Педагог как субъект педагогического процесса
статья на тему

Трошина Надежда Александровна

В статье рассматривается профессиональная деятельность педагога в свете традиционного структурно-функционального, профессиографического , культурологического, компетентностного и др. подходов.

Современный воспитатель дошкольного образовательного учреждения — это человек, умеющий профессионально решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности. Это подразумевает наличие субъектной позиции педагога, которая базируется и проявляется в таких личностных качествах, как рефлексивность, смыслотворчество, избирательность, автономность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagog_kak_subekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог как субъект педагогического процесса

Существуют следующие научные подходы к рассмотрению профессиональной деятельности педагога.

1. Традиционный структурно-функциональный подход, когда учеными в структуре профессиональной деятельности педагога выделяются соответствующие функции и умения (В.И. Гинецинский, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.И. Щербаков).

2. Профессиографический подход в исследовании деятельности педагога, в результате которого получается обобщенный портрет профессионала (Е.А. Климов, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин).

3. Подход, при котором педагогическую деятельность анализируют с точки зрения способностей, определяя тем самым комплекс педагогических способностей (Н.А. Аминов, Ф.Н. Гоноболин, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Левитов, Л.М. Митина, М.И. Станкин).

4. Культурологический подход, предполагающий анализ профессионально-педагогической деятельности в системе координат ценностей культуры (Т.Ф. Белоусова, Е.В. Бондаревская, И.П. Раченко).

По целому ряду причин, в основном связанных с процессами модернизации российского образования, особый интерес сегодня вызывает компетентностный подход к анализу педагогической деятельности, рассматривающий ее в контексте решения профессионально-педагогических задач (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, Н.Ф. Радионова, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына и др.). Остановимся на нем подробнее.

В современных психолого-педагогических исследованиях профессиональную педагогическую деятельность принято рассматривать как процесс решения многообразных и разноплановых следующих одна за другой профессиональных задач (И.С. Батракова, Ю.Н. Кулюткин, В.Я. Ляудис, Н.Ф. Радионова, Ю.П. Сокольников, Г.С. Сухобская, Л.Ф. Спирин, А.П. Тряпицына).

В современных условиях профессиональная деятельность педагога претерпела некоторые изменения, связанные с ее структурированием как процесса решения профессионально-педагогических задач. Сместились и акценты в содержании педагогических задач: от передачи знаний, формирования умений и навыков, от педагогического воздействия к созданию педагогических условий, обеспечивающих целенаправленное и эффективное саморазвитие личностей воспитанника и педагога в процессе взаимодействия.

Таким образом, под профессиональной компетентностью педагога понимается интегральная характеристика, определяющая способность или умение решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессионально-педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и склонностей (Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына и др.).

Современный педагог решает пять основных групп задач, опыт решения которых характеризует базовую компетентность современного педагога:

  • видеть ребенка в образовательном процессе;
  • строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования;
  • устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, партнерами образовательного учреждения;
  • создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство учреждения);
  • проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

Таким образом, компетентностный подход к профессионально-педагогической деятельности позволяет рассматривать педагога как человека, умеющего профессионально решать проблемы и типичные задачи в реальных ситуациях профессиональной деятельности. Профессионализм в решении проблем и задач педагогической деятельности подразумевается и определяется, на наш взгляд, прежде всего наличием субъектной позиции педагога и умением применять в решении задач образовательный, профессиональный и жизненный опыт.

Субъектную позицию педагога можно определить как особое развивающееся качество его личностной позиции, которая наиболее полно отражает совокупность личностных проявлений, связанных с осуществлением деятельности на основе индивидуальных смыслов и отношений, с готовностью к выбору, решению и оценке разнообразных жизненных и профессиональных задач.

Субъектная позиция педагога как особое развивающееся качество его личностной позиции:

  • характеризует ценностное, инициативно-ответственное отношение педагога к профессиональной деятельности, ее целям и смыслу, процессу решения задач данной деятельности и результатам;
  • выражается в умении педагога ориентироваться в имеющихся профессиональных возможностях, в желании и умении видеть и определять свои личностно-профессиональные проблемы, находить условия и варианты их решения, оценивать свои профессиональные достижения;
  • проявляется в различных сферах жизни и прежде всего в профессиональной деятельности;
  • выступает предпосылкой и показателем профессиональной компетентности педагога.

Задачи профессиональной деятельности, которые решает современный педагог дошкольного образования. Современный воспитатель дошкольного образовательного учреждения — это человек, умеющий профессионально решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности. Основой профессионализма педагога дошкольного образования является наличие у него субъектной позиции, которая базируется и проявляется в таких личностных качествах, как рефлексивность, смыслотворчество, избирательность, автономность.

В контексте компетентностного подхода к профессиональной деятельности воспитателя детского сада задачи данной деятельности выглядят следующим образом:

♦ Видеть ребенка в образовательном процессе ДОУ — диагностические задачи, решение которых позволяет воспитателю: знать индивидуальные особенности и возможности ребенка; учитывать их в образовательном процессе ДОУ; отслеживать характер изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, характер его продвижения в развитии; определять эффективность влияния реализуемых педагогических условий.

♦ Строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей дошкольного образования, — задачи педагогического проектирования образовательного процесса и его организации, содействующего целостному развитию здорового ребенка-дошкольника.

♦ Устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, партнерами ДОУ — задачи взаимодействия с профессионально-педагогическим и культурным сообществом.

♦ Создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство дошкольного образовательного учреждения) — задачи проектирования и организации развивающей образовательной среды детского сада как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы развития и воспитания ребенка.

♦ Проектировать и осуществлять профессиональное самообразование — задачи развития субъектной позиции воспитателя, обогащения профессиональной компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация акций в ДОУ - одна из форм взаимодействия субъектов педагогического процесса.

В предложенном материале описывается опыт работы педагога-психолога по организации и проведению акций в дошкольном учреждении. Цель акции - создание благоприятного психологического климата в ДОУ, попу...

Консультация для педагогов « Взаимодействие участников педагогического процесса развития детей в свете ФГОС ДО»

« Взаимодействие  участников педагогического процесса развития детей в свете ФГОС ДО»На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образ...

Перспективный план взаимодействия педагогов - участников коррекционно-педагогического процесса

Перспективный план взаимодействия педагогов - участников коррекционно-педагогического процесса на 2015-2016 год...

Ребёнок - дошкольник как субъект педагогического процесса.

Всеми нами любимый Макаренко сказал, что нет плохих учеников, есть плохие учителя. И это правильно. Рождаясь беспомощным младенцем и постепенно вырастая, человек становиться личностью лишь в процессе ...

Интерактивное сопровождение музыкальным руководителем и педагогом-логопедом психолого-педагогического процесса в ДОУ

Предоставленный материал  отвечает на вопросы, связанные  с  совместной работой специалистов  -педагога- логопеда и музыкального руководителя  по коррекции  отк...

Ребенок- дошкольник как субъект педагогического процесса.

Ребенок — уникальная, неповторимая, яркая индивидуальность. Его субъектность и самобытность проявляются в желаниях, интересах, потребностях, избирательном отношении к миру и людям, в конфликтах ...

Статья на тему «Ребенок как субъект педагогического процесса дошкольной образовательной организации»

Жизнь быстротечна и как важно не ошибиться в выборе самого главного - призвания. По пришествию лет могу точно сказать мне повезло и удалось осуществить все свои детские, юношеские мечты и я не разу не...