Комилексно - тематическое планирование подготовительная группа
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) по теме

Голубева Татьяна Михайловна

 

Комплексно - тематическое и Перспективное планирование НОД по образовательной области «Развитие речи» в подготовительной к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ematicheskoe_razvitie_rechi.doc231.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексно – тематическое планирование в подготовительной к школе группе

Тема

Развернутое содержание работы. Цели и задачи

Период

Итоговое мероприятие

Создание развивающей предметно – пространственной  среды

Взаимодействие с родителями по освоению ООП

Организационный период

Развивать познавательный интерес, интерес к школе, к книгам. Закреплять знания о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в школе, о школьных принадлежностях и т. д.

Формировать представления о профессии учителя и «профессии» ученика, положительное отношение к этим видам деятельности.

1-я - 2-я неделя сентября

Праздник

«День знаний».

Оформление фотовыставки на тему «Где мы отдыхали летом».

Сюжетные картины «Дети в школе», школьные принадлежности: ранец, пенал, дневник, учебники, линейка, резинка, циркуль, тетради (в клетку и линейку), колокольчик (звонок на урок).

Вовлечь родителей в совместное участие по оформлению фотовыставки 

Осень

Совершенствование знаний и представлений детей о осени.

Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе; о временах года, последовательности месяцев в году.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Расширять представления детей об особенностях отображения осени в произведениях искусства.

Развивать интерес к изображению

осенних явлений в рисунках, аппликации.

Расширять знания о творческих профессиях.

3-я -5-я неделя сентября,

1-я неделя октября

Праздник «Осень в гости к нам пришла».

Выставка детских работ на тему «Художница-осень».

Оформление фотовыставки на тему «Как ты осень хороша»

Запись музыкального цикла П.Чайковского «Времена года» (Октябрь), репродукция картины И.Левитана «Золотая осень», засушенные осенние листья, макет «пруда» из большого листа голубой бумаги с «плавающими» по нему разноцветными опавшими листьями  разных деревьев, волшебный мешочек с овощами и фруктами, иллюстрации огорода, дачи, сюжетные картинки (дети выдергивают морковь, копают картофель, снимают помидоры, кабачки), руль.

Предложить родителям:

собрать совместно с детьми красивые листья различных деревьев и кустарников, семена растений, косточки плодов;

для составления

коллажа «Осенний букет»;

- сделать дома вместе с детьми аппликацию из осенних листьев «Клоун»

Принести фотографии для оформления фотовернисажа «Как ты осень хороша»

Мой город. Моя страна. Моя планета

Воспитание чувства патриотизма у детей к своему родному краю, восхищение его красотой

Расширять представления детей о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети.

Воспитывать любовь к «малой Родине», гордость за достижения своей страны.

Рассказывать детям о том, что Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран, важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.

2-я - 4-я неделя октября,

1-я неделя ноября

Фотовыставки на тему «Моя Родина – Юрга».

Проект «Моя малая Родина - Юрга»»

Выставку детских работ на тему «Юрга глазами дошколят».

Фотографии родного города, план главной улицы, песни и стихи о городе, герб города и Кузбасса, карта Кузбасса,  карта России с отмеченными на ней природными богатствами, самолет, который может передвигаться по карте

Рекомендовать родителям вместе с детьми пройти по улицам города и отметить достопримечательности родного города, подготовить небольшое интервью «Я знаю свой город».

Привлечь родителей к совместной работе по проекту «Моя малая Родина».

День народного

единства

Расширение  представления детей о родной стране, о государственных праздниках.

 Сообщать детям элементарные сведения об истории России.

Углублять и уточнять представления о Родине — России. Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.

Закреплять знания о флаге, гербе и гимне  России.

Расширять представления о Москве — главном городе, столице России.

Рассказывать детям о Ю. А. Гагарине и других героях космоса.

Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.

2 – 4 неделя

ноября,

1-я неделя

декабря

Выставка детских работ на тему «Родина наша – нет её краше».

Песни в записи о Москве, о Родине, картины о Москве, Герб и флаг России, картины русского прикладного искусства.

Презентации о Москве и о русском прикладном искусстве.

Рекомендовать родителям подобрать познавательных телепередачи, художественную литературу о родной стране, просмотреть вместе с детьми, провести беседу. Выучить  дома по желанию ребенка стихотворение о Москве.

Зима

Обобщение и систематизация знаний детей о зиме и сезонных изменениях в природе, связанных с зимой.

Продолжать знакомить с зимой, с зимними видами спорта.

Расширять и обогащать знания об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой.

Формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование с водой и льдом.

Продолжать знакомить с природой Арктики и Антарктики.

Формировать представления об особенностях зимы в разных широтах и в разных полушариях Земли.

2-я — 4-я неделя

декабря,

3–я – 4-я неделя января

Выставка детского

творчества. «Зима пришла в мой город»

Конкурс творческих семейных работ на тему «Зимняя сказка».

Картины с изображением зимы, сюжетные картины о зимних забавах, предметные картинки, относящиеся к разным временам года, снегири.

Вовлечь родителей в совместное творчество с детьми при оформлении материала к проводимым конкурсам.

Консультация для родителей «Здравствуй, гостья Зима!»

Провести наблюдение за природой в разное время суток (утром, вечером)

Новый год

Формирование у дошкольников эмоциональных качеств: радость ожидания чуда, желание активно участвовать в подготовке к празднику, креативность, доброжелательность.

