Сценарий сюжетно-ролевой игры "Морской круиз"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Трошина Оксана Васильевна

Сюжетно -ролевая игра для детей старшей группы "Морской круиз"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon troshina_o.v.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа

по курсу повышения квалификации  ИОЧ

«Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ»

на тему:

 «Проект сюжетно-ролевой игры «Морской круиз»

с детьми старшего дошкольного возраста»

время обучения: 28.03.- 01.04.2016.

Выполнила:

Трошина Оксана Васильевна

Музыкальный руководитель ГБОУ ООШ с.Песочное СП детский сад «Ромашка» м.р. Безенчукский ,Самарской области

I. Задачи:

1) расширение представлений об окружающем мире через ознакомление с

морскими понятиями, представление о «круизе», «лайнере», морских профессиях; закрепление знаний о морских путешествиях, растительном и животном мире морей, о правилах поведения за столом и в общественных местах; развивать память, воображение, творческие способности, интерес и желание познавать новое; развивать активное речевое общение и ролевое взаимодействие, расширять и обогащать словесный запас  связную монологическую и диалогическую речь.

2)  формирование игровой деятельности:

        а/ формировать умение творчески развивать сюжет, объединять         несколько сюжетов одним содержанием, используя накопленный личный опыт;

        б/ развивать умение принимать разные социальные роли и действовать

в соответствии с общим игровым замыслом; развивать инициативу, организаторские способности, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов; формировать положительные взаимоотношения в процессе игры; развивать умение самостоятельно готовить обстановку для игры:    подбирать предметы, атрибуты, выбирать удобное место, использовать строительный материал для постройки корабля.

3) формировать навыки положительного взаимоотношения в процессе игры; воспитывать культуру поведения.

II .Подготовка к игре: «Морской круиз»

1) План подготовки к  игре .

Дата

Изготовление атрибутов

Обогащение впечатлениями

Март

Строительный и бросовый  материал; штурвал;

матросские бескозырки,

 мачты на корабле с флажками, бинокли, Водолазные шлемы

 рупор, свисток для боцмана, наушники,  рация,

Для магазина - чеки, касса, деньги

Для кока - посуда, колпак, халат кухонный набор.

Для стюарда-фартук, блокнот, карандаш.

Для медпункта- медицинский халат, медицинский набор.

Для инженера- строителя - каска, уровень.

Игрушка-дельфин,  игрушечная морская звезда, морской еж, коралловые веточки, водоросли, рыбки на магнитах, удочка.

.
Беседы об обязанностях капитана, матросов, о классификации кораблей (грузовые, пассажирские, военные и т.д.)


Чтение глав из книги Б. Житкова «Что я видел?» («Пароход», «Пристань», «На пароходе есть столовая» и др.), С. Козлова «В порту»; В. Сутееева «Кораблик»; В. Маяковского «Это книжечка моя про моря и про маяк», «Кем быть?». Просмотр мультипликационных фильмов «Приключения капитана Врунгеля», «Стёпа-моряк», и других
Проведение краткосрочных игр «Больница», «Строим корабль».
Знакомство с компасом.
Знакомство с морской терминологией «поднять якорь», «полный вперёд»,   и т. д.

Дидактические игры:
«Найди лишнее», «Обитатели морей».

2)

Сюжеты

Роли

Атрибуты

Игровые действия

Речевые обороты

Строительство корабля.


Путешествие на корабле.

Пассажиры высаживаются на остров

Обнаруживают  на суше дельфина

Пробоина в корабле.

.

Ремонт судна, работа водолазов.

Возвращение в порт

Инженер -строитель

Капитан.

Радист.

Боцман

Врач.

Кок.

Матросы.

Каска.

          Фуражка, бинокль.

      Наушники.

          Фуражка, штурвал.

       Халат, медицинский набор.



Колпак, фартук, кухонный набор.

        Бескозырки, тельняшки.

