Главные вкладки

    Материал (старшая, подготовительная группа) на тему:
    Опыт работы: Современные подходы в приобщении дошкольников к восприятию художественной литературы

    Липкина Надежда Андреевна

     Приобщение дошкольников к литературе – одно из приоритетных направлений современного образования.

    Что мы наблюдаем в современном мире? Всё больше времени и внимания уделяется телевидению и компьютеру, а чтение отходит на второй… да и, пожалуй, даже на более дальний план. Снижается статус литературы, происходит резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей, замедленное вхождение в книжную культуру. Теряется самоценность детства, исчезает потребность в художественном слове как средстве общения с детьми, снижается интерес к чтению. А ведь не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

    Особенно велико значение книги в период интенсивного становления личности – в детские годы. Книга, прочитанная в детстве, нередко оставляет неизгладимый след в душе, запоминается на всю жизнь. Чем раньше ребёнок возьмёт в руки книгу, тем больше навыков читателя приобретёт.

    Очевидно, что в решении вопросов литературного образования существенную роль играет деятельность ДОУ по приобщению детей к литературе, поскольку процесс формирования читателя в ребёнке начинается в дошкольном возрасте совместными усилиями педагогов и родителей. Не случайно в ФГОС чтение художественной литературы выделено в образовательной области по речевому развитию, содержание которой «должно быть направлено на достижение основной цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг…».

    Я сама очень люблю читать. Поэтому решила привить эту любовь к чтению и своим воспитанникам.

    Цель, которую я поставила перед собой – это воспитание у дошкольников интереса и потребности к чтению.

    Мне предстояло решить следующие задачи:

    -познакомить детей с разными жанрами художественной литературы, их авторами;

    -учить бережно обращаться с книгами;

    -развивать речь детей.

     

    Работа начиналась с создания проекта.

    Цель проекта:

    ·        Формировать устойчивый интерес к художественной литературе

    ·        Развивать литературность речи

    ·        Способствовать поддержанию традиций семейного чтения

    Направление проекта:

    ·        Повышение компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с художественной литературой

    ·        Вовлечение родителей в процесс приобщения детей к художественной литературе

    ·        Формирование у детей  потребности к опосредованному(чтение ребёнку вслух) и самостоятельному чтению

     

    Мероприятия, проводимые для реализации проекта:

     

    1.     Анкетирование родителей:"Приобщение детей к детской художественной литературе". Мне хотелось узнать: читают ли родители детям книги. Что предпочитают читать?

     

    2.     Следующим этапом работы стал подбор библиотеки, который вызвал бы интерес у детей интерес к детской художественной литературе.

     

    3.     Была проведена акция среди детей и родителей"Подари книгу группе"(по данной тематике)

    Темы: Сказки, книги о природе.

    Цель: Пополнить библиотеку группы книгами по выбранной тематике, продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий группы.

     

    4.     Оформление родительского уголка

    - консультации;

    - календарь "Мы идём в библиотеку"(дата и тема мероприятия)

    - фотовыставка "Мы в библиотеке"

    Цель: Просвещать родителей.

     

    5.     Оформление книжного уголка.

    - тематические выставки детских книг разных авторов

    (дети приносили книги из дома)

    - знакомились с авторами через их произведения и рассматривание портрета писателя

    В книжный уголок "В гостях у писателя" помещался портрет автора. Я знакомила детей с биографией, выбирала наиболее интересные и доступные для понимания детей сведения. Особенно из детства автора. На занятиях по речевому развитию рассказывала детям интересные факты из жизни авторов различных произведений. Весь материал преподносился детям в доступной форме.

     

    6.     Чтение произведений, рассматривание книг, иллюстраций.

    Мы читали произведение, рассматривали портрет автора, иллюстрации, беседовали, обсуждали прочитанное, дети отвечали на вопросы. Я провела беседу с детьми "Правила пользования книгой". Повторяли эти правила и поместили их в книжный уголок. Все это делалось для того, чтобы дети понимали идею произведения, умели оценивать поступки героев. Чтобы у детей развивался устойчивый интерес к книгам.

     

    7.     Как одна из эффективных форм работы использовалось придумывание различных вариантов продолжения произведений. Для развития творческой активности и развития коммуникативных навыков.

     

    8.     Экскурсии в библиотеку.

    На протяжении нескольких лет мои воспитанники  посещают районную библиотеку №9(Богатырский пр.36), которая находится недалеко от детского сада. Встречи проходят в форме бесед, викторин, игр, дети с удовольствием смотрят отрывки из мультфильмов по литературным произведениям, рассматривают книги, представленные на организованных по темам выставках.

     

    Моя работа была бы не полной без участия родителей. Родители участвует в выборе стихов и заучивают их с детьми дома для вечеров поэзии. Приносят книги для выставок. Я провела родительское собрание «О пользе чтения», вручила родителям памятки, провела анкетирование «Как обращается ваш ребёнок с книгой», консультацию «Что и как читать детям». В информационный уголок помещала материал «Как учить стихи дома», «Ребёнок и книга», «Книга как средство знакомства с природой», «О воспитании в стихах».

     

    Все эти формы работы с детьми расширяют непосредственно-личностное ощущение художественного материала, приближают нас к авторам и их произведениям.