Привлекать детей к активному и разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. Поддерживать чувство удовлетворения, возникающее при участии в коллективной предпраздничной деятельности.

Знакомить с основами праздничной культуры. Формировать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке.

Поощрять стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками.

Продолжать знакомить с традициями празднования Нового года в различных странах.

5-я неделя декабря

.Выставка детских поделок на тему «Мастерская Деда Мороза»

Утренник «В гостях у Деда Мороза»

Сюжетные картины, елочные игрушки, игрушки животных.

Предложить родителям вместе с ребенком украсить дома елку, рассказать, как наряжали елку в их детстве, что изменилось? Вспомнить песни о елки с детства родителей. Выучить стихотворение  по желанию ребенка или придумать сказку на тему «Предновогоднее приключение ….» Привлечь ребенка к творчеству изготовления игрушки на конкурс «Мастерская Деда Мороза».

День защитника

Отечества

.

Уточнение знаний дошкольников об армии, их представлений о родах войск; воспитание уважения к защитникам нашей Родины.

Формирование гендерных представлений.

Расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов

прадеды, деды, отцы.

Воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине.

Знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой.

Расширять гендерные представления, формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать у девочек уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины.

4-я недели

февраля,

1-я неделя марта

Праздник

«23 февраля — День защитника

Отечества»

Стенгазета на тему «Лучше папы друга нет»

Выставка детского творчества «Мой папа»

Спортивное состязание с папами.

Картины с изображением военной техники и военнослужащих различных родов войск, военная форма пограничника и моряка, игрушки – военная техника, запись музыки В.Баснера «С чего начинается Родина».

Привлечь мам к оформлению стенгазеты.

Предложить мамам совместно с ребенком составить рассказ о папе «Лучше папы друга нет» для последующего обсуждения с педагогами и сверстниками.

Рекомендовать мама помочь ребенку своими руками приготовить подарок для папы, придумать поздравление.

Международный

женский день

Закрепление знаний детей о  женских профессиях.

Формирование гендерных представлений.

Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,

продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме,

бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям.

Расширять гендерные представления, воспитывать у мальчиков представления о том, что мужчины должны внимательно и уважительно

относиться к женщинам.

Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям.

Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, формировать потребность радовать близких добрыми делами.

2-я неделя

марта

Стенгазета «Мама, мамочка, мамуля».

Утренник «Мама – слово дорогое»

Тематический конкурс рисунков «Цветы для мамы»

Сюжетные картины, рисунки детей «Это мамочка моя», песня из кинофильма «Мама», «Волшебные цветы».

Привлечь пап к оформлению стенгазеты.

Предложить папам совместно с ребенком составить рассказ о маме «Мама, мамочка, мамуля» для последующего обсуждения с педагогами и сверстниками.

Рекомендовать папам помочь ребенку своими руками приготовить подарок для мамы. Мамам более подробно рассказать ребенку о своей профессии.

Народная

культура

и традиции

Расширение знаний детей о обычаях народных традициях

Знакомить с народными традициями и обычаями.

Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.

Продолжать знакомить детей с народными песнями, плясками.

Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы нашей страны и мира). Воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и

бережное отношение к произведениям искусства.

4-я–5-я недели

марта

Праздник «Масленица»

Выставка детских работ на тему «Декоративное рисование»

Предметы, сделанные руками взрослых из природного материала, вышивка, вязание и т.д. Предметы с росписью (хохлома, гжель), различные ткани, нитки, иголки, спицы, крючки для вязания, глиняные свистульки, деревянные игрушки.

Предложить родителям  рассказать ребенку о играх, в которые играли детьми, поиграть  с детьми в народные игры. Рассказать о русском костюме, вспомнить народные песни, пляски. Показать вещи из «бабушкиного сундучка» (связанные или вышитые ), рассмотреть их, составить описательный рассказ, записать , принести в группу для последующего обсуждения.

Весна

Обобщение представлений детей о характерных признаках весны.

Формировать у детей обобщенные представления о весне, приспособленности растений и животных к изменениям в природе.

Расширять знания о характерных признаках весны; о прилете птиц; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными

видами труда; о весенних изменениях в природе.

1-я–4-я недели

апреля

Папка-передвижка с приметами, поговорками, пословицами, стихами о весне.

Выставка детских работ «Весенняя капель».

Снегурочка, фрагмент музыкального композиции «Весна» из произведения П.И.Чайковского, предметные картинки с изображение  сосулек, солнца, облаков, снега, неба, ручья, деревьев, птиц, зеркальце, предметные картинки к игре «Март – май», рисунки детей «Весна в парке».

Предложить родителям вместе с детьми сходить на экскурсию в парк, отметить изменения в природе, провести беседу, закрепить названия весенних месяцев, нарисовать картину «Весна в парке», составить рассказ для последующего обсуждения с педагогами и сверстниками.

День

Победы

Расширение знаний дошкольников о истории Родной страны.

Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне.

Знакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны.

Рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей.

Рассказывать о преемственности поколений защитников Родины: от былинных богатырей до героев Великой Отечественной

войны.

1-я - 2-я недели мая

Праздник

День Победы.

Стенгазета» «День Победы»

Фотовыставка «Они защищали нашу Родину»

Проект «Они защищали Родину»

Выставка детского

творчества

«Салют в честь дня Победы».

.