Принимает заказ и контролирует  строительство корабля.

Назначает врача, матросов, радиста, кока и др. Участвует в операции по спасению дельфина. Общается с членами экипажа и пассажирами.

Слушает эфир. Докладывает капитану. Спасает дельфина. Общается с членами команды и пассажирами.

Стоит у штурвала, следит за маршрутом, выполняет команды капитана.

Осматривает участников плавания, следит за здоровьем членов экипажа. Руководит спасением дельфина.

Готовит еду.

Драят палубу. Выполняют команды капитана. Спасают дельфина.

Предлагаю такой проект, будьте предельно внимательны, действуйте согласно чертежу.

Свистать всех на верх, отдать швартовые, поднять якоря, задраить люки.

Земля, земля! Я «Смелый», как слышите меня, передаю сведения.

Прямо по курсу вижу остров, полный вперед.

На что жалуетесь, что вас беспокоит, лекарство необходимо принимать…

Общается с экипажем и пассажирами.

Общаются с членами команды и пассажирами. Обращаются за помощью к врачу.

Сопутствующие сюжеты

Стюарт.

Продавец.

Фартук, блокнот, карандаш (ручка), бейджик.

Форма, бейджик.

.

Принимает и разносит заказы.

Продает товар.

.

Ваше меню, что еще будите заказывать, ваш счет.

Что желаете приобрести, ваша покупка стоит…, получите ваш товар, спасибо за покупку.

.

Кафе.

Магазин сувениров

   

3)  Схема игрового пространства

        

Конструктор                                                                                                    

Вход

Корабль

Кафе

Медпункт

Магазин

Экспонаты для круиза

Обеденная зона

        

        

III.Ход игры.

  1. приемы создания интереса к игре :

показать  детям картинки с изображением парохода; уточнить представление детей о том, как причаливают теплоходы, где пассажиры покупают билеты; рассказать о труде людей, которые на нем работают (капитан, помощник капитана, рулевой, матросы, повар, врач); осмотреть каюты, капитанский мостик, рубку рулевого, штурвал, спасательные круги (использовать картинки); изготовить совместно с детьми игровые атрибуты; просмотр фильма, в котором показана поездка на пароходе, и беседа по его содержанию, которая усиливает и поддерживает интерес детей к теме.

                2) сговор на игру: воспитатель незаметно включает диск с песней « Капитан улыбнитесь» и предлагает детям сказать о ком и о чем поется в этой песенке? И предлагает детям отправиться в морское путешествие на корабле, который нужно построить своими руками. Воспитатель поочередно характеризует каждого члена экипажа, а дети выбирают соответствующую кандидатуру или предлагают свою, обосновав свой выбор. Воспитатель берет на себя роль диспетчера. Для строительства лайнера надо обратиться к услугам инженера-строителя. Он предлагает свой проект, и все участники начинают строительство корабля по схеме. Строительство сопровождается веселой музыкой.  Закрепляем знания о том, что делают на корабле эти люди – их права и обязанности. Корабль проплывает мимо городов. Морякам приходится ловко управлять кораблем, чтобы не сесть на мель, справиться с аварийной обстановкой. Только слаженная работа и дружба помогают им справиться с этим испытанием.

                    а/ определение плана-сюжета. Пассажиры высаживаются на остров, рассматривают медуз, кораллы, изучают свойства песка, наблюдают за дельфинами

       Обнаруживают  на суше дельфина, вместе с врачом оказывают ему помощь (укрывают от солнца и поливают водой) и отпускают в море.

                     б/ планирование игры. Педагог рассматривает с детьми (на экране) корабль, его части - нос, корму, палубу, оборудование – трубу, штурвал, мостик для капитана и рулевого, скамейки для  пассажиров, флажки. Беседует с детьми о назначении каждого  предмета, о действиях капитана, рулевого, матроса и их обязанностях. Затем педагог предлагает детям совершить круиз по морю.

