консультация Сюжетно-ролевая игра
консультация (старшая группа) на тему

Косарева (Янбердина) Лилия Тимергазимовна

консультация Сюжетно-ролевая игра

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

Игра занимает очень важное, если не сказать центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Вместе с тем игра детей в детском саду не достигает должного уровня, постепенно уходит из их жизни. Чтобы разобраться  в причинах такой ситуации необходимо развести несколько тесно связанных проблем:

               - какой должна быть игра на разных этапах дошкольного детства,

               - какова специфика педагогических воздействий по отношению к игре, по    

                 сравнению с  другими видами  детской деятельности,

                - что подлежит оценке  - собственно деятельность воспитателя по организации    

                 игры детей, тематическое содержание игры или игровые умения детей.

   

 1 слайд    Игра на разных  этапах дошкольного детства

На основе многочисленных исследований установлено, что на возрастном этапе

 3 – 5 лет ребёнок может принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнёром – сверстником;

   5 – 7 лет – развёртывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2- 3 партнёров – сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия   и предметные действия.    

  Для того чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей,  необходимо:

    - хорошо понимать её специфику;

    - иметь представления о её развивающем значении;

    - знать какой она должна быть на каждом возрастном этапе;

    -уметь играть соответствующим образом с детьми разных    дошкольных возрастов.

Последнее особенно важно для воспитателей, в чём мы и попробуем убедиться.

    Развивающие значение игры

Педагогами и психологами установлено, что, прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному мышлению  (игра имеет большое значение для умственного развития ребенка). Для развития личности (принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми).

Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимоотношения, учится пояснять свои действия и намерения. Согласовывать их с другими детьми.  Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом ребёнка она более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.

Тематическое содержание не может служить критерием уровня игры. Например, трёхлетний ребёнок может играть в «космонавта», выполняя два, три игровых действия:

Надевает шлем, садится в «ракету» и крутит штурвал.

Основным критерием оценки уровня игровой деятельности должны быть игровые умения детей, которые усложняются на каждом возрастном этапе.

          В современных психолого – педагогических исследованиях показано, что игровые умения не возникают у детей спонтанно, сами по себе, а передаются другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть».  

            В детском саду воспитатель должен помочь детям овладеть игровыми умениями втягивая его в игру.

           

                2 слайд.   Принципы организации сюжетной игры в детском саду

  1. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.

  1. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его  этапе следует развернуть игру таким образом, чтобы дети «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.

  1. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществлении игрового действия, так и на пояснении его смысла

  1. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двухчастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

    Остановимся на первом принципе.

В совместной игре с детьми воспитатель должен занимать позицию «играющего партнёра». Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребёнка ( а не занятием или действие по инструкции), если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя – взрослого, которому в любом случае надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнёра.

     Второй принцип. Воспитателю необходимо строить игру с детьми таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе они сразу ставились перед необходимостью

Использовать новый, более сложный способ построения игры. Так, начиная с 3, 4 лет (младший и средний возраст) можно «втягивать детей в совместную игру, которую взрослый разворачивает в виде цепочки ролевых диалогов и тем самым « открыть» для детей игровую роль, сформировать умение использовать роль в качестве основного «строительного» блока игры.  

  В старшем дошкольном возрасте воспитатель может втягивать детей в своеобразную  игру – придумывание, которая позволяет детям освоить новый способ – творческое комбинирование разнообразных событий, а также новые возможности игры.

      Если строить совместную игру с детьми разного дошкольного возраста подобным образом, то можно сформировать у детей соответствующие их возрастным возможностям

игровые умения.

     Третий принцип. Чтобы успешно играть с кем – то, ребёнку необходимо хорошо понимать смысл действий партнёра  и самому быть понятым. Для этого он должен пояснять партнёру и игровое действие, и принятую игровую роль в игре. Поэтому воспитатель, играя с ребёнком, должен пояснять игровые действия сам («Я теперь шофер, Ты кто, врач? Куда плывёт наш пароход? И т. п.) Пояснять друг другу игровые замыслы, согласовывать их в процессе игры – задача непростая даже для детей старшего дошкольного возраста. Поэтому творческая сюжетная игра самостоятельно может развёртываться детьми лишь в небольших группах.

   

3 слайд. Организация игры во второй младшей группе

К трём годам у детей складывается условное предметное действие, посредством которого ребёнок развёртывает самостоятельную игру. Действие с предметами «понарошку» подготавливает возможность понимания ребёнком того. что и он сам в игре может быть кем – то иным мамой, доктором. Трёхлетний ребёнок становится способен овладеть ролью.

          Какими же умениями должны овладеть дети, чтобы в полной мере использовать роль как способ построения игры?

  1. Уметь принять на себя игровую роль и обозначать её для партнёра

(понимать, что сейчас в игре он не Петя, а «шофёр», чтобы партнёр понимал, что он сейчас имеет дело с «шофёром» автобуса)

  1. Уметь осуществлять специфические для роли условные предметные действия.

(доктор делает укол, шофёр ведёт машину …)

          Уметь развёртывать специфическое ролевое взаимодействие                         (ролевой  диалог).

                   ( доктор узнаёт у пациента, что его беспокоит, говорить как «доктор с    

                   «пациентом»)

  1. Для детей 4 – го года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, развёртывать специфические игровые действия, развёртывать парное ролевое взаимодействие элементарный ролевой диалог с партнёром – сверстником.

Каким же образом можно сформировать эти игровые умения у детей?

4 слайд. Задача воспитателя при работе с детьми 4 – го года жизни – построить игру с детьми таким образом, чтобы её центральным моментом стало именно ролевое поведение.

Для формирования ролевого поведения следует начинать совместную игру с детьми в следующей последовательности:  

               

- Воспитатель берёт на себя основную роль и втягивает ребёнка в совместную игру, предлагая ему дополнительную роль.

-  Подключается к игре ребёнка, беря на себя дополнительную роль, а затем уступает её другому ребёнку.

Игра с детьми может начинаться таким образом. Привести пример Стр. 45

Внимание, внимание в нашей группе открылся магазин и т. д.

 В игре воспитатель неоднократно называние своей роли («Я доктор, полечу больного мишку) (Заходите больной» и т. п.)

Воспитатель внимательно наблюдает за самостоятельной игрой детей и как бы подытоживает, напоминает «Ты как мама покормила дочку» , «Ты как доктор полечил больного мишку».

Приём параллельной роли.

Воспитатель подключается к игре, используя, дополнительную роль ( «Петя, ты кто? Шофёр, можно я буду пассажиром, мне нужно  в магазин, вы можете меня подвести)

Воспитатель может развернуть ролевой диалог с ребёнком, выполняющим основную роль, например «Покупателя с продавцом». Аналогично можно играть «В доктора – больных», шофёра – пассажиров и т. п. Пример, как непринуждённо присоединиться к игре ребёнка, который без цельно крутит штурвал корабля. (Стр 49)

 

                  5 слайд  Методические приёмы для активизации ролевых  диалогов, речевого  

                    взаимодействия детей.

  1. Игра воспитателя с детьми в «телефонный разговор»

- Первоначально проводится игра по мотивам стихотворения К. Чуковского «Телефон» Взрослый берёт на себя роль Чукоши разворачивает поочерёдно разговор с героями.

- Свободная игра в «телефонный разговор» с парами детей.

- «Телефонные разговоры» с парными взаимодополнительными ролями

Воспитатель берёт на себя основную роль, например «доктора»  (Стр. 50)

       «Телефонные разговоры» организуются не для того, чтобы воспитанники играли в такие игры, а для развёртывания ролевого взаимодействия детей друг с другом в свободной самостоятельной игре.

  1. Игры по сказочным сюжетам «Репка», «Колобок», «Волк и козлята» 

Воспитатель может планировать    

 6 слайд. Организация игры в средней группе.

Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни – переводить их к более сложному ролевому поведению в игре:

- формировать умение изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров,

- умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнёров в процессе развёртывания игры.

