Консультация для педагогов на тему: «Игровые обучающие ситуации»
консультация на тему

 

В ФГТ игра прописывается, как  основная форма работы с детьми и ведущий вид деятельности. Если игра специально организованна воспитателем и привнесена в процесс познания, такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, называют игровой обучающей ситуацией (ИОС).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_obuchayushchie_situatsii.docx16.29 КБ

Предварительный просмотр:

     Консультация для педагогов

    на тему: «Игровые обучающие ситуации»

Подготовлена воспитателем Симоненко А.В.

В ФГТ игра прописывается, как  основная форма работы с детьми и ведущий вид деятельности. Если игра специально организованна воспитателем и привнесена в процесс познания, такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, называют игровой обучающей ситуацией (ИОС).

 Ее характеризуют следующие моменты:

— она имеет короткий и несложный сюжет;

 — для нее специально организованно игровое пространство, она оснащена необходимой атрибутикой;

 — в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача;

 — воспитатель проводит и руководит всей игрой.

Известно четыре вида игровых обучающих ситуаций; ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-проблемы и ситуации-оценки.

 В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

 Наряду с ситуациями-иллюстрациями так же успешно используются в образовательном процессе ситуации-упражнения. Теперь - ребенок не только слушающий и наблюдающий, но и активно действующий. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и в связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Использовать такой вид игровых обучающих ситуаций можно начинать со средней группы.

 Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры, произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций.

 В подготовительной к школе группе  начинают использовать в работе с детьми ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его.

  Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения может включать различные формы проведения ИОС;- это разговор воспитателя с детьми,- игры-путешествия,- игры-беседы,- игры-драматизации,- игры-импровизации.

 Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). В таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

  Можно выделить несколько типов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные образовательные задачи.

 1. Игровые обучающие ситуации с игрушками — аналогами

  Аналоги — это игрушки, которые изображают, реально существующие предметы и объекты. ИОС с игрушками-аналогами — изображениями— могут быть использованы во всех возрастных группах. Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях, например, живых существ на основе типичных признаков.

 2. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами. 

 Данные ситуации связаны с использованием кукол, хорошо знакомых детям, которые являются персонажами литературных произведений. Это герои полюбившихся сказок, рассказов, мультфильмов. (Петрушка, Незнайка, Буратино и многие другие). Они воспринимаются детьми эмоционально, формируют воображение, становятся объектами подражания. Их задача увлечь детей и поддерживать это увлечение во время игры.

 3. Игровые обучающие ситуации типа путешествий.

 Путешествия — это собирательное название различного рода игр в посещение леса, зоопарка,  музея, фермы, достопримечательных мест города, поездки , походы, экскурсии. ИОС в виде воображаемого путешествия дают возможность детям в игровой форме получать новые знания и закреплять ранее полученные. Роль экскурсовода в игре исполняет воспитатель.

Основное различие между обучающим занятием и сценарием активизирующего общения состоит в том, что взрослый в игровой обучающей ситуации выступает как партнер по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно его темы, а при необходимости — уходить от неприятных ситуаций.

В сценариях активизирующего общения обучение совершается в основном с применением косвенных методов обучения, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. Такой подход позволяет педагогам успешно реализовать на практике «золотое правило» дошкольной педагогики: «Мы должны так обучать детей, чтобы, они об этом даже не догадывались». Это дает возможность синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, обогащающими развитие ребенка. Ведь в процессе игрового общения ребенок учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. В этом случае знания становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи.

Задание № 1. Определить, к какому типу относятся игровые обучающие ситуации.

 1. Стихотворение «Как у нашего кота» {Ситуация-иллюстрация.)

 2. «Путешествие семьи» (стихотворение «Как вести себя в поезде» из книги Г. Шалаевой «Большая книга правил поведения для воспитанных детей»

 Определить, какие правила нужно соблюдать, отправляясь в путешествие на поезде.

 (Ситуация-упражнение.)

 Задание № 2. Дина коллекционирует открытки. Ее друзья (всего друзей двадцать) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. На дне рождения выяснилось, что все открытки одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью?

 (Проблемная ситуация.)

4. (по сказкам и играм)

Сказки – это неисчерпаемый источник вдохновения. Сказки укрепляют иммунитет доброты, нравственного и психического здоровья. Ведь в них прослеживается причинно-следственная связь, понятая детьми, воспитываются настоящие человеческие чувства. Герои каждой сказки встречаются со злом и побеждают его, потому что имеют доброе, чуткое сердце; им на помощь приходят звери, птицы и даже солнце.

Предлагаю детям игровые ситуации, направленные на развитие социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Все они основываются на сюжетных сказках, поступках сказочных героев. Например: Придумай сказке другой конец.(Ситуации-оценки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками»

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С.Л. говорил, что «Мышление об...

Мастер-класс для педагогов ДОУ Тема: Игровая- обучающая среда в группе ДОУ воспитатель: Вахрушева Оксана Сергеевна

Каждый педагог- дошкольник знает, что качественное и результативное обучение детей происходит только через игровые действия. Поэтому хочу поделиться с Вами своим педагогическим опытом основываясь на и...

Консультация для педагогов ДОУ Тема: «Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников».

Двигательная сфера - совокупность внешних проявлений активности человека в его взаимодействии с окружающей средой, выступающей в виде моторных реакций, психомоторных действий, психомоторной деятельнос...

Консультация для педагогов на тему: «Игровая деятельность, как средство успешной адаптации.»

Консультация для педагоговна тему:«Игровая деятельность, как средство успешной адаптации.»...

Консультация для педагогов ДОУ Тема: «Игровые приемы в развитии речи дошкольников»

В данном материале  описываются игры и игровые приёмы для развития речи детей в детском саду....

Консультация для педагогов ДОУ Тема: «Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников».

Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы, или игровой подход к развитию двигательных навыков.Каждое физкультурно-оздоровительное мероприятие, решая об­щую задачу укрепления здоровья, т...

Консультация для педагогов на тему «Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов на тему «Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»...