Мастер-класс «Поисково-исследовательская деятельность как метод познания физических явлений»
методическая разработка

Коннова Раиса Васильевна

«Поисково-исследовательская деятельность как метод познания физических явлений»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_konnova_r.v.docx30.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад»

Первомайского района Тамбовской области

                         Мастер-класс

«Поисково-исследовательская деятельность как метод познания физических явлений»

                                             Подготовила:

воспитатель

I квалификационной категории

МБДОУ «Первомайский детский сад»

Коннова Раиса Васильевна

2016 год

Тема: «Поисково-исследовательская деятельность как метод познания физических явлений»

Цель: создание условий для осмысления, систематизации и осознаний педагогами роли экспериментирования в развитии познавательной активности детей.

Задачи:

  1. Способствовать повышению уровня профессиональной компетентности воспитателей.
  2. Познакомить с опытом работы по внедрению экспериментирования в образовательную деятельность ДОУ.
  3. Показать технологии активизации поисково-исследовательской деятельности на примере знакомства дошкольников с физическими явлениями с использованием предметных и графических моделей.

Форма: практическое занятие.

Оборудование: мультимедийное оборудование, магнитная доска, магниты, модель-стрелка, кружки, колечко, презентация, стойка для микрофона, микрофон.

Ход мастер-класса

Организационный момент.

Игра «Связующая нить». 

Цель: создание работоспособности, позитивного настроения и сплоченности группы.

Участники становятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок, здоровается со всеми и передает клубок соседу. Тот, к кому попал клубок, приветствует всех и передает его следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью.

«Слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы — единое целое в этом мире...».

Думаю, что Вы со мной согласитесь. Каждому из нас хотелось бы видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими решать возникающие проблемы, творческими личностями. Дошкольники  сами по себе уже являются исследователями. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «Почему? Сколько? Как?»

Не секрет, что ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Перед нами педагогами стоит вопрос: «Как привлечь детей к поисково-исследовательской деятельности?»

Сейчас предлагаю Вам отправиться в сказку «Репка» и надеюсь на Вашу помощь. На обратной стороне стрелки обозначена Ваша роль в сказке. По ходу рассказывания сказки Вам будет  необходимо разместить стрелку на доске.

Сказка начинается:

Дед и баба жили-были.
Славно жили, не тужили.
С ними вместе кров делили:
Кошка, внучка,
Мышь, да Жучка.

Вот сказал однажды дед:
«Дабы вкусный был обед,
Что тут думать и гадать,
Надо репку нам сажать!
Разошлись все, кто куда
И нашли себе дела.
Дед пошёл копать, сажать,
Удобрять и поливать.
Подрастающую репку
Холил и лелеял дедка!
Всех размером удивляя,
Репка выросла большая!
Вот тянуть подходит дед,
Только сил у деда нет,
«Ох-ох-ох!» - запричитал
И жену в подмогу взял:
«Ты хватайся за бока,
Что есть сил тяни меня!»
Бабка - за дедку, дедка - за репку… 
Результата не видать,
Стали внучку в помощь звать:
«Рекордсменка наша репка
В землю села очень крепко!»
Внучка – за бабку, бабка - за дедку, дедка- за репку…
«Нет, не справимся втроём,
Может, Жучку позовём?
Жучка, косточку бросай,
Репку вытянем давай!»
Жучка – за внучку, внучка – за бабку, бабка - за дедку, дедка - за репку…
«Нам не вытянуть без кошки,
Пусть поможет нам немножко!»
Впятером уже умело
Принялись они за дело.
Кошка - за Жучку, Жучка - за внучку, внучка – за бабку, бабка - за дедку, дедка - за репку…
Вытянут уже вот-вот
Столь упрямый корнеплод!
Мимо мышка пробегала,
Кошка мышку увидала:
«Погоди, не убегай!
Нас, подружка, выручай!»
Дед промолвил: «Взялись дружно,
Вытянуть нам репку нужно!»
Мышка – за кошку, кошка - за Жучку, Жучка - за внучку, внучка – за бабку, бабка - за дедку, дедка - за репку…   Вытянули репку.

Вопрос. Почему дед не смог один вытянуть репку? (Ответы педагогов…)

Давайте ответ на вопрос рассмотрим на модели.

Вопрос. – Что, по Вашему мнению, изображает стрелка? (Ответы…)

Стрелка изображает направление силы.

