Статья «Формирование УУД»
статья на тему
Важнейшие задачи и условия формирования УУД у старших дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья «Формирование УУД»
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе
системно-деятельностного подхода
(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов)
группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской,
О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым
под руководством А.Г. Асмолова
Общекультурное , личностное и познавательное развитие учащихся,
обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
совокупность действий обучающегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят
надпредметный, метапредметный характер
лежат в основе организации любой деятельности обучающегося независимо от ее специально – предметного содержания.
обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности
обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить
четыре блока:
познавательный
регулятивный
личностный
коммуникативный
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического, и официально – делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно – графические или
знаково – символические)
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Выпускник научится:
Осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи с использованием учебной литературы;
Использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;
Строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Основам смыслового чтения и выделению существенной информации;
Осуществлять анализ, синтез, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям, обобщать;
Устанавливать причинно-следственные связи;
Выпускник получит возможность научиться:
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
целепологание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
осуществлять пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
Выпускник получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия и т.д.
Личностные действия обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения).
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
смыслообразование, т.е. ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать.
нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.
Формирование основ гражданской идентичности личности:
чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества;
осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.
Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:
ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
Развитие Я-концепции и самооценки личности:
формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:
развития познавательных интересов, учебных мотивов;
формирования мотивов достижения и социального признания;
мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;
ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;
формирование моральной самооценки;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;
формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
установка на здоровый образ жизни;
чувство прекрасного и этические чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;
эмпатия как понимание чувства других людей и сопереживание им;
Гражданская идентичность трактуется как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе.
Структура гражданской идентичности включает следующие компоненты:
когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности);
ценностно – смысловой (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности);
эмоциональный (принятие или непринятие своей принадлежности);
деятельностный (поведенческий – гражданская активность).
Выпускники получат возможность для формирования:
положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации;
установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
Общий уровень развития общения (предпосылки формирования УУД)
потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
ориентация на партнера по общению,
умение слушать собеседника
Коммуникация как общение (интеракция)
Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).
Преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях.
Коммуникация как кооперация
Коммуникативные действия, направленные на кооперацию, т.е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности.
Выпускник научится:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т. ч. и не совпадающих с его собственной, и учитывать их в работе;
формировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению;
строить понятные высказывания, задавать вопросы, контролировать действия партнера.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции мнения других людей;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при сотрудничестве;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь и.т.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-практическая статья «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности»
Формирование толерантности детей в настоящее время актуально. В справочных изданиях термин толерантность определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Такая терпимость из...
Статья "Формирование у дошкольников этических представлений с помощью подвижной игры"
В статье представлен опыт по развитию у детей этических представлений с помощью подвижной игры....
Статья "Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников"
В настоящее время много детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы, дети не могут по...
Статья "Формирование образов при речевом общении в процессе ознакомления с жанрами устного народного творчества у детей старшего дошкольного возраста"
В данной статье описаны методы и приемы работы, которые использовал педагог в своей практической работе с детьми старшего дошкольного возраста над произведениями устного народного творчества....
Статья. Формирование экологической культуры -через нравственное воспитание.
Наши дети в потоке современной информации через телевизор, компьютер и другие средства коммуникационных технологий вместе со своими родителями мало задумываются о нравственных нормах и основах этики в...
Статья «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста».
В статье изложен материал по формированию игры у детей раннего возраста. Игра- это процесс многоплановый. Сложность заключается в том, что психологический механизмы, необходимы...
Научно-практическая статья «Формирование экологической культуры у детей седьмого года жизни на основе кружковой работы»
Данный материал направлен на формирование экологической культуры у детей седьмого года жизни, на бережное отношение к природе и окружающему миру....