Статья на тему «Ребенок как субъект педагогического процесса дошкольной образовательной организации»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Жизнь быстротечна и как важно не ошибиться в выборе самого главного - призвания. По пришествию лет могу точно сказать мне повезло и удалось осуществить все свои детские, юношеские мечты и я не разу не пожалела о выбранной дороге. Дети - божьи ангелы, наша опора, наше бедующее, они все такие похожие и такие разные. правилом моего отношения к детям стал девиз "Воспитывай любя и уважая".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Ребенок как субъект педагогического процесса дошкольной образовательной организации»

Жизнь быстротечна и как важно не ошибиться в выборе самого главного - призвания. По пришествию лет могу точно сказать мне повезло и удалось осуществить все свои детские, юношеские мечты и я не разу не пожалела о выбранной дороге. Дети - божьи ангелы, наша опора, наше бедующее, они все такие похожие и такие разные. правилом моего отношения к детям стал девиз "Воспитывай любя и уважая".

Ключевые слова: ребенок, дошкольное образование, воспитатель, субъект, организация, воспитание, детский возраст

В любом возрасте, с его особенностями, требованиями, закономерностями срабатывает внимательность и чуткость отношения к ребенку воспитателя. Чтобы получить желаемый результат от ребенка, нужно поменьше обращать внимания на просчеты, недостатки поведения, а вот не заметить хорошего поступка никак нельзя. Считать своей обязанностью заметить и отметить. у детей быстрее вырабатывается понятие, что такое хорошо, возникает желание приумножать это хорошее, становится лучше.

Интерес к ребенку как субъекту детской деятельности и поведения не случаен, очевидно, что такие субъектные проявления, как активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, целеустремленность, творчество, рефлексивность - это необходимые качества для развивающейся личности, которые обуславливают достижение высоких результатов в любой сфере деятельности, обеспечивают социальное благополучие и человека, и общества в целом. Их развитие начинается с появления ребенка на свет, формируется с раннего и на протяжении всего дошкольного детства, во многом и потому, что дошкольный возраст является сензитивным для развития фундаментальных основ субъектности, ее постепенного наращивания. Дошкольный возраст - уникальный, самоценный и важнейший период становления и воспитания ребенка как субъекта деятельности и поведения.

Феномен детства - это феномен действа, главным итогом которого выступает порождение в ребенке субъекта и последующее овладение им собственной субъектностью (В.Т. Кудрявцев). Дошкольник как субъект детской деятельности и поведения - это своего рода «автор» деятельности и поступка, включенный в психическую общность со взрослым (родителем, педагогом) и совершающий неповторимый вклад в совокупную деятельность с ним (сотворение деятельности). Ребенок как субъект деятельности осуществляет субъектные действия по развитию (проектирование, конструирование, построение как целого, видение ее образа и образца, результата) целостной деятельности, саморазвиваясь в ней (самодетерминируясь). И в этом смысле воспитание начинает выполнять помогающую функцию в становлении ребенка как субъекта деятельности и поведения, субъекта культуры (И.А. Колесникова, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Н.Б. Крылова, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова).

Всеми нами любимый Макаренко сказал, что нет плохих учеников, есть плохие учителя. И это правильно. Рождаясь беспомощным младенцем и постепенно вырастая, человек становиться личностью лишь в процессе целенаправленного воспитания и обучения. В процессе воспитания, центральной фигурой является тот, кого воспитывают – воспитанник. Результатом воспитания – развитие личности. Личность – это индивид, обладающий совокупностью социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает прижизненно.

Понятие «субъект» занимает важное место в педагогической науке, поскольку предполагает осознание индивида, изменяющего мир. Субъект - сознательно действующее лицо. Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой деятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Быть личностью означает быть творцом себя и окружающего мира, субъектом деятельности, общения, самосознания и созидания.

Развитие личности – это процесс количественных и качественных изменений в организме и психике человека, это процесс ее духовного становления.

Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность ребёнка формируются через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в ребенке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

Субъект воспитательного процесса — это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности. Воспитание, с философской точки зрения, есть тот аспект взаимодействия людей, спецификой которого является постановка особых — воспитательных — задач, итогом изменение психологических характеристик личности.

Задача воспитания — организовать взаимодействие, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом. Предпосылкой деятельности воспитателя является осмысление обстоятельств, условий, ситуаций, которые он намерен включить в воспитательный процесс, прежде всего со стороны их гуманитарных характеристик, т. е. параметров актуальных отношений между людьми.