                   в/ распределение ролей:  По желанию выбирают детей на роли

  капитана, радиста, боцмана, матроса, кока, врача, официантов, строителей.

                г/ создание воображаемой ситуации – частичное или полное (место игры, атрибуты, костюмы); Строительный материал (мягкие модули), крупный строитель, морская форма для капитана, матросов, рулевого (возможно использование отдельных деталей, символизирующих данную форму), бинокль, рупор, штурвал, матросские бескозырки, мачты на корабле с флажками, бинокли, свисток для боцмана, наушники, рация, инструменты для врача, посуда, колпак, халат для кока.

3) Капитан дает рулевому и матросу команду занять свои места. Они отвечают на данную команду. Прежде чем отправиться в плавание, врач проверяет здоровье всех пассажиров и экипажа. Рулевой и матрос по трапу-лесенке поднимаются на корабль. Капитан предлагает пассажирам, желающим прокатиться на корабле, подняться на палубу и занять свои места. Когда все сядут, капитан дает команду матросу о том, что надо убрать трап. Матрос выполняет команду и дает ответ капитану. Затем капитан приказывает убрать якорь, сообщает пассажирам об отплытии корабля, дает команду рулевому и отдает команды о ходе корабля. Важно, чтобы рулевой отвечал ему четко о выполнении действий. Капитан предлагает пассажирам посмотреть налево, затем направо и т.п. Кок предлагает желающим посетить камбуз и насладиться его фирменным коктейлем «Морской». Официантка обслуживает посетителей, пришедших на праздничный обед. Через некоторое время корабль причаливает к берегу, капитан, рулевой и матрос обмениваются командами и ответами об их выполнении. Пассажиры высаживаются на остров: рассматривают медуз, кораллы, изучают свойства песка, наблюдают за дельфинами (демонстрация видеоролика). Обнаруживают  на суше дельфина, оказывают ему помощь (укрывают от солнца и поливают водой) и отпускают в море. Пассажиры и экипаж  возвращаются на корабль и продолжают путь. На лайнере пассажиры посещают магазин, располагаются в зоне отдыха.    

4)        приемы поддержания и развития игры: Обнаруживают  на суше дельфина. Во время путешествия корабль  получает пробоину и теряет якорь.

        а/ внесение дополнительных атрибутов: Водолазные шлемы, игрушка Дельфин

        б/ участие педагога во второстепенных ролях: Роль, капитана другого судна, диспетчера.

        в/ показ новых игровых действий: Водолазы осматривают дно, ищут

 якорь, пробоину.  

        г/ напоминание, вопросы. Как нужно поступить капитану, узнавшему о

пробоине в корабле?  Нужно ли сообщать о пробоине пассажирам?  Что должны сделать радисты? Как поступает врач увидев больного дельфина?

         д/ введение новых игровых ситуаций : Пробоина в корабле. Введение ещё одной роли – Водолаз

        е/ оценка: Правильно ли действует капитан? Что должны делать

водолазы? Что должны сделать радисты?

5) приемы формирования взаимоотношений в игре:

        а/ напоминания о взаимоотношениях. Напоминать о правилах игры.

        б/ направление на внимание друг к другу. Соблюдать правила

поведения в транспорте.

        в/ поощрение вежливости. Отметить детей, соблюдающих правила

 культуры при общении друг с другом.

IV. Окончание игры.

Радист сообщает об ухудшении погодных условий: приближается шторм. Капитан отдает команду «вернуться в порт прописки» и благодарит за увлекательное  путешествие.

V. Оценка игры

                1) оценка взаимоотношений. Как отдавал приказы капитан. Как вели себя его подчиненные. Соблюдали  ли правила поведения пассажиры. Как выполняли свои роли другие участники игры.

                2) оценка действий в соответствии с взятой на себя ролью. Как дети оцениваю исполнение своей роли. Какие трудности они испытывали.