – все листочки так устали! 
Перестал дуть ветерок – все уселись в кружок. 
Ветер снова вдруг подул, и листочки с веток сдул. 
Все листочки полетели и на землю тихо сели. /2 раза/ 
- А с каких деревьев у вас листочки? /осина, рябина, береза/ 

Игра «Узнай дерево по листочку» 
- Смотрите, я ставлю рябину, осину, березу, а вы должны отнести им их листочки. /дети по очереди на магниты сажают листья возле деревьев/ 
- А что еще осенью в лесу собирают? /грибы/ 
- А как называется гриб, который растет под березой? /подберезовик/ 
А под осиной? /подосиновик/ 
- Молодцы, правильно! Это самые любимые грибы белочки. 
- Лесовичок принес вам картинку от белочки в подарок, посмотрите какая она красивая! 
- Что изменилось у белочки? /цвет меха/ 
- А зачем белка цвет меха меняет на зиму? /чтобы враги не видели/ 
- Как белка от врагов спасается? /перепрыгивает с ветки на ветку/ 
- А чем белочка осенью занимается? /готовит припасы на зиму/ 
- Лесовичок принес нам кроссворд, если мы угадаем, то узнаем, чем питается белка. Посмотрите пожалуйста. 

Решение кроссворда. 
- А вы знаете, белочка ведь ест не только грибы и ягоды и орешки, но и жуков, муравьев, различных насекомых, иногда она есть рыбу, ящериц, мышей, ловит птенчиков и таскает у птиц яйца. Белка – хищница, потому что поедает животных – птенцов, птичьи яйца, мышей. 
- А Лесовичок нам предлагает нарисовать беличью семью и  помочь белочке запасти припасов на зиму, чтобы белка не ела больше птенцов и не таскала птичьи яйца, и не ловила больше мышек, предлагаем наклеить ей много грибов, чтобы у нее всегда было много пищи. Детям предлагаются изобразить белочку и ее семью, а также ее запасы на зиму. 
- Какие грибы мы рисуем? /подосиновики и подберезовики – самые любимые Белкины грибы/ 

- А каким цветом мы будем рисовать шубку белочки? /рыжим/

Дети выполняют работу, используя различные техники изображения (рисование сухой кистью, «печатание», аппликацию сочетают с рисованием, создавая коллаж).
- Ну вот какие мы молодцы, а теперь давайте отдадим рисунки  Лесовику и пусть он отнесет их белочке. А мы сейчас закроем глаза и вернемся из сказочного леса в детский сад. 

Итог. 
- Ну вот мы и в детском саду. Куда водил нас Лесовичок? 
В какое время года мы были в лесу? Какого мы зверя там встретили? 
Вам понравилось? Ну и хорошо. 
В следующий раз мы обязательно еще раз вернемся в лес и познакомимся с другим зверем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект долгосрочный тема: «Где живет лягушка».

ПРОЕКТво второй младшей группеТема: «Где живет лягушка»Абушахманова Г.И.Воспитатель I квалификационной категорииМБДОУ №7 «Чебурашка» г. Зеленодольска РТГорбатова И.В.Воспитатель I квалификационной кат...

Проект на тему Там где музыка живет" для младшей группы (3 до 4 лет)

гармоничное воздействие на личность ребёнка через непроизвольное  накопление им музыкальных впечатлений.гармоничное воздействие на личность ребёнка через непроизвольное  накопление им музыка...

Мини - проект на тему "Где живет электричество"

Цель: Расширять представление детей о электроприборах находящихся в своем доме....

Проект по теме недели «Кто в теремочке живет»

Дети младшего дошкольного возраста начинают знакомиться с такими понятиями как дикие животные. Дети имеют недостаточные представления о диких животных, о том, где они обитают и их роли в лес...

Познавательный групповой краткосрочный проект на тему: «Кто живет на ферме»

Познавательный  групповой краткосрочный проект  на тему: «Кто живет на ферме», реализованный в группе раннего возраста....

Окружающий мир. Проект на тему "Кто живет в лесу?"

Проект о жизни лесных обитателях....