Комплекс занятий "Разноцветные сказки"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Ольга Владимировна Дюбина

комплекс занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon annotatsiya_skazki.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс занятий «Разноцветные сказки»

Пояснительная записка

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, имеющих непреходящее значение. В этот период ребенок осваивает цели и мотивы своих взаимоотношений с окружающим миром.

Практически у всех детей разворачивается сложная картина общения. Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, помогают друг другу. И именно этот опыт первого общения со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Очень важно правильно и своевременно помочь детям развить коммуникативные навыки и умения, воспитать у них гуманное отношение друг к другу, дружбу. И всему этому ребенок, в первую очередь, учится в семье. Чем раньше ребенок приобретет коммуникативные навыки и умения, тем меньше проблем у него будет в будущем. 

Ребенок, не прошедший «школы» общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды. Он не умеет говорить со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в характере и поведении.

Воспитателю детей дошкольного возраста важно знать, из каких «кирпичиков» складывается общение детей в учреждении полустационарного типа с взрослыми, сверстниками.

Наблюдения за повседневной деятельностью детей, за их общением показывают, что у дошкольников отделения социальной реабилитации присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Воспитанники не имеют навыков конструктивного общения с ровесниками, это часто становится причиной ссор, конфликтов в детском коллективе. Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков, умений.

В качестве уникального источника развития и коррекции сферы общения детей дошкольного возраста можно использовать сказку. Особенность сказки заключается в том, что, представляя чужой чувственный и мыслительный опыт, она обладает достоинствами личного опыта, непосредственностью, наглядностью, конкретностью. Проживая и переживая вместе с героями различные ситуации, у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально-нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощь.

В связи  с этим был разработан проект «Разноцветные сказки», который включает в себя систему коррекционно-развивающих занятий.

Цель: формирование конструктивных способов общения детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1.  Реализовать коррекционно-развивающие занятия в группе воспитанников дошкольного возраста.
  2. Формировать умение выбирать приемлемые способы разрядки гнева и агрессивности.
  3.  Учить детей конструктивным способам решения конфликтных ситуаций.
  4.  Формировать толерантное отношение к людям с расширенными потребностями здоровья.

Проект «Разноцветные сказки» состоит из шести коррекционно-развивающих занятий. Каждое занятие – это новая сказка, новая история, но все они объединены общим сюжетом, в которых Злой Дракон живет рядом с цветущим Королевством, где люди живут в мире и согласии. Разозлившись на жителей Королевства, Дракон уничтожает все краски жизни и людей теперь окружает только серый и тусклый цвет. От этого жители становятся равнодушными, раздражительными и злыми. Но самого Дракона это не обрадовало. Он понял, что больше не хочет быть злым. И поэтому отправился на поиски старца, у которого были волшебные краски. Старец согласен поделиться красками, но взамен Дракону даёт задания, выполнить которые ему помогают дети королевства.

Так, на каждом занятии воспитанники, помогая сказочному герою, решают конфликтную ситуацию. В сюжет сказки включены конфликтные ситуации, распространенные в детском коллективе.

Занятие № 1

Зелёная сказка

«Сказка добром королевстве и злом Драконе»

Присказка

Стоит небольшой старинный дом над зеленым бугром.

У входа висит колокольчик, украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо в него позвонишь.

То поверь, что в доме проснется старушка

Седая-седая старушка и сразу откроет дверь.

Старушка приветливо скажет:

«Входи, не стесняйся, дружок»        

На стол самовар поставит, в печи испечет пирожок.

И будет с тобою вместе чаек распивать дотемна

И старую добрую сказку расскажет тебе она.

Но если, но если, но если…

Ты в этот уютный дом начнешь кулаком стучаться.

Поднимешь трезвон и гром,

То выйдет к тебе не старушка, а выйдет Баба-Яга,

И не слышать тебе сказки и не видать пирога.

Ход занятия

Воспитатель: О чем говорится в этом стихотворении? 

Воспитатель: Ребята, вы правы, если человек с добром к людям, то и люди отвечают ему добром. Почему, если мы грубо, плохо обращаемся с другими, то к нам также начинают плохо обращаться? Какие поступки можно назвать добрыми, а какие злыми?

Какие слова говорят добрые люди? Какие слова говорят злые люди?

Воспитатель: А теперь послушайте сказку.

В одном сказочном Королевстве жили-были счастливые люди. А были они счастливы потому, что умели замечать красоту. Голубое небо, первую зелень, и синий журчащий ручеек - все радовало их. Королева этого королевства вселяла в души людей чувство прекрасного, доброту и царили в этом королевстве любовь и дружба.

А за высокой горой в самой чаще леса в черном-черном замке жил злой Дракон. Злой он был потому, что страшными и злыми были его мама и папа, злыми и страшными были его бабушка и дедушка. Еще больше дракон злился, когда видел как весело и дружно живут жители королевства, тогда  он прилетал к воротам, извергал из пасти огромное пламя и очень страшно рычал. Жители королевства пугались Дракона и прятались в свои красивые домики. Дракон радовался, что его боятся и довольный улетал к себе.

Так и жили счастливые жители Королевства и злой Дракон. Но однажды Королева решила пригласить всех жителей на праздник по случаю сбора урожая. И вот, пока все во дворце готовились к празднику, придворный почтальон отправился разносить пригласительные в каждый дом. И когда он приглашал очередного жителя, вдруг налетел сильный ветер и вырвал из рук почтальона письмо. Почтальон не расстроился, ведь у него еще были красивые конвертики. Пригласительный билет поднимался все выше и выше, летел все дальше и дальше и приземлился у самых ворот черного-черного замка. Разозлился Дракон: «Как смеют люди приглашать меня на свой праздник! Совсем меня не боятся?! Устрою я вам праздник!». Весь день он рычал и топал ногами. А утром неожиданно для себя решил принять приглашение и явиться на праздник.

