Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения (реферат)
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Борщева Галина Анатольевна

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Проблема адаптации детей второго – третьего года жизни к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. От того, как  пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психологическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_adaptatsiya.docx36.81 КБ

Предварительный просмотр:

       

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

 (реферат)

Исполнитель:

Борщева Галина Анатольевна,

 воспитатель МБДОУ «Детский сад № 97» г.Новокузнецка        

Новокузнецк -2016

                                                    Содержание

Введение        3

1.Особенности адаптации в раннем возрасте                                                        4

2. Организация предметно-развивающей среды        9

3. Принципы создания предметно-пространственной среды в ДОУ        11

Заключение        14

Список использованной литературы        15

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Проблема адаптации детей второго – третьего года жизни к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. От того, как  пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психологическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей так и для взрослых, родителей и воспитателей. Когда малыш впервые приходит в детский сад, он попадает в новые для него условия. Меняются режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приёмы, характер общения, незнакомые сверстники, поэтому проблема адаптации ребёнка к детскому саду является ведущей.

Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребёнок к жизни в организованном детском коллективе.

К основным критериям адаптации относятся:

-поведенческие реакции;

-уровень нервно-психического развития;

-заболеваемость и течение болезни;

-главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

Различают три степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:

  1. лёгкая адаптация: ребёнок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течение 1-2 недель. При ознакомлении с окружающим, легко включаются в предметную, самостоятельную деятельность или игру. В игре могут играть как самостоятельно, так и со сверстниками. Быстро устанавливают контакт со взрослыми. Могут занять себя содержательной игрой, не чувствуя себя беспомощными, так как самостоятельны, навыки самообслуживания сформированы. В течение дня смеются, ликуют, поют, радостно бегут навстречу сверстникам, воспитателям;
  2. средняя адаптация: в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность, беспокойность сна. Этот период длится 20-40 дней. Дети этого уровня характеризуются привыканием к ДОУ, адекватным поведением: наблюдают

за действиями взрослых и сверстников, сторонятся их, в последствии подражают им, в первые дни плачут, вспоминают родителей после их ухода, а в течение дня играют со сверстниками, общаются со взрослыми. У таких детей сформированы навыки самообслуживания, они ищут контакты со сверстниками, спокойны, активно играют;

  1. тяжёлая адаптация: длится от 2 до 6 месяцев. Ребёнок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки: грызение ногтей, сосание пальца. Дома у них выраженное отрицательное, негативное отношение к воспитателю и сверстникам, мал опыт общения, они находятся на попечении всех родных по очереди, поэтому не привыкли самостоятельно занять себя ни на минуту. Требуют к себе постоянного внимания со стороны воспитателя, не замечают сверстников, к тому же в силу своего возраста сверстники не могут ярко продемонстрировать своё положительное отношение к ним, уровень игровых умений не высок, низкий уровень сформированности самостоятельности, в течение дня практически не меняется эмоциональное состояние (бездеятельность, плач, требуют утешения, безучастно сидят, с детьми в контакт не вступают).
  2. очень тяжёлая адаптация: около полугода и более. Встаёт вопрос - стоит ли ребёнку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребёнок.

Как бы мы ни готовили ребёнка к яслям, всё равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Это проявляется в отказе от пищи, негативном эмоциональном состоянии, ухудшении самочувствия (может наблюдаться повышение температуры). Малыш беспокойно спит или не спит вообще, мочится в постель, жмётся к взрослым или, наоборот, отказывается от контакта с ними, вздрагивает во сне, становится беспричинно обидчивым, теряет приобретённые ранее умения, худеет. Всё это может отразиться на его здоровье.

Влияет на адаптацию тип темперамента ребёнка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, подстёгивают (причём не только в садике, но и дома тоже), не давая возможности побыть самим собой.

Важен и вопрос организации периода адаптации. Так, проведение приёма детей в ДОУ заранее - весной - даёт возможность реализовать назначение, которое родители получили от воспитателя и педагога- психолога и таким образом приблизить домашние условия к условиям детского сада.

