Сказка и любимый персонаж в картине мира ребенка
статья на тему

Тимошенко Анастасия Александровна

Любимая сказка помогает лучше понять внутренний мир ребенка, однако, как и любой проективный диагностический инструментарий, имеет несколько вариантов толкования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_i_lyubimyy_personazh_v_kartine_mira_rebenka.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка и любимый персонаж в картине мира ребенка
Н.В. Солнцева, А.А. Тимошенко (Бобурова)

Сказка — язык ребенка, понятный и доступный ему, что помогает легче познать этот мир, помогает в обучении. «Рассказы, сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг о друга. Если взрослые хотят приобрести какие-либо знания, у них есть ряд средств для этого: ответ можно найти в книгах, обратиться за помощью к друзьям или специалистам. Детям же недоступны данные способы. Ребенок приобретает знания посредством игр и воображения.» (Бретт, 1997, с. 8)
Какое место занимает Сказка и Любимый персонаж в картине мира ребенка и с чем в его картине мира действительно связаны эти категории? «Ребенок в силу того, что он ребенок, совершенно иначе воспринимает и взаимодействует со сказкой, чем взрослый. Процесс взаимодействия ребенка со сказкой закрыт от простого наблюдения взрослого.» (Беттельхейм, 1998, с. 58).

Для понимания представлений ребенка о Сказке и Любимом персонаже в различных возрастных группах использовался «Символический анализатор мира» А.М. Парачева (1998), который представляет собой модифицированный вариант «Цветового теста отношений» и позволяет выявить неосознанное отношение к различным категориям в общей структуре картины мира.

В методике использовалось 35 различных понятий относящихся к следующим метакатегориям: ценности, отношения, события, стратегии поведения, эмоциональные состояния, временная шкала. Полученные результаты преобразованы в таблицу рангов, на основе степени предпочтения каждого из цветов, и проведен кластерный анализ для выявления степени близости между понятиями. Данные кластерного анализа позволяют определить место в картине мира и взаимосвязь с другими категориями таких понятий как «Любимый персонаж» и «Сказка», а также проследить возрастную динамику. Исследование проходило в трех возрастных группах (5—6, 7—8 и 9—10 лет) по 30 детей в каждой группе.

У детей 5—6 лет понятие «Сказка» входит в кластер, который условно можно назвать «Актуальные и потенциальные отношения». Сказка для старшего дошкольника является отражением ситуации в семье, отношений с родителями и актуальных отношений со сверстниками, т. е. актуальной жизненной ситуации, и включает в себя прогноз развития этих отношений.

У детей 7—8 лет понятие «Сказка» входит в кластер, который можно назвать «Актуальные и потенциальные отношения в семье». В начальной школе у ребенка появляется больше новых обязанностей, новых требований и ожиданий. Можно предположить, что в сказке гибко включает в себя появление новых элементов в жизни ребенка, актуальных для его жизненной ситуации. Но сказка отражает не только актуальную ситуацию, но и временную перспективу (прогноз). Это согласуется с выделенной Н. Пезешкианом функцией Зеркала, которую можно дополнить тем, что сказка — не просто психотерапия, а сказка является пространством для «психотерапии с помощью героя».

У детей 9—10 лет понятие «Сказка» включено в кластер, который можно обозначить как «Актуальная жизнедеятельность». Т. е. сказка у детей этого возраста отражает актуальные сферы жизнедеятельности ребенка, которые связаны/ или проявляются в семье. Прослеживается взаимосвязь сказки и семейной ситуации, но в данном случае уже с центрацией не на настоящее или будущее, а отражающие прошлый опыт. Обобщая полученные результаты во всех возрастных группах можно сделать следующие выводы: — сказка для детей всех возрастов, является отражением актуальной жизненной ситуации ребенка, связанной, прежде всего, с семейной ситуацией в целом;
-    сказка тесно связана как с прогнозом будущего, так и с уже накопленным ребенком опытом;
-    сказка для ребенка выступает как пространство для психотерапии с помощью героя;
-    во всех возрастах понятия сказка и семья связаны, что можно рассматривать как представление ребенка в качестве значимой функций семьи «рассказывание сказок», т. е. дополнение и расширение его картины мира, знакомство с новыми пространствами, в которых ребенок может проигрывать и решать собственные трудности, осваивать различные копинг-стратегии.

У детей 5-6 лет понятие «Любимый персонаж» вошло в кластер, который можно на-звать «Задачи социальной среды». Можно предположить, что уроки и выстраивание отношений с воспитателем представляются детьми как некая задача, которую решает любимый персонаж; и в характеристиках любимого персонажа отразится степень трудности этой задачи для ребенка и стратегия, которую он изберет, что бы решить данную задачу.

У детей 7-8 лет понятие «Любимый персонаж» входит в кластер «Мир взрослых обязательств». Т. е. можно предположить, что поведение любимого персонажа будет отражать процесс взаимодействия взрослых и детей в контексте школьной системы и связанных с ней требований и обязательств; в большей степени это характеризует жизненную ситуацию мальчиков.

У детей 9-10 лет понятие «Любимый персонаж» находится в кластере, который можно назвать «Школьные проблемы». Школа в сознании 9-10-летних - это то место, с которым связано ощущение злости, беспомощности, горя. Можно предположить, чтолюбимый персонаж в данном возрасте выполняет двойную роль. С одной стороны, поступки любимого персонажа дают возможность ребенку разрядить негативные чувства по отношению к школе. С другой - любимый персонаж реализует стратегии, которых нет в репертуаре или которые недоступны ребенку.

Обобщая полученные результаты во всех возрастных группах можно сделать следующие выводы:
-    во всех возрастных группах Любимый персонаж связан в сознании ребенка с конкретными проблемными ситуациями / трудными задачами; и соответственно характеристики его поведения являются индикатором проблемных зон ребенка;
-    поведение любимого персонажа может отражать как актуальные стратегии преодоления имеющихся трудностей, так и потенциальные пути совладания с трудными ситуациями конкретного возраста.

Таким образом, исходя из полученных выводов, можно видеть, что при диагностике наиболее целесообразно использовать и работать с образом именно любимого персонажа (его характеристиками и происходящими с ним событиями). Образ любимого персонажа представляет концентрированную информацию о состоянии ребенка и его отношении и стратегиях преодоления актуальных трудностей в жизненной ситуации, тогда как выбираемая сказка несет дополнительную характеристику об окружающем ребенка пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию целостной картины мира, расширению кругозора для детей средней группы, тема: «Моя семья» (печем печенье для любимых)

Есть в доме любомСемейный альбом.Как в зеркале,Мы отражаемся в нем.Пускай, не всегда мы красивы,Зато эти фото — правдивы.Хранится альбом в нашем доме,И снимки хранятся в альбоме.Их много — и ста...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и расширению кругозора на тему: "Мой любимый Апшеронск!"

НОД помогает закрепить знания детей о природе Апшеронского района; воспитать любовь к природе родного края, развивать общую моторику, координацию речи с движением; подкрепить положительную мотивацию д...

Конспект ООД проведённой в рамках проекта «Моя милая малая Родина» ООД по «Формированию целостной картины мира и расширению кругозора». Тема: «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД».

Цели ООД:1.      Формирование элементарных представлений у детей  о детей о родном городе,  достопримечательностях, гербе г Шарыпово об истории города.2....

1 неделя января с 9 по 12. Тема недели: «Мои любимые сказки» Цель: Формирование целостной картины мира через чтение сказок. Развитие интереса и внимания к слов в литературном произведении. Постепенное приучение слушать сказки, запоминать небольшие и про

Тема недели: «Мои любимые сказки»Цель: Формирование целостной картины мира через чтение сказок. Развитие интереса и внимания к слов в литературном произведении.Постепенное приучение слушат...

"Математическое развитие - значимый компонент формирования "картины мира" ребенка - дошкольника" консультация для воспитателей.

Математическое развитие - значимый компонент формирования "картины мира" ребенка. Одна из важнейших задач воспитателей и родителей -развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрас...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей младшего дошкольного возраста Тема:»Поможем Даше найти любимую игрушку».

Цель: продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи.Задачи:Образовательные: Упражнять в умении последовательно собирать разрезные м...