Выставка военных фотографий, в конверте фотография памятника советскому солдату в г.Берлине, запись песен  «Священная война», «Журавли» (муз. Я.Френкела, сл. Р.Гамзатова), «Темная ночь» (муз. Д.Тухманова, сл. В.Харитонова), «Солнечный круг» (муз. А.Островского, сл. Л.Ошанина), георгиевские ленточки, палочки для составления фигур: танка, звезды, флага, фотографии орденов, медалей и Вечного огня с надписью «Я умираю, но не сдаюсь», письмо - треугольник

Предложить родителям рассказать ребенку о родных, принимавших участие в ВОВ, принести фотографии в группу для фотовыставки и для обсуждения с педагогами и воспитанниками, чтение дома книг о героях ВОВ, просмотр фильмов о ВОВ, заучить дома с ребенком пословицу о храбрости, смелости солдат

До свидания,

детский сад!

Здравствуй, школа!

Закрепление и  расширение представлений детей о школе.

Познакомить  детей с правилами поведения в школе,  школьными принадлежностями, закрепление умения  их сравнивать, обобщать предметы и выделять характерные признаки. Развивать потребность интеллектуальной активности и овладения новыми знаниями. Формировать мотивационную готовность к школе  Продолжать совершенствовать умения детей вести беседу по содержанию картины..

(3-я–4-я недели мая)

Праздник

«До свидания,

детский сад!».

Оформление фотоальбома на тему «До свиданья, детский сад!».

Кукла в школьной форме, ранец, школьные принадлежности: линейка, тетрадь, карандаши, краски, альбомы, буквари, колокольчик, картина «Дети идут в школу»

Предложить родителям рассказать ребенку о своих школьных годах, вспомнить, как пошли в первый класс, поговорить с ребенком о своей первой учительнице и о первой учительнице ребенка.

Перспективное планирование НОД по образовательной области «Развитие речи» в подготовительной к школе

Дата

Содержание учебного материала

Цель, задачи

Учебно-методический комплекс

Взаимодействие с родителями по освоению образовательной области

17.09

1

Осень пришла

Совершенствование навыков составления рассказов по сюжетным картинкам и опорным словам.

Связная речь. Развивать умение связно, грамматически правильно оформляя предложения и придерживаясь структуры, составлять рассказы.

Грамматический строй речи. Упражнять в подборе эпитетов (прилагательных) для характеристики состояния природы.

Формировать умение употреблять единственное и множественное число существительных, подбирать слова – антонимы.

Звуковая культура речи. Развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

Формирование словаря. Поощрять проявление интереса к смыслу слов

О.С.Ушакова,         Е.М. Струнина

Развитие речи детей 6-7 лет. С. 182

А.Никитина Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим. С.6

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина Занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях. С. 49

Г.Я.Затумина Конспекты комплексных занятий по развитию речи. С.39

Рекомендовать родителям сходить на экскурсию в парк.  Провести наблюдение за листопадом, рассмотреть листья деревьев и кустарников, собрать красивые листья для аппликации и гербария.

Оформить дома совместно с детьми гербарий. Составить с ребенком небольшой рассказ «Что я видел интересного в парке» или «Как мы собирали листья для гербария»  с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.

24.09

2

Деревья и кустарники

Формирование умения составлять описательный рассказ о деревьях и кустарниках.

Связная речь. Развивать умение связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль.

 Грамматический строй речи. Упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Звуковая культура речи. Совершенствовать фонематический слух: нахождение слов с определенным звуком в предложении.

Формирование словаря. Расширение и уточнение словаря по теме.

Е.А.Лапп «Развитие речи детей 5-7 лет с нарушениями зрения» С.134

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина Занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях. С. 65

01.10

3

Каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной

Совершенствование умения составлять рассказ с опорой на картинки

Связная речь. Совершенствовать умение составлять рассказ по набору картинок с последовательно развивающимся действием.

Грамматический строй речи. Оказать детям помощь в правильном построении сложноподчиненных предложений.

Звуковая культура речи. Развивать способность самостоятельно контролировать в произношении звуки родного языка.

Формирование словаря. Продолжать работу по обогащению обществоведческого словаря.

Е.А.Лапп «Развитие речи детей 5-7 лет с нарушениями зрения» С. 127

Л.И.Логинова «Книга для семейного чтения» С.196

Л.А.Владимирская «От осени до лета» С.88

Г.Я.Затумина Конспекты комплексных занятий по развитию речи. С.29

А.А.Вахрушева, Е.Е.Кочемасова, Ю.А.Акимолва, И.К.Белова Здравствуй, мир! С.264

Рекомендовать родителям вместе с ребенком сходить в хлебный магазин, обратить внимание  на многообразие хлеба из какой муки  он испечен, с каким трудом «пришел» к нам на стол  

Почитать ребенку сказку «Три ржаных колоска», пер. со швед.                      А. Любарской.  с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.

Выучить  с ребенком пословицу о хлебе.

08.10

4

Лесные лекарства

Формирование умения составлять описательный рассказ

Связная речь. Совершенствовать умение составлять рассказ  и строить простые предложения.

Грамматический строй речи.

Совершенствовать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, образования множественного числа существительных в именительном падеже, правильно употреблять форму винительного падежа существительных

Звуковая культура речи. Развивать способность самостоятельно контролировать в произношении звуки родного языка.

Формирование словаря.

Расширять словарь по теме.

А.Никитина Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим. С.22

Предложить родителям поговорить с детьми на тему «Полезные травы», составить небольшой рассказ о полезной травке и нарисовать её для презентации сверстникам и педагогам.

15.10

5

Я – человек. У меня есть эмоции

Формирование умения составлять рассказы из личного опыта с опорой на пиктограммы.

Связная речь. Развивать умение содержательно, эмоционально рассказывать сверстникам об интересных фактах и событиях. Закреплять навыки правильного построения и употребления сложноподчиненных предложений.

Грамматический строй речи. Упражнять детей в согласовании слов в предложении, в образовании существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

Звуковая культура речи. Развивать умение внятно и четко произносить словосочетания.

Формирование словаря. Расширение и активизация словаря

Л.И.Логинова «Книга для семейного чтения» С.314,371

Е.А.Алябьева Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками» С.89

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина Занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях. С. 6

Рекомендовать родителям игру «Угадай и назови мою эмоцию».

22.10

6

Приезжайте в наш город

Формирование умения составлять рекламные рассказы на основе личного восприятия.

Связная речь. Развивать умение излагать свои мысли понятно для окружающих. Совершенствовать навыки монологической речи.

Грамматический строй речи. Развивать умения грамматически правильно оформлять предложения, использовать разные части речи в точном соответствии с их целью и назначением.

Звуковая культура речи. Развивать умение самостоятельно контролировать произношения.

Формирование словаря.

Обогащать обществоведческий словарь детей

Г.Я.Затумина Конспекты комплексных занятий по развитию речи. С.12

А.А.Вахрушева, Е.Е.Кочемасова, Ю.А.Акимолва, И.К.Белова Здравствуй, мир! С.90

Предложить родителям. совершить с детьми целевые прогулки к достопримечательностям родного города, рассказать о предприятиях, на которых работают. Посмотреть туристическую рекламу по телевизору,

29.10

7

Лучше нет родного края

Формирование навыков составления творческих рассказов по иллюстрациям.

Связная речь. Совершенствовать навыки монологической речи.

Грамматический строй речи. Развивать умения грамматически правильно оформлять предложения, использовать разные части речи в точном соответствии с их целью и назначением.

Звуковая культура речи. Развивать умение самостоятельно контролировать произношения.

Формирование словаря.

Обогащать обществоведческий словарь детей

Г.Я.Затумина Конспекты комплексных занятий по развитию речи. С.50

05.11

8

Район, в котором ты живешь

Формирование умения составлять  рассказы на основе личного восприятия.

Связная речь. Развивать умение излагать свои мысли понятно для окружающих. Совершенствовать навыки монологической речи.

Грамматический строй речи. Развивать умения грамматически правильно оформлять предложения, использовать разные части речи в точном соответствии с их целью и назначением, подбирать признаки к предметам.

Звуковая культура речи. Развивать умение самостоятельно контролировать произношения.

Формирование словаря. Обогащать словарь детей по теме.

Г.Я.Затумина Конспекты комплексных занятий по развитию речи. С.147

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина Занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях. С. 205

А.А.Вахрушева, Е.Е.Кочемасова, Ю.А.Акимолва, И.К.Белова Здравствуй, мир! С.206

Предложить родителям провести экскурсии по району, в котором живут, рассказать о достопримечательностях, нарисовать план дороги от дома до детского сада.. Помочь ребенку составить небольшой рассказ «Я люблю играть на детской площадке моего квартала» для последующего обсуждения со сверстниками и педагогами.

12.11

9

Россия – Родина моя

Формирование умения составлять  рассказы по набору картин

Связная речь. Развивать умение излагать свои мысли понятно для окружающих. Совершенствовать диалогическую и монологическую части  речи.

Грамматический строй речи. Развивать умения грамматически правильно оформлять предложения, использовать разные части речи в точном соответствии с их целью и назначением, подбирать признаки к предметам.

Звуковая культура речи. Развивать умение самостоятельно контролировать произношения.

Формирование словаря. Обогащать обществоведческий словарь детей

Г.Я.Затумина Конспекты комплексных занятий по развитию речи. С.150

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина Занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях. С. 161

А.А.Вахрушева, Е.Е.Кочемасова, Ю.А.Акимолва, И.К.Белова Здравствуй, мир! С.266

Рекомендовать родителям познавательную литературы о России для чтения и рассматривания иллюстраций детям. Заучить стихотворение, пословицу или поговорку по желанию ребенка

19.11

10

Москва – сердце России

Формирование навыков составления творческих рассказов по иллюстрациям.

Связная речь. Развивать у детей умения и навыки рассказывания.

Грамматический строй речи. Совершенствовать умение составлять сложноподчиненные предложения с использованием языковых средств, для соединения их частей (чтобы, потому что и т.д.),  правильно согласовывать прилагательное московский с именами существительными. Закреплять в речи правильное употребление несклоняемого слова  метро.

Звуковая культура речи. Развивать умение отчетливо произносить слова и словосочетания.

Формирование словаря. Обогащать обществоведческий словарь детей

В.Г.Горецкий «Русская азбука» С.213

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина Занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях. С. 164

А.А.Вахрушева, Е.Е.Кочемасова, Ю.А.Акимолва, И.К.Белова Здравствуй, мир! С.229

Рекомендовать родителям почитать детям рассказы о Москве, рассказать об историческом прошлом, о Кремле.  Выучить четверостишие

Так, здравствуй, славная Москва,

Племен славянских честь и слава,

Стоять России величаво,

Россия милостью права!

26.11

11

Моя семья

Совершенствование у дошкольников навыков рассказывания из личного опыта,

Связная речь. Развивать умение составлять рассказ из личного опыта, точно и полно отвечать на вопросы.

Грамматический строй речи. Совершенствовать умение подбирать признаки к предметам. Закрепить навыки правильного построения  и употребления сложноподчиненных предложений..

Звуковая культура речи Развивать умение самостоятельно контролировать произношения.

Формирование словаря. Обогащать речь детей словами бытового характера.

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина Занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях. С. 12

Г.Я.Затумина Конспекты комплексных занятий по развитию речи. С.35

Рекомендовать родителям рассмотреть вместе с детьми семейный альбом, рассказать о родственных связях,  национальности, профессии родственников, выбрать фотографии и создать генеалогического древа, помочь ребенку составить небольшой описательный рассказ о родственниках для дальнейшего обсуждения с педагогами и ровесниками.

03.12

12

Планета Земля – наш общий дом

Совершенствование умение пересказывать близко к тексту.

Связная речь. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

Грамматический строй речи. Помочь детям в правильном построении сложноподчиненных предложений. Развивать умения использовать разные части речи в точном соответствии с их целью и назначением.

Звуковая культура речи.

Развивать умение внятно и отчетливо произносить новые слова.

Формирование словаря. Обогащать природоведческий словарь.

Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада». С.132

Г.Я.Затумина Конспекты комплексных занятий по развитию речи. С.168

Предложить родителям вместе с детьми просмотр познавательных телепередач, понаблюдать за живой и неживой природой, рассмотреть карту полушарий..

10.12

13

Зима пришла

Формирование умения последовательно составлять связный рассказ с опорой на серию сюжетных картинок.

Связная речь. Развивать умение детей отбирать для рассказа самое интересное, включать в рассказ описание природы.

Грамматический строй речи. Упражнять  в согласовании слов Звуковая культура речи. Упражнять в подборе слов с определенным звуком.

Формирование словаря. Активизировать в речи прилагательные относительно зимнего времени года. Пополнить словарь глаголов и словарь признаков по теме «Зима».

Е.А. Лапп

«Развитие речи детей 5-7 лет с нарушениями зрения»

С.165

О.С.Ушакова

Е.М. Струнина

« Развитие речи детей 6-7 лет» С. 226

Г.Я.Затулина Конспекты комплексных занятий по развитию речи. С.67

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина Занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях. С. 120

Предложить родителям вместе с детьми сходить на экскурсию в парк. Провести наблюдение за живой и неживой природой, загадать загадки, вспомнить приметы. Выучить загадку по желанию ребенка.

17.12

14

Проказы старухи зимы

Формирование умения пересказывать по опорным картинкам.

Связная речь. Совершенствовать умение связно, непрерывно, логично пересказывать прослушанный текст.

Грамматический строй речи. Упражнять детей в согласовании слов в предложении, в словообразовании. Звуковая культура речи. Упражнять в нахождении слов с определенным звуком в предложении.

Формирование словаря. Развивать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их назначением.

Е.А. Лапп

«Развитие речи детей 5-7 лет с нарушениями зрения»

С.192

Г.Я.Затулина Конспекты комплексных занятий по развитию речи. С.55

24.12

15

Зимние забавы

Совершенствование умения составлять рассказ с опорой на иллюстрации.

Связная речь. Развивать умение детей задавать вопросы и отвечать на них, связно высказывать свою мысль.

Грамматический строй речи. Развивать умения грамматически правильно отвечать на вопросы; составлять предложения и объединять их в рассказ.

Звуковая культура речи. Развивать умение четко и внятно произносить слова и словосочетания.

Формирование словаря. Активизировать словарь детей существительными.

Е.А. Лапп

 «Развитие речи детей 5-7 лет с нарушениями зрения» С. 176

О.С.Ушакова

Е.М. Струнина

« Развитие речи детей 6-7 лет»

С. 223

Е.А.Алябьева Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольника

ми» С.103

31.12

16

Как мы ходили на  елку

Формирование умения составлять рассказ по личному опыту.

Связная речь. Развивать умение детей составлять связный рассказ, логически верно оформляя свою мысль, отвечать на вопросы полными предложениями. Упражнять в рассказывании с указанием времени и места действия.

Грамматический строй речи. Развивать умение образовывать однокоренные слова.

Звуковая культура речи. Развивать умение детей при произношении слов и фраз менять силу и высоту голоса.

Формирование словаря. Активизировать словаря прилагательными по теме

Е.А. Лапп

 «Развитие речи детей 5-7 лет с нарушениями зрения»

С.185

Анжелика Никитина  Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим. С.62

Г.Я.Затулина Конспекты комплексных занятий по развитию речи. С.80

Предложить родителям вместе с детьми сходить на открытие городской елки, составить рассказ «Что я видел на елке?» для последующего обсуждения с ровесниками и педагогами..

21.01

17

Предметы для умывания

Формирование умения составлять рассказ по личному опыту.

Связная речь. Формировать навык ответа полными предложениями Развивать умение детей составлять связный рассказ, логически верно оформляя свою мысль, отвечать на вопросы полными предложениями. Грамматический строй речи. Развивать умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными

Звуковая культура речи. Развивать умение детей при произношении слов и фраз менять силу и высоту голоса.

Формирование словаря. Активизировать словаря по данной теме

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина Занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях. С. 41

Рекомендовать родителям просмотр вместе с ребенком мультфильма «Мойдодыр», выучить скороговорку

Взяла у мамы Мила мыло,

Мила мылом Маню мыла.

Мама Милу с мылом мыла

В глаз попало мыло Миле.

