отчет учителя-логопеда Алексеевое Е.Е. за 2015-2016 учебый год
статья по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Создание условий, обеспечивающих овладение ребёнком нормами устной речи, способствующих развитию коммуникативных способностей ребёнка в соответствии с возрастными возможностями. ЗАДАЧИ ЦЕЛЬ Дети с нарушениями речи зачисляются в логопедические группы решением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) на 2 года. У нас работают 2 группы (старшая и подготовительная) для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) и с общим недоразвитием речи (ОНР). коррекционно-образовательного процесса Формирование правильного произношения нарушенных звуков Развитие артикуляционной моторики; Развитие силы и продолжительности воздушной струи; Развитие общей и мелкой моторики; Развитие умения производить слова сложной слоговой структуры; Развитие фонематического слуха и восприятия; Предупреждение нарушений письма и чтения; Обогащение и развитие лексико-грамматического строя речи; Развитие навыков связной речи. А так же: оказание консультативной и практической помощи родителям (законным представителям); научно-методическая помощь воспитателям и специалистам МБДОУ.
Свою работу реализую по следующим направлениям: организационное направление диагностическое методическое Коррекционно-развивающее Работа с родителями Работа с педагогами самообразование Участие в конкурсах
ОРГАНИЗАЦИОННО - ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Учебный год начинаю с тщательного логопедического обследования детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии. РЕЗУЛЬТАТ ОБСЛЕДОВАНИЯ Речевые карты Карты динамики развития речи Индивидуальный план работы на каждого ребенка
Документация График работы учителя-логопеда Алексеевой Е.Е.; Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда Алексеевой Е.Е.; список детей с заключениями на начало, середину и конец года (старшая и подготовительные группы); Перспективные планы работы на учебный год (старшая и подготовительная группы); Календарно-тематические планы логопедических занятий (старшая и подготовительная группы); Журнал «Учета посещаемости учащимися логопедических занятий»; Журнал взаимосвязи с родителями и педагогическим коллективом; Расписание логопедических занятий; Планы индивидуальной логокоррекционной работы с воспитанниками на учебный год; Тетрадь индивидуальных и подгрупповых игровых сеансов в старшей и подготовительной группах; Индивидуальные тетради воспитанников старшей и подготовительной группах; Тетрадь рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей; Паспорт логопедического кабинета; Портфолио учителя-логопеда Алексеевой Е.Е. План самообразования учителя-логопеда Алексеевой Е.Е. Своевременно были оформлены документы:
Наполняемость логопедических подгрупп составила: 18 детей - старшая группа 18 детей - подготовительная группа
С целью выявления детей с речевой патологией на протяжении всего учебного года проводилось первичное логопедическое обследование речи детей 4-5 лет. Все дети, нуждающиеся, в логопедической помощи были взяты на учёт и направлены на ПМПК, родители приглашены на консультации к учителю-логопеду. Всего было обследовано 49 детей. И них 35 направлены на ПМПК. В середине года приняла участие в ПМПК с целью представления детей средних групп обследованных в течение года. ПМПК
ПРОГРАММЫ МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Приоритетными программами для логопедических групп являются: Программа обучения и воспитания детей с ФФН Т.Б. Филичева Г.В. Чиркина Программа обучения детей с ФФН Г.А. Каше, Т.Б. Филичева
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ Так же в своей работе я использую методические разработки: Галина Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно»; О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет»; «говорим правильно в 6-7 лет»; В.М. Акименко «Обучение детей грамоте в классах преддошкольной подготовки»; Т.Б. филичева . