Главные вкладки

    Развитие познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
    статья на тему

    Галина Анатольевна Яухман

    Выступление на городской конференции педагогов ДОУ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_poznavatelno-issledovatelskoy_deyatelnosti.docx641.17 КБ

    Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    « ЦРР – детский сад № 40»

    Развитие познавательно – исследовательской деятельности  с детьми в ДОУ в условиях  ФГОС

    ( старший дошкольный  возраст)

    C:\Users\12\Desktop\новые фото\original.jpg

            Воспитатель:                                                                                                                                                        Яухман Г. А

            Славгород 2016г

    (1 слайд)

    Развитие познавательно – исследовательской деятельности  с детьми в ДОУ в условиях  ФГОС

    ( старший дошкольный  возраст)

           

    (2 слайд)

    Стремительно меняется время, в котором мы живем. Волей-неволей человеку приходится подстраиваться под его все ускоряющийся ритм.

    Детство современного малыша наполнено новым содержанием по сравнению с тем, что было несколько десятилетий назад. Маленький человек, познавая мир, должен не только все попробовать, потрогать руками, рассмотреть, но и сделать выводы из увиденного и услышанного, должен уметь применить полученные знания в других областях.

    (3 слайд)

    «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

    В.А. Сухомлинский.

    (4-6 слайд)

    В современных условиях обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность. При подготовке к занятиям большое значение имеет предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, игры на развитие внимания, зрительной памяти.

    (7-8 слайд)

    Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно –  деятельного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.

    Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают их с большим интересом и эмоциональным откликом.

    (9 слайд)

    В нашем детском саду созданы условия для целенаправленной, разносторонней деятельности педагогов и детей, способствующей развитию познавательно – исследовательской деятельности  с детьми. Эта задача решается через взаимодействие педагога и детей с миром природы, в процессе экологического образования и воспитания в структуре целостного педагогического процесса.

    В детском саду  в группах оборудованы мини-лаборатории, где ребята в непосредственно образовательной деятельности экспериментируют, проводят опыты с различными материалами, используют  мультимедийное оборудование.

    Сделать каждого ребенка  активным в познании мира через экспериментальную деятельность -  в этом заключается актуальность моей работы.

    (10слайд)

            Мои  дети очень любят наблюдать. Учитывая возрастные особенности детей, я  строю свою работу по принципу «что вижу, то и познаю». Важным этапом в работе стало пополнение развивающей предметно-пространственной среды. В нашей группе создан уголк природы, где проходят наблюдения и уход за растениями, «огород на окне», лаборатория для исследования, где находится материал, с которым ребенок может самостоятельно заниматься.

    (19 слайд)

          Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».

    Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана моя тема углубленной работы « Формирование у детей познавательного интереса через экспериментально-опытническую деятельность».

     Я поставила  перед собой цель: развивать у детей познавательный интерес путем  исследований и опытов.

    (20-21 слайд)

     Так  как метод экспериментирования занимает одно из главных мест в работе с детьми, я пришла к выводу, что необходимо в группе создать кружок «юный исследователь» и «мини-лабораторию» для экспериментирования, где, дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты, рассчитанные на детей старшего возраста. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования.

    Большую радость, удивление и даже восторг испытывают дети от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

    (22-23 слайд)

    В процессе экспериментирования каждый ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем.

    В процессе игр-экспериментов дети узнают, как меняются свойства веществ и материалов в зависимости от разных внешних воздействий, учатся правильно называть эти свойства и качества.

    В ходе экспериментирования у детей задействуются все органы чувств, т.к. дети имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и даже попробовать на вкус различные вещества.

    (24 -26 слайд)

    Так, например, с помощью увлекательных исследований "Удивительная почва", "Из чего состоит?" дети сравнили свойства земли, песка и выяснили, что почва водопроницаема, что в почве есть условия для жизни живых организмов

    (27 слайд)

    В ходе проведения опыта с водой Опыт "Тонет – ни тонет" 

     помог детям понять, что плавучесть предметов зависит от материала, из которого они изготовлены, формы, размера.

    (28- 29 слайд)

    При проведении опыта "Нужна ли растениям вода?"Дети получили представления о роли воды в жизни растений. По окрашенным стеблям дети сделали вывод о том, что растения пьют воду.

    (30 слайд)

    На вопрос, как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поисков ответов на этот вопрос я провела ряд опытов: «Поиск воздуха», «Место для воздуха». Опыты с воздухом помогли детям понять, что воздух находится вокруг нас, он невидим, прозрачен, легче воды. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

    (31- 32  слайд)

    Опыты с магнитом сформировали у детей представления о том, что магнит притягивает металлические предметы.

    (33 -35 слайд)

    При исследовании условий, необходимых для роста и развития растений, помещали опытные образцы в разные условия, ограничивая в свете, тепле, воде. Дети наблюдали за их развитием, схематично зарисовывали этапы роста, изменения в развитии растений. Это дало им возможность закрепить полученные знания о росте, развитии растений, понять способы ухода за ними.

    (36-37слайд)

    Своим детям  предоставляю возможность самостоятельно экспериментировать, изучать предметы и явления, играть с этими материалами, исследовать их с помощью лупы, повторять опыты, проводимые ранее под руководством педагога.

     Ребята с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.

    При проведении опытов я использую личностно-ориентированный подход, стараюсь, чтобы каждый ребенок сформулировал свое предположение о том, какой будет результат, объяснил, почему он так думает. Именно поэтому дети учатся высказывать свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, выбирать способ решения познавательной задачи.

     У детей заметно развилась способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения.

    (38-40 слайд)

    Для развития познавательной активности детей мне  особо хотелось бы отметить использование проектной деятельности.  Для более успешного усвоения материала мною были разработаны  исследовательские проекты:

     « Голубая капелька», « Родной свой край люби и знай» , целью которых стало создание условий для систематизации знаний детей о многообразии явлений, происходящих в живой и неживой природе.

     Проектная деятельность подразумевает взаимодействие всех участников образовательного процесса: ребенок, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме исследовательского проекта раскрывает творческие способности детей, вовлекает родителей в воспитательный процесс, что естественно сказывается на результатах работы.

    (41-42слайд)

    В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи. Увлечение детей исследовательской деятельностью вдохновило и родителей, которые тоже с большим интересом исследовали различные вопросы, явления и помогли детям в этом творческом процессе. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием.

      Я активно использую  разнообразные формы работы с родителями, одной из которых является анкетирование.

    Так, например анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома» проводится ежегодно с новой группой родителей, с целью выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребёнка и в поддержании его познавательного интереса.

    Тесный контакт с семьей позволил создать соответствующую развивающую среду. Экспериментирование в домашних условиях совместно с ребенком стало

    увлекательным занятием для всей семьи. Наблюдениями и успехами они делятся друг с другом на родительских собраниях,

    (43 слайд)

    Данные исследовательские проекты были представлен на Всероссийском конкурсе

     «Моя проектная деятельность» и получили дипломы C:\Users\12\Desktop\13 марта\диплом 1 степени.png

    C:\Users\12\Desktop\13 марта\сертифмкат2016 (2).png

    (44слайд)

    Сейчас я с детьми продолжаю  работать  по проекту «Я  - маленький исследователь», в ходе которого решаю задачи по созданию условий для формирования у детей познавательного интереса, по ознакомлению детей с различными объектами живой и неживой природы, воспитания у детей бережного осознанного отношения к природным ресурсам края. Работа ведётся по разным направлениям: знакомство с водой, почвой, воздухом, растительным миром.  С детьми  проводятся  опыты и эксперименты с песком, водой, почвой, растениями, которые способствуют  накоплению у детей конкретных представлений о свойствах этих материалов. Я заметила, что во время проведения опытов и экспериментов у детей расширились определенные знания познавательных объектов. Дети выдвигали свои предположения, гипотезы, а затем сами находили ответы на них, устанавливали причинно-следственные связи.

    Таким образом,  познавательно – исследовательская  деятельность помогают мне учить детей анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, расширять и углублять знания об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, т.е. исследовательская деятельность способствует развитию,  как познавательной активности, так и творческой деятельности; учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, а также облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности.

    (45слайд)

    Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой инновационный метод обучения как исследовательская деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков.

    Убеждена, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

        Я считаю, что экспериментально-опытническая деятельность  способствует формированию и развитию познавательного интереса у детей, дает возможность обогатить содержание воспитательно-образовательного процесса, сделать его современным и эффективным

    (46слайд)

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

    Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

    Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

    Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

    Конспект организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. Развитие познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»

    Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»Программные задачи:Продолжать знакомить детей со свой...

    Конспект непрерывно – образовательной деятельности Познавательное развитие (Развитие познавательно - исследовательской деятельности) по экологическому воспитанию дошкольников «Играем в волшебников» С использованием технологий: развивающие игры, ИКТ, зд

    Цель – создать целостное представление о воде как природном явлении, о её значении в природе и жизни человека. Расширить знания о животных, обитающих в воде.Задачи: Обучающие: учить детей правильно от...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» по теме: «Волшебный камень-магнит», для детей старшего дошкольного возраста.

    Образовательная область: «Познавательное развитие».Раздел:  «Развитие познавательно-исследовательской деятельности».Тема: «Волшебный камень — магнит».Группа: старшая.Форма проведения: классическа...

    Консультация для родителей "Развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности детей"

    laquo;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон                              ...