Опыт работы: Современные подходы в приобщении дошкольников к восприятию художественной литературы
материал (старшая, подготовительная группа) на тему
Приобщение дошкольников к литературе – одно из приоритетных направлений современного образования.
Что мы наблюдаем в современном мире? Всё больше времени и внимания уделяется телевидению и компьютеру, а чтение отходит на второй… да и, пожалуй, даже на более дальний план. Снижается статус литературы, происходит резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей, замедленное вхождение в книжную культуру. Теряется самоценность детства, исчезает потребность в художественном слове как средстве общения с детьми, снижается интерес к чтению. А ведь не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.
Особенно велико значение книги в период интенсивного становления личности – в детские годы. Книга, прочитанная в детстве, нередко оставляет неизгладимый след в душе, запоминается на всю жизнь. Чем раньше ребёнок возьмёт в руки книгу, тем больше навыков читателя приобретёт.
Очевидно, что в решении вопросов литературного образования существенную роль играет деятельность ДОУ по приобщению детей к литературе, поскольку процесс формирования читателя в ребёнке начинается в дошкольном возрасте совместными усилиями педагогов и родителей. Не случайно в ФГОС чтение художественной литературы выделено в образовательной области по речевому развитию, содержание которой «должно быть направлено на достижение основной цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг…».
Я сама очень люблю читать. Поэтому решила привить эту любовь к чтению и своим воспитанникам.
Цель, которую я поставила перед собой – это воспитание у дошкольников интереса и потребности к чтению.
Мне предстояло решить следующие задачи:
-познакомить детей с разными жанрами художественной литературы, их авторами;
-учить бережно обращаться с книгами;
-развивать речь детей.
Работа начиналась с создания проекта.
Цель проекта:
· Формировать устойчивый интерес к художественной литературе
· Развивать литературность речи
· Способствовать поддержанию традиций семейного чтения
Направление проекта:
· Повышение компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с художественной литературой
· Вовлечение родителей в процесс приобщения детей к художественной литературе
· Формирование у детей потребности к опосредованному(чтение ребёнку вслух) и самостоятельному чтению
Мероприятия, проводимые для реализации проекта:
1. Анкетирование родителей:"Приобщение детей к детской художественной литературе". Мне хотелось узнать: читают ли родители детям книги. Что предпочитают читать?
2. Следующим этапом работы стал подбор библиотеки, который вызвал бы интерес у детей интерес к детской художественной литературе.
3. Была проведена акция среди детей и родителей"Подари книгу группе"(по данной тематике)
Темы: Сказки, книги о природе.
Цель: Пополнить библиотеку группы книгами по выбранной тематике, продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий группы.
4. Оформление родительского уголка
- консультации;
- календарь "Мы идём в библиотеку"(дата и тема мероприятия)
- фотовыставка "Мы в библиотеке"
Цель: Просвещать родителей.
5. Оформление книжного уголка.
- тематические выставки детских книг разных авторов
(дети приносили книги из дома)
- знакомились с авторами через их произведения и рассматривание портрета писателя
В книжный уголок "В гостях у писателя" помещался портрет автора. Я знакомила детей с биографией, выбирала наиболее интересные и доступные для понимания детей сведения. Особенно из детства автора. На занятиях по речевому развитию рассказывала детям интересные факты из жизни авторов различных произведений. Весь материал преподносился детям в доступной форме.
6. Чтение произведений, рассматривание книг, иллюстраций.
Мы читали произведение, рассматривали портрет автора, иллюстрации, беседовали, обсуждали прочитанное, дети отвечали на вопросы. Я провела беседу с детьми "Правила пользования книгой". Повторяли эти правила и поместили их в книжный уголок. Все это делалось для того, чтобы дети понимали идею произведения, умели оценивать поступки героев. Чтобы у детей развивался устойчивый интерес к книгам.
7. Как одна из эффективных форм работы использовалось придумывание различных вариантов продолжения произведений. Для развития творческой активности и развития коммуникативных навыков.
8. Экскурсии в библиотеку.
На протяжении нескольких лет мои воспитанники посещают районную библиотеку №9(Богатырский пр.36), которая находится недалеко от детского сада. Встречи проходят в форме бесед, викторин, игр, дети с удовольствием смотрят отрывки из мультфильмов по литературным произведениям, рассматривают книги, представленные на организованных по темам выставках.
Моя работа была бы не полной без участия родителей. Родители участвует в выборе стихов и заучивают их с детьми дома для вечеров поэзии. Приносят книги для выставок. Я провела родительское собрание «О пользе чтения», вручила родителям памятки, провела анкетирование «Как обращается ваш ребёнок с книгой», консультацию «Что и как читать детям». В информационный уголок помещала материал «Как учить стихи дома», «Ребёнок и книга», «Книга как средство знакомства с природой», «О воспитании в стихах».
Все эти формы работы с детьми расширяют непосредственно-личностное ощущение художественного материала, приближают нас к авторам и их произведениям.
