Использование ИКТ на занятиях по логопедии
материал на тему

Хуурак Айлана Васильевна

Использование ИКТ на занятиях по логопедии (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npk_avtosohranennyy.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

II республиканская НПК «Бичелдеевские чтения»,

в рамках Года кино в России  

и Года гостеприимства в Республике Тыва

 «Использование ИКТ на занятиях по логопедии»

 

Подготовила учитель-логопед Хуурак А.В.

Март 2016 г

с.  Хайыракан Улуг-Хемского кожууна

Актуальность.  В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи  и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применяемые информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развивать логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

Гипотеза. Предполагается, что использование икт на занятиях по логопедии будет эффективным для  коррекции и развитии речи детей.

Цель. Изучить особенности использования икт на занятиях по логопедии.

Задачи. Используя икт:

-   Расширять активный словарный запас детей с нарушениями речи;

-  Развивать фонематический слух, память, мышление, зрительное внимание и восприятие, воображение;

-   Совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

-   Соблюдать гигиенические нормы при использовании ИКТ;

-   Повышать интерес к занятиям, используя игровые приемы с применением икт;

- Обобщение знаний требования ФГОС, регламентирующих профессиональную педагогическую деятельность в условиях ИКТ;

- Использование технологий мультимедийных сопровождений образовательного процесса.

Методы.  Анализ психолого-педагогической, логопедической литературы;

- использование мультимедийных презентаций;

-диагностические  упражнения для обследования звукопроизношений.

Для реализации коррекционных задач и для повышения мотивации детей к занятиям в коррекционной  работе используются информационно- коммуникационные технологии.

ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

- звукопроизношение

-просодические компоненты речи

-фонематический анализ и синтез, фонематические представления

- лексико – грамматические средства языка

- артикуляционная моторика

- мелкая моторика

- связная речь

На логопедических занятиях в речевой группе   работа с использованием компьютера проводится фрагментарно, т.е. отрывочно. При этом обязательно соблюдаются следующие условия для сбережения здоровья детей: использование новых моделей компьютера; работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы); включение в работу зрительной гимнастики и игр, направленных на профилактику нарушений зрения.

Для работы над звукопроизносительным компонентом речи  используются презентации, направленные на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала для детей с нарушениями речи, считается мультимедийная презентация.

Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Использование презентации позволяет  на лексических, фронтальных и индивидуальных занятиях  привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме. Она позволяет не только предельно реалистично продемонстрировать отличительные особенности, специфические свойства изучаемых предметов и явлений, но и эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, подбирать доминирующие цвета и цветовые сочетания, которые создают у дошкольников позитивное отношение к представляемой информации.

Применение презентаций позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и существенно сократить время на дифференциацию смешиваемых звуков. Разработанные таким образом занятия  применяются мной для: развития речевого дыхания; автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи; дифференциации звуков; пополнения словарного запаса, отработки грамматического строя речи и лексических тем; развития связной речи и познавательных способностей. В нашем современном мире, когда на смену простых дидактических и настольно-печатных игр приходит компьютер, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Сделать это мне в моей работе помогает ИКТ. Во-первых, детям нравится что-то новое, необычное, а если есть интерес, усвоение информации идет лучше. Во-вторых, компьютерные технологии позволяют дать не только визуальный материал, но и звуковой (голоса птиц, животных, шум воды и т.д.). В-третьих, анимация, практически небольшая мультипликация, также привлекает интерес детей своей новизной.

При проведении артикуляционной гимнастики на лексических и индивидуальных занятиях используется презентация с демонстрацией артикуляционных упражнений и презентация «Сказка о веселом язычке» и    «Азбука в картинках», «Уроки тетушки Совы»,  «Логопедические игры» (диск), и др.

Не каждая игра подходит для комплексно-тематического построения образовательной деятельности с детьми-логопатами. Поэтому создаются на каждом занятии  презентации, разработанные с учётом особенностей развития дошкольников с нарушением речи, основываясь на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, создала систему занятий с использованием мультимедийных презентаций по всем лексическим темам перспективного планирования

Создавая и используя мультимедийные  презентации,  учитывается своеобразие и особенности коррекционно-логопедических занятий каждого вида: индивидуальных, подгрупповых или фронтальных.

При разработке занятий чаще всего используются герои сказок и мультфильмов, которых дети помогают справиться с трудными заданиями. Дети им сопереживают, сочувствуют и выражают потребность помочь (Машенька, Незнайка, Гномы, Зайчик).