Смыслом воспитания является решение гуманитарных задач. Воспитание должно приобщить личность к языку человеческой культуры, ввести в ее силовое поле: должно помочь осознать действительность как мир человека, как взаимодействие людей, как процесс их деятельности, как совокупность ее результатов. Оно должно приучить ребенка видеть в фокусе своего выбора и своих поступков отношение к другим людям. Решая гуманитарные задачи, воспитание подводит личность к осознанию своей уникальности — специфичности существа, обладающего свободной волей и ответственностью; существа, которое может выступить причиняющей силой.

Образ ребенка, образ человека — эти понятия пока отсутствуют в нашей педагогике. Поэтому мы чаще имеем желаемый образ, идеал школьника, а не действительный образ. Каждый учитель видит образ ребенка только через его отношение к учению, т. е. образ ребенка-ученика. Мы видим в ребенке не субъект воспитания, а объект. .

Воспитание — это жизнетворчество. Воспитание — это процесс идентификации личности. Если придерживаться такой позиции, то не возникнет никаких разногласий. Не может быть единых рецептов воспитания.

Становление собственно человека в качестве общественного существа, личности, обладающей сознанием, осознанно воспринимающей окружающий мир и воздействующей на него, связано исключительно с развитием в онтогенезе, причем в условиях общественного существования. Вне общества, без общения с людьми ребенок не может стать личностью, не может развиваться как человек. Это подтверждают время от времени примеры развития детей, попавших по каким-либо причинам в раннем возрасте в стаи животных и оставшихся живыми. Подтверждают это и примеры воспитания слепоглухонемых детей, которые лишены возможности естественного вступления в отношения с другими людьми из-за отсутствия развитых органов чувств, обеспечивающих основную гамму восприятия внешних воздействий, - зрения и слуха. Развитие этих детей фактически полностью определяется степенью компенсации этого недостатка воспитателями. При отсутствии этой компенсации слепоглухонемые дети как существа социальные фактически не развиваются.

Вывод. Таким образом, суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.

Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развития. Каждый воспитатель обязан помнить, что ребенок сложен, интересен и чрезвычайно хрупок. 

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.: Институт практической психологии, 2016.

2. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - Ростов-на-Дону, 2019.

3. БрушлинскийА.В. Психология субъекта. - СПб., 2017.

4. Воспитательная деятельность педагога / Под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М., 2018.

5. Гогоберидзе А.Г., Деркунская ВА. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - М., 2017.

6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 2016.

7. Деркунская ВА. Поддержка детских инициатив как условие воспитания дошкольника как субъекта деятельности и поведения / Педагогическая наука и современное образование: Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции 11 февраля 2016 года. - СПб., 2016.

8. Детская общность как объект и субъект воспитания: Монография / Под ред. Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. - М., 2017.

9. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. -СПб., 2016.

10. Исследование проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве российских городов. Результаты межрегионального исследования / Под ред. А.Г. Гогоберидзе. -СПб., 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика педагогического процесса дошкольной образовательной организации

Диагностика для 2 младшей группы (3-4 года); средней (4-5 лет); старшейгруппы (5-6 лет)....

Доклад тема: «Развитие профессиональных компетенций педагогических работников дошкольной образовательной организации, в том числе работающих с детьми до 3 лет»

компетенций  педагогических  работников дошкольной образовательной организации,       в том числе работающих с детьми до 3 лет»...

Статья на тему:"Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации"

В настоящее время, наиболее ярким, развивающим, интересным, значимым методом, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность – форма организации совместно...

Статья на тему "Адаптация детей к пребыванию в дошкольной образовательной организации в условиях группы кратковременного пребывания"

Смена привычной для ребенка обстановки — это всегда стрессовая ситуация, поэтому первое время посещения ребенком дошкольной образовательной организации (ДОО) также может сопровождаться сложностя...

Доклад на тему: Развитие профессиональных компетенций педагогических работников дошкольной образовательной организации, в том числе работающих с детьми 3 лет.»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Красная шапочка» г. Котовска Тамбовской области          До...

Доклад на тему: Развитие профессиональных компетенций педагогических работников дошкольной образовательной организации, в том числе работающих с детьми 3 лет.»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Красная шапочка» г. Котовска Тамбовской области          До...

Статья на тему: «Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации»

Статья на тему: «Инновационные технологии в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации»...