Использование инновационных форм работы в процессе организации прогулки
материал (подготовительная группа) на тему

Сотникова Марина Владимировна

Использование инновационных форм работы в процессе организации прогулки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka.docx36.63 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ « Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка»

города Губкина Белгородской области

Использование инновационных форм работы в процессе организации прогулки

                                                                   Подготовил:

Сотникова Марина Владимировна,

 воспитатель

г.Губкин, 2016г

              В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, сформированы требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОО, делающие акцент на территории, прилегающей к образовательной организации. Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности дошкольников, а также  возможности для уединения, должна быть содержательно-насыщенной, вариативной, доступной и безопасной. Образовательные терренкуры- это специально организованные маршруты для детей по территории ДОО с посещением зоны игр, центров познавательно-исследовательской деятельности, прохождение экологических и оздоровительных троп, которые способствуют оздоровлению организма воспитанников, повышению уровня двигательной активности, познавательно-исследовательской деятельности детей и взрослых.

3  По территории детского сада разработано несколько специальных образовательных маршрутов разной категории сложности в зависимости от группы здоровья детей, возраста, интересов.4 Образовательные терренкуры – это специально организованные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения с посещением зоны игр на асфальте, Центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей.

5 Территория дошкольного образовательного учреждения, по которой проложено несколько маршрутов для пешеходных прогулок (терренкуров) представляет собой озелененную территорию с благоприятными санитарно- гигиеническими условиями, предназначенная для игр, развлечений, физкультуры и культурно- просветительских занятий детей дошкольного возраста.

8 Маршрут включает в себя не только специально созданные Центры, но и спортивную площадку, зону асфальтовых игр, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород, теплицу и другие возможные объекты на территории ДОУ.

9 Структура пеших прогулок: сбор и движение до следующей остановки терренкура; остановка, привал, познавательно- исследовательская деятельность детей и взрослых; комплекс оздоровительных игр и физических упражнений; самостоятельная деятельность детей; сбор дошкольников и возвращение в группу .

10 Одним из способов создания единого образовательного пространства развития ребенка, включая прилегающую территорию, может являться организация Центров познавательно- исследовательской деятельности на территории ДОУ.

11 Маршрут разбивается на несколько «станций» или домов Каждая «станция» может иметь свое название «Метео- лаборатория» «В стране сказок» «Поляна богатырей» «Птичья столовая» Центр отдыха 

15 Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одного Центра (или Дома) дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, исследования, занимаются математикой, составляют устные рассказы, изучают свойства растений и следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные и асфальтовые игры.

17 В таком игровом пространстве ребенок многому учится – общаться с окружающим миром, у него развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер, соотносящие движения.

18 Содержание пеших прогулок зависит от выбранной тематики, времени года и погоды В содержание прогулки- терренкура педагоги могут включить: познавательные беседы познавательные беседы наблюдения за насекомыми, птицами, растениями наблюдения за насекомыми, птицами, растениями сбор природного материала сбор природного материала знакомые детям подвижные и дидактические игры знакомые детям подвижные и дидактические игры, игры на внимание,  спортивные игры , комплекс оздоровительных физических упражнений в зависимости от времени года и погодных условий, возрастных особенностей детей .

20 Оздоровительный терренкур может включать:

30 «Дом Самоделкина»: столы, лавки, навес, контейнеры для хранения и сортирования. Это своеобразная Мастерская, где можно заниматься созданием инсталляций из бросового материала, картона, пластиковых бутылок, старых сломанных деталей от различных машинок, механизмов и т.д.

31 «Музыкальные стены» 

32 При этом не все «Дома» стационарны, их периодически можно менять в зависимости от игровых интересов детей

33 В жаркое время может появиться «Дом феи Воды» (полоскательница или надувной бассейн,  осенью лабиринт из сухих листьев, зимой снежный лабиринт 

37 Для создания новых Домов удобнее всего использовать переносные плоские макеты.