Чтобы подключиться к игре сверстников, ребёнок должен найти себе роль, подходящую по смыслу к их ролям, в ходе игры соотносить свои действия с действиями разных партнёров.

   

 Каким же образом можно сформировать эти умения у детей средней группы?

  1. Совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый является не руководителем и оценивателем, а участником, партнёром детей.
  2. Игра должна развёртываться особым образом, так, чтобы для ребёнка  «открылась» необходимость соотнести свою роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры, для развёртывания интересного сюжета.

Остановимся подробнее на структуре сюжетов. Любую интересующую детей тему, которую воспитатель хочет использовать в игре можно представить так, чтобы одна из ролей (основная) была непосредственно связана с несколькими другими ролями, относящимися к этой смысловой сфере.

                            7 слайд.   Тема «Поездка на пароходе

                                                       матрос

                   Капитан                     пассажир

                                                       водолаз  

 

В первом событии взаимодействует капитан и матрос, во втором капитан и пассажир, в третьем капитан и водолаз.

     Чтобы включить в игру различные типы отношений, можно строить «куст» ролей следующим образом

                                                         пациент

                    Врач                             медсестра

                                                         

                                                          другой врач

                     

                                                   

             

       

                                                                      Пассажир

шофёр                         полицейский

                                                                   водитель другой машины

Врач спрашивает своего коллегу, какие у него сегодня были пациенты, помогала ли медсестра; капитан узнаёт у другого капитана, куда направляется его пароход, что делают его матросы, есть ли пассажиры. Такое общение (инициатором, которого является взрослый) помогает ребёнку в самом процессе игры отчётливее представлять смысловые связи ролей, активизирует ролевой диалог, способствует развитию речи.

Приведённые схемы помогут воспитателю развёртывать совместную игру с детьми. Но даже если, воспитатель планирует какой – либо сюжет, для детей он должен выглядеть импровизацией – интересными предложениями, вносимыми по ходу игры.

     

      Рассмотрим, как конкретно воспитатель развёртывает совместную игру  с детьми.

На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребёнка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. Например игра «водители» Стр 63

 С каждым ребёнком по такой схеме (со сменой ролей взрослым) желательно развернуть 2 – 3 раза ( каждый раз меняя, тематику).

    На втором этапе – учить детей менять первоначально принятую роль в ходе игры.

При этом используются те же схемы сюжетов, но теперь взрослый. А ребёнку предлагает дополнительную: «Давай играть, я-  врач, а ты больная, пришла ко мне на приём…. Как будто больная ушла. А ко мне пришла медсестра помочь. Давай ты теперь медсестра.

   Меняя роли в игре, воспитатель каждый раз развёртывает новый диалог со своим основным партнёром (разговаривает с врачом, как пациент). В такую игру можно вовлечь от трёх до семи детей, пациентов , пассажиров, покупателей может быть сколько угодно.

 Привести пример из опыта работы воспитателя. Стр. 68 – 70

   Как видно из примера воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активизирует ролевой диалог, помогает вступать в ролевое взаимодействие друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации, дети активны, оживлены.

 В игре ребёнок не только согласованно взаимодействует с одним двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с воображаемым партнёром, т. е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре. Всё это подготавливает возможность дальнейшего перехода к совместному творческому построению новых игровых сюжетов в старшем дошкольном возрасте.

       8 Слайд.  Организация игры в старшей и подготовительной группах.  

К пяти годам у детей сформированы условные действия с игрушками, ролевое поведение.

 Что нужно для дальнейшего развёртывания детской игры?

Дети старшего дошкольного возраста стремятся воплотить в игре уже достаточно сложный замысел. (Увеличивается объём знаний об окружающем).

При этом всё сильнее становится стремление ребёнка играть вместе со сверстниками.

 Но даже в небольшой группе игра часто распадается, едва начавшись, из – за непонимания и невозможности соотнести разнонаправленные предложения участников..