Вопрос. Что же так крепко держит репку? (Ответы…)

Да, репка сидит крепко. (Размещаю стрелку) 

У репки действительно есть своя сила, имеющая и свое направление.

Но определенную силу имеет каждый герой сказки. Однако в отдельности этой силы недостаточно, чтобы преодолеть силу репки.

Вопрос. Что же нам помогло её преодолеть? (Ответы…..)

Вывод. Да, одновременное действие на репку нескольких сил помогло ее вытащить. Общая действующая сила стала больше силы репки. (Сравниваю стрелки)

Итак, обрадовались наши герои и решили везти репку на базар. Погрузили ее на машину и сами в нее сели. (Расположить прямоугольник за стрелками, круг убирать)

Эксперимент с кольцом. Показ, что под действием силы тяжести, скорость движения уменьшается.

Но, беда, машина то, не тронулась с места.

Вопрос. Почему? (Ответы…..)

Машина перегружена.   Что же делать?

Слез дед – не едет машина (убирается стрелка), слезла бабка – стоит машина (убирается стрелка). Стали они по очереди слезать. (Убираются стрелки по очереди) Одна мышка осталась. Она то и поехала на базар.

Вопрос. - Почему она одна отправилась на базар? (Ответы…)

Какой стрелкой обозначим скорость движения машины? (Располагаем стрелку )

Вывод. Мы выбрали большую стрелку. Скорость  движения машины зависит от веса.

Итак, на чем мы остановились…  Ах, да приехала мышка на базар продала репку  и пошла посмотреть, кто, чем торгует, кто что покупает. Видит, медведь огромную бочку меда купил. Тащит ее на себе, надрывается – уж больно тяжело. Поставил ее на землю, решил толкать впереди себя. (Располагаю на доске круг)

Вопрос. Как,  по Вашему мнению, движется ли бочка? (Ответы…)

Вывод. Вес бочки оказался больше  силы медведя.

Вопрос. Как схематично мы можем изобразить это? (Обозначаем стрелками вес и силу)

Мышка, подойдя поближе, и говорит медведю.

- Я, тебе Михайло Потапыч, совет дам. А уж ты меня за это медком угости. «Ну,  уж так и быть угощу. Помоги бочку домой дотащить!»

- Не нести ее надо, не волоком тянуть, а…

Вопрос. Какой совет дала мышка? Покажите с помощью бочонка.

Вывод. Качение  - это самый легкий способ перемещения груза. Округлые предметы под воздействием определенной силы катятся. Поэтому перевернул медведь бочку и покатил вперед себя.

Вопрос. Давайте вместе обозначим это на схеме.

Медведь потом от души угостил мышку. Вернулась она домой и все были довольны.

 Вот и сказке конец, а кто помогал нам – молодец!

Вопросы для рефлексии:

Что Вам больше всего понравилось в нашей встрече?

Что нового Вы для себя узнали?

Возник ли у вас интерес к использованию в практике поисково-исследовательской деятельности с дошкольниками?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для воспитателей "Экпериментирование как эфффективный метод познания окружающего мира"

В настоящее время в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познание закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.Слово «эксперимент» прои...

Мастер-класс «Использование поисково – исследовательской деятельности в интеграции областей » для детей старшего дошкольного возраста.

Мастер-класс «Использование поисково – исследовательской деятельности в интеграции областей »для детей старшего дошкольного возраста. Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов...

Мастер-класс для педагогов: "Нетрадиционные формы и методы физического развития дошкольников".

Мастер -класс для педагогов по теме : "Нетрадиционные формы и методы физического развития дошкольников. Цель6 Разучить упражнения СУ-Джок терапии, кинезиологической гимнастики, саммомассаж, ...

Мастер-класс «Организация образовательного события с использованием метода «Детское экспериментирование» в познании мира ребенком дошкольного возраста»

Мастер-класс «Организация образовательного события с использованием метода «Детское экспериментирование» в познании мира ребенком дошкольного возраста»...

План-конспект мастер класса по теме:«Зарядка по Норбекову-метод физического совершенствования здоровья и профилактики заболеваний»

План-конспект мастер класса по теме:«Зарядка по Норбекову-метод физического совершенствования здоровья и профилактики заболеваний» Составитель: Петренко Наталья ВалерьевнаФорма ...

Мастер-класс «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» для педагогов и родителей

Цель: представить опыт работы  по познавательно-исследовательской деятельности с   детьми дошкольного возрастаЗадачи: Познакомить педагогов с исследовательской деятельностью в ДОУ,...