Преемственность в работе детского сада и школы и успешная адаптация ребенка
статья на тему

Котова Людмила Ивановна

   На сегодняшний день новые формы обретает работа ДОУ со школами. Отношения между ними строятся на основе взаимной выгоды и партнерства. Очень важно, чтобы ребенок был подготовлен к школьному обучению. Так как одной из главных задач дошкольного образования является подготовка  к обучению в школе и успешная адаптация ребенка. Поступление в школу – это, прежде всего, переход ребёнка на качественно-новую ступень своего развития. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребенок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Вопрос готовности выпускников детского сада к учебному виду деятельности и профилактика школьной дезадаптации актуальны как для педагогов, так и для родителей.В учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. Поэтому проблема  воспитания подрастающего поколения и преемственности между дошкольным и начальным образованием, сегодня одна из наиболее актуальных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preemstvennost_dou_i_shkoly.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность в работе детского сада и школы и успешная адаптация ребенка

   На сегодняшний день новые формы обретает работа ДОУ со школами. Отношения между ними строятся на основе взаимной выгоды и партнерства. Очень важно, чтобы ребенок был подготовлен к школьному обучению. Так как одной из главных задач дошкольного образования является подготовка  к обучению в школе и успешная адаптация ребенка. Поступление в школу – это, прежде всего, переход ребёнка на качественно-новую ступень своего развития. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребенок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Вопрос готовности выпускников детского сада к учебному виду деятельности и профилактика школьной дезадаптации актуальны как для педагогов, так и для родителей.

   В учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. Поэтому проблема  воспитания подрастающего поколения и преемственности между дошкольным и начальным образованием, сегодня одна из наиболее актуальных.

   В нашем детском саду большое значение придают подготовке детей к обучению и успешной адаптации в школе. Приоритетным направлением видится реализация личностно-ориентированного подхода к развитию ребенка в условиях ДОУ через освоение программ и новых педагогических технологий. Педагогический коллектив стремится развить всесторонне гармоничную личность, дав ей широкое образовательное содержание: изобразительное искусство, музыка, художественная литература математика и другое. Модель выпускника видится как всесторонне развитая целостная личность, к которой стремится наш педагогический коллектив. Мы ориентируем свою работу на интересы ребенка, на развитие его способностей, с той целью, чтобы наши воспитанники поступали в гимназии, лицеи.

   Подготовка детей к школе, определяется   разнообразными навыками и умениями, которые помогают овладевать им  школьными предметами.  При проведении различных мероприятий         необходимо учитывать физиологическое и психологическое состояние дошкольника, чтобы он безболезненно мог привыкнуть  к школьному распорядку.

   В детском саду непосредственно-образовательная деятельность (НОД) – форма взаимодействия воспитателя с детьми, при которой педагог предлагает определенное образовательное содержание. Дети общаются, спорят, отстаивают свою точку зрения, доказывают. Активность ребенка это основа развития – знания осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом, а образовательная деятельность – компонент учебной деятельности, способствует развитию коммуникативных способностей у детей.

Для решения задач качественного сопровождения образовательного процесса и оказания помощи педагогам и родителям, учителям мы  объединили всех специалистов ДОУ и создали службу психолого-медико-педагогического сопровождения.

   В попытке найти оптимальный способ создания единого информационного пространства, специалистами нашего детского сада была разработана индивидуальная карта развития ребенка – документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике. Цель использования карты – выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных  особенностей воспитанника, уровня психического развития,  усвоения программного материала и как результат -  проектирование индивидуального образовательного маршрута в рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения.

   Индивидуальная карта развития заполняется на каждого воспитанника на протяжении всего периода посещения дошкольного образовательного учреждения специалистами, которые ведут образовательную, коррекционно-развивающую работу с ребенком. В карту вносятся показатели развития на начало и конец учебного года, рекомендации специалистов по проектированию индивидуального образовательного маршрута.

  Система комплексного сопровождения детей позволяет выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности.  Для того чтобы при переходе ребенка из детского сада в школу не затянулась адаптация, которая неизбежно ведет к таким проблемам как потеря любознательности, проблемы взаимоотношения в коллективе со сверстниками, взрослыми, а также неуспешности в обучении передается карта развития ребенка в школу, чем предотвращаются возможные негативные последствия.

    Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы.

   Для реализации  плана работы со школой по преемственности необходим ряд условий: высокопрофессиональные специалисты, специально организованная развивающая среда, методическое обеспечение, сотрудничество детского   сада   и школы.

   Цель работы ДОУ по осуществлению преемственности со школой:  подготовка детей к обучению в школе и успешная адаптация ребенка.

           Задачи: физическое развитие и укрепление здоровья детей;

последующая успешная адаптация детей к школе; развитие коммуникативных качеств личности; педагогическое обучение родителей: их психическая подготовка к учебе детей в школе; интеллектуальное развитие.

   Этапы работы по осуществлению преемственности ДОУ со школой: заключение договора о совместной работе ДОУ со школой, планирование совместных со школой мероприятий, диагностика и коррекция развития детей, анализ школьной успеваемости выпускников ДОУ

  Основная цель сотрудничества ДОУ и школы: установление единства стремлений и взглядов, выработка общих целей и  задач на воспитательный процесс  между детским садом, семьей и школой.

  Важнейшим условием эффективности работы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности. В план работы ДОУ со школой входит: странички на сайте детского сада «Для вас родители, будущих первоклассников», круглый стол «Совместная работа специалистов ДОУ и ОУ по подготовке детей к школе», выступление учителей на родительских собраниях в ДОУ, совместные выставки, ознакомительные экскурсии, семинары–практикумы, тематические встречи и другие мероприятия.

   Вывод: начинать фоpмиpование школьной готовности необходимо как можно раньше. Подготовка к школе должна носить систематический, планомерный и целенаправленный хаpактеp, при этом особое внимание необходимо уделять фоpмиpованию начальных форм учебной деятельности, адекватного отношения к школе и учению, развитию важных качеств, обеспечивающих эффективное усвоение учебного материала.

   По определению Д.Б.Эльконина – дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов также имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.

      Список литературы:

  1. Н.А.Виноградова «Семейные и родительские клубы в детском саду». М: Творческий Центр, 2012.
  2. В.И.Логинова Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду.- Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2000.
  3. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991.
  4. Особенности психического развития детей 6–7–летнего возраста./Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. –М.: Педагогика, 1988.
  5. Запорожец А.В. Интеллектуальная подготовка детей к школе. Дошкольное воспитание, 1977, №8.
  6. Меттус Е.В. «Программа «Преемственность. Адаптация»». (Научно – практический журнал «Завуч начальной школы» №1 2010г.).
  7. «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
  8. «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Доклад "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"...

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Выступление из опыта работы по преемственности детского сада"Радуга" и школы по вопросу успешной адаптации детей к школьному обучению....

«Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению»

Подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилась в подгонке социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям и особенностям школы, что привело к вытеснению в детском саду специ...

Презентация "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"

Цели:-познакомить детей с учебным заведением;- расширять представления о дальнейшем обучении;-формировать элементарные знания о специфике школы;-Познакомить детей с директором школы, с учителями и уче...

Практико-ориентированная работа «Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию»

Практико-ориентированная работа «Преемственность  в  работе  детского  сада  и  школы  как  условие  успешной  адаптации  детей  ...