Вся совместная деятельность по развитию речевой коммуникации проходит в дружелюбной, спокойной обстановке. Дети с отклонениями в развитии и поведении раскрепощались и с интересом усваивали новую информацию.

Преимуществом применения мультимедийных презентаций в образовательной деятельности является то, что они повышают мотивационную готовность детей к обучению, а если при этом происходит погружение ребенка в сказочный мир, то это является дополнительной стимуляцией познавательной деятельности.

Использование в коррекционной работе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

На этапе автоматизации поставленных звуков заключается в многократном повторении одного и того же лексического материала и вызывает у детей утомление однообразной деятельностью. Компьютерные презентации способны оживить этот процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений. Картинки на экране могут не только двигаться, но и издавать различные звуки. И у ребёнка появляется возможность имитировать движения или подражать этим звукам, что способствует развитию моторики и автоматизации произношения поставленных звуков. При автоматизации звуков в словах использовала задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, например, «4-й лишний», «Что изменилось», «Чей детеныш», «Времена года»,  «Веселый язычок», и др.

 Для  в автоматизации звука р была разработана авторская игра «Приключения красного грузовика». Особенностью данной игры является то, что в игре-сказке используется мультмедийный показ – красный грузовик  - это су-джок, массажный шарик с красным цветом. Ребенок одновременно катает шарик  на дорожке и проговаривает звук /р/ изолированно, т.е. подражает мотору машины, затем грузовик встретится с вороной – карр-карр, подражает вороне, затем с псом Барбосом – р-р-р, рычит как собака, затем с кошкой Муркой – мурр-мурр, затем с ежиком – фыр-фыр, здесь ребенок подражает  животным, произносит слова, выделяя звук /р/. В конце сказки ребенок сочиняет сам концовку.

Для дифференциации звуков эффективен следующий вид задания: на экране изображен ряд предметов, в названии которых есть либо звук «ж», либо – «ш». Ребёнку необходимо было называть изображение только тех предметов, где имеется звук «ж». При правильном назывании картинка крутилась, если данного звука в слове нет, то картинка исчезала.

        При проведении артикуляционной гимнастики ребёнок быстро уставал от многократного повторения перед зеркалом одних и тех же движений. Поэтому  предлагала ему презентации, в которых после правильно выполненных упражнений на экране происходило какое-либо поощряющее действие.

        Упражнения на выработку правильного диафрагмального дыхания, направленной воздушной струи определённой длительности выполняли с помощью игр  «Мыльный пузырь», «Шарик лопнул» и т.д.

        В целях профилактики зрительного утомления на каждом занятии проводила для детей офтальмотренаж (специальные упражнения для глаз). Длительность зрительной гимнастики во всех случаях не более 1 минуты. Использование электронных физкультминуток для глаз  снимает зрительную усталость, позволяла переключиться с одного вида деятельности на другой.

Для этого на всех занятиях использовала музыкальное сопровождение: классическую музыку, детские песенки, ритмичную музыку для физминуток, музыку для релаксации: шум моря, звуки леса, птичьи голоса, ручья и т. п.

Таким образом,  использование ИКТ на занятиях по логопедии позволила разнообразить и оптимизировать коррекционно-образовательный процесс, решая одновременно несколько задач, направленных на разностороннее развитие ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование аудио-пособия "Первые уроки" серии "Музыка с мамой" Железновых на индивидуальных занятиях учителя-логопеда с детьми 1 уровня речевого недоразвития

Речевые возможности детей с ОНР 1 у. характеризуются  полным или частичным отсутствием  общеупотребительной речи. Дети общаются с окружающими, используя «лепетные» слова, неполные, «леп...

Использование компьютерных презентаций на занятиях по логопедии.

Использование компьютерных презентаций в работе учителя-логопеда....

Инновационный проект "Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по логопедии"

Инновационная направленность. Логопедические  занятия включают в себя здороьесберегающие  технологии. Логопедические занятия в нашем ДОУ параллельно решают задачи укрепления и сохранения зд...

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Использование ИКТ на занятиях по логопедии

Из опыта работы "Использование ИКТ на занятиях по логопедии"...

Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».

В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей  через метод песочной терапии. Метод позволяет  в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...

Использование ИКТ на занятиях учителя-логопеда ДОУ

Использование ИКТ на занятиях учителя-логопеда ДОУ...