38 Контуром обозначена какая-то фигура, например сказочного персонажа «Лягушка-царевна», «Баба-яга», «Дюймовочка», «Пяточек», «Кот в сапогах», или остов «ракеты», «теремка», «домика Бабы-яги». Контуром обозначена какая-то фигура, например сказочного персонажа «Лягушка-царевна», «Баба-яга», «Дюймовочка», «Пяточек», «Кот в сапогах», или остов «ракеты», «теремка», «домика Бабы-яги». Зимой это могут быть снежные скульптуры и арт-объекты 

40 Комплексы игровых площадок для групп разного возраста должны чередоваться с лужайками, озелененными участками ландшафта свободного пользования, на которых живописно разбросаны валуны, пни, стволы деревьев и т. д

42 Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно- пространственной среды территории прилегающей к Организации в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

43 «Сады фей»

44 «Лунные кратеры» 

45 Развлекательно-познавательные маршруты на территории ДОО Площадка для игр на асфальте, помимо традиционных классиков, зигзагов, дорожек, может включать в себя «звуковую дорожку» для малышей. При прохождении звуковой дорожки, наступая в кружок, в котором нарисованы разные животные, ребенок должен издавать определенные звуки «Му-у», «Кря-кря», «Ква-ква» и т.д.

47 Повторяем счет 
8   Зона асфальтовых игр Трафареты (рисование мукой)

49 Цветовые «проходилки» 

50 Рисуем водой на асфальте 

52 Рисование 3Д 

53 Характеристика развивающей предметно-игровой среды на участке ДОУ с учетом требований ФГОС: проблемная насыщенность; открытость к активному достраиванию ребенком, диалогический способ функционирования; необыденность; четкая оформленность предметных источников развития; многофункциональность; приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых.

Терренкур – одна из форм ЛФК. Проводится в естественных природных условиях, на свежем воздухе, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности.

Терренкур или дозированная ходьба – это чередование ходьбы по ровному месту и пересечённой местности по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности с целью регуляции кровообращения.

Этот способ оздоровления был предложен немецким врачом М.И.Эртелем  в 1885 году для лечения больных с сердечнососудистыми заболеваниями. В нашей стране он стал популярным с 20-30-х годов прошлого столетия.

Терренкур имеет переменный угол наклона, что помогает укреплять сердце и сосуды. Терренкур применяют и при лечении больных с нарушениями обмена веществ, болезнями органов дыхания, пищеварения, движения и опоры. Как аэробное физкультурное средство терренкур выделен в отдельную группу физических упражнений. Естественный терренкур лечит не столько дозированной нагрузкой, сколько общением с природой, чистым воздухом, психоэмоциональным комфортом.

ПРИМЕРНОЕ  ОПИСАНИЕ ТЕРРЕНКУРА.

Продолжительность похода: 10.50 – 12.20 (1,5 часа).

Дети с воспитателями выходят на улицу, строятся парами и по команде начинают идти по маршруту. Воспитатель идёт с первой парой, определяя темп движения.

1-я остановка – спортивная площадка. Дети наблюдают за тренировкой спортсменов, детей из других групп. Время остановки – 5 минут.

Дорога к стадиону. Темп движения умеренный т.к. подъём в гору.

2-я остановка – СК «Горняк». Время –20 минут. Инструктор организует различные подвижные игры и физкультминутки.

Дыхательная игра «Хомячки»

Инструктор говорит: «Нужно пройти 10 шагов надув щёки, чтобы быть похожими на хомячков. Рот закрыть, дышать носом». По сигналу инструктора дети хлопают кулачками по щекам так, чтобы изо рта вышел воздух, делают 15 шагов и снова становятся «хомячками» - надувают щёки. Упражнения  повторяют 4-6 раз. Инструктор контролирует правильность осанки детей и чёткость выполнения заданий. Дозировка – 1-2 минуты.

Упражнение «У нас хорошая осанка»

У нас хорошая осанка.        Встать прямо, руки вдоль туловища.

Мы свели лопатки.              Свести лопатки (руки поставить на пояс) – 2 раза.

Мы походим на носках.     Повернуться вокруг себя на носках.

Мы пойдём на пятках.        Повернуться  в обратную сторону на пятках.

Пойдём мягко, как лисята.   Пройти вкрадчиво. Ну, а если надоест,               Пройти «по-медвежьи».                                                                                            

 То пойдём все косолапо,                                                                                                       Как медведи ходят в лес.                                                                                        Дождик! Дождик! Что ты льёшь?                                                                     Погулять нам не даёшь?       Притопы.                                                                  Дождик! Дождик! Полно лить!     Прыжки на месте.Деток, землю, лес мочить.                                                                                             После дождика на даче,                       Ходьба                                                                               Мы по лужицам поскачем.                  Прыжки через «лужи» вперёд-назад.

ИГРА «Слушай внимательно»

Дети идут в колонне по одному и внимательно слушают инструктора:              1 свисток – прыжки на двух ногах; 2 свистка – остановка; 3 свистка – ходьба в приседе.

ИГРА «Болото»  

Детей разделяют на две группы:  «журавлей» и «лягушек». Стая «журавлей» размещается на одном конце площадки, «лягушек» - на противоположном.