    Итогом моей работы было то, что дети научились бережно обращаться с книгой. Когда ребята брали книгу в руки, всегда обращали внимание на автора, спрашивали, кто её написал. Даже если дети не запомнят всех авторов, они у них на слуху и в памяти. Начинаешь рассказывать – вспоминают. Всегда очень ждали встречи с новой книгой или новым произведением, каким-то произведениям отдавали предпочтение. Почти все дети в группе научились читать, многие записались в библиотеку и регулярно её посещают вместе с родителями. Ну и, конечно, любят читать и слушать книги.

     

     

    В течении всего периода работы по проектам, дети познакомились с писателями:

     

    Пришвин Михаил Михайлович

    Чарушин Евгений Иванович

    Гераскина Лия Борисовна

    Туве Янссон

    Сутеев Владимир Григорьевич

    Лермонтов Михаил Юрьевич(стихи)

    Сладков Николай Иванович

     

    Но наиболее близкими для них стали произведения писателей, с которыми знакомила ребят более подробно:

     

    С.Я.Маршак

    К.И.Чуковский

    С.В.Михалков

    В.В.Бианки

    Х.К.Андерсен

     

     

    Проводимые мероприятия:

     

    1)    Тематические выставки детских книг

    2)    Рассматривание иллюстраций

    3)    Чтение произведений

    4)    Вечера поэзии.

    Звучали стихи о природе, временах года, животных, растениях, весёлые стихи, потешки и песенки. На таких вечерах дети не только слушали, но и сами участвовали. Подключались и малоактивные и неуверенные дети.

    5)    Совместные вечера досугов, театрализованные представления. Литературно-познавательные досуги:

    - "Что? Где? Когда?"С.Я.Маршак

    - "Мы читаем С.Михалкова"

    - "В гости к Корнею Чуковскому"

    - "Сказки - несказки В.Бианки"

    - "В гости к Снежной королеве"

    - "Путешествие по книгам Е.Чарушина"

    - "Беседа-игра по сказке Х.К.Андерсена"Гадкий утёнок"

    - "Беседа-игра "Волшебная шляпа" по сказке Т. Янссон о Муми Троллях

    - Вечер загадок "Угадай кто это?"

    - Театрализованное представление к Дню Матери по произведению Лии Гераскиной "Синий Цветочек для мамы"

    - Игровое развлечение "Весенние посиделки"

    6)    Драматизации

    - Игра драматизация по стихотворению "А что у вас?"

    - Инсценировка сказки совместно с родителями "Как старик корову продавал"

    - Драматизация диалога "Волк и лиса", стихотворения "Перчатки"

    - Драматизация сказки "Телефон"

    - Драматизация сказки "Под грибом"

    7)    Литературная викторина по произведениям детских писателей "Умники и умницы"

    8)    "Новогодний калейдоскоп"

    - Праздник детского чтения "Читаем вместе"

    9) Игра-развлечение "Сундучок добрых дел"

    10) Конкурс "Копилка вежливых слов" по произведениям писателей

    11) Продуктивная деятельность

     Оформление выставок художественного творчества по произведениям писателей:

    - рисование по книгам С.Михалкова, С.Маршака, К.Чуковского, В.Бианки, Лермонтова М.Ю. "Ашик-Кериб"

    - рисование обложки для книги

    - выставка рисунков в библиотеке "Война глазами детей"

    - коллективная лепка "Зоопарк"(по произведению С.Маршака "Детки в клетке"); "Тараканище" К.Чуковский

    - изготовление книжек-малышек

    - коллективная аппликация к сказке "Федорино горе", "Чудо дерево"

    - конструирование из бумаги(оригами) "В гости к Мухе Цокотухе"

    - мастер-класс для родителей и детей "Лебедь на озере"(аппликация на тарелке)

    - изготовление снежинок вместе с родителями "Подарок Снежной королеве" (выставка в библиотеке)

     

     

    Выводы:

    Система работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению книг с опорой на разнообразные формы работы с детьми, родителями, общественностью позволяет:

    1) повысить уровень познавательного, речевого, психофизического развития детей;

    2) создает предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения;

    3) помогает детям войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.

    Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.

     

     

     

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов ДОУ "Приобщение дошкольников к детской художественной литературе"

    Чтение книги - особый вид деятельности, относящийся к одному из средств формирования Человека в человеке. Взрослые должны удерживать позиции книги в духовном мире детей. Забота о детском чтении - это ...

    "Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы"

    2015 год в России - год русской литературы!Педагогический совет для воспитателей детского сада"Приобщение детей к чтению художественной литературы"      Художественная литература –...

    «ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К МИРУ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

    Художественная литература выступает как фактор громадного значения в деле постижения живой русской речи. Выразительное художественное чтение доводит до сознания детей все неисчерпаемое богатство родно...

    Презентация "Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы".

    В данной презентации представлен опыт работы по теме "Духовно-нравственное воспитание младшего дошкольного возраста через знакомство с русскими народными сказками"....

    "Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы".

    В данном материле представлен опыт работы по теме "Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"....

    Формирование интереса у дошкольников к восприятию художественной литературы посредством разнообразных форм работы.

    Слайд 1, 2Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве  закла...

    К проблеме организации приобщения дошкольников к якутской художественной литературе

    В духовном становлении растущего человека, несомненно, родником, первоисточником является родная литература, духовное сокровище родного народа, его эстетическая и этическая ценность. ...