Мама Миле говорила:

- Не сердись, дочурка Мила!

- Не сержусь, - сказала Мила

- Я, выплакиваю мыло.

28.01

18

Путешествие на Северный полюс

Формирование умения составлять рассказ по серии картин

Связная речь. Развивать умение детей составлять связный рассказ, логически верно оформляя свою мысль.

Грамматический строй речи. Развивать умение образовывать однокоренные слова, строить сложноподчиненные предложения..

Звуковая культура речи. Развивать умение детей при произношении слов и фраз менять силу и высоту голоса.

Формирование словаря. Активизировать словаря по данной теме

А.А.Вахрушева, Е.Е.Кочемасова, Ю.А.Акимолва, И.К.Белова Здравствуй, мир! С.209

Г.Я.Затулина Конспекты комплексных занятий по развитию речи. С.41

Предложить родителям вместе с детьми рассмотреть карту, найти Северный полюс, рассказать ребенку о северных оленях и собачьих упряжках. Прочитать Е.Емельянова «Окся – труженица».

04.02

19

Как человек себе помогал

Формирование умения составлять рассказ по серии картин

Связная речь. Совершенствовать умения составлять описательные рассказы,  составлять разные предложения по опорным словам.

Грамматический строй речи. Развивать умение образовывать однокоренные слова.

Звуковая культура речи. Четко произносить все звуки родного языка.

Формирование словаря. Активизация словаря по данной теме

Г.Я.Затулина Конспекты комплексных занятий по развитию речи. С.47

Предложить родителям дать ребенку поручение  подмести ковер веником, а затем  пылесосом. Провести беседу «Что лучше?...»

11.02

20

Наши помощники

 Совершенствование умения составлять описательный рассказ.

Связная речь. Развивать умение детей связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль.

Грамматический строй речи. Совершенствовать умение образовывать существительные множественного числа в именительном  и родительном падежах, закреплять правильное употребление глаголов неопределенной формы, правильно употреблять предлоги в речи.

Звуковая культура речи. Воспитывать звуковую культуру речи.

Формирование словаря. Расширять и уточнять словарь по теме.

Е.А. Лапп

 «Развитие речи детей 5-7 лет с нарушениями зрения» С. 87

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина Занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях. С. 213

Предложить родителям почитать детям сказки, где встречались предметы старинного быта. Познакомить дома детей с предметами старого быта: лучина, керосиновая лампа, подсвечник, свеча

18.02

21

Транспорт

«У нас в гостях Дедушка»

Формирование умения составлять рассказ по картинке.

Связная речь. Развитие монологической (рассказы по картине) и диалогической (ответы распространенными предложениями) речи

 Грамматический строй речи.  Совершенствовать умения детей правильно употреблять в речи предлоги на, с, через, под, правильно образовывать глаголы с помощью приставок (въехал, съехал, переехал, проехал).

Звуковая культура речи. Воспитывать звуковую культуру и выразительность речи.

Формирование словаря. Активизировать речь по теме «Транспорт».

Е.А. Лапп

 «Развитие речи детей 5-7 лет с нарушениями зрения»

С.160 и 189

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина Занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях. С. 168

Анжелика Никитина  Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим. С.109

Предложить папам поговорить с ребенком о транспорте, нарисовать картину «Машина из будущего», помочь ребенку дать описательный рассказ своему рисунку для последующего обсуждения с педагогами и сверстниками.

25.02

22

Защитники Отечества

«Самый лучший»

Формирование умения составлять рассказ из личного опыта.

Связная речь. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Развивать умение выражать в речи свои впечатления.

Грамматический строй речи. Развивать умение детей правильно строить сложноподчиненные предложения. Совершенствовать навыки образования множественного числа существительных в именительном падеже.

Звуковая культура речи. Совершенствовать умение выделять гласные и согласные звуки, выделять ударный слог.

Формирование словаря. Активизировать и расширять словарь по теме.

О.С.Ушакова

Е.М. Струнина

« Развитие речи детей 6-7 лет»

С. 72 и 94

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи с детьми от 4 до 6 лет»

С. 119

Анжелика Никитина  Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим. С.80

Г.Я.Затулина Конспекты комплексных занятий по развитию речи. С.101

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина Занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях. С. 175

Родителям вместе с ребенком посмотреть семейный альбом, выбрать фотографии родственников, участвовавших в ВОВ, служивших в армии. Принести в детский сад фотографии, предметы обмундирования, знаки отличия. Рекомендовать родителям выучить с ребенком загадку о военной технике.

Рассказать ребенку о Александре Суворове и Михаиле Кутузове. – Армия защищала Родину во все времена.

04.03

23

Профессии

«Когда я буду взрослым»

Формирование умения составлять  творческие  рассказы.

Связная речь. Развивать умение составлять рассказы творческого характера

Грамматический строй речи.

Формировать навык ответа полными предложениями  Развивать умение детей составлять связный рассказ, логически верно оформляя свою мысль, отвечать на вопросы полными предложениями

 Звуковая культура речи. Развивать умение контролировать произношение в самостоятельной речи.

Формирование словаря. Активизировать словарь детей по данной теме.

О.С.Ушакова

Е.М. Струнина

« Развитие речи детей 6-7 лет»

С. 101

Е.А. Лапп

 «Развитие речи детей 5-7 лет с нарушениями зрения»

С.170

Г.Я.Затулина Конспекты комплексных занятий по развитию речи. С.125

Рекомендовать родителям для чтения детям стихотворения А.Маяковского «Кем быть».

Рассказать  детям  о  своей профессии. Составить и записать рассказ «Кем я буду, когда вырасту» для последующего обсуждения с детьми и педагогом.

11.03

24

8 марта

«Поговорим о маме»

Формирование умения  придумывать сюжет рассказа без опоры на наглядный материал;

Связная речь. Формировать умение вести координированный диалог между воспитателем  и ребенком, между детьми.

Грамматический строй речи. Развивать умение рассказывать грамматически правильно, последовательно, интересно,  подбирать прилагательные к существительному

Звуковая культура речи. Воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слов.

Формирование словаря. Активизировать в речи детей глаголы, связанные с темой рассказа

Е.А. Лапп

 «Развитие речи детей 5-7 лет с нарушениями зрения»

С. 98 и 204

Т.М.Бондаренко

« Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада»

 С.149

Г.Я.Затулина Конспекты комплексных занятий по развитию речи. С.117

Анжелика Никитина  Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим. С.84

Провести родителям беседу о семье, рассказать  маме о своей профессии. Выучить стихотворение А.Плищеева «мама».

18.03

25

Деньги сегодня, завтра и вчера.

Совершенствование грамматического строя речи Связная речь. Формировать умение вести координированный диалог между воспитателем  и ребенком, между детьми.

Грамматический строй речи. Развивать умение рассказывать грамматически правильно, последовательно, интересно,  подбирать прилагательные к существительному

Звуковая культура речи. Формирование словаря. Активизировать и расширять  словарь детей понятиями «Бартер», «Рыночные отношения», «Бюджет», «Бизнес».

Предложить родителям сходить с ребенком на городской рынок. Обсудить цены на товар. Совершить покупку, объяснить для чего этот товар нужен и где его можно купить дешевле  Рассказать ребенку о бюджете семьи. Составить перечень необходимых покупок, записать затраты и остаток. Объяснить ребенку слова: «Бизнес, «бартер» и «бюджет»

Что это такое?

25.03

26

Сказочница Матрена

Совершенствование умения детей пересказывать близко к тексту.

Связная речь. Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.

Грамматический строй речи. Развивать умение грамматически правильно строить сложные предложения.

Звуковая культура речи. Развивать интонационную выразительность речи.

Формирование словаря. Активизировать и расширять словарь детей по данной теме. 

О.С.Ушакова

 «Знакомство дошкольников с литературой» с.164

Г.Я.Затулина Конспекты комплексных занятий по развитию речи. С.20

Предложить родителям вспомнить вместе с ребенком русские народные сказки, дать характеристику героям сказки. Подготовить отрывок сказки по желанию ребенка для пересказа.

01.04

27

В гости на чай

Совершенствование грамматического строя речи Связная речь. Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Упражнять в составлении сложных предложений с союзом а.

Грамматический строй речи. Уточнить образование существительных во множественном числе, в именительном падеже. Образовывать существительные с помощью суффикса -ниц -. Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Звуковая культура речи. Развивать интонационную выразительность речи.

Формирование словаря. Уточнить и расширить словарь по теме.

Анжелика Никитина  Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим. С.76

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина Занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях. С. 105

Рекомендовать родителям прочитать ребенку сказку «Федорино горе», дать характеристику героям.

08.04

28

В парке весной

Совершенствование умения составлять рассказы по пейзажной  картине.

Связная речь. Развивать умение составлять связный, логически правильно оформленный рассказ.

Грамматический строй речи. Упражнять в согласовании местоимения с глаголами, придумывании предложений с определенным количеством слов и типом высказывания.

Правильно употреблять предлоги и местоимения в речи.

Звуковая культура речи. Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Формирование словаря.

Обогащать речь эмоционально окрашенной лексикой.

.А. Лапп

 «Развитие речи детей 5-7 лет с нарушениями зрения»

С. 232

О.С.Ушакова

 «Знакомство дошкольников с литературой»

С. 214

15.04

29

Космос и люди

Совершенствование умения детей пересказывать близко к тексту.

Связная речь. Развивать умение соблюдать последовательность действий в рассказе. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи

 Грамматический строй речи. Развивать умение образовывать однокоренные слова, существительные с суффиксами.

Звуковая культура речи. Упражнять в нахождении слов с определенным звуком в слове.

Формирование словаря. Расширить и уточнить словарь детей по теме.

О.Н.Крупенчук

«Научите меня говорить правильно!»

С.171-175  Г.Я.Затулина Конспекты комплексных занятий по развитию речи. С.138

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина Занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях. С. 220

Предложить родителям рассмотреть с детьми вечернее звездное небо, найти и показать большую и малую медведицу.

Почитать познавательную литературу о космосе.

Беседа о первых животных – космонавтов.

22.04

30

Цветы

Совершенствование умения детей составлять описательные рассказы с опорой на картину.

Связная речь. Закреплять навык составление описательного рассказа.

Грамматический строй речи. Совершенствовать навык употребления. Существительных в родительном падеже множественного числа, правильно употреблять предлог в, существительные в предложном падеже единственного и множественного числа.

Звуковая культура речи. Упражнять в нахождении слов с определенным звуком вначале слова.

Формирование словаря.  Расширять словарь по теме.

О.С.Ушакова

 «Знакомство дошкольников с литературой»

С. 195, 221

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина Занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях. С. 231

Рекомендовать родителям почитать ребенку сказки о цветах, выучить стихотворение по желанию ребенка.

30.04

31

Лес, грибы, ягоды

Формирование

умения составлять описательные рассказы по картине.