Посередине площадки чертят большой круг – «болото». Когда все играющие    займут свои позиции, команда «лягушек» поёт:

Лягушечки-квакушечки.

По бережку гуляют,

Комариков-судариков

И мошек собирают.                        

Им отвечает хор журавлей:

Журавлики-кораблики  

Летят под небесами,                                                                    

Все серые и белые

И с длинными носами.                                                

Лягушечки-квакушечки,

Коль живы быть хотите,                                                    

То поскорей от журавлей в болото уходите.

Во время исполнения этой песенки «лягушки скачут на корточках в «болото». По окончании пения «журавли», прыгая и размахивая руками, изображают летящих птиц и спешат к «болоту», чтобы поймать «лягушек», не успевших войти в круг. Те, кого поймали, выходят из игры.

ИГРА «Хитрая лиса»

Дети становятся в круг плечом к плечу, руки у всех за спиной. Один ребёнок выходит из круга. Ему дают игрушку лисичку. Обежав круг с внешней стороны, он незаметно кладёт кому-нибудь в руки лисичку и становится в центре круга, говоря вместе с играющими:«Хитрая лиса, где ты?»

 «Лиса» прыгает в середину круга и кричит: «Вот я!».

 Дети разбегаются и залезают на заранее расставленные скамейки, бордюры, лесенки, доски, гимн.стенку.

Тот, кто не успел  занять место и кого «лиса» осалила, остаётся посреди комнаты с «лисой».

Все играющие присоединяются к этим детям образуя новый круг. Игрушка передаётся другому участнику.

Игра повторяется несколько раз и заканчивается предложением поиграть по-другому.

 Последний пойманный «лиса» должен закрыть глаза, играющие идут по кругу, а  инструктор произносит:

Мы по кругу идём, пусть глаза не открывает,                                                                                                                                                                                  Мы  лисичку зовём. Нас по голосу узнает.

Затем дети останавливаются, и кто-нибудь по указанию воспитателя спрашивает: «Хитрая лисица, где я?»

Стоящая в кругу «лиса» должна, не  открывая глаз, подойти к тому, кто задал вопрос, дотронуться до него игрушкой и сказать: «Здесь ты!», а потом передать лисичку кому-нибудь другому и встать в круг.

ИГРА «Аистёнок»

Игра помогает развивать координацию движений, укреплять мышечный корсет позвоночника и мышцы ног.

И.п. – о.с.: встать прямо, правую (левую) ногу поднять назад вверх, руки в стороны, туловище немного наклонить вперёд, голову приподнять. Удерживать равновесие как можно дольше, затем вернуться в и.п. Повторить упражнение с другой ноги.

УПРАЖНЕНИЕ «Все спортом занимаются»

Упражнение помогает развивать координацию движений, укрепляет мышечный корсет позвоночника.                                                                            Скачет лягушонок. -Руки согнуть в локтях, наклоны в стороны, в руках массажный мяч малого диаметра.

Ква-ква-ква! – сжимать и разжимать массажный мяч.

Плавает утёнок.– имитация плавания.

Кря-кря-кря! -  Сжимать и разжимать массажный мяч.

Все вокруг стараются, - одна рука вверх, другая вниз.

Спортом  занимаются.– менять положение рук.

Маленький бельчонок, - прыжки вверх.

Скок-скок-ксок! Прыжки на месте, впрёд-назад.

С веточки на веточку, - одна рука вверх, другая вниз.

Прыг-скок, прыг-скок! – менять положение рук.

Все вокруг стараются, спортом занимаются. Повторить 2-3 раза.

Упражнение  «Запретное движение»

Дети выполняют все задания инструктора (различные положения рук, прыжки, хлопки и т.д.), кроме одного – упор присев. Выполняется 1-2 мин. В заключении дети свободно бегают или ходят по площадке.

3-я остановка – сквер. Дети любуются природой, наблюдают за растениями. Время остановки 10 минут.

Темп движения на обратном пути следования по маршруту немного меньше, чем в начале пути. При выборе темпа обязательно учитывается возраст детей.

Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Они способствуют проявлению положительных эмоций, поднимают настроение. В основе каждого праздника и развлечения лежит определенная идея.

Прогулки-развлечения могут быть чрезвычайно многообразны, вариативны, поскольку их успешная организация зависит не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности. Это может быть приход к детям в гости хорошо знакомых им персонажей, например, Шапокляк, крокодила Гены, Чебурашки, а также популярных героев современных мультфильмов - Фиксиков, Даши-следопыта и др. Содержание такой прогулки определяется в зависимости от персонажа. Например, Даша-следопыт может путешествовать с детьми в поисках чего-либо, а Фиксики помогут дошкольникам смастерить кормушку.

Главная цель прогулок-развлечений – эмоциональная и психологическая разгрузка детей, создание позитивного эмоционального фона, удовлетворение потребности в двигательной активности.

Интересный вариант представляет собой прогулка с персонажем, которая способствует формированию мотивации детей к определенному виду деятельности. Персонаж помогает заинтересовать всех воспитанников группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдению, труду. Дети охотно выполняют просьбы гостя-персонажа, а он обращается к ним с вопросами, просит что-либо объяснить, показать, может научить играть в новую игру или попросить показать игру, которую дошкольники уже знают.

Для воспитателя важно выбрать персонажей для прогулки. Ими могут быть знакомые детям сказочные персонажи (Буратино, Незнайка, Дед Мороз, Снегурочка и др.), герои мультфильмов, игрушки.

Вариантов использования персонажей на прогулке множество. Например, по всему участку можно расставить игрушки-птицы: ворону, воробья, сороку, снегиря, синицу (4-5 фигур одновременно). Воспитанники будут самостоятельно находить их, рассматривать, а потом играть с ними в разнообразные игры. Фигурки могут находиться на участке 6-10 дней, а затем их следует заменить. Так, выйдя однажды на прогулку, дети неожиданно найдут кого-нибудь из знакомых игрушек-зверей: медвежонка, лису, зайца, волка, белку, оленя, собаку, кошку, ежика. Одни сидят на задних лапах, другие стоят или лежат. Для поддержания интереса воспитанников, развития их внимательности время от времени рекомендуется вносить изменения: зимой медвежонку надевают шапку, волку - варежки, в летнее время лиса появляется в ярком платке, зайчик - в фартуке, а мишка - в красной рубахе и т. д.

Особо полюбившихся героев мультфильмов дети встретят с радостью. Те, кто смотрит детский телеканал «Карусель», познакомились с героем - Аркадием Паровозовым, который с удовольствием расскажет о правилах безопасного поведения в разных ситуациях. Это поможет воспитателю решить задачи программы в разделе «Безопасность».

Иногда герои могут прийти парами (Маша и Медведь, Знайка и Незнайка, Смурфик и Гаргамель и др.), так детям легче их воспринимать. Кот Матроскин и Шарик могут поиграть с воспитанниками на участке, а дети расскажут гостям, что и где растет у них на территории детского сада. Можно вспомнить с дошкольниками эпизоды их приключений или отправиться всем вместе в новые.

В младшем дошкольном возрасте удобно использовать игрушки-персонажи (резиновые, бибабо и др.) по выбору воспитателя. Хорошо, если игрушка окажется новой для детей, это вызовет дополнительный интерес. В таком варианте педагог может проводить прогулку без помощников, самостоятельно, исполняя роль персонажа, разговаривая за него.

В группе старшего дошкольного возраста лучше, чтобы роль персонажа-героя играл взрослый (педагог другой группы, родитель) или ребенок старшего возраста из другой группы. В гости к детям может прийти Олимпионик, который расспросит детей об Олимпиаде, попросит показать спортивную площадку, научит элементам новых игр.

Прогулка с персонажем близка сценарию проведения досуга на свежем воздухе, но не ограничена жесткими временными рамками. По желанию детей можно поиграть с персонажем несколько раз в понравившуюся игру, при этом часть воспитанников может заниматься самостоятельной игровой деятельностью.

Прогулки с персонажем должны заранее планироваться, а их сценарии детально продумываться.

В организации работы с дошкольниками можно выделить особый вид тематических прогулок - прогулки-события, посвященные определенной теме, с которой связаны все виды детской деятельности.

Прогулка-событие обогащает знания воспитанников дошкольной образовательной организации, расширяет представления об окружающем мире, удовлетворяет их потребность в опытах и экспериментах, развивает творчество, поддерживает интерес к прогулке как к режимному моменту и формирует желание выходить на прогулку.

Прогулка-событие может быть посвящена как определенной теме (День космонавтики, День защитника Отечества, День Победы, День города, День знаний и др.), так и событию, произошедшему в детском саду (например, привезли и установили новый игровой комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочницах и др.).

Тематическая прогулка поможет воспитателю еще раз обратить внимание детей на важное событие, уточнить их знания и восприятие определенной темы. Содержанием такой прогулки может быть продолжение темы дня, например, «День матери», «День друзей», «День моря» и др. На тематической прогулке педагог может отметить вместе с воспитанниками какое-то событие или провести беседу на определенную тему, а также уточнить, закрепить знания, полученные дошкольниками в ходе непосредственно образовательной деятельности, совершенствовать те или иные навыки и умения.

Рекомендуется предвосхитить такую прогулку небольшим анонсом, например, повесить в раздевальной объявление или афишу для детей, сообщающую о предстоящем событии во время прогулки. Ожидание и сама прогулка создадут у воспитанников радостное настроение.

Цель таких прогулок - способствовать умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников, развитию их любознательности. Для успешного достижения этих целей прежде всего следует продумать условия проведения прогулки. Интерес детей к ней будет поддерживаться благодаря разнообразию выбираемого выносного материала, насыщенного содержанием. Для ребенка прогулка-событие должна стать увлекательным путешествием, связанным с темой или событием.

Так, прежде чем отправиться на прогулку за пределы участка, воспитателю следует заранее пройти весь маршрут движения детей и определить, в каком месте удобно остановиться для наблюдения, рассматривания достопримечательностей или праздничного украшения улиц и домов, где можно поиграть с воспитанниками в подвижную игру и т. д. Подобная прогулка проводится с детьми старшего дошкольного возраста.

Прогулку-событие на территории детского сада можно организовать с детьми младшего дошкольного возраста. Сколько радости вызывает у малышей новый песок в песочнице! Воспитателю нужно продумать, какие игрушки понадобятся для прогулки (песочные наборы, машинки, резиновые игрушки- персонажи), как разместить всех вокруг песочницы, если она небольшая, какие строительные и сюжетные игры предложить.

Примерная структура прогулки-события: в организационный момент - сплочение детского коллектива, беседа о предстоящем событии; и знакомство с темой прогулки - ввод в событие; а подвижные и дидактические игры, детское экспериментирование и др.; самостоятельная творческая деятельность детей.

Регулярность проведения прогулок-событий зависит от детского коллектива, общественных событий и интересных дат. Однако, как и любой праздник, такая прогулка не должна планироваться слишком часто.

Рассмотрим подробнее план прогулки-события «День песка», которая проводится в теплый период года (весной и летом).

Основными задачами прогулки являются: формирование у дошкольников понятия о том, что такое песок, знакомство с его свойствами, рассказ о необходимости соблюдения мер безопасности и гигиены при обращении с песком.

Педагог может подготовить презентацию «Песочные творения», показать песок в природе (пустыни, барханы), рассказать, что в парках проходят выставки фигур из песка.

На прогулке тема песка может быть представлена в разных видах детской деятельности. Так, опытно- экспериментальная деятельность - важная составляющая прогулки детей старшего дошкольного возраста. Можно устроить «Час чудес», и воспитанники старшей группы продемонстрируют малышам свойства песка с помощью опытов, исследовательской деятельности. Таким образом, старшие дети упражняются в умении объяснять и выступать на публике, у них развивается речь, а малыши с удовольствием воспринимают информацию от старших детей.

В этот же день можно организовать смотр- конкурс «Песочные творения», в котором могут принять участие воспитанники всех возрастных групп. Тематика и сложность построек определяется с учетом особенностей возраста, умений и навыков детей. Подобные смотры-конкурсы объединяют воспитанников детского сада и демонстрируют, что все равны, просто возможности дошкольников различаются в силу разного возраста.

Завершением смотра-конкурса могут стать игры: дидактические, сюжетные, подвижные, игры-эстафеты. Уместно также организовать трудовую деятельность детей: уборка песка с веранды, совместный с воспитателем сбор песка в песочницы. Для оказания помощи малышам привлекаются дети старшей группы.

Какой простор для творчества, когда дети рисуют на песке или песком! Воспитанников старшего возраста можно обучить разным техникам рисования, и они охотно поделятся своими умениями с малышами.

Одной такой прогулки недостаточно для формирования представлений о песке. Подобные мероприятия желательно проводить с интервалом в 2-3 недели, насыщая их разным содержанием. В качестве примера в приложениях 1-9 представлены рекомендации по использованию песка и сценарии прогулок-событий с детьми разных возрастных групп.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных форм работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Мы работаем по Рабочей программе, в которую включили часть, формируемую участниками образовательного процесса  - программу «Добрый мир» под редакцией Л. Л. Шевченко. Содержание программы «Добрый ...

Пояснительная записка на тему: «Использование инновационных форм работы в организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...

Презентация «Использование инновационных форм работы в организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...