В детском учреждении воспитатель ведёт наблюдение за каждым ребёнком, фиксируя результаты в листах адаптации под наблюдением психолога и врача. В периоде адаптации также очень важны комплексные оздоровительно - воспитательные мероприятия (утренняя зарядка, физкультурные занятия, музыкальные занятия, рисование красками). Процесс адаптации управляем, и даёт свои положительные результаты.

При нормальной адаптации у ребёнка быстро восстанавливаются поведенческие реакции (примерно через 2-3 недели), не отмечается задержки нервно-психического развития, он не болеет или болеет всего один раз , не более недели, без осложнений; увеличение длины и массы тела соответствует возрастным показателям. Даже если адаптационный период проходит гладко, ребёнок с удовольствием ходит в детский сад, не заболевает, это значит, что детский сад не является нагрузкой. Большое количество информации, новых условий, даже если они принимаются положительно, всё равно тяжело. Поэтому посещение детского сада в течение первых двух месяцев должно происходить в индивидуальном режиме. Лучше всего, если увеличение времени, проводимого ребёнком в детском саду, будет идти вслед за желаниями ребёнка!

При отработке системы управления процессом адаптации используются следующие варианты адаптационного воздействия, зависящие от степени активности воспитанников:

1) усвоение и подчинение распорядку дня;

2) обновление предметно-развивающей среды;

3) создание устойчивых ритуалов и традиций как важных факторов ускорения

 приспособляемости ребёнка.

Чтобы обеспечить постепенный переход ребёнка из семьи в дошкольное учреждение, работа проводится в несколько этапов.

Этап 1. Подготовительный (апрель-май).

Работа с родителями:

  1. знакомство с группой во время постановки на очередь;
  2. ознакомление с условиями пребывания в детском саду, характеристикой возрастных возможностей, показателями развития детей раннего возраста;
  3. анкетирование;
  4. знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение:
  • состояние здоровья;
  • уровень развития;
  • коммуникабельность;
  • сформированность предметной и игровой деятельности;
  • наличие навыков самообслуживания;
  1. предварительное знакомство с детьми группы, посещение группы родителями вместе с детьми.

Анкетирование родителей по определению готовности поступления ребёнка в детский сад.

Этап 2. Наблюдений (июнь-август):

  1. поэтапный приём детей в группу;
  2. постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;
  3. наблюдение за поведением детей;
  4. консультирование родителей;
  5. разработка индивидуального режима для каждого ребёнка;
  6. оформление листов адаптации.

Этап 3. Анализ и выводы (сентябрь-октябрь).

  1. Обработка результатов:
  • анализ адаптивных листов;
  • анализ листов диагностики.
  1. Выявление детей с тяжёлой степенью адаптации.
  2. Индивидуальная работа с детьми.
  3. Рекомендации родителям.

Во время первой встречи с родителями ставится ряд целей:

  1. в индивидуальных беседах выяснить условия жизни ребёнка дома, получить сведения о состоянии его здоровья, привычках, особенностях характера, режиме, взаимоотношениях между взрослыми членами семьи; предложить заполнить анкеты;
  2. рассказать о задачах работы группы, познакомить с программой воспитания и обучения, по которой работает детский сад; помочь родителям осознать важность обучения и развития ребёнка, необходимость его социализации в среде незнакомых взрослых и сверстников;

  1. познакомить их с сотрудниками дошкольного        учреждения, которые

будут работать с детьми;

4) рассказать о режиме дня и расписании занятий в группе.

            Во время второй встречи с родителями нужно разъяснить значение режима дня, ритмов сна, активного бодрствования, прогулок. Уточнить пожелания по вопросам питания ребёнка, формирования навыков самообслуживания и культурно гигиенических навыков. Ознакомить с памяткой для родителей.