Связная речь. Развивать умение описывать содержание, передавать настроение картины.

Грамматический строй речи. Закрепление понимания и .и практическое употребление в речи предлога с, Совершенствование навыка образования относительных прилагательных.

Звуковая культура речи. Развивать умение внятно и четко произносить звуки родного языка..

Формирование словаря. Активизировать  речь детей прилагательными (темный, могучий, непроходимый, дремучий).

О.С.Ушакова

Е.М. Струнина

« Развитие речи детей 6-7 лет»  С. 126

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина Занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях. С. 239

Рекомендовать родителям почитать ребенку литературу о различных грибах и ягодах, сходить на экскурсию в лес. Составить рассказ «Я был в лесу» для дальнейшего обсуждения со сверстниками и педагогом.

06.05

32

День Победы

Формирование умения составлять рассказы на основе прослушанных стихотворений.

Связная речь. Продолжать формировать умение детей вести координированный диалог между педагогом и детьми на тему беседы.

Грамматический строй речи. Развивать умение грамматически правильно оформлять предложения, подбирать слова- признаки синонимы к слову. «смелый», родственные слова к словам «герой», «защита», «Война».

Звуковая культура речи. Развивать умение детей контролировать произношение в самостоятельной речи.

Формирование словаря. Пополнять словарь детей по теме

В.В.Гербова «Занятия с детьми 4-6 лет». С.160

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина Занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях. С. 248

Анжелика Никитина  Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим. С.124

Г.Я.Затулина Конспекты комплексных занятий по развитию речи. С.157

Попросить родителей побывать на параде  на площади, в парке, у выставки боевой техники, аллее героев

Родителям вместе с ребенком посмотреть семейный альбом, выбрать фотографии родственников, участвовавших в ВОВ. Принести в детский сад фотографии, предметы обмундирования, знаки отличия.

13.05

33

Скоро, скоро в первый класс

Формирование умения составлять рассказ о содержании картины.

Связная речь. Развивать способность самостоятельно рассуждать при составлении рассказа по картине.

Грамматический строй речи. Развивать умение использовать языковые средства для соединения частей в сложноподчиненных предложениях (когда, потому что, если).

Звуковая культура речи. Воспитывать звуковую культуру речи.

Формирование словаря. Активизировать в речи детей существительные обозначающие названия школьных принадлежностей.

Т.М.

Бондаренко

« Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада»

С.121                    О.С.Ушакова                Е.М. Струнина« Развитие речи детей 6-7 лет» С. 44      Анжелика Никитина  Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим. С.133

Предложить родителям рассказать ребенку о своих школьных годах, о первой учительнице.

20.05

34

Насекомые

Закрепление и расширение знаний детей о маленьких обитателях нашей планеты – насекомых, о их многообразии, особенностях внешнего строения, о месте обитания, способах передвижения, маскировки.

Связная речь. Закреплять умение детей составлять рассказ по опорным картинкам.

Грамматический строй речи. Совершенствовать умение детей правильно использовать в речи родительный падеж множественного числа существительных. Закреплять навык употребления в речи уменьшительно – ласкательных существительных.

Звуковая культура речи.

Воспитывать звуковую культуру и выразительность речи.

Формирование словаря.

Обогащать словарный запас детей по теме.

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина Занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях. С. 255

Г.Я.Затулина Конспекты комплексных занятий по развитию речи. С.166

Предложить родителям  вместе с ребенком провести наблюдение за майским жуком, отметить строение, способах передвижения, сравнить его с муравьем. Составить описательных рассказ, записать его, принести в группу для дальнейшего обсуждения с педагогом и сверстниками.

27.05

35

Игра – викторина «КВН»

Закрепление знаний детей о разных жанрах детской художественной литературы.

Связная речь. Формировать умение детей быстро ориентироваться в произведениях литературы разных жанров, давать правильные и четкие ответы на заданные вопросы.

Грамматический строй речи.

Закреплять умение детей употреблять в речи образные слова и выражения характерные для русских народных сказок.

Звуковая культура речи. Закреплять умения называть мягкие и твердые согласные.

Формирование словаря. Обогащать словарь детей образными словами и выражениями.

Г.Я.Затулина Конспекты комплексных занятий по развитию речи. С.164

Рекомендовать родителям вспомнить с детьми сказки, стихи .

Итого 35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование - подготовительная группа

Месяц/ТемаОРУОВДИграЯнварь«Зимние забавы»С гимнастической палкой    «Белоснежная зима»      «Зима» с речевым сопровождением  С кубиком...

Перспективное тематическое планирование (подготовительная группа)

Перспективное тематическое планирование на тему "Мы за чаем не скучаем" для подготовительной группы....

Перспективно-тематическое планирование. Подготовительная группа

Перспективно-тематическое планирование. Подготовительная группа. Тема: Семейные традиции...

Развернутое тематическое планирование (подготовительная группа)

Развернутое тематическое планирование (подготовительная группа)...

Тематическое планирование. Подготовительная группа.

Тематическое планирование. Программа "От рождения до школы", под редакцией Вераксы....

Тематическое планирование (подготовительная группа). Использование загадок на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи.

В коррекционной педагогике и специальной психологии в диагностических и коррекционно-развивающих целях традиционно широко используются пословицы и загадки как эффективное средство умственного развития...

календарно-тематическое планирование.подготовительная группа

Календарно-тематическое планирование составлено на сентябрь и первую неделю октября,для детей подготовительной группы...