Сотрудничество БДОУ с социумом в вопросах духовно-нравственного воспитания.
статья на тему

Котова Людмила Ивановна

Одним из основных принципов стандарта является: приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром. В современных социально-культурных условиях развития и расширения спектра различных форм работы с дошкольниками чрезвычайно актуальна проблема поиска и освоения новых вариантов работы - это работа с социумом. Достичь планируемых результатов в реализации современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики, возможно при непосредственном участии и поддержке социальных партнеров.

В условиях современных требований, изложенных в ФГОС, детские сады играют важную роль в развитии личностных качеств детей дошкольного возраста. Красной нитью проходит интегрированное развитие всех образовательных областей, поэтому социализацию невозможно рассматривать без коммуникации, безопасности, труда, познания и т. д.Сотрудничество с социумом помогает не только адаптироваться ребенку в окружающей среде, но и расширить его представление о мире вне стен дома и детского сада, дает возможность для организации исследовательской работы с детьми, развития духовно-нравственных чувств. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сотрудничество БДОУ с социумом в вопросах духовно-нравственного воспитания.

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Поэтому духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования. [2, с.1]

Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно – нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур, и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе.

Одним из основных принципов стандарта является: приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром. [4, с.4]

Духовно-нравственное воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений в воспитании подрастающего поколения, т.к. находится на стадии становления и осуществляется в основном педагогами детского сада. [1, с.4].

В современных социально-культурных условиях развития и расширения спектра различных форм работы с дошкольниками чрезвычайно актуальна проблема поиска и освоения новых вариантов работы - это работа с социумом. Достичь планируемых результатов в реализации современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики, возможно при непосредственном участии и поддержке социальных партнеров.

В условиях современных требований, изложенных в ФГОС, детские сады играют важную роль в развитии личностных качеств детей дошкольного возраста. Красной нитью проходит интегрированное развитие всех образовательных областей, поэтому социализацию невозможно рассматривать без коммуникации, безопасности, труда, познания и т. д.

Потребность перехода ДОУ от сосуществования к сотрудничеству в работе с социумом обуславливается рядом причин:

-   демократизацией образовательной политики государства;

- изменением образовательных ориентиров, личностным подходом в воспитании;

-  кризисом семьи и ДОУ;

-  выбором родителями ДОУ для своего ребенка;

- расширение представлений человека о мире, открытость миру, возможность непосредственного приобщения к общечеловеческим ценностям.

Сотрудничество с социумом помогает не только адаптироваться ребенку в окружающей среде, но и расширить его представление о мире вне стен дома и детского сада, дает возможность для организации исследовательской работы с детьми, развития духовно-нравственных чувств. При диагностическом обследовании детей 4 – 6 лет был выявлен низкий уровень нравственных чувств, этических представлений, пассивный интерес детей к истории малой Родины.

Исходя их вышесказанного, мы обозначили следующие задачи:

  1. Создание условий для организации разных видов деятельности ребенка, их совершенствования и социально-личностного развития в целом.
  2. Приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей.
  3. Установление элементарных отношений с миром людей, предметов, природы и собственным внутренним миром.

           Эти задачи решаются через различные виды деятельности воспитанников и педагога. Работа нашего детского сада с социальным окружением заключается в создании широкой информационной сети, рекламы, презентации, встречами с интересными людьми, и осуществляется через сотрудничество с: клубами; школами; ДЮЦ; советом ветеранов; музеями города; КТОС «Заозёрный-1»; библиотеками; детской поликлиникой; экскурсионными агентствами и т.д..

         Одной из интересных и перспективных форм расширения кругозора детей, обогащения и расширения словаря являются   экскурсии. Причём экскурсии не являются самоцелью, они предполагают дальнейшую работу, охватывая все направления развития личности дошкольников (познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое). Наши дети побывали в Омском Государственном Историко-Краеведческом музее, Музейном комплексе Воинской Славы Омичей,  Омской крепости, историко-культурном комплексе, на деревообрабатывающем предприятии, в Дендрологическом парке села Подгородки, в музее Омского государственного театра кукол  Арлекин.

         Духовно-нравственное воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений в воспитании подрастающего поколения, т.к. находится на стадии становления и осуществляется в основном педагогами детского сада.  [1, с.4].

        Предпринятые на сегодняшней день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Поэтому немаловажной формой работы в данном направлении выступает взаимодействие с семьёй.

      Появляясь в современном обществе ребенок сталкивается с самыми разнообразными трудностями. Поэтому главной и основной задачей взрослых является помощь в овладении определенными знаниями, которые ему понадобятся в самостоятельной жизни, то есть овладение определенными навыками социализации.

       Семья обладает объективными возможностями для включения ребёнка с первых лет жизни в различные сферы жизнедеятельности. Посещения театров, музеев, развлекательных центров, кинотеатров, даже кафе позволяют решать комплекс задач, начиная от познавательных до этических и моральных. Организуем «воскресные выходы» в Городской, Театр-студию А. Гончарука, Молодежи, Драматический. После посещения таких мероприятий уже в группе педагоги общаются с детьми, делятся впечатлениями от увиденного, обсуждают. Педагогу важно грамотно и тактично расставлять перед родителями приоритеты и доказать необходимость при каждом «выходе в свет» формировать, развивать и закреплять у детей нормы поведения человека в общественных местах, знакомить с новыми явлениями, обозначать их словесно и закреплять полученные знания в разнообразных совместных видах деятельности (продуктивной, исследовательской, трудовой, игровой, с помощью бесед, наблюдения).        

       Особую значимость в нашем ДОУ в настоящее время приобретают семейные проекты, которые способствуют укреплению семейных отношений, воспитанию детей в гармонии с окружающим миром. Родители вместе с детьми участвуют в развитии их творческих способностей, формировании мировоззрения и социальной значимости ребенка. Семейное проектирование ориентируется на уникальные отношения «ребенок-взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности.   Посещая семейные гостиные, родители могут более объективно оценить слабые и сильные стороны ребенка. Наиболее эффективными являются следующие формы взаимодействия ДОУ и семьи: семинары, «Педагогическая гостиная», Клуб психолого-педагогического просвещения «Моя семья», информационно-игровой блок. Проводим русские народные праздники и развлечения.

        На сегодняшний день новые формы обретает работа ДОУ со школами. Отношения между ними строятся на основе взаимной выгоды и партнерства. Очень важно, чтобы ребенок был подготовлен к школьному обучению.  Преемственность детского сада и школы наш коллектив считает одним из приоритетных направлений в своей работе. На территории нашего микрорайона находятся 4 школы № 46, № 51, №96, лицей № 143. Со всеми этими школами мы проводим совместные мероприятия по интересам.   Школа № 96 приглашает нас на экскурсию в музей Боевой славы. Это замечательный музей, наши воспитанники с большим интересом посещают его, приобщаются к великим страницам родной страны, с воодушевлением рассказывают, что они там видели, о чем узнали. Школа № 51 каждый год приглашает нас на праздничную линейку к 1 сентября, а мы в свою очередь приглашаем учителей начальных классов этой школы на выпускной бал.

Вот уже несколько лет на базе нашего детского сада и школы № 46 работает клуб «Здравствуй, школа», где планируются и проходят тематические мероприятия, направленные на знакомство детей и родителей со школой. Учителя неоднократно выступают перед родителями подготовительных групп, рассказывая и наглядно показывая, по какой программе работает школа, как правильно подготовить ребенка, чтобы он с радостью шел в 1 класс. Это не разовые встречи, а целый цикл лекций, бесед, выступлений. Дошколята с удовольствием посещают школьный музей «История земли сибирской» и знакомятся с родным краем, природой и, конечно, с историей школы. Мы не ограничиваемся посещением школы, и охотно приглашаем школьников и учителей к себе. Концерты, проводимые на базе детского сада для учеников и учителей школы, стали праздничными событиями в жизни, как дошкольников, так и школьников. Такие мероприятия дают положительные результаты, а главное ребенок с удовольствием идет в школу, зная, что его там ждут, любят и многому научат.

 Особое внимание мы уделяем работе нашего учреждения с КТОС «Заозёрный-1». На базе нашего детского сада ежегодно стали проводиться встречи с ветеранами ВОВ, что на сегодняшний день стало традицией.         Для ветеранов ВОВ мы проводим выставку рисунков «Дети против войны», «Дети рисуют мир», фестиваль «Песни военных лет». В настоящее время мы апробировали такие досуговые формы:

  -  праздник «Рождественские встречи» (для неорганизованных детей

      микрорайона);

  -   проведение праздника «День матери» (для многодетных матерей);

  -   проведение дня «Инвалида»

  -   встречи с интересными людьми

Наши дети посещают открытые мероприятия ДШИ №10 (экскурсии, концерты, выставки детских работ), в результате которых у детей формируется нравственно – эстетическое восприятие мира, происходит приобщение к миру музыки и искусства, появляется желание в дальнейшем обучаться там.

Ежегодно наш детский сад участвует в мероприятиях посвящённых дню пожилого человека, старшие дошкольники изготавливают поделки, рисунки, готовят концерт для пожилых людей. Ежегодно дети принимают участие в поздравлении сотрудников городской детской поликлиники №3.

        Одним из важных направлений в работе с социумом – это взаимодействие с ДЮЦ. На базе нашего детского сада работает преподаватель дополнительного образования по физической культуре, который не только проводит физкультурные занятия с детьми, спортивные праздники. Для участия в наших концертах мы приглашаем Детский юношеский центр, где воспитанники ДЮЦ показали свое мастерство в области каратэ и спортивной аэробики.

       С 2003 года действует губернаторская программа «Городской двор», нужная и важная программа. Благоустройство территории детского сада – это вопрос особой важности в работе нашего коллектива. И здесь с нами рядом наши социальные партнеры: КТОС, депутаты Законодательного собрания и Городского совета, а также родители, силами которых наша территория на глазах у всех превратилась в чудо-сад.

     Подводя итоги сотрудничества ДОУ с социумом, можно сделать вывод, что успешно создана новая модель деятельности ДОУ, произошло обновление содержания образования, реализуемого в детском саду. Результатом работы стало:

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • установление доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами, социальными партнерами;
  •  развитие навыков сотрудничества родителей с ребенком. 

      Активизация этого потенциала позволит нам стабильно добиваться положительной динамики в образовательном процессе ДОУ.

      Из этого следует, что социальное партнёрство мы рассматриваем как важнейший ресурс развития социальной активности воспитанников.

Литература:

1.Методические рекомендации по реализации проекта «Моделирование условий нравственного, патриотического воспитания детей в совместной деятельности детского сада и семьи». Заведующая д/с №149 Е.Е.Яцина, г. Ярославль, 2012г.

2.Статья «Система методической работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста», Ю.Лемкина, 2014г.

3.Андриеш В.А. «Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи». «Детство-Пресс», 2010г.

4.ФГОС ДО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМЬЯ И ДОУ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Детский сад – маленький мир в жизни малыша, ступень, новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям. Придя в детский сад, первыми знакомятся с воспитателями именно родители. О...

Помощь семье в вопросах духовно-нравственного воспитания

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравст...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Раскрывается актуальность взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в  духовно - нравственном воспитании детей...

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников

Данная методическая разработка содержит:- факторы, влияющие на духовно-нравственное развитие личности,- алгоритм взаимодействия  ДОУ  и семьи, состоящий из 3-х блоков(информационно-аналитиче...

Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников

Сегодня очень остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Это государственный заказ, отражённый в Государственной программе «Духовно-нравственное воспитание граждан ...

Инновационные формы сотрудничества родителей и детского сада в духовно-нравственном воспитании дошкольника.

Инновационные формы сотрудничества родителей и детского сада в духовно-нравственном воспитании дошкольника....