В целях сокращения адаптационного периода ребёнка проводится День открытых дверей для родителей. Данный вид работы формирует у родителей доверие к общественной системе воспитания, сознание необходимости социализации ребёнка. В течение дня родители могут пронаблюдать организацию ухода за детьми в группе, увидеть, какие навыки самообслуживания есть у детей, уже давно посещающих дошкольное учреждение, заметить, насколько они смелее, увереннее, общительнее новеньких. Родители смогут заметить разницу в семейном и общественном воспитании и учесть это при воспитании своего ребёнка. В этот день родители не только наблюдают, но и перенимают приёмы и методы, которыми пользуется воспитатель, знакомятся с методикой организации сна, кормления, туалета детей в группе и переносят это в семью.

       

                 

Организация предметно-развивающей среды.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.

  Существуют различные определения развивающей обучающей или развивающей предметной среды.

В методических рекомендациях С.Л. Новоселовой приводится следующая терминология.

  Среда – предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

  Среда – система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.

  Среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

  В исследованиях В.А. Ясвина развивающая образовательная среда – та, которая «способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса».

  Развивающая предметная среда – совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка.

Главная роль в становлении личности ребёнка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым. От того, насколько они смогут окружить малыша вниманием и любовью, создать необходимые условия для его развития, зависит дальнейшая жизнь дошкольника.

В этот период маленький человек активно познаёт окружающий мир, осваивает способы действий в быту, игре, на занятиях.

Результатом накопленного опыта становятся сюжетно отобразительные игры, а важнейшее достижение этого возраста - овладение активной речью.

Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно - развивающая среда. Правильно организованная, она помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребёнка, создать эмоционально правильную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры - занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.

Стратегия и тактика построения предметно - развивающей среды в ДОУ определяется особенностями личностно - ориентированной модели воспитания и формирует чувство психологической защищённости каждому воспитаннику.

Модель развивающей среды в период адаптации базируется на двух идеалах:

1)        детский сад - это второй дом для малыша;

2)        специально организованная среда для игр и отдыха, для занятий и разнообразной доступной этому возрасту деятельности.

Интерьер групповой комнаты должен напоминать образ дома. Разнообразная крупногабаритная детская мебель, ванночка для купания куклы - голыша, большой тёплый ковёр на полу; раздевалка украшена яркими рисунками персонажей из детских сказок, мультфильмов, яркость и запоминаемость интерьера помогает скрасить момент расставания с родителями.

Удобные, красочно оформленные групповые помещения, наличие уголков природы увлекают вновь пришедшего малыша.

В целях организации разнообразной деятельности создаются различные зоны в групповом помещении.

Принципы создания предметно-пространственной среды в ДОУ.

Оборудование детских помещений позволяет реализовать организацию воспитания ребенка раннего возраста на научной основе по следующим принципам:

1. Принцип обеспечения здорового образа жизни и физического развития

Оборудование группы мебелью и пособиями должно отвечать задачам развития всех систем организма, повышению двигательной активности, своевременному овладению ведущими навыками, способствовать охране нервной системы ребенка.

2. Принцип обеспечения воспитания и развития ребенка в условиях детского сообщества

Интерьер группы должен быть рассчитан на одновременное присутствие 10–15 детей младенческого, раннего возраста. При этом должны быть учтены нормальные условия жизни как для одного отдельного ребенка, так и для группы детей в целом.

3. Принцип обеспечения педагогического процесса в условиях общественного воспитания

Оборудование группы должно способствовать соблюдению условий жизни малышей, входящих в одну группу, но живущих по разным режимам соответственно их возрасту и состоянию здоровья. Способствовать методам последовательности и индивидуальной постепенности в обслуживании детей, возможности индивидуального общения с одним ребенком в системе работы с группой детей в целом.

4. Принцип надежности и безопасности

Интерьер группы должен включать предметы мебели и оборудования, конструкции которых обеспечивают надежность и безопасность их использования для маленького ребенка: исключены случаи падения с высоты, выпадения с боковых поверхностей изделий, удары и ушибы в результате неустойчивости последних, травмирование об острые углы и т.п.

