Статья «Формирование УУД»
статья на тему

Важнейшие задачи и условия формирования УУД у старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья   «Формирование УУД»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана         на основе

        системно-деятельностного подхода

        (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин,         Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов)

        группой авторов: А.Г. Асмоловым,         Г.В. Бурменской, И.А. Володарской,

        О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и         С.В. Молчановым

        под руководством А.Г. Асмолова

Общекультурное , личностное и познавательное развитие учащихся,

        обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

Способность  субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

совокупность действий         обучающегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят

надпредметный, метапредметный характер

лежат в основе организации любой деятельности обучающегося независимо от ее специально – предметного содержания.

обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности

обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить

четыре блока: 

познавательный

регулятивный

личностный

коммуникативный

Общеучебные  универсальные действия:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том  числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

 выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;

 свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического, и официально – делового стилей;

 понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и  формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно – графические или

знаково – символические)

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; 

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Выпускник научится:

Осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи с использованием учебной литературы;

Использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Основам смыслового чтения и выделению существенной информации;

Осуществлять анализ, синтез, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям, обобщать;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Выпускник получит возможность научиться:

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

целепологание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

Выпускник научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

осуществлять пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

Выпускник получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия и т.д.

Личностные действия обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения).

 Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование, т.е. ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать.

нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.

Формирование основ гражданской идентичности личности:

чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества;

 осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.

 Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:

ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

Развитие Я-концепции и самооценки личности:

формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

развития познавательных интересов, учебных мотивов;

 формирования мотивов достижения и социального признания;

мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;

ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);

выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;

формирование моральной самооценки;

развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;

формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;

формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

установка на здоровый образ жизни;

чувство прекрасного и этические чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;

эмпатия как понимание чувства других людей и сопереживание им;

Гражданская  идентичность трактуется как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе.

 Структура гражданской идентичности включает следующие компоненты:

когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности);

ценностно – смысловой (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности);

эмоциональный (принятие или непринятие своей принадлежности);

деятельностный (поведенческий – гражданская активность).

Выпускники получат возможность для формирования:

положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

выраженной устойчивой  учебно-познавательной мотивации;

установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;

Общий уровень развития  общения (предпосылки формирования УУД)

потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

эмоционально позитивное отношение к  процессу сотрудничества;

ориентация на партнера по общению,

умение слушать собеседника

Коммуникация как общение (интеракция)  

Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).

 Преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях.

Коммуникация как кооперация

 Коммуникативные действия, направленные на кооперацию, т.е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности.

Выпускник научится:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т. ч. и не совпадающих с его собственной, и учитывать их в работе;

формировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению;

строить понятные высказывания, задавать вопросы, контролировать действия партнера.

Выпускник получит возможность  научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции мнения других людей;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями  партнеров при сотрудничестве;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь и.т.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая статья «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности»

Формирование толерантности детей в настоящее время актуально. В справочных изданиях термин толерантность определяется как  «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Такая терпимость из...

Статья "Формирование у дошкольников этических представлений с помощью подвижной игры"

В статье  представлен опыт  по развитию   у детей этических представлений с помощью  подвижной игры....

Статья "Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников"

В настоящее время много детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии.  Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы,  дети не могут по...

Статья "Формирование образов при речевом общении в процессе ознакомления с жанрами устного народного творчества у детей старшего дошкольного возраста"

В данной статье описаны методы и приемы работы, которые использовал педагог в своей практической работе с детьми старшего дошкольного возраста над произведениями устного народного творчества....

Статья. Формирование экологической культуры -через нравственное воспитание.

Наши дети в потоке современной информации через телевизор, компьютер и другие средства коммуникационных технологий вместе со своими родителями мало задумываются о нравственных нормах и основах этики в...

Статья «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста».

В статье изложен материал по формированию игры у  детей раннего возраста. Игра-  это  процесс многоплановый. Сложность заключается в том, что психологический механизмы, необходимы...

Научно-практическая статья «Формирование экологической культуры у детей седьмого года жизни на основе кружковой работы»

Данный материал направлен на формирование экологической культуры у детей седьмого года жизни, на бережное отношение к природе и окружающему миру....