Мастер - класс: поисково-исследовательский, краткосрочный проект в подготовительной группе «Играем в учёных»
опыты и эксперименты (подготовительная группа) по теме

Тема проекта "Наука  и техника", мастер - класс "Играем в учёных"

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Основываясь на комплексно - тематическом принципе построения образовательного процесса, хочу поделиться краткосрочным проектом в нашей группе «Играем в учёных». Тема проекта «Наука и техника» по графику годового планирования.

Актуальность проекта

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.                                                              В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка.  Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, тема этого проекта очень актуальна.

  1. Цели и задачи проекта.

Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи проекта: Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;                     Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством.                                                         Участники проекта: воспитатель группы, дети 5 -7 лет, родители воспитанников.

  1. Понятие «детское экспериментирование»  предложено академиком  Н.Н. Поддьяковым, представлено на экране.  Другими словами,  мы можем сказать, что детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.
  2. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования дошкольник
    получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.    

     Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа. Связь экспериментирования с ИЗО тоже двустороння и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.

  1. Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Углубленная работа по организации познавательно-исследовательской деятельности детей дала положительные результаты. Мы не ожидали такого интереса, такого отклика каждой семьи к этой теме. Приняли участие все. Дома родители с детьми проводили опыты на разнообразные темы, зарисовывали,  составляли алгоритм проведения, подготавливали материал ( шарики, яйца, свечи,  магниты, …)Родители спрашивали: «Получился ли опыт у моего ребёнка?»,  «Какой опыт был самым интересным?». Но самое интересное, многие до сих пор продолжают рассказывать, какие ещё опыты  они провели дома.
  2. Конечно, такой интересный проект не укладывается в рамки двух недель. Нам, как творческим людям, хочется продолжать и развивать эту тему. Впрочем, что мы и делаем, т.к. познавательная активность наших детей на высоте, грустить нам не приходится. Мы знаем, что мы должны развивать тему, исходя из интересов ребёнка, но это не всегда получается. Я хочу рассказать о самых интересных опытах. Вот, например, говоря о планете Земля, рассматривая глобус, последовал вопрос:  «А что внутри?» Посмотрите на слайд, что у нас получилось, легко и доступно возрасту детей.
  3. Начиная проводить опыты,  мы с ребятами обсудили правила безопасности и зарисовали их, поместив в книгу опытов. И я создала подборку правил работы с водой, песком, стеклом в стихотворной форме.
  4. Проводя эксперимент – наблюдение за всходами различных семян, мы решили их посадить в необычную субстанцию - вату. Детских вопросов  последовало много,  и мы посадили те же семена и в землю. В земле всё же всходы появились быстрее. Внесение игрового момента в обучение усиливает интерес детей к проведению исследований  (нарисовали глазки, поставили на скейтборд).
  5. Опыт «волшебное яйцо» стал двойным и совсем не запланированным. Кира хотела нам показать отличие сырого яйца от варёного, но когда стала крутить, сырое яйцо раздавила. И каково же было её удивление, что яйцо внутри жидкое и такое хрупкое.
  6. Опыт с магнитом был очень правильный и научный, с доказательствами и рассуждениями.
  7. Опыт с яблоком возник во время падения яблока у ребёнка, таким образом,  мы познакомились с учёным Ньютоном. Дети попотбрасывали   тогда много предметов, поразвлекались…
  8. Фиксация  результатов опытов и наблюдений. Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения используется, в основном, зрительная память. При фиксации же наблюдений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. У нас дети фиксировали результаты поочерёдно, приносили свои опыты с готовым результатом. И как итоговый результат,  мы создали книгу опытов.
  9. Наша книга опытов продолжает пополняться. Она состоит из опытов, созданных детьми в семье, и опытами, проведёнными в группе.  Все опыты представить в презентации не было возможности (всё не зафотографируешь)  в принципе, это и не нужно. Это были опыты с увеличительным стеклом и пылью, тонет – не тонет, кошкин язык, расчёска притягивает фольгу, таинственное письмо (со свечой), вода склеивает,  звёзды светят всегда, воздушный шарик и иголка, объём лёгких и др.
  10. Предлагаем Вашему вниманию литературу по теме.
  11. И наша лаборатория: коллекция камней, перьев птиц, ракушек, тканей, пуговиц, гербарий с нашего участка. Подборка семян, круп, косточек. Различные баночки, трубочки, приборы- измерители.
  12. В заключение хочу поблагодарить за проявленный интерес . Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект в подготовительной группе детского сада

Творческое наследие А. С. Пушкина является живым достоянием нашей современности, оно раскрывается в наши дни во всем своем величии и многообразии. Сегодня поэзия Пушкина воспринимается как неотъемлема...

Краткосрочный проект в подготовительной группе на тему "Первые цветы".

Краткосрочный проект  в подготовительной группе на тему "Первые цветы"....

Краткосрочный проект в подготовительной группе "Моя семья"

Краткосрочный проект в подготовительной группе "Моя семья"...

Космос - краткосрочный проект для подготовительной группы

Несколько лет назад мало кто из вчерашних мальчишек мало кто не хотел стать космонавтом.Эта мечта совсем неактуальна для современных детей.Между тем ,космические пираты,звездные войны и другие ...

Мастер-класс «Поисково-исследовательская деятельность как метод познания физических явлений»

laquo;Поисково-исследовательская деятельность как метод познания физических явлений»...

Краткосрочный творческий проект в подготовительной группе «Играем вместе!»

laquo;Недаром дети любят сказкуВедь сказка тем и хороша,Что в ней счастливую развязкуУже предчувствует душа…»...