5. Принцип гигиенического соответствия

Предметы мебели и оборудование должны быть выполнены из экологически чистых материалов, иметь водоотталкивающее покрытие, при гигиенической обработке не терять структуры материалов, из которых они изготовлены, и не деформироваться.

6. Принцип эргонометрического соответствия

Предметы мебели и оборудование должны быть выполнены на основе размеров, утвержденных Министерством здравоохранения России для детей первых лет жизни. Современные, новые конструкции изделий, а также образцы зарубежного производства должны соответствовать эргонометрическим возрастным показателям, утвержденным в качестве государственного стандарта.

7. Принцип вариативности.

Предметы мебели и оборудование должны быть удобны для ребенка, создавать ощущение комфорта. В их конструкции должен быть заложен принцип вариативности, позволяющий в случае необходимости изменять пространственные характеристики изделий в секциях. Принцип вариативности позволяет менять размеры частей изделий по мере роста и взросления малышей.

8. Принцип гарнитуры

Необходимо комплектование всех изделий, входящих в один гарнитур, по стилю, цветовому решению, обеспечение сочетаемости предметов мебели, их секционного перестроения соответственно техническим характеристикам. Важна и сочетаемость предметов мебели с общим убранством группового помещения.

9. Принцип рациональности

Оборудование и мебель должны быть выполнены по принципу рационального использования, облегчающего труд персонала, обслуживающего одновременно 10–15 детей раннего возраста. Любое изделие, входящее в комплект оборудования, должно быть рационально расположено для работающего взрослого.

10. Принцип складирования.

Оборудование должно быть легким в использовании, с одной стороны – обладать устойчивостью, с другой – мобильностью: в случае перемещения должно иметь держатели или какие-либо устройства, которые позволяли бы стационарно фиксировать предмет к стене, к какой-либо поверхности и в случае необходимости легко открепляться и перемещаться.

Все части гарнитурного комплекта должны хорошо складироваться в случае переезда или перемещения из группы в группу.

11. Принцип «общего» и «единичного» в подборе и использовании

При разработке интерьера групп раннего возраста обслуживающий персонал может использовать иностранные образцы изделий или образцы фабрик местного производства, т.е. осуществлять как бы «частный» подбор оборудования. Допустимы творческие разработки практического характера, различные усовершенствования изделий, поиск их оригинального использования, т.е. то, что делает неповторимым интерьер отдельной группы или детского учреждения в целом.

12. Принцип возрастного и гендерного соответствия.

Остановимся на этом принципе подробнее. Как бы ни была красива групповая комната, но если она организована без учета возраста детей и задач воспитания, т.е. без функциональной направленности, – в ней не создана развивающая среда для малышей. Конкретная игровая среда, чтобы быть действительно развивающей, должна «настраиваться» на конкретную группу детей. Иными словами, сколько игрушек и какие уголки должны быть в группе, нужно каждый раз решать заново.

                                               

                                                  Заключение.

Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. А это совсем не просто. Очень важно, чтобы родители в этот период относились к ребенку очень бережно и внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с капризами.

Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.

                                                       

                      Список использованной литературы:

                               

  1. Алямовская В. Г. Ясли – это серьезно. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 144с., илл.
  2. Печора К. Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк, учреждения. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 172с.

      3. Русаков А.С. Адаптация ребёнка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера 2010. – 128с. (илл.)

4. Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика. рекомендации/ авт. – сост. Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2010. – 188с.

5. Мочалова О.Л. Адаптация детей к ДОУ, Ребенок в детском саду, №4, 2006г.

6. Теплюк С.Н. Улыбка малыша в период адаптации, Дошкольное воспитание №3, №4, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические   аспекты адаптации детей  раннего  возраста  к условиям  дошкольного  образовательного учреждения  в зависимос

Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические   аспекты адаптации детей  раннего ...

Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...

Проект педагогической деятельности по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. «Адаптация без слез».

Адаптационный проект «Адаптация без слез» для детей раннего возраста с 1,5-3 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста....

Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Родительское собрание в группе раннего возраста«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»...

Проект педагогической деятельности по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. «Адаптация без слез».

       Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в...