Итогом моей работы было то, что дети научились бережно обращаться с книгой. Когда ребята брали книгу в руки, всегда обращали внимание на автора, спрашивали, кто её написал. Даже если дети не запомнят всех авторов, они у них на слуху и в памяти. Начинаешь рассказывать – вспоминают. Всегда очень ждали встречи с новой книгой или новым произведением, каким-то произведениям отдавали предпочтение. Почти все дети в группе научились читать, многие записались в библиотеку и регулярно её посещают вместе с родителями. Ну и, конечно, любят читать и слушать книги.
В течении всего периода работы по проектам, дети познакомились с писателями:
Пришвин Михаил Михайлович
Чарушин Евгений Иванович
Гераскина Лия Борисовна
Туве Янссон
Сутеев Владимир Григорьевич
Лермонтов Михаил Юрьевич(стихи)
Сладков Николай Иванович
Но наиболее близкими для них стали произведения писателей, с которыми знакомила ребят более подробно:
С.Я.Маршак
К.И.Чуковский
С.В.Михалков
В.В.Бианки
Х.К.Андерсен
Проводимые мероприятия:
1) Тематические выставки детских книг
2) Рассматривание иллюстраций
3) Чтение произведений
4) Вечера поэзии.
Звучали стихи о природе, временах года, животных, растениях, весёлые стихи, потешки и песенки. На таких вечерах дети не только слушали, но и сами участвовали. Подключались и малоактивные и неуверенные дети.
5) Совместные вечера досугов, театрализованные представления. Литературно-познавательные досуги:
- "Что? Где? Когда?"С.Я.Маршак
- "Мы читаем С.Михалкова"
- "В гости к Корнею Чуковскому"
- "Сказки - несказки В.Бианки"
- "В гости к Снежной королеве"
- "Путешествие по книгам Е.Чарушина"
- "Беседа-игра по сказке Х.К.Андерсена"Гадкий утёнок"
- "Беседа-игра "Волшебная шляпа" по сказке Т. Янссон о Муми Троллях
- Вечер загадок "Угадай кто это?"
- Театрализованное представление к Дню Матери по произведению Лии Гераскиной "Синий Цветочек для мамы"
- Игровое развлечение "Весенние посиделки"
6) Драматизации
- Игра драматизация по стихотворению "А что у вас?"
- Инсценировка сказки совместно с родителями "Как старик корову продавал"
- Драматизация диалога "Волк и лиса", стихотворения "Перчатки"
- Драматизация сказки "Телефон"
- Драматизация сказки "Под грибом"
7) Литературная викторина по произведениям детских писателей "Умники и умницы"
8) "Новогодний калейдоскоп"
- Праздник детского чтения "Читаем вместе"
9) Игра-развлечение "Сундучок добрых дел"
10) Конкурс "Копилка вежливых слов" по произведениям писателей
11) Продуктивная деятельность
Оформление выставок художественного творчества по произведениям писателей:
- рисование по книгам С.Михалкова, С.Маршака, К.Чуковского, В.Бианки, Лермонтова М.Ю. "Ашик-Кериб"
- рисование обложки для книги
- выставка рисунков в библиотеке "Война глазами детей"
- коллективная лепка "Зоопарк"(по произведению С.Маршака "Детки в клетке"); "Тараканище" К.Чуковский
- изготовление книжек-малышек
- коллективная аппликация к сказке "Федорино горе", "Чудо дерево"
- конструирование из бумаги(оригами) "В гости к Мухе Цокотухе"
- мастер-класс для родителей и детей "Лебедь на озере"(аппликация на тарелке)
- изготовление снежинок вместе с родителями "Подарок Снежной королеве" (выставка в библиотеке)
Выводы:
Система работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению книг с опорой на разнообразные формы работы с детьми, родителями, общественностью позволяет:
1) повысить уровень познавательного, речевого, психофизического развития детей;
2) создает предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения;
3) помогает детям войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.
Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Формирование у дошкольников интереса к художественной литературе»
Детская литература – явление универсальное. В ней можно найти ответы на все вопросы, связанные с детством, ребёнком, семьёй. Но искать их и пользоваться ими надо грамотно....
Формирование интереса у дошкольников к восприятию художественной литературы посредством разнообразных форм работы.
Слайд 1, 2Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закла...
Опыт работы «Современные подходы в повышении профессиональной компетентности педагогов учреждений компенсирующего вида»
Раскрыты особенности работы в ДОУ по развитию профессиональных компетенций у педагогов....
Современные подходы к приобщению дошкольников к изобразительному искусству
В статье характеризуются современные тенденции в области приобщения детей дошкольного возраста к изобразительному искусству, рассматривается технологическая сторона процесса приобщения дошкольников к ...
МАСТЕР - КЛАСС для педагогов «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения »
1 слайдДобрый день.Тема моего мастер – класса «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смы...
Опыт работы "Современные подходы в физическом воспитании детей в семье и ДОУ"
Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная п...
ОПЫТ РАБОТЫ «Современные подходы к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста»
Данный опыт работы будет полезен педагогам, в котором представлен диапазон конспектов непосредственно-образовательной деятельности, консультаций для родителей по экологическому воспитанию детей, а так...