Для того, чтобы дети могли реализовывать свои творческие возможности и действовать согласованно, исходя из индивидуальных замыслов, необходимо овладение новым более сложным способом построения игры – совместным сюжетосложением.

Сюжетосложение включает умение ребёнка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содеожания, и при этом быть ориентированным на партнёров сверстников; обозначать для них (пояснять), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнёров (ведь они могут предложить совсем другие события); умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры.

           9 слайд  Каким же образом можно сформировать эти сложные умения у детей?

 - Совместная игра воспитателя с детьми, но совершенно другая, чем на предыдущих возрастных этапах.

 Сделать именно сюжетосложение центром внимания детей можно в совместной  игре со взрослым «игре – придумывании», протекающей в чисто словесном плане.

 Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания новых сюжетов, а с частичного изменения «расшатывания» уже известных; постепенно воспитатель переводит детей к более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем ик совместному придумыванию нового.

 Наиболее удобным для такого « расшатывания» являются сюжеты известных детям волшебных сказок. (Сказка имеет общую сюжетную схему). Стр. 76

Преобразовывать сказки достаточно легко: сохраняя общую смысловую канву событий, изменить можно действия персонажей или изменить самих героев и получится новая сказка.

 Например сказка Иван – царевич и Серый волк. Стр. 76

    Как конкретно начинать игру – придумывание с детьми?

  1.  Совместное «вспоминание» (пересказ) известной сказки.
  2. Частичное преобразование известной сказки;
  3. Придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических событий
  4. Развёртывание нового сюжета с разноконтекстными (роли принадлежащие разным смысловым сферам: буратино и воспитатель, принцесса и милиционер, космонавт и учитель, Айболит и  солдат. Баба и Яга и продавец и т.п.) в процессе «телефонных разговоров».
  5. Придумывание новых историй на основе реалистических событий.

1 Пересказ должен происходить в свободной обстановке, без оценок качества пересказа и требований полноты рассказа. «Давайте будем по кусочку вспоминать.

2 Начинать преобразование известной сказки проще всего с изменения главного героя. его задачи, волшебного средства.

 Стр. 78

3 Воспитатель предлагает начало сказки. соединяя в нём сразу сказочные и реалистические элементы. Например, Ивану – царевичу очень захотелось учиться в школе и он пошёл искать её. У Емели была сестра, и родители попросили отвести её на санках в детский сад.

Игра – придумывание каждый раз должна занимать не более 15 минут. Вначале воспитатель привлекает 2 – 3 детей.

 

4 По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события. Воспитатель активизирует детей к соединению творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием. С этой целью воспитатель включает в игру. Де  роли принадлежащие разным смысловым сферам: буратино и воспитатель, принцесса и милиционер, космонавт и учитель, Айболит и  солдат. Баба и Яга и продавец и т.п.)

 Игра осуществляется в форме «телефонных разговоров» персонажей.

Стр. 81

5 В дальнейшем воспитатель предлагает игру – придумывание уже не по сказкам, а «настоящие истории» Содержание этих историй отражают знания детей. которые они получают на занятиях,  экскурсиях, из книг. кино, наблюдений.

 Например дети наблюдали за пожарными машинами, которые подъехали к соседнему дому, а что там произошло – никто не знает. Можно предложить детям «Давайте придумаем, что там произошло …

 Например Стр, 84.

Приёмы, рекомендованные программой «Радуга»

                 Рассказ воспитателя «Как я имои друзья играли в детстве»

                  Воспитатель в роли «Диспетчера»

                  Внесение и обсуждение новых атрибутов.

                  Изготовление книжек – малышек по профессиям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация"Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой""

Консультация для воспитателей "Сюжетно - ролевые игры в ознакомлении детей с природой"....

Консультация "Сюжетно-ролевые игры на прогулке"

Виды сюжетных игр, которые можно использовать на прогулке:Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники» и т.д. В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которы...

Консультация "Сюжетно - ролевая игра и ее значение в нравственном воспитании детей"

Игра - ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность....

Консультация "Сюжетно-ролевая игра"

Консультация для воспитателей...