Тема: ««Окно в большой мир»: ИКТ в образовательном пространстве ДОУ»
проект на тему

Мошкова Марина Леонидовна

Интерактивные доски - это универсальный инструмент, который с успехом может применяться во всех учебных заведениях: от детского сада до вуза, и даже в учреждении послевузовского образования. Более того, чем младше ученики, тем больший эффект дает их использование - не случайно и в школе они активнее всего применяются в младших классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedchtenie_ikt_v_dou.docx31.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 27»

Асбестовского городского округа

 Тема: ««Окно в большой мир»: ИКТ в образовательном пространстве ДОУ»

                                           Автор:

                                                      Мошкова Марина Леонидовна

                           

2015 г.

Аннотация: Интерактивные доски - это универсальный инструмент, который с успехом может применяться во всех учебных заведениях: от детского сада до вуза, и даже в учреждении послевузовского образования. Более того, чем младше ученики, тем больший эффект дает их использование - не случайно и в школе они активнее всего применяются в младших классах.

Дошкольники в большей степени, чем дети старшего возраста, нуждаются в том, чтобы занятия были интересными и увлекательными, им нужна дополнительная мотивация, большая наглядность. Занятия с дошкольниками немыслимы без элементов игры, в которой они всегда принимают самое активное участие. В детском саду нельзя, как в школе, обойтись просто красочной и информативной пре­зентацией, именно здесь востребованы возможности интерактивных досок.

В статье представлена информация о значении ИКТ-средств в развитии ребёнка, о том, как можно использовать интерактивную доску в работе с детьми дошкольного возраста.  Представлена тематика игр с детьми-дошкольниками, приведены примеры игр-заданий с использованием интерактивной доски. Работа с интерактивной доской позволила мне по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания.

Конечно, занятие с дошкольниками нельзя строить только на использовании интерактивной доски, но даже непродолжительное ее применение позволяет мотивировать детей, сделать процесс обучения более интересным и эффективным.

Содержание

                                                                                                                                 

1. Введение..……………………………………………………………………..   3

2. Основная часть...……………………………………………………………...   5

3.Заключение……………………………………………………………………... 8

4. Список литературы...………………………………………………………...…9

                                                           Введение

          Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса. Компьютер в наше врем уже не воспринимается ребенком как нечто редкое и экзотическое, однако ИКТ еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов.                                                                              

           Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии развития информационного общества. На сегодняшний день воспитателю доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике. Это компьютер, использование сети интернет, телевизор, видео, DVD, различного рода мультимедиа - и аудио-визуальное оборудование. Воспитатели стали для ребенка проводником в мир новых технологий.

Применение информационных технологий на занятиях в ДОУ позволяет преодолеть интелектуальную пассивность детей на занятиях, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ.

Использование интерактивной доски на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.
          Возникает
противоречие: между необходимостью внедрения информационных технологий в образовательный процесс и недостаточным использованием образовательного потенциала дошкольников при работе с интерактивной доской. Выделенное противоречие указывают на проблему: недостаточно  сформирована информационно-коммуникационная компетентность дошкольников.                                                                                                                                                                                                                                                                                                

         Цель: повышение качества образования с помощью  внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий в соответствии с ФГОС.

         Задачи:                                                                                                                                                       1. Оптимизировать методическое и дидактическое сопровождение образовательного процесса через ИКТ.                                                                                                                                                                      2. Создание мультимедийной базы, банка компьютерных обучающих игр, дидактических и методических материалов, которыми могли бы пользоваться в своей практике другие воспитатели ДОУ.                                                                                                                                        3. Знакомить детей с возможностями компьютерных технологий.                                                                               4. Развивать навыки работы в интерактивных средах.

       Предполагаемый результат:

Повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагога. Повышена мотивация дошкольников и качество образовательного процесса в группе.

                               Основная часть

Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео записей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Правильно подобранные задания и видеоматериалы, демонстрируемые с помощью мультимедиатехники, способствуют повышению мотивации детей к занятиям. Общение с ПК вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.

