Ребёнок - дошкольник как субъект педагогического процесса.
статья на тему

Шахова Анна Владимировна

Всеми нами любимый Макаренко сказал, что нет плохих учеников, есть плохие учителя. И это правильно. Рождаясь беспомощным младенцем и постепенно вырастая, человек становиться личностью лишь в процессе целенаправленного воспитания и обучения. В процессе воспитания, центральной фигурой является тот, кого воспитывают – воспитанник. Результатом воспитания – развитие личности. Личность – это индивид, обладающий совокупностью социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает прижизненно

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vopros_2_konech.docx35.88 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ № 73 Невского района

Ребёнок – дошкольник как субъект педагогического процесса.

Выполнила: Шахова Анна Владимировна

 

AcPC

2016 год


В Большой Советской Энциклопедии СУБЪЕКТ определяется как носитель практической деятельности и познания, источник активности, направленный на объект или систему объектов.

С точки зрения Л.И.Божович, субъект – личность, которая делает себя сама.

М.М.Бахтин отмечает, что субъект – личность, характеризующаяся осознанной активностью, целенаправленностью и творчеством.

В современных педагогических исследованиях традиционно ребёнок дошкольного возраста рассматривается с позиции субъекта, - носителя активности как потребности в деятельности.

Основные признаки, которые позволяют выделить человека - субъекта  охарактеризовала  В.В. Горшкова: активность, сознательность, свобода и ответственность, уникальность, свободность к творчеству, способность действовать по собственному убеждению, аргументировано противодействовать неблагоприятным обстоятельствам.

Опираясь  на концепцию Л.С. Выгоцкого можно предположить, что развитие ребёнка как субъекта поведения в раннем и дошкольном возрасте осуществляется от неосознанного к осознанному поведению и к появлению новых субъектных качеств и новых способов поведения. Развитие ребёнка как субъекта деятельности осуществляется от освоения мотивационной стороны деятельности к опероционно – технической; от совместной к самостоятельной деятельности. Конкретное содержание и конкретные структуры психической деятельности ребёнка как субъекта практической деятельности формируется целиком в индивидуальном опыте – это важнейшая закономерность в развитии субъекта.

Можно выделить основные направления развития ребёнка как субъекта деятельности:

1-ый год жизни - ребёнок субъект эмоционального общения;

2-ой год жизни - ребёнок субъект предметной деятельности (речь как предмет);

3-ий год жизни – ребёнок как субъект самостоятельной деятельности;

3-5 лет – ребёнок субъект социальных отношений и игровой деятельности (предмет деятельности – взрослый); ребёнок субъект понимания и освоения смыслов человеческих действий.

5 лет – ребёнок субъект общественной деятельности;

6-7 лет – ребёнок субъект переживания внутренней жизни и обучения (познания).

Субъект есть целеполагающее, целостное, свободное, развивающееся существо (В.А.Петровский).

Таким образом, субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объкту, предмету или явлению действительности ( формирование оценки, интереса к нему). Затем на основании  отношения формируются инициативы, т.е. желание проявить активность к избранному объекту. Инициативность трансформируется в собственно деятельность субъекта, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора.

Доказано, что ребёнок в дошкольном возрасте, при определенных педагогических условиях, становится субъектом детских видов деятельности ( игровой, трудовой, художественной). Проявления ребёнка как субъекта деятельности связаны:

- с самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средств ее реализации;

- с процессами эмоционально – положительной направленности в общении и стремлении к сотрудничеству в детском сообществе.

Собственно поведенческая цепочка субъекта деятельности выглядит следующим образом:

1.Эмоциональная компонента, выражающая отношение, интерес, избирательность к предмету деятельности;

2.Эмоционально – деятельная компонента, формирующаяся на основании инициативы и инициирующая собственно деятельность;

3.Деятельностная компонента, проявляющаяся в избирательности или свободе выбора, автономности, самостоятельности, творчестве человека.

Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, становятся :

-ценностное отношение,

-интерес,

-избирательная направленность,

-инициативность,

-свобода выбора,

-самостоятельность,

-автономность,

- творчество.

Таким образом, формирование субъктных свойств и качеств дошкольников необходимо начинать с раннего возраста, ставя ребёнка в позиию равноправного участника взаимодейсвия, учитывая его интересы и потребности, объективно подходя к оценке его деятельности и поведения, корректно направляя и стимулируя его активность, организуя необходимые условия для развития. Путь этот требует от взрослых мастерства, терпения, уважения к подрастающему человеку и постоянного самосовершенствования.

Одним из субъективных  проявлений ребёнка является его способность сделать выбор. Эта способность проявляется в организации и осуществлении деятельности, в выборе задач, средств, способ её реализации.

Одним из наиболее ярких проявлений субъектности является детское творчество.

Оно проявляется в разных продуктивных видах деятельности, в том числе и речевой, продуктом которой становятся сочиненные детьми рассказы, сказки, загадки, стихи. В процессе творческого рассказывания и сочинительства проявляются и развиваются творческие способности ребёнка, его воображение, фантазия.

Полученные в исследовании факты в немалой степени оказались неожиданными: отвечая на вопрос «Что ты будешь делать, если станешь волшебником?», довольно много старших дошкольников не смогли проявить фантазию (от 20% до 30%).Они отвечали « Не знаю», либо ограничивались фразой « Буду колдовать». Вместе с тем фантазии некоторых детей были интересны: «Буду летать», « Заколдовал бы листья в сосульки, а кустик в снег», « Я смогла бы посадить цветы и очистить всю планету от листьев; очищать город ;наведу в мире порядок» - эти детские фантазии связаны со стремлением ребёнка к идеалу, гармонии; также посредством собственных фантазий ребёнок пытается найти вариант решения бытовых проблем, собственных сложностей в отношениях с окружающими:

« Кто нехороший, того заколдую в дядю, Заколдую Сашу, который меня бьёт и обижает, превращу его в муравья», « поменяю перила в детском саду, чтобы были красивыми».

Малое количество оригинальных детских ответов может быть следствием разных причин. Если воспитатель не стимулирует ,не поддерживает стремление ребёнка к фантазированию, если продукты детского творчества не оцениваются по достоинству и не находят применения  в жизни группы, в этих условиях детское творчество не развивается.

Творческие проявления  становятся желательными для ребёнка ,потребность фантазировать , сочинять остается актуальной.

Чаще всего дети сочиняют сказки перед сном ,или имитируя чтение книги. Это тоже образец подражательной поведенческой деятельности ребёнка.

Приведу пример детской мудрости ,Олеси 3-х лет 3-месяцев:

«Мама сказала: «Ложись спать» - не хочу: папа сказал «Ложись спать» - не хочу .А бабушка пришла , сказала: «Не ложись спать , а слушай сказку» Я слушала, слушала и уснула».На мой взгляд  - это яркий пример детского речевого творчества, имеющий глубокую мудрость, характеризуется следующими особенностями:

-речевое творчество детей появляется как результат подражания поведению взрослого;(поэтому рассказывание сказок, чтение стихов, придумывание историй взрослым – это образец творческого поведения для детей)

-содержанием детских рассказов, сказок, стихов становятся яркие впечатления ребёнка, эмоционально значимые для него события, имеющиеся в личном опыте или близкие ему;

-речевое творчество малыша носит уподобляющий характер: все воспринимаемые события ребёнок уподобляет своему жизненному опыту и стремится передать его через призму этого опыта;

-дети 3-х лет строят новые образы, основываясь на элементах реальности, которые и становятся его главным содержанием;

-сказки детей 3-х лет незамысловаты по сюжету, лаконичны, не структурированы.

Чем старше становится ребёнок , тем меньше его литературные сочинения связываются со сном и все более в них фигурирует наиболее сильно задевшее впечатление. Чаще отмечаются в его сказках попытки обобщить собственный опыт, придумать объяснение тому, что оказалось непонятным. В старшем дошкольном возрасте на речевое творчество детей существенное влияние оказывает литературный опыт ребёнка, уровень его литературного развития в целом.

Педагогическое сопровождение процесса развития речевого творчества детей позволяет направить на умелое и эффективное использование своего жизненного и литературного опыта и творческой деятельности.

В рассказе Максима С.(5л.6мес.) литературный опыт ребёнка становится основой построения сюжета. Максим использует сюжет русских народных сказок, проявляя свое творчество посредствам введения новых героев, определения их характеров, установления их взаимоотношений и подведения к заключительному выводу, соответствующему общей идее сказки.

« Улиточка».

Жила-была однажды веселая улиточка. И вот пошла она по делам . Идет, идет и вдруг встретила колючего ежика. Ёжик говорит» «Куда ты удешь уточка?»

-Я иду по делам. А ты куда?

-А я иду в свой лесной домик, - отвечал её ежик, и пошла улиточка дальше.

И вдруг встретила лису. Лиса спрашивает:»Куда идешь улиточка?»

-Я иду по делам .А ты куда идешь лиса?

-Я иду в деревню .Хочу курочку украсть и съесть.

Так они пошли дальше, каждый своей дорогой.

Встречает улиточка волка.

Волк улиточку спрашивает: «куда ты , улиточка?»

- Я по делам, - отвечает улиточка. А ты куда волк?

- Я иду зайца есть.

Улиточка пошла дольше , а сама думает: « Надо помочь зайцу, иначе его волк съест».

Когда она увидела наконец-то зайчика, то сказала ему: « За тобой волк гонится, хочет тебя съесть, но я ему скажу, что ты пошел в другую сторону, он тебя не найдет. А его я отправлю туда, где живёт медведь, пусть он волка напугает».

Так улиточка и выручила из беды зайчика, а волка научила не гоняться за теми, кто меньше.

В старшем дошкольном возрасте проявляются индивидуальные способности ребёнка к литературному творчеству.

Увлекаясь сочинительством, дети начинают составлять целые книги своих произведений, выступая и авторами и художниками и даже редакторами. В рассказах и сказках детей отражаются не только типичные для ребёнка-дошкольника события, интересы, поступки, герои, но и его представления о ценностях и приоритетах взрослой жизни.

Важнейшим условием развития творческих способностей детей дошкольного возраста является непосредственное участие семьи в этом процессе. Именно дома, в общении с близкими людьми возникает мотивация творческой деятельности, потребность передать накопленные впечатления дня в художественной деятельности. Поэтому достаточно часто пик творческих проявлений ребёнка переносится именно в условия семьи. Особенно это характерно для поведения детей с трудностями общения, поведения, эмоционально- волевой сферы.

Второй вариант поведения ребёнка в процессе самоактуализации творческих способностей характеризуется более высокой творческой активностью ребёнка в дошкольном учреждении и снижением уровня этих проявлений в семье при отсутствии достаточной мотивации и интереса к ним со стороны родителей.

Процесс сопровождения творческого освоения мира ребёнком в дошкольном учреждении должен заключаться в создании условий для самостоятельного построения ребёнком собственной картины мира. Для этого важно создать атмосферу творчества и созидания, сопровождающую любую деятельность ребёнка. Ребёнок должен чувствовать, что взрослые ждут его достижений и радуются его успеху.

Педагог создаёт условия для самостоятельного продвижения ребёнка в познании через решение доступных для него проблем и выполнение интересных заданий. Он  помогает детям преодолевать себя на пути к достижению результата, поощряет и оценивает их творческие проявления, стимулируя деятельность. Результаты детского творческого поиска должны занять достойное место в групповой комнате, быть представлены родителям и детям других групп. Книги детских загадок, стихов, сказок с иллюстрациями авторов должны быть неотъемлемым содержанием развивающей среды группы, занимать достойное место в домашней библиотеке.

В обоих случаях взаимодействия дошкольного учреждения с семьей становится необходимым условием.

Дошкольный период детства уникален по своим характеристикам, способствующим проявлению и развитию творчества. Творческий механизм познания является основным для дошкольников, отношение к творчеству у большинства детей положительное.

В период дошкольного возраста создаются необходимые условия для творческих проявлений ребёнка, развития творческих способностей в разных видах деятельности – восприятие произведений искусства, первые пробы самостоятельного сочинительства возникают в дошкольном детстве.

Используемая литература:

  • Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России. Часть П. Монография. – Спб., 2010. – Часть 1. Глава 2. С.125-130
  • Маленькие граждане большого города: Коллективная монография. – СПб.: Союз, 2007. Глава 5. Маленькие граждане в многообразии детских видов деятельности. С.262-283


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация акций в ДОУ - одна из форм взаимодействия субъектов педагогического процесса.

В предложенном материале описывается опыт работы педагога-психолога по организации и проведению акций в дошкольном учреждении. Цель акции - создание благоприятного психологического климата в ДОУ, попу...

Семинар-практикум по развитию речи «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса

Цель семинара:• создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей....

Семинар-практикум по развитию речи «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса»

laquo;Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».        ...

Педагог как субъект педагогического процесса

В статье рассматривается профессиональная деятельность педагога в свете традиционного структурно-функционального, профессиографического , культурологического, компетентностного и др. подходов.Современ...

Ребенок- дошкольник как субъект педагогического процесса.

Ребенок — уникальная, неповторимая, яркая индивидуальность. Его субъектность и самобытность проявляются в желаниях, интересах, потребностях, избирательном отношении к миру и людям, в конфликтах ...

Статья на тему «Ребенок как субъект педагогического процесса дошкольной образовательной организации»

Жизнь быстротечна и как важно не ошибиться в выборе самого главного - призвания. По пришествию лет могу точно сказать мне повезло и удалось осуществить все свои детские, юношеские мечты и я не разу не...