Развитие интонационной выразительности
материал на тему

Малкина Юлия Викторовна

Материал для родителей и педагогов по развитию интонационной выразительностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_intonatsionnoy_vyrazitelnostyu.doc20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над интонационной выразительностью

Интонация - это сложный комплекс, включающий несколько выразительных средств звучащей речи.
Мелодика - повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки: певучесть, мягкость, нежность и др. Именно это позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют её гласные звуки, изменяясь по высоте и селе.
Темп - ускорение и замедление речи в зависимости о содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками.
Ритм - равномерное чередование ударных и безударных гласных, образующих слоги. Иначе говоря, чередование следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса.
Фразовое ударение - выделение, в зависимости от смысла высказывания, паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов.
Логическое ударение - выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения отдельных слов, особо значимых в высказывании.
Тембр речи - звуковая окраска, отражающая экспрессивно эмоциональные оттенки: грустный, веселый мрачный и т.д.
При помощи этих средств выразительности в процессе общения осуществляется уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально-волевых отношений. Благодаря интонации мысль приобретет законченный характер. Высказыванию, благодаря интонации, может придаваться дополнительное значение, не имеющее его основного смысла. Интонация же иногда и изменяет смысл высказывания. Интонационно невыразительная речь может быть следствием снижения слуха, недостаточно развитого речевого слуха, неправильного речевого воспитания, а также различных нарушений речи. Ребенок должен уметь правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, чтобы передавать в своей речи различные чувства и переживания. Именно эмоциональная речь взрослых служит образцом интонационной выразительности. Поэтому работа над развитием этого важного качества ведется, в основном, путем подражания. При заучивании стихотворения, при рассказывании или пересказе взрослый сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка. Постепенно дети, слыша правильную речь взрослых, и в самостоятельной своей речи начинают использовать нужные интонации. Попробуйте выразительно рассказать вместе с ребенком любое стихотворение, например:
Маша варежку надела: -Ой, куда я пальчик дела?
Нет ведь пальчика, пропал, в свой домишко не попал.
Маша варежку сняла: - Поглядите-ка, нашла!
Ищешь-ищешь, не найдешь, здравствуй, пальчик! Как живешь?

Получилось? Здорово!
Теперь поговорим о работе над темпом речи. Ребенок обладает собственной скоростью протекания во времени психических процессов. Это касается и речи. Дети дошкольного возраста чаще говорят в ускоренном, чем замедленном темпе. Это отрицательно отражается на внятности, четкости речи. Артикуляция звуков ухудшается. Иногда отдельные звуки, слоги и даже слова проглатываются. Особенно часто это бывает при произнесении длинных слов или фраз. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети научились говорить в умеренном темпе, при котором слова звучат особенно отчетливо, выразительно и красиво. Учите детей отхлопывать ритмы. Например, такие:

Простые ритмы

Сложные ритмы

!! - !
! - !!
!! - ! - !
! - ! - !!
! - !!!
! - !! - !
! - !!!! - !
!!! - !! - !
! - !!! - !!!
! - ! - !!

!!! - ! - !
! - !! - !!
! - !!! - !
!! - !!! - !

!! - !!! -!!!
!!! - !! - !!
! - !! - !!!
!!! - !! - !
! - !!! - ! - !!

Вы уже задумывались над тем, как научить ребенка читать? Тогда вам будет интересна таблица, демонстрирующая постепенное усложнение ритмической и слоговой структуры слов для более успешного овладения чтением.

  • Двусложные слова с хореической ритмической структурой (лето, лужа).
  • Двусложные слова с ямбической ритмической структурой (лиса, вода).
  • Трехсложные слова с размером амфибрахий (корова, пилили, бежала).
  • Трехсложные слова с размером дактиль (дерево, весело).
  • Трехсложные слова с размером анапест (берега, пироги).

В такой же последовательности вводятся слова со стечениями согласных.
Слова со структурой ГЛАСНЫЙ - СОГЛАСНЫЙ - СОГЛАСНЫЙ - ГЛАСНЫЙ (арка, окно, ёлка) вызывают при чтении большие затруднения, чем вышеприведенные СГСГ. Существенное значение имеет вышеприведенные стечения согласных по отношению к ударному слогу (в предударной позиции читать их легче).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интонационной выразительности речи у детей с ЗПР

У детей с задержкой психического развития страдают все стороны речи, а особенно коммуникативная функция. Это связано с тем, что дети зачастую совершенно не умеют общаться друг с другом на вербал...

Развитие интонационной выразительности у детей дошкольного возраста

Бесспорным является утверждение, что речь грамотного человека должна отличаться чёткостью дикции, интонационной и орфоэпической правильностью, логической ясностью, эмоционально-образной выразительност...

Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.

Основная цель занятия «Приключения в сказочном королевстве»: учить детей использовать интонационные умения (пользоваться высотой, силой голоса, выделять голосом ударное слово, изменять темп, ритм, тем...

Развитие интонационной выразительности речи у детей с дизартией.

Система работы по формированию просодических компонентов речи у детей логопедических групп....

"Методические рекомендации и упражнения на развитие интонационной выразительности речи"

Методические рекомендации и упражнения на развитие вопросительной, восклицательной и повествовательной интонации....