Основными средствами расширения детских представлений в моей практике являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы, интерактивные игры. Я считаю, что такая наглядность,  дает мне  возможность  выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

В своей работе я выделила 3 вида занятий с использованием ИКТ.

1. Занятие с мультимедийной поддержкой.

На таком занятии используется только один компьютер в качестве “электронной доски”. На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для занятия и создаются презентационные материалы с помощью программы Power Point.

Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

 С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления, проводятся физкультминутки.

 Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.   

 За период использования  презентаций в своей практике, была собрана мультимедийная библиотека, в которую вошли презентации ко всем видам образовательной  деятельности: «Говорщие буквы», «Слоги», «Составь рассказ по картинкам», «Гласные и согласные», «Буквы и звуки», «Состав чисел», «Больше – меньше – равно», «Дни недели»,  «Животные урала», «Спасем  нашу планету Земля!», «Вода – удивительный минерал планеты Земля»,  «Перелетные птицы», презентации к 23 февраля, ко дню победы, к Новому году и др.

2. Использование компьютера в индивидуальной работе.  

Работая на компьютере  ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку компетентности по данной теме. Это дает возможность развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивает разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребенка к школе.

3. Использование интерактивной доски.

Несколько месяцев назад я начала использовать в своей работе интерактивную доску, я использую ее практически на всех видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, конструктивной, изобразительной. Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий (графика, цвет, звук, видеоматериалы) позволяет  моделировать на занятиях различные ситуации. Игровые компоненты, включённые в мультмедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала.

Ещё одно преимущество использования интерактивной доски на занятиях – возможность совершать виртуальные путешествия, проведение интегрированных занятий. Благодаря наглядности и интерактивности, ребята охотнее вовлекаются в активную работу. У них повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала, обостряется восприятие. Наличие и умение использовать интерактивную доску существенно повысило уровень моей компьютерной компетенции.

Одновременно со мной знакомились с возможностями и осваивали приемы работы на ИД дети. Возраст моих воспитанников 6 -7 лет, в этом возрасте дети уже близко знакомы с планшетами, компьютерами, сенсерными телефонами. У них есть уже первоначальные умения и навыки использовать компьютерные технологии по назначению. Это облегчило и мне работу и сами воспитанники быстро и уверенно влились в работу по усвоению и применению ИД. Интерактивную доску можно использовать как обычный экран или телевизор для демонстрации наглядного материала, но это не позволяет задействовать все ее ресурсы.
Так, на экране доски дети могут выполнять задания практически так же, как на бумаге - соединять точки, рисовать, писать, что способствует формированию графических навыков. Педагоги могут показывать им на доске, каким образом выполнять задания на бумаге, например при обучении рисованию. Также доступны приемы работы, основанные на перемещении изображений или текста на экране доски. Выполняя задания, дети могут расставить изображения в определенном порядке, продолжить последовательность, установить соответствие, выполнить сортировку картинок или надписей по заданному признаку. На экране интерактивной доски можно работать с виртуальным конструктором, использовать ее для моделирования.

У нас в наличии имеется серия интерактивных развивающих программ, подготовленных ООО «Экзамен – Медиа», которые нацелены на организацию разносторонней работы с детьми дошкольного возраста по образовательным областям развития детей, которые определенны Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
          Более подробно я остановлюсь на сборнике «Игры для маленького гения», в этот каталог входят такие игры - упражнения: «Какой слог», «Собери слово», «Допиши», «С какой буквы» и еще много других. Эти игры позволяют подготовить детей к обучению грамоте, дети учатся делить сложные слова на слоги, составлять слова из слогов, вставлять пропущенные буквы и т.д. Особенно детям нравится игра «Подбери такое же слово», в этой игре предложено несколько предметных картинок, необходимо подобрать пару с одинаковым названием предмета, но разными по значению. Например: ключ от двери и ключ скрипичный, хвост у девочки из волос и хвост лисы, и др.

