«Театр ног как инновационная форма работы по формированию эстетического воспитания дошкольников»
методическая разработка
Всем известна важность развития мелкой моторики детей, поэтому разработано огромное количество приемов и способов совершенствования детских пальчиков. В тоже время подобного внимания развитию крупной моторики не уделяется. Возможно, потому что считается достаточным регулярного использования утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр и самостоятельной двигательной активности детей в целом. Но, как показывает практика, у большинства детей наблюдаются сложности с координацией движений, с ловкостью и подвижностью, для некоторых же характерна моторная неловкость в целом. При этом чем более неуклюжим является ребенок, тем меньше двигательной активности он проявляет даже в условиях подвижной игры. Следовательно, необходимо более щадящее средство для развития крупной моторики детей.
Поэтому в группе был создан относительно новый вид театра – театра ног.
Театр ног - это набор персонажей, которые надеваются на ноги как носочки. Это могут быть просто отдельные животные или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок. Театр ног - это уникальная возможность разыграть сказку в любом месте, в которой он сможет занять, роль любого героя. Ребенок может одеть любого персонажа себе на ножку, и поиграть. Очень важно, играя, обращаться к ребенку, включая его в игру. Театр - это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы на ножках развивают подвижность, физическую активность, координацию движений, укрепляют мышцы ног, а также помогают освоить речь персонажей, помогают развивать словарный запас и активизируют речевые функции.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Театр ног как инновационная форма работы по формированию эстетического воспитания дошкольников»
Инсценировка сказки «Колобок» (по мотивам русской народной сказки).
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ.
Всем известна важность развития мелкой моторики детей, поэтому разработано огромное количество приемов и способов совершенствования детских пальчиков. В тоже время подобного внимания развитию крупной моторики не уделяется. Возможно, потому что считается достаточным регулярного использования утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр и самостоятельной двигательной активности детей в целом. Но, как показывает практика, у большинства детей наблюдаются сложности с координацией движений, с ловкостью и подвижностью, для некоторых же характерна моторная неловкость в целом. При этом чем более неуклюжим является ребенок, тем меньше двигательной активности он проявляет даже в условиях подвижной игры. Следовательно, необходимо более щадящее средство для развития крупной моторики детей.
Поэтому в группе был создан относительно новый вид театра – театра ног.
Театр ног - это набор персонажей, которые надеваются на ноги как носочки. Это могут быть просто отдельные животные или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок. Театр ног - это уникальная возможность разыграть сказку в любом месте, в которой он сможет занять, роль любого героя. Ребенок может одеть любого персонажа себе на ножку, и поиграть. Очень важно, играя, обращаться к ребенку, включая его в игру. Театр - это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы на ножках развивают подвижность, физическую активность, координацию движений, укрепляют мышцы ног, а также помогают освоить речь персонажей, помогают развивать словарный запас и активизируют речевые функции.
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: театр ног предназначен для детей от 3 до 7 лет.
ЦЕЛЬ: развивать физическую активность в сочетании с речью; развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе театра ног.
ЗАДАЧИ:
- учить детей разыгрывать небольшие постановки, сценки, сказки с помощью театра ног;
- развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас;
- вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к театру ног.
Декорации и виды кукол для театра ног
Что же представляет собой кукольный театр ног? Это разыгрывание определенных сюжетов ногами, на которые одеты определенные костюмы. Костюм крепится либо на область коленки, либо на верхнюю поверхность стопы и изображаемый персонаж оживает в момент движения ноги. Во время разыгрывания сюжета дети стоят за ширмой, а зрители, как правило, видят только ноги артистов, которые демонстрируют им театральное представление. На первый взгляд кажется, что спектр возможных движений ограничен покачиваниями, подскоками и шагами. На деле же с ростом мастерства с помощью движения ноги можно изобразить огромное количество действий и переживаний героя.
Рассмотрим несколько вариантов изготовления костюмов.
- Маски на коленки
Это самый простой и наименее затратный вариант создания костюма для театра ног. Рисуется или распечатывается маска небольшого размера, сквозь которую протягивается резинка. Одевается над коленкой. Для большей выразительности костюм можно сопроводить одеванием маленькой сшитой юбочки ниже маски.
- Использование носков или гольф
В данном случае на носки или гольфы нашивается плоскостная или объемная тканевая аппликация.
Вариант использования: отрезается подошва носка , а изображение персонажа наносится на его верхнюю часть, которая одевается на ногу. Подобный костюм можно одевать даже на стопу ребенка, который сможет показывать сюжет, лежа на спине и приподняв ноги.
- Использование тапочек и мягких игрушек
Тканевые объемные аппликации или готовые мягкие игрушки небольшого размера прикрепляются к вязаным тапочкам.
В кукольном театре ног для разыгрывания сюжетов могут использоваться как обе ноги, так и одна. В зависимости от этого отличаются декорации. Декорации для обыгрывания театра одной ногой представляют собой невысокий барьер, за которым стоит ребенок. Игровая нога выставляется спереди барьера. Разумеется, для оживления спектакля используются также различные декорации, которые устанавливаются также впереди барьера.
Для разыгрывания представления с использованием обоих ног декорация должна выглядеть иначе: в виде классической ширмы, но с вырезом снизу для демонстрации ног (как правило, ноги должно быть видно, начиная с коленей).
ВАРИАТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:
- Разучивание и инсценировка потешек;
- Театр ног можно использовать для знакомства и изучения счета (например, в сказке «Теремок» стали жить мышка, лягушка, заяц втроем, потом пришла лиса – их стало четверо); для знакомства с героями и сюжетом сказки, для знакомства с понятиями «справа-слева», «рядом», «друг за другом»;
- Разыгрывание сказок (по наличию персонажей) «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба» и др.;
- «Придумай свою сказку»;
- «Угадай героя»;
- «Кто как говорит» (звукоподражание);
- «Мир эмоций» (грусть, радость, гнев, удивление);
- «Назови какого цвета герой?» (лев-жёлтый, медведь-коричневый, крокодил-зеленый).
Поскольку театр ног – это довольно напряженный вид деятельности для детских ножек, он должен занимать относительно кратковременный промежуток времени. Поэтому до обыгрывания небольшой сказки рекомендуется сначала обыграть ее отдельные элементы. Заметим, что проще всего начинать с театра одной ноги, а точнее даже отдельных психогимнастических этюдов. Далее возможен показ сюжетных моментов с участием нескольких детей. После этого возможно обыгрывание сказки.
К театру обеих ног рекомендуется переходить после того, как дети освоили обыгрывание с помощью одной ноги. В этом случае следует начать с обыгрывания коротких стишков, можно использовать физкультминутки. Далее можно танцевать ногами-персонажами под музыку. После того, как дети привыкнут к совершению отдельных движений обеими ногами, можно начинать тренировать ребенка в обыгрывании сцен-диалогов с двумя персонажами, которые действуют по-разному. И только после этого можно приступать к обыгрыванию сказок.
На данный момент в качестве эксперимента мы изготовили набор сказочных атрибутов для надевания их на детские ножки и предоставили возможность использовать их в свободной деятельности. После чего кукольный театр ног станет неотъемлемой частью наших будней, получая все более развитие и расширение сферы его применения от свободной и самостоятельной деятельности детей, до организованной образовательной деятельности и выступлений на утренниках.
Заключение
Дошкольники любят разыгрывать сюжеты и с помощью мимики и пантомимики, и с помощью специальных и подручных средств. Поэтому не стоит пренебрегать ролью различных видов театра в развитии детей и бояться новшеств.
Инсценировка сказки «Колобок» (по мотивам русской народной сказки).
Действующие лица
Сказочница ,Колобок, Дед Баба Заяц. Медведь. Лиса. Волк.
Звучит музыка «В гостях у сказки».
Сказочница :
Мы ребят собрали в зале, чтобы сказку показать,
А о ком сейчас расскажем, предлагаю угадать.
Кто ушёл от бабки с дедом и оставил без обеда:
Зайца, волка и медведя, даже хитрую лису?
По тропинке он катился, и в лесочке очутился,
У него румяный бок, кто же это?. .(колобок)
Сказочница:
Жил старик со своею старушкой
В маленькой лесной избушке.
Захотелось как-то деду
Колобка поесть к обеду.
Вот и просит старик:
— Испеки мне, старуха, колобок.
Старуха: — Да из чего испечь-то? Муки нет.
Старик: — Эх, старуха. По амбару помети, по сусекам поскреби — вот и наберётся.
Сказочница: (старуха заходит в домик, выносит оттуда миску катает колобка и кладет на окошко)
Старушка так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно остынуть.
(колобок выглядывает в окошко, затем выходит из домика)
Надоело колобку лежать — он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол — да к двери, прыг через порог, в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота, дальше и дальше.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:
Заяц: — Колобок, колобок! Я тебя съем!
— Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою.
Сказочница: Заяц уши поднял, а колобок запел:
Колобок:
— Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусекам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
От тебя, зайца,
Не хитро уйти.
Сказочница: И покатился колобок дальше — только его заяц и видел.
Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк:
Волк:
— Колобок, колобок! Я тебя съем!
Колобок:
— Не ешь меня, серый волк: я тебе песенку спою.
Сказочница: И колобок запел:
Колобок:
— Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусекам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
От тебя, волка,
Не хитро уйти.
Сказочница: И покатился колобок дальше — только его волк и видел.
Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь идёт, хворост ломает, кусты к земле гнёт.
Медведь:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
Колобок:— Не ешь меня, Мишка: я тебе песенку спою.
Сказочница:
И колобок запел:
— Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусекам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От тебя, медведь,
Полгоря уйти.
Сказочница: И покатился колобок — медведь только вслед ему посмотрел. Катится колобок, а навстречу ему лиса:
Лиса:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
Колобок:— Не ешь меня, Лиса: я тебе песенку спою.
Сказочница: И колобок запел:
Колобок:
— Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусекам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От медведя ушёл,
От тебя, лиса,
Не хитро уйти.
— Славная песенка! — сказала лиса. — Да то беда, голубчик, что стара я стала — плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой ещё разочек.
Сказочница: И колобок запел:
Колобок:
— Я колобок, колобок…… А лиса его — гам! — и съела.
Все герои встают на линию и говорят:
Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных форм работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
Мы работаем по Рабочей программе, в которую включили часть, формируемую участниками образовательного процесса - программу «Добрый мир» под редакцией Л. Л. Шевченко. Содержание программы «Добрый ...

"Инновационные формы работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников"
Консультация для воспитателей...

Элементарный детский театр как одна из инновационных форм работы по развитию творческих способностей дошкольников
Т.В. Голощапова, В.А. Анисимовамузыкальные руководителиМБДОУ ДС №62 «Золотой улей» Элементарный детский театр как одна из инновационных форм работы по развитию творческих способностей...

Инновационные методы и формы работы по формированию эмоционального благополучия дошкольников в рамках реализации ФГОС
В период дошкольного детства одной из наиболее важных задач для ребёнка становиться научиться правилам жизни в мире взрослых. И наша задача педагогов- дошкольников помочь ребёнку попасть в...

Инновационные формы работы по нравственно – патриотическому воспитанию старших дошкольников
Значение В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. При это...

Выступление на педагогическом совете "Инновационные формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников»
Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения.Важно воспитывать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя.Взаимо...

Инновационные формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных....