Прилетел дракон в королевство, а там и ворота главные открыты и веселье в самом разгаре. Все смеются, танцуют. И так дракону захотелось веселиться, что затопал он ногами, зарычал от счастья, а из пасти выпустил пламя огня. Испугались жители королевства, вытолкали Дракона и заперли крепко-накрепко все засовы.

Разозлился Дракон и задумал отомстить людям: закрыл своим волшебным плащом небо и держал плащ так долго, что все краски стали блекнуть и сереть. Но и этого показалось мало злому волшебнику. Он заставил всех людей забыть, что мир был разноцветный. Дракон ликовал и думал: «Вот теперь-то скука и злость придут в это серое королевство!»

Так все и случилось. После долгой ночи наступило утро. Люди стали заниматься своими делами. Бесцветный мир уже не привлекал их внимания, скучающие взгляды не задерживались ни на чем. Сами люди тоже посерели: и лицо, и волосы, и одежда. К тому же они стали чаще раздражаться, ссориться и болеть.

Воспитатель: Какой поступок совершил Дракон? Почему?

Игра «Покажи»

Воспитатель: Ребята, покажите, как вели себя в сказке:

-  веселые люди;

- добрые люди;

Как себя вел злой Дракон?

Каким лучше быть: добрым или злым?

Задание «Добрые и злые»

Воспитатель: В сказках часто встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру (выставляется картинка с изображением двух замков: черного и светлого). Как вам кажется, одинаковые они или нет? Ребята, какие чувства вызывает у вас этот замок? (Радость, веселье, счастье, добро, смех, улыбку). А какие чувства вызывает у вас этот замок? (Грусть, печаль, злость, обиду). В черном замке живут злые герои сказок, а в светлом – добрые персонажи. Я буду показывать сказочного героя, а вы скажите, в каком замке живет этот сказочный герой. Рукодельница, Кащей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Баба-Яга, Мальвина, Снежная королева, Бармалей, Буратино, Чебурашка.

Воспитатель: Вот все герои расселены. Никого мы не перепутали? Ребята, а что побеждает в сказках? А в каком же замке больше героев? Так и в жизни добрых людей больше, чем злых.

Игра «Добрые и злые поступки»

Воспитатель: Ребята, а вам жалко героев живущих в Замке зла? Давайте поможем жителям черного замка разобраться, какие поступки злые, а какие добрые? Вот лежат кружочки. А это чаша весов. Вы будете называть разные поступки и случаи, хорошие и плохие, добрые и злые, и раскладывать кружочки в нужную чашу весов.

Воспитатель: Посмотрите, что победило? Конечно, добро победило зло. Молодцы, ребята! Теперь эти герои из злого замка, услышали нас, и, вернувшись в свою сказку,  воспользуются вашими советами.

Игра с мячом «Мои добрые дела» (игру начинает воспитатель)

Воспитатель: Ребята, скажите, а дети могут совершать добрые дела? Сейчас мы узнаем, что доброго сделали вы.

Тот, у кого мяч, называет свой добрый поступок и передает мяч следующему ребенку.

Воспитатель: Я очень рада, что в нашей группе живут добрые дети. Оставайтесь такими всегда.

Воспитатель: Послушайте продолжение сказки о злом Драконе.

Недолго радовался Дракон серой и скучной жизни жителей. Раньше вечерами Дракон смотрел на то, как переливается разными красками Королевство и сладко засыпал и видел красивые сны. А теперь все было тускло и серо, неинтересно и сны его стали такими же бесцветными. Заскучал он по тому времени, когда тайно прилетал к воротам Королевства и смотрел, как радуются и веселятся жители. И понял Дракон, что совершенное зло возвратилось ему самому. Но волшебство уже нельзя было вернуть назад.

Воспитатель: Вот так и в жизни часто бывает, зло возвращается злом.

Игра «Добрый Дракон»

Воспитатель: Дракон уже не хотел быть злым. Но не умел он быть добрым, потому, что страшными и злыми были его мама и папа, злыми и страшными были его бабушка и дедушка. Подумайте, в каких случаях Дракон может быть добрым?  

Дракон может лечить, т. к. знает целебные травы, а также владеет живой водой. Может учить, т.к. ведает все тайное (из сказок помогает героям). Может помогать, т.к. обладает богатырской силой и несметными богатствами.

Воспитатель: Ребята, услышал вас Дракон! Вспомнил он, что бабушка рассказывала ему о Старце, который знает все. И отправился Дракон на поиски Старца. О том, что было дальше, мы узнаем на следующем занятии.

Игра «Цветик-семицветик»

А вы помните девочку из сказки «Цветик-семицветик»? Какое желание загадала девочка, когда у нее остался последний лепесток?

Представьте, что у вас остался последний лепесток. Какое желание загадаете вы?

Итог занятия (обсуждение)

Воспитатель: Ребята, я горжусь тем, что вы такие добрые. В мире есть зло, но все-таки добро всегда его побеждает.

Занятие 2

Желтая сказка «Ссора»

Присказка

Воспитатель:

Стоит небольшой старинный дом над зеленым бугром.

У входа висит колокольчик, украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо в него позвонишь.

То поверь, что в доме проснется старушка

Седая-седая старушка и сразу откроет дверь.

Старушка приветливо скажет:

«Входи, не стесняйся, дружок».        

На стол самовар поставит, в печи испечет пирожок.

И будет с тобою вместе чаек распивать дотемна

И старую добрую сказку расскажет тебе она.

Но если, но если, но если…

Ты в этот уютный дом начнешь кулаком стучаться.

Поднимешь трезвон и гром,

То выйдет к тебе не старушка, а выйдет Баба-Яга,

И не слышать тебе сказки и не видать пирога.

Ход занятия

Упражнение «Дружба начинается с улыбки»

Воспитатель: Если мы относимся к людям с добром, то они отвечают нам добром. Давайте посмотрим друг на друга, и, глядя в глаза соседу, подарим самую добрую улыбку.

Повторение сказки «Доброе королевство и злой Дракон»

Воспитатель: Ребята, вы помните сказку о Королевстве, в котором Дракон украл все краски? Что произошло с жителями этого королевства? Почему Дракон решил сам спасти Королевство? (Делая зло другим, он навредил сам себе)

Воспитатель: Послушайте, что было дальше. Долго-долго летел Дракон и набрел на старую хижину, в которой жил древний Старец. Рассказал ему Дракон, как украл и уничтожил он все краски, как теперь сожалеет об этом. Увидел Старец, что искренне сожалеет Дракон о содеянном и сказал:

- Есть у меня краски, я привез их издалека и очень ими дорожу. Я помогу тебе, но и ты помоги мне.

- Чем же я могу тебе помочь? – спросил Дракон.

Начал свой рассказ Старец:

- Растут в нашем лесу две сосны. Когда-то они дружили. Росли они вместе, были стройные, прямые, красивые. Ничто не страшило их: ни гроза, ни буря, ни метель. Всегда поддерживали они друг друга, не давая согнуться, упасть. Ветви их переплетались и, как крепкие руки, лежали на плечах друг друга.

Но вот показалось соснам, что закрывают они красоту друг друга.

- Отойди от меня, убери свои ветви. Душно и тесно мне радом с тобой, даже запах смолы не выделяется,- шумела одна сосна.

- Это ты мне мешаешь, закрываешь мою красоту. Мои шишки смешиваются с твоими. Я и сама не пойму, где ростки моих семян – ответила вторая сосна.

Наговорили они друг другу множество обидных слов и поссорились. Перестали помогать друг другу, сложили ветви и отклонились в разные стороны.

- Помоги мне помирить сосны, - обратился старец к Дракону. Солнце их палит, ветер гнёт, дождь, град секут, а поддержать и защитить некому. Искривились стволы, обломались ветви. Стоят кривобокие, а все равно мириться не хотят.

Задумался Дракон, как же он сможет с таким серьезным заданием справиться, ведь он всегда был злым и совсем не умеет мириться.

Старец промолвил:

- Есть у меня волшебный шар, в который могут смотреть только те, кто искренне хочет измениться. Посмотри в него, может кто-то сможет тебе помочь.

Воспитатель: Посмотрел Дракон в шар, увидел вас, ребята, и просит у вас помощи. Поможем Дракону?

Обсуждение истории «Две сосны»

Воспитатель: Из-за чего поссорились сосны? К чему привела их ссора? Как вы думаете, чем закончится эта история, если сосны не помирятся?

Упражнение «Пожми руку другу»

Предложить детям изобразить лица поссорившихся друзей.

Воспитатель: Вам нравятся лица поссорившихся друзей? Почему? (они некрасивые, злые) А когда вы ссоритесь с кем-нибудь, вам хочется сразу же помириться? Как вы это делаете? Давайте исправим ошибку и покажем соснам, как нужно мириться.

Игра-инсценировка

Разыгрывание ситуаций

- Два жадных медвежонка поссорились из-за головки сыра. Помири их.

- Вини-Пух и Пятачок хотят полетать на одном воздушном шарике. Как им договориться?

Воспитатель: Ребята бывают случаи, когда мы нечаянно можем обидеть друг друга. Бывали у вас такие случаи? Что в таких случаях делали вы?

Игра – инсценировка

Разыгрывание ситуаций

- Тигр наступил на ногу Кролику.

- Мальчик нечаянно толкнул девочку, которая несла стопку книг. Книги выпали из рук.

Воспитатель: Молодцы! Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми признавать свою вину. Какие «волшебные слова» вам помогут? «Извините», «Давай играть вместе», «Прости», «Давай не будем ссориться», «Прошу прощения» и т.д. Молодцы! А еще, чаще улыбайтесь друг другу, делайте приятные комплименты. Можно подарить другу приятный подарок, нарисовать рисунок или пригласить его в гости.

Игра: «Мирись-мирись, мирись»

Воспитатель: А я знаю еще один способ помириться. Он так и называется «мирилки». Какие «мирилки» знаете вы?

Упражнение «Веселая клякса»

Воспитатель: Давайте сделаем приятный сюрприз своими руками и подарим его другу. Капните красками на листок, сложите его пополам и прогладьте рукой. Посмотрите, что получилось? На что это похоже? Подарите его другу с приятными словами или комплиментом.

Упражнение «Скажи друг другу комплимент»

Упражнение выполняется по кругу. Начинает игру воспитатель.

Итог занятия (обсуждение)

Упражнение: «Я дарю тебе…»

Воспитатель: Подарите несколько приятных слов соседу, передавая «Сердечко».

Занятие 3

Синяя сказка «Обзывалки»

Присказка

Воспитатель:

Стоит небольшой старинный дом над зеленым бугром.

У входа висит колокольчик, украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо в него позвонишь.

То поверь, что в доме проснется старушка

Седая-седая старушка и сразу откроет дверь.

Старушка приветливо скажет:

«Входи, не стесняйся, дружок».        

На стол самовар поставит, в печи испечет пирожок.

И будет с тобою вместе чаек распивать дотемна

И старую добрую сказку расскажет тебе она.

Но если, но если, но если…

Ты в этот уютный дом начнешь кулаком стучаться.

Поднимешь трезвон и гром,

То выйдет к тебе не старушка, а выйдет Баба-Яга,

И не слышать тебе сказки и не видать пирога.

Ход занятия

Упражнение «Скажи друг другу комплимент»

Детям предлагается сказать друг другу комплимент, передавая по кругу цветок.

Повторение темы «Ссора»

Воспитатель: Ребята, пришло сообщение из сказки. Рассказал Дракон соснам, что вы, даже если и ссоритесь, умеете мириться. А еще и показал, как правильно надо мириться.

(Воспитатель поочередно выкладывает картинки) И тогда одна сосна выпрямилась, расправила свои ветви, повернулась к другой сосне и помогла ей подняться.

- Прости меня, ты вовсе мне не мешаешь, - сказала первая сосна. У тебя самые красивые иголки и шишки.

- И ты прости меня, - ответила вторая сосна. И ты очень красивая. У тебя самая ароматная смола.

Обнялись сосны и договорились всегда жить дружно, помогать друг другу.

Воспитатель: Ребята, какие чувства вы испытываете от того, что помогли поссорившимся?

Воспитатель: Дракон благодарит вас за помощь. А старец ему уже следующее задание задает:

Живет у нас в лесу невоспитанный волчонок по имени Степан. Очень он любит дразнить других зверей. Вот что с ним случилось.

Идет по лесу волчонок, а навстречу ему дядька-бобер. Кричит волчонок бобру:

- Здравствуй, Какой-то Какойтович!

Дядька не расслышал, как его назвали, только понял, что по имени и отчеству. Он и кричит волчонку:

- Здравствуйте, молодой человек!

А волчонок все не унимается:

- Вот, дяденька-бобер, как твоего папашу звали?

- Моего папашу звали Кузьма.

- Я твоего Кузьму за бороду возьму! – крикнул волчонок и убежал.

Покачал головой бобер и дальше пошел. А волчонок все не унимается, только и высматривает, кого бы еще обозвать.

Повстречались ему зайчонок и бельчонок.

- Давайте играть в рифмы, - предложил им Степан.

- Это что такое - рифмы?

- А давайте так говорить, чтоб складно было. Как тебя зовут?

- Ивашка – отвечает зайчонок.

- Ивашка, Ивашка – бесполезная букашка.

- Зачем ты обзываешься. Нехорошо это – возмутился бельчонок.

Волчонок говорит:

- А у тебя бельчонок пузо, как бочонок. Обиделись и убежали зверята.

А волчонок Степан побежал дальше по тропинке и кричал направо-налево:

- Эй, бычок – пучеглазый бочок. А ты, кабан – пустоголовый болван.

Не пожалел он даже одноногую лису:

- Эй, лиса, костяная нога.

А потом и вовсе смеялся, тыча пальцем в слепого крота:

- Крот слепой умора над тобой!

Собрались все звери, поймали волчонка и спросили, почему он всех обзывает?

- Я не обзываюсь, а просто играю в рифмы! - возмутился Степан.

- Ах, так! – сказали звери – Вот тебе наша рифма:

Волчонок Степан - ты ужасный грубиян.

Много раз мы повторим:

Видеть тебя не хотим.

Убежал волчонок в самую чащу и сидит там один, ведь теперь никто с ним не дружит.

Воспитатель: Как волчонок обидел зверей? Приятно бывает, когда тебя обзывают? Что вы чувствуете, когда вас обзывают?

Воспитатель: Какой человек обычно придумывает прозвища другим? Что можно сказать о волчонке, какой он? (невоспитанный, грубый).

Упражнение «Обзывалки»

Воспитатель: Ребята, бывает у вас такое, что вот ну очень хочется обзываться?

Сейчас мы поиграем в необычную игру, мы будем обзываться. Но обзываться будем названием фруктов или овощей. Каждое наше обращение начинается со слов: «А ты...», и это игра, поэтому обижаться друг на друга не надо.

Воспитатель: Если вдруг вам захочется кого-нибудь обозвать, вспомните это упражнение и лучше обзывайтесь фруктами или цветами, чем обидными словами.

Воспитатель: Волчонок для всех находил обидные слова. Ему казалось, что это весело, и никто не должен обижаться. Почему же он сам обиделся на всех зверей? (они тоже придумали для него обидную рифму). Действительно, когда обзывают очень неприятно и обидно.

Игра «Добрые волшебники»

Воспитатель: Давайте поможем волчонку научиться говорить добрые и ласковые слова.

Представьте, что вас заколдовал злой волшебник-грубиян. И теперь вы не можете улыбаться и не умеете быть добрым. Расколдовать вас можно только добрыми, ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть у нас такие заколдованные дети. (Взрослый выбирает из детей агрессивных детей и просит других помочь им) «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, называя ласковым именем?»

Беседа о людях с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитатель:

Не пожалел он даже одноногую лису:

- Эй, лиса, костяная нога.

А потом и вовсе смеялся, тыча пальцем  в слепого крота:

- Крот слепой умора над тобой!

Чаще всего люди придумывают «обзывалки» по внешности, по физическому недостатку? (если человек внешне не похож на другого).

Иногда на улицах можно встретить людей, которые отличаются от нас: это могут быть люди очень маленького роста - лилипуты, инвалиды без руки или ноги. Иногда мальчики или девочки, увидев такого человека, начинают показывать на них пальцем, смеяться и даже дразнить.

Очень стыдно становится, когда видишь такое.

Как вы думаете, что можно сказать о таких детях? (они жестокие, злые)

Расскажите, как вы поступите: (работают с картинками)

  • если встретите старенькую бабушку с тяжелой сумкой;
  • слепого у проезжей части;
  • мужчину на костылях в автобусе;
  • безрукого у дверей магазина.

Воспитатель: Молодцы! Я уверена, что именно так вы и поступите.

Упражнение «Правила доброжелательного поведения»

Воспитатель: Давайте попробуем с вами выработать правила доброжелательного поведения отправим их Дракону. А он прочитает эти правила волчонку.

Правила:

  • Будь внимателен к другому;
  • Не обижай окружающих;
  • Будь приветлив, не груби другим;
  • Не обзывай никого;
  • Помогай больным людям, жалей их.

Упражнение «Рифмы»

Воспитатель: Волчонок Степан любит рифмы. Рифма – это когда слова заканчиваются одинаково. Например, огурец-молодец, подушка-ватрушка. Давайте попробуем:

Первый раз увидел мальчик:

По поляне бегал ...(зайчик).

Раз зимою на опушке

Куковала мне ...(кукушка?)

Ох, поспать медведь не прочь:

Спит зимой и день, и ...(ночь)

Воспитатель: Так давайте поможем волчонку подобрать хорошие рифмы. Пойдет волчонок к зверям мириться и каждого удивит добрыми рифмами.

Зайчонок Ивашка…(дети продолжают)

Бельчонок - ….

Бычок – ….

Кабан Иван – ….

Лиса – ….

Крот - ….

Итог занятия (обсуждение)

Панно «Полянка друзей»

Дети подписывают приготовленные заранее цветочки и приклеивают на «общую полянку».

       

Занятие 4

Красная сказка «Злость»

Присказка

Стоит небольшой старинный дом

У входа висит колокольчик,

Украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо

В него позвонишь

То поверь.

Что в доме проснется старушка,

Седая, седая, старушка,

И сразу откроет дверь.

Старушка приветливо скажет:

«Входи не стесняйся, дружок».

На стол самовар поставит.

В печи испечет пирожок.

И будет с тобою вместе

Чаек распивать дотемна.

И старую добрую сказку

Расскажет тебе она….

Воспитатель: Ребята, спешу поделиться с вами радостной новостью от Дракона. Дракон рассказал волчонку, как правильно надо просить прощения. Звери его простили, и теперь волчонок соблюдает правила доброжелательного поведения: не обзывается, не обижает зверей, приветлив со всеми, помогает людям с расширенными потребностями.

Воспитатель: Дракон говорит вам спасибо за то, что вы учите его быть добрым, воспитанным.

Воспитатель: 

Ребята, в нашей присказке есть слова:

Но если, но если, но если.

Ты в этот уютный дом,

Начнешь кулаком стучаться,

Поднимешь трезвон и гром,

То выйдет к тебе не старушка,

А выйдет Баба-Яга.

И не слыхать тебе сказки, и не видать пирога!

Воспитатель: Как вы думаете, почему некоторых людей сравнивают с Бабой – Ягой? (потому что они злые, коварные)

Воспитатель: А ведь это не зря, название «Баба-Яга» произошло от древнего слова «ягать», то есть кричать, ругаться.

Воспитатель: Про одну такую Бабу-Ягу старец рассказал Дракону.

Живет за болотом маленькая Баба-Яга. Лет ей всего 127. Для настоящей Бабы-Яги это, конечно, не возраст! Можно сказать, что эта Баба-Яга еще девочка, но уж очень злая была она.

Жила она в крохотной избушке. Крыша избушки покривилась от ветра, труба скрючилась, ставни дребезжали на разные голоса. Никогда не прибирала Баба-Яга в избушке и от этого никогда не могла найти то, что ей было нужно. Да и сама избушка не слушалась хозяйку. Говорит ей Бабка Ёжка: «Повернись ко мне передом». А избушка задом к ней поворачивается. Злилась Баба-Яга, кулаком грозилась, а ничего поделать не могла.

Рядом с домом на большой старой сосне жил говорящий Ворон. Он говорил Бабе-Яге «Доброе утро! и Добрый вечер!». А она лишь сердито смотрела на ворона.

Обратился как-то старец к Бабе-Яге с просьбой дождь наколдовать, очень уж засушливая погода стояла. Того и смотри речка пересохнет.

Взялась маленькая Баба-Яга за дело со всей серьезностью. Но колдовство не такая уж простая штука. Долго она пыталась вызвать дождь, но ничего не получалось. Злилась Баба-Яга, ругалась, ногами топала, а от этого еще хуже становилось.

Ворон сидел рядом грустный:

- Должен быть дождь!- каркал он сердито - А что ты делаешь? В первый раз у тебя посыпались с неба белые мыши! Во второй раз - лягушки! В третий - еловые шишки! Интересно, что посыплется в четвертый раз? Получится ли у тебя, наконец, настоящий дождь?!

От таких слов разозлилась маленькая Баба-Яга, пуще прежнего стала колдовать.

Попробовала она сделать дождь в четвертый раз. Топнула ногой костяной и повелела собраться в небе небольшой туче, подманила ее рукой и когда та остановилась над самой избушкой, крикнула:

- А ну пролейся дождем!

Обиделась туча, прорвалась, и с неба полилось кислое молоко.

- Кислое молоко! - в ужасе крикнул Ворон, - Что ты делаешь?

 - Ну, оговорилась я, оговорилась – заворчала Баба-Яга. - Я очень расстроена.

- А почему ты расстроена?

- Потому что я злюсь! И поэтому не могу сосредоточиться.

- На кого же ты злишься? – спросил ворон.

 - Просто злюсь и все!

- Перестань злиться, сосредоточься, а то в следующий раз нам на голову посыплются сапожные гвозди или манная каша!

- Ах, оставь меня, - рассердилась маленькая Баба-яга, - Я злюсь, когда у меня ничего не получается! И ты меня злишь своими глупыми советами! - топнула она ногой и запустила шишкой в птицу.

Покачал головой Ворон, спрятался в ветвях сосны и больше не разговаривал с маленькой горе-колдуньей.

Задумалась Баба-Яга:

- Как же мне не злиться, если не умею я по-другому.

Долго она так сидела и злилась, даже уже сама не зная на кого. Так злилась, что заболела.

Воспитатель: Ребята, что не умела маленькая Баба-Яга? (справляться со своей злостью)

Игра «Домик настроения» (смайлики с изображением эмоций: радость, веселье, грусть, злость, гнев)

Воспитатель: Какое настроение живет в домике Бабы-Яги?

Воспитатель: У каждого дома есть свой хозяин. Если хозяин хороший, то в нем прибрано, вещи разложены по местам, дом хорошо служит своему хозяину. Если в доме плохой хозяин, то в доме беспорядок, вещи разбросаны. Хозяин то и дело ищет какую-то вещь и не может найти, а ненужные вещи, наоборот, лезут в руки. Такой дом не может служить хозяину. Так же и с чувствами. Один человек может быть хорошим хозяином своих чувств, управлять ими, распоряжаться ими. Другой человек может не быть хозяином своих чувств. Тогда, наоборот, чувства будут управлять, распоряжаться этим человеком и доставлять ему много хлопот. Маленькая Баба-Яга не умеет управлять своим настроением. Что из этого получилось? (навредила жителям леса кефирным дождем, обидела Ворона)

Правильно, еще Баба-Яга навредила себе, ведь от злости она даже заболела.

Ребята, давайте научим маленькую Бабу-Ягу справляться со своими негативными, плохими чувствами.

Упражнение «Советы знатоков»

Воспитатель: Послушайте, как справляются со злостью ваши любимые герои сказок.

Кот Леопольд, когда злится, выполняет дыхательные упражнения. Давайте и мы попробуем. Повторяйте за мной, медленно, через нос сделайте глубокий вдох, задержите воздух и шумно выдохните (повторить 2-3 раза).

  1. Буратино советует топать ногами. Давайте попробуем.
  2. Галчонок из мультфильма «Простоквашино» когда злится, рассматривает все вокруг. И вы тоже посмотрите вокруг себя пока не найдете что-нибудь очень-очень маленькое.
  3. Вы умеете считать до 10? Тогда вам подойдет способ, которым пользуется Незнайка. Чтобы избавиться от злости нужно посчитать от 1 до 10. Сделать небольшую паузу и посчитать от 10 до 1.
  4. Кот Матроскин шипит, как змея. Попробуйте и вы.
  5. Маугли громко кричит.

Упражнение «Снеговик»

Воспитатель: Дядя Федор из мультфильма «Простоквашино» когда злится, занимается любимым делом, лепит фигурки из животных. И я тоже хочу поделиться своим способом, когда я злюсь, то делаю это упражнение, и злость быстро проходит.

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки, все ниже и ниже опускается все тело, вот уже и колени подкашиваются, снеговик медленно падает на землю.

Воспитатель: Какой из способов вам понравился больше? А как вы справляетесь со своей злостью? Поделитесь.

Воспитатель: Ребята, всегда ли злость это плохо? Бывают ли такие ситуации, когда злость помогает. Приведите примеры. Правильно. Иногда злость помогает защитить себя или кого-то другого, отстоять свои интересы и даже выиграть соревнование (показ картинок).

Самое главное, чтобы чувства не завладели вами, а вы были хозяевами своих чувств и могли управлять ими.

Рисование «Превращалки»

Воспитатель: В сказках рисуют Бабу-Ягу страшной и злой. Давайте превратим эту маленькую Бабу-Ягу в добрую, красивую (предлагается на листе бумаги контур девочки, карандаши).

Итог занятия (обсуждение)

Воспитатель: Ребята, давайте подарим ваши замечательные рисунки Бабе-Яге и будем теперь называть ее ласково Бабулечка Ягулечка.

Занятие 5

Разноцветная сказка «Волшебство с красками»

Присказка

Стоит небольшой старинный дом

У входа висит колокольчик,

Украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо

В него позвонишь

То поверь.

Что в доме проснется старушка,

Седая, седая, старушка,

И сразу откроет дверь.

Старушка приветливо скажет:

«Входи не стесняйся, дружок»

На стол самовар поставит.

В печи испечет пирожок.

И будет с тобою вместе

Чаек распивать дотемна.

И старую добрую сказку

Расскажет тебе она….

Воспитатель: В этой присказке больше не будет слов про злую Бабу-Ягу. Когда маленькая Бабулечка Ягулечка получила от Дракона ваши рисунки, знаете, что она сделала? Она закрылась в своей избушке и долго не выходила оттуда. Маленькая девочка тренировалась побеждать свою злость, а потом она навела порядок в доме своем, умылась, причесалась и даже платье себе новое сшила. Вышла она на улицу красивая, улыбающаяся. Ворон от удивления даже с сосны чуть не упал. Как вы думаете, что еще сделала Бабулечка Ягулечка? Конечно, она извинилась перед Вороном за свое злое поведение. Теперь все у нее получается.

Воспитатель: Покажите, какие чувства вы испытываете от того, что помогли этой маленькой девочке? (смайлики радость, злость, грусть).

Воспитатель: Хотите узнать, каким будет следующее задание старца? Тогда слушайте продолжение.

Пришел Дракон к Старцу и говорит:

 - Дедушка, выполнил я твои три задания. Задавай следующее, если сам не справлюсь, ребята мне помогут.

- Спасибо и тебе и ребятам, но нет у меня для тебя больше заданий, - сказал Старец и протянул Дракону коробочку с красками.

Обрадованный Дракон открыл коробочку и застыл в изумлении. В коробочке лежали три краски: желтая, красная и синяя.

- Как же я смогу исправить свой злой поступок, здесь всего три краски! Дайте мне еще и еще задание.

- В этой коробочке целое богатство, – ответил Старец. Ребята тебя многому научили и от того, как ты воспользуешься этими знаниями, зависит будущее жителей Королевства. Вот тебе мой подарок, - Старец протянул Дракону коробочку с белой краской.

- Зачем мне белая краска, какой от нее толк?

- Не бывает ненужных красок. Придет время, и  ты это поймешь.

Подумал Дракон: «Может зарычать и отобрать краски у Старца». Но в ту же минуту ему стало стыдно. Поблагодарил Дракон Старца и полетел домой. Летел и думал, что ему дальше делать, где остальные краски взять? А эти краски, как назло, ссорятся без умолку, не дают сосредоточиться. До того распрыгались, что Дракон не удержал коробку и выронил ее. Летят краски прямо в реку, еле успел Дракон подхватить коробку и спасти краски. А они ничего не замечают и как прежде ссорятся.

Уселся Дракон на полянке, загрустил, да и толком погрустить не удается, такой шум стоит в коробке.

- Почему вы ссоритесь?

- Хотим и ссоримся, - грубо ответили краски.

- Вы едва не растворились в реке и все из-за глупой ссоры, - пристыдил их Дракон.

- Сам целому Королевству навредил, а еще нас учишь, - огрызнулась красная краска.

- Да-да! И не сможешь ты стать добрым. Никогда! – злорадствовала желтая краска.

Опустил голову Дракон и заплакал.

Воспитатель: Ребята, разве Дракон уже не сможет стать добрым? Конечно же, краски неправы. Если кто-то искренне захочет измениться, у него все получится.

Игра «Прогоним грусть»

Воспитатель: Ребята, давайте вместе поможем Дракону прогнать грусть.

Два участника: один изображает грустного дракона, второй показывает способ, как его развеселить (рассмешить, спеть веселую песню, сказать теплое слово, пригласить к себе в гости, сделать подарок и т.п.).

Воспитатель: Вот, что случилось дальше.

- Ах, так! – зарычал Дракон. Раз не могу я быть добрым, буду злым и беспощадным! Вытрясу вас сейчас из коробки и выкину в реку, чтобы растворились навсегда.

Испугались краски, притихли.

Улыбнулся Дракон:

- Не бойтесь, не стану я вас обижать. Потому, что я теперь добрый. Меня ребята из центра «Зина» научили быть добрым.

Как ни странно, но стыдно стало краскам, и стали они наперебой рассказывать из-за чего ссорятся. Жалуются, перебивают друг друга, кричат. Еле разобрался Дракон.

- Я все понял. Синяя краска толкает красную и желтую. Так?

- Да люблю я толкаться. Это я играю так, а они обижаются, – закричала синяя краска.

Упражнение «Толкалки»

Воспитатель: Поиграем в игру.

Вариант 1: Разделитесь на пары. Ваша задача - попарно упираться друг в друга ладонями, стараться сдвинуть партнёра с места. Есть одно правило: Никто из вас не делает резких толчков.

А теперь поменяйтесь местами.

Вариант 2: Разделитесь на пары. Встаньте в круг. Согните ногу в колене и придерживайте рукой. Толкаясь плечом, вытесните соперника из круга.

- Когда в следующий раз тебе захочется толкаться, - сказал Дракон синей краске – ты пригласи желтую и синюю краску поиграть в эту игру.

- Как здорово! – обрадовалась синяя краска.- Можно и в игру любимую поиграть и с друзьями не поссориться.

Желтая краска обратилась к Дракону:

- Может ребята помогут и мне помогут? У красной краски есть кисточка, я тоже хочу такую. Пробовала отобрать, не получается.

- А попросить не пробовала? – спросил Дракон.

- Как это? И слова такого не знаю. Я только отбирать умею.

Игра «Попроси игрушку»

Воспитатель: Поиграем? Заодно и краскам поможем (требуется 2 участника).

Инструкция первому участнику: «Ты держишь в руках кисточку, которая тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Отдай ее только в том случае, если тебе действительно захочется ее отдать». Инструкция второму участнику: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить кисточку так, чтобы тебе ее отдали».

Затем участники меняются местами.

Воспитатель: Попросила желтая краска кисточку так, что красная краска не смогла отказать. Протянула она кисточку и сказала:

- Возьми, я тебе ее дарю.

- Спасибо, но я вижу, что эта кисточка дорога тебе. Давай сегодня я ее поношу на своей шапочке, а завтра ты.

Стали они благодарить Дракона, что помог им помириться, а Дракон все равно грустит:

- Что же мне делать, ведь я хотел свой злой поступок исправить, подарить радугу жителям Королевства.

- Не переживай, – сказали краски - теперь мы тебе поможем. Знаем мы один секрет.

Обнялись желтая и красная и получилась оранжевая краска (демонстрация карточек слияния цветов). Обнялись синяя и желтая краска, получился зеленый цвет. От дружбы синей и красной краски получился фиолетовый цвет.

Собрал краски Дракон, пересчитал, а для радуги не хватает только – голубого цвета. И вспомнил он слова Старца, что не бывает ненужных красок. Достал белую краску смешал с синей и получился голубой цвет.

Обрадовался Дракон и полетел домой.

Упражнение «Правила доброжелательного поведения»

Воспитатель: Давайте мы еще раз вспомним правила доброжелательного поведения.

Правила:

  • Будь внимателен к другому;
  • Не обижай окружающих;
  • Будь приветлив, не груби другим;
  • Не обзывай никого;
  • Помогай больным людям, сочувствуй им.

Итог занятия (обсуждение)

Рисование «Радуга» (дети совместно рисуют одну большую радугу)

Занятие 6

Белая сказка «Главная сказка»

Присказка

Стоит небольшой старинный дом

У входа висит колокольчик,

Украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо

В него позвонишь

То поверь.

Что в доме проснется старушка,

Седая, седая, старушка,

И сразу откроет дверь.

Старушка приветливо скажет:

«Входи не стесняйся, дружок».

На стол самовар поставит.

В печи испечет пирожок.

И будет с тобою вместе

Чаек распивать дотемна.

И старую добрую сказку

Расскажет тебе она….

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, несколько дней не было весточки от Дракона. И только сегодня я узнала, что он грустит в своем замке. Дракон боится, что никто не захочет с ним дружить. Какой он был сначала? (злой). Почему Дракон был злой? (не мог справляться со своими чувствами, не умел просить мириться и т.д.) Какой злой поступок он совершил? Что из этого получилось? (Навредил жителям Королевства и самому себе) Как Дракон решил исправить свою ошибку? (стать добрым и спасти Королевство)

Упражнение «Мой друг»

Воспитатель: Вы бы хотели иметь такого друга, который может признать свои ошибки и исправиться? Давайте скажем об этом Дракону.

Воспитатель дает образец рассказа: «Ты мой друг, потому что ты…» высказывается каждый ребенок.

Воспитатель: Обрадовался Дракон, ведь никто и никогда с ним не дружил. С такими друзьями теперь ему ничего не страшно. Он смело отправился в город, где ждала его большая работа на радость людям.