В содержании есть очень много игр - упражнений по формированю элементарных математических представлений: «Расставь цифры», «Цифры – близнецы», «Считалочка», «Посели цифры», «Сосчитай зверушек» и др. С помощью этих игр занятия по ФЭМП становятся увлекательными, дети с интересом выполняют задания, играя, они закрепляют порядковый и обратный счет, учатся на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи. Возможности ИД позволяют детям моделировать геометрические фигуры, составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из частей круга – круг и многое другое.                                                                                                              

Практика показала, что в проведении особенно  познавательно – исследовательской детельности использование ИД  создает дополнительную мотивацию    к взаимодействию    и сотрудничеству взрослого, в данном случае воспитателя, и воспитанников.                      

           

Заключение

Мой опыт, пока еще не большой, но уже показал, что применение интерактивной доски имеет большое значение для того, чтобы обучение и воспитание дошкольников стало более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства значительно расширили возможности предъявляемого познавательного материала, позволили повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями.

Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигнуты следующие результаты: развивается  память и концентрация, которые так необходимы для дальнейшей успешной учёбы в начальной школе, развиваются высшие психические функции – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.

Грамотное применение возможностей ИКТ позволило мне:

  • повысить качество организации учебной деятельности за счет сочетания традиционных и компьютерных методов;
  • представлять информацию в различной форме (текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.), что обеспечивает максимальную наглядность изучаемого материала;
  • контролировать временные параметры занятия;
  • активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;
  • использовать различные цифровые образовательные ресурсы;
  • раскрыть широкие возможности для творческой реализации в профессиональной деятельности;
  • проводить образовательную деятельность  на высоком методическом уровне.

Таким образом, поставленная цель была достигнута, противоречие разрешено.

                                                 Список литературы

  1. Ерыкова Н.А. «Игры на интерактивной доске по развитию речи старших дошкольников» журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 5, 2014 г. стр. 48-55
  2. Компьютерно - игровой комплекс для дошкольников http://40204s020.edusite.ru/p110aa1.html
  3. Петрова Е. Развивающие компьютерные игры. Дошкольное воспитание, 2000, № 8.
  4. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе. Дошкольное воспитание, 2000, № 4.
  5. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск, 1976 г.
  6. Ярусова Е.А. Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения. http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac203.html
  7. http://sadik123.ru/interdoska.html

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная площадка тема:«Моделирование здоровьесберегающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения».

 Моделирование здоровьесберегающего образовательного пространства – это организация безопасного образовательного развивающего пространства, в котором формируются индивидуально-психологичес...

План по самообразованию на 2014-2015 учебный год. Тема: «Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства».

В статье представлен план по самообразованию на 2014 -2015 учебный год. Тема "  Метод проектов ка форма организации единого образовательного пространства. Старшая группа....

Доклад на тему Духовно – нравственное воспитание дошкольников в едином образовательном пространстве ДОУ (особенности внедрения интегрированного курса «Белгородоведение»)

определение уховно-нравственному развитию;Основные формой организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей;цель Д-н воспитания;з-адачи д-н воспитанияосновные принципы  духовно-нр...

Информация для воспитателей и родителей на тему: «Роль мини музея «Русская изба» в образовательном пространстве ДОУ»

Знакомство с русской  народной культурой, в частности,  с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру,...

Конкурс. Практикум для слушателей ГМО на тему: «Образовательное событие – способ интеграции образовательного пространства для успешного познавательного развития воспитанников»

В соответствии с ФГОС ДО основная образовательная программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спе...

Аналитическая справка по результатам тематического контроля по теме «Взаимодействие с родителями в едином воспитательно-образовательном пространстве ДОУ» в МБДОУ «Детский сад № 11»

Целью тематического контроля было, оценить  готовность ДОУ к работе с детьми на разном возрастном этапе детей в соответствии с требованиями типовой программы воспитания и обучения в детском саду ...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематического контроля по теме «Взаимодействие с родителями в едином воспитательно-образовательном пространстве ДОУ» в МБДОУ «Детский сад № 91»

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКАпо результатам тематического контроля по теме «Взаимодействие с родителями в едином воспитательно-образовательном пространстве ДОУ» в МБДОУ «Детский сад № 91&raq...