Использование инновационных форм работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
учебно-методический материал на тему

Селиверстова Ольга Викторовна

Мы работаем по Рабочей программе, в которую включили часть, формируемую участниками образовательного процесса  - программу «Добрый мир» под редакцией Л. Л. Шевченко. Содержание программы «Добрый мир» нацелено на развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей. Мы второй год используем эту программу в области духовно-нравственного и православного воспитания и сделали вывод, что она на данный момент самая глубокая и богатая по подбору материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида

«Золотой ключик»

Города Балашова Саратовской области

Тема:

Использование инновационных форм работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Воспитатель:

                                      Селиверстова Ольга Викторовна

2016 г.

Использование инновационных форм работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Мы работаем по Рабочей программе, в которую включили часть, формируемую участниками образовательного процесса  - программу «Добрый мир» под редакцией Л. Л. Шевченко. Содержание программы «Добрый мир» нацелено на развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей. Мы второй год используем эту программу в области духовно-нравственного и православного воспитания и сделали вывод, что она на данный момент самая глубокая и богатая по подбору материала.

Непрерывная образовательная деятельность строится согласно перспективному плану внедрения православного компонента  (Программы «Добрый мир») в образовательную деятельность: утренние беседы, дидактические и подвижные игры, прогулки, чтение художественной литературы по православной тематике, ИКТ (компьютерные презентации и мультфильмы, которые помогают дошкольникам наиболее успешно усвоить новою информацию). Введение православного компонента в непрерывно-образовательную деятельность познавательной, речевой, социально-коммуникативной, художественно-эстетической  направленности способствует  развитию у детей духовно-нравственных качеств, воспитывает у них доброту, милосердие, сострадание ко всему живому на земле.

Систематическая работа с семьями по внедрению православного компонента является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса. Различные формы сотрудничества помогают педагогам в достижении поставленных целей и задач:

  • анкетирование по внедрению основ христианской культуры;
  • беседы на духовно-нравственные темы;
  • родительские собрания;
  • папки-передвижки «Как знакомить детей с Рождеством», «Праздник Пасхи – день весны», которые знакомят с  традициями православных  праздников – Рождества Христова, Светлого Христова Воскресения;
  • тематические выставки - выставка православной литературы для чтения детям;
  • совместное создание православного уголка;
  • участие в конкурсах «Книжка-самоделка», «Пасхальные украшения»;
  • совместные праздники  «Сохраним творения природы Саратовского края»;
  • проведение  познавательно-творческих  проектов  :«Мультфильм – это добро или зло»,       « Святые имена России» с участием дошкольников, педагогов и родителей.
  • По итогам проекта «Через искусство  зеленой планете…», «Мультфильм- это добро или зло»  организовали открытый показ , на которым обобщили  результаты проведенной работы по данной теме. Целью таких НОД  являлось  духовно-нравственное воспитание детей, (добро-зло, дни творения).

  К мероприятиям  организовывалась выставка книг, создали книгу к 80-летию Саратовской области созданных совместными усилиями детей, их родителей.

Таким образом, проведение  конкурсов по православному воспитанию является одним из основных методов  в духовно-нравственном воспитании. Они способствуют развитию личности ребенка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, духовного, эстетического потенциалов. Формируют навыки межличностного общения, воспитывают любовь к русским традициям, помогают нам вовлечь в образовательный процесс родителей. Появляется возможность знакомить детей с православными  ценностями, не навязывая их, а органично включая в учебно-воспитательный процесс.

 Проведение смотров-конкурсов подтвердило свою эффективность, именно поэтому мы в своей работе используем этот метод как один из основных.

В группе создана развивающая предметно-пространственная среда по внедрению основ христианской культуры. Воспитанники с большим интересом  прикасаются к азам православной культуры:

Дидактические игры «Дни творения», « Пасхальный кулич»,  пазлы, дидактический куб «Семь дней творения», словесные игры, которые способствуют формированию  духовного мира дошкольника, воспитывают лучшие черты его личности, также способствуют накоплению ими духовного опыта.

Например, игра «Подбери цвет»:

 Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов — антонимов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог читает детям стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Затем раздает детям карточки 2-х цветов: белого и черного и предлагает подобрать цвет карточки для слова «хорошо» (белый цвет) и для слова «плохо» (черный цвет).

Педагог называет слова, а дети подбирают и показывают нужный цвет для слов-антонимов.

Добро — зло

горе — радость

хорошо — плохо

трудолюбие – лень

жадность – щедрость

трусость – храбрость

любовь – ненависть

грубость – вежливость

мир – война

темнота – свет

дружба – вражда

грязь — чистота и т. д.

Игра «Пасхальный кулич»

Задачи: побуждать у детей желание знать, какие продукты используют для приготовления кулича, пасхи.

Предварительная работа: провести беседу о праздновании Пасхи.

На фланелеграфе в беспорядке расположены рисунки с изображением продуктов: мука, сахар, зелень, яйца, колбаса, огурцы, молоко, помидоры, дрожжи, картофель, масло, морковь, соль.

Задание: оставить только те продукты, из которых можно приготовить пасхальный кулич. Остальные рисунки надо убрать.

Игра «Ангел-хранитель»

Задачи: учить детей проявлять любовь к другим, милосердие, сострадание.

Предварительная работа. Педагог напоминает детям, что каждому христианину Бог при крещении дает Ангела-Хранителя, который невидимо охраняет человека от всякого зла, предостерегает от грехов. Он наш помощник и покровитель. Он ведет нас правильной дорогой, уводя от опасностей. Но человек не видит своего ангела.

Игра. Педагог предлагает поиграть в игру «Ангел-хранитель». На полу расставлены препятствия. Вызываются двое детей. Одному завязывают глаза. Другому — предлагается аккуратно провести невидящего ребенка мимо препятствий, т. е. стать его ангелом-хранителем.

Игра «Пять  орешков»

Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что у каждого человека есть хорошие качества.

Предложить детям назвать хорошие качества человека. Вызываются 2-3 ребенка, которые по очереди называют слова. За каждое правильно сказанное слово дается орешек. Выигрывает тот, кто наберет 5 орешков. Качества: хороший, добрый, заботливый, трудолюбивый, нежный, верный, ласковый, любящий, честный, работящий, умный, щедрый, смелый, целеустремленный, усидчивый, веселый, доброжелательный, отзывчивый, скромный, общительный, чистоплотный и т. д.

Технология проведения игр заключается в том, чтобы ребенок мог самовыразиться, самоутвердиться, познать себя и других, чтобы детям в игре было легко и уютно.

Организуя игру, мы  рассматриваем  каждого ребенка как индивидуальность, способную проявить свое личное «Я»; каждая игра должна создавать эмоциональный настрой даже для проигравших детей.

В организации и проведении православных игр важна методика объяснения игры. Не следует начинать игру с ее названия или пересказа содержания, т.к. это снижает интерес к ней. Мы начинаем  объяснение игры со вступления, которое должно быть связано с темой игровой ситуации. Лучшим вариантом считается объяснение по ходу игры и организации ее участников и болельщиков.

В процессе игры между педагогом и детьми должен быть диалог. Если игра носит словесный характер, то педагог должен повторить ответ ребенка, не зависимо от того, правильный он или неправильный.

Важно регулировать темп игры, не допускать пауз, вести игру в хорошем настроении, с улыбкой.
Продолжительность игры зависит от интереса аудитории к игре. Если зрелищный запас исчерпан, то следует снять это задание или заменить его другим.

Мы поощряем участников или группу участников словами: «спасибо», «молодцы», «умники», «умницы» и т.д., предлагаем зрителям поаплодировать участникам за удачное выполнение игрового задания или остроумный ответ, чтобы подбодрить участников, и раздать им призы.

Также мы расширяем сотрудничество с общественными организациями в сфере духовно- нравственного воспитания детей:

-Проведение Масленицы в Краеведческом музее с участием родителей;

-Одной из инновационных форм работы  по духовно- нравственному воспитанию детей является взаимодействие  с  отделом религиозного образования и катехизации Религиозной организации "Балашовская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)". Проводятся беседы служителей церкви, организовываются  экскурсии в православный храм, где рассказывают о  храме как доме Божьем, детей  знакомят с православными традициями жизни как радостью жизни христиан.

-У нас функционируют сайты , на которых размещена информация по духовно- нравственному воспитанию: «Как знакомить детей с Рождеством», «Праздник Пасхи – день весны», дидактические игры и методика их проведения.

Таким образом, анализируя результаты работы с семьей по воспитанию духовно – нравственной культуры у ребенка, пришли к выводу, что при условии постоянной и планомерной работы по привлечению родителей в образовательный процесс:

  • изменились взаимоотношения детей в группе
  • у детей появляется интерес к познанию истории родного края, культуре
  • дети стали более общительными, милосердными, активнее реагируют на различные социальные ситуации, оценивают поступки товарищей.
  • А у родителей в свою очередь повысилась активность в проведении разных мероприятий;
  • удалось расположить родителей к детскому саду, теперь это мои помощники, друзья, которые всегда приходят на помощь и с радостью помогают в воспитании детей. Ведь они уверенны, что их ребёнка в детском саду всегда ждут с радостью и любовью.

Считаю, что  деятельность педагогов детского сада по приобщению  детей к православным традициям нашего народа плодотворной, способствующей формированию нравственным качеств дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад Формы работы по духовно-нравственному воспитанию детей 5-7 летнего возраста (старшей и подготовительной группы доу)

В докладе отражена роль педагога в процессе духовно-нравственного просвещения обучающегося: проблемы, опыт, перспективы....

Использование инновационных образовательных технологий в духовно — нравственном воспитании дошкольников

Данная статья поможет педагогам  ДОУ   использовать образовательные технологии в работе с детьми 6-7 лет....

Презентация "Методы формирования нравственных представлений и формы работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников"

Материал для методистов, старших воспитателей, заместителей заведующих по УВР : консультация для воспитателей с использованием презентации.Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразры...

Выступление на педагогическом совете "Инновационные формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников»

Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения.Важно воспитывать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя.Взаимо...