Прилетел Дракон в Королевство, а там все по-прежнему: люди грустят, ссорятся, болеют. Закинул он на серое небо радугу и, тут же небо стало голубым. Пожелтело солнышко, потеплело и заулыбалось. Ожило море, и стало синим, зазеленела травка. Зацвело все вокруг. Заиграли дома разными красками. Все вокруг стало радужным. Увидели жители радугу, вышли на улицу, радуются, улыбаются. И только белый цвет тихонько лежал в своей коробочке. Засомневался Дракон, что белый цвет так уж и нужен.

Игра «Белый, как…»

Воспитатель: Расскажите, что бывает белого цвета, начните свою фразу со слов «Белый, как…»

Воспитатель:

Я белый, как снежок,

Как первый весенний цветок.

Белый, как сладкий сахар

И как комочек ваты.

Воспитатель: А еще белый цвет означает чистоту, добро и все самое хорошее на земле. Есть даже поговорка: Белый цвет чист, как новый лист.

И понял Дракон, зачем Старец подарил ему именно белую краску.

- Я начну жизнь с белого листа, - радостно закричал Дракон, - теперь я буду совершать только добрые поступки.

Инсценировка сказки (фигурки Дракона и жителей Королевства, сюжетные картинки примирения Дракона и жителей)

Воспитатель: Дракон прислал нам фотографии того, что было дальше.

Сочинение (по сюжетным картинкам) и обыгрывание концовки сказки.

Игра «Да - Нет»

Воспитатель: Я буду читать стихи, а вы, если это правильно, хлопайте в ладоши и говорите: «Да», если неправильно, то топайте ногами и говорите: «Нет»

Придумано кем - то просто и мудро

При встрече здороваться и говорить

Доброе утро!

Если с другом в ссоре ты,

Первым не мирись.

Даже если виноват

Первым не мирись.

Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот...

Если ты с подругой лучшей

Поссорилась навсегда

Помирись, пойди и больше

С ней не ссорься никогда.

Чаще думай о хорошем,

О плохом не вспоминай.

Будет жизнь тогда прекрасной.

Это точно, так и знай

Обидное слово, обидное слово,

Как больно ударить умеет оно,

Змеей ядовитой ужалить готово,

Ужалит – и станет на сердце темно.

Двигательная игра «Хоровод»

Воспитатель: И в знак благодарности вам, ребята, решили жители Королевства и Дракон подарить дружный хоровод.

Воспитатель: Вот как все хорошо закончилось. От вашего тепла и доброты даже солнышко стало еще ярче светить.

Творческая работа  «Доброе солнышко»

Дети дорисовывают солнышку лучики. Воспитатель уточняет, что цвета должны быть «не злыми» (не коричневыми, не серыми), а «добрыми« - яркими (желтыми, красными, оранжевыми). В конце занятия дети дарят рисунки друг другу.

Итог: обсуждение сказки.

Заключение

Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. Сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости маленького слушателя. Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами добра и зла, так, что ребёнок сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями героев ребенок может сверять и свои собственные поступки.

Слушая сказки, ребенок убеждается, что мужество, стойкость и преданность способны преодолеть любое зло, каким бы страшным оно ни казалось. Именно на этих примерах воспитываются такие важные человеческие качества, как оптимизм, вера в свои силы, настойчивость в достижении поставленной цели.

Сказка не только воспитывает и учит житейской мудрости - она еще и лечит. Сказка помогает ребенку справляться с конфликтными ситуациями, со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми в жизни.

Обыгрывая сказки, дошкольник научится не только их пересказывать, но и получит ряд новых для него навыков, необходимых в дальнейшем для успешной адаптации в школе. От юного слушателя часто требуется активное участие: помощь героям сказки в трудных ситуациях, поиск путей решения проблем, то есть необходимо осмысление событий, происходящих в сказке, принятие самостоятельных решений. Ребенок должен подумать и найти выход из сложившейся ситуации, а также суметь связно изложить ход своих мыслей, доказать свою правоту.

В предложенных занятиях представлено много игровых заданий, направленных на расширение представлений детей об окружающем мире, о взаимоотношениях с другими, о выходе из конфликтных ситуаций. Выполняя занимательные задания по сказкам, дети учатся согласовывать слова в предложении по падежу, роду и числу. Дети тренируются по образцу составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

На материале сказок дети усваивают и математические знания, обучаются количественному и порядковому счету.

Таким образом, знакомство дошкольника со сказкой, разнообразные дидактические игры на ее основе, последующая инсценировка сказочного сюжета способствуют получению новых знаний, развитию всех высших психических функций и творческих способностей маленького рассказчика, художника, артиста и ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СКАЗКА ПРО ТО, КАК ЯЗЫЧОК В ЗООПАРК ХОДИЛ (Картотека основного комплекса артикуляционной гимнастики)

При составлении картотеки были использованы материалы книги Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи» с учетом рекомендаций практикума по логопедии М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного прои...

Физкультурно-оздоровительный комплекс для детей 3-4 лет по сказке «Волк и семеро козлят»

Для решения задач улучшения здоровья детей дошкольного возраста используются различные средства физического воспитания. Данный конспект содержит упражнения, основанные на игровых приёмах. Окрашенные э...

Методическая разработка. Комплекс психогимнастики по сказке "Волк и семеро козлят"

Комплекс специальных занятий направленных  на развитие эмоциональной сферы и  снятие эмоционального напряжения у  ребенка....

Утренняя гимнастика по сказкам в стихах (комплексы для 2 мл.гр.)

Сюжетные комплексы утренних гимнастик для малышей по сказкам и художественным произведениям писателей...

логопедическая сказка "Зоопарк". Комплекс упражнений для развития мимико-артикуляционных мышц.

Работу по коррекции полиморфных нарушений артикуляционной моторики у детей с дизартрией целесообразно начинать с развития мимических мышц. Своё лицо дети знают, им приятно видеть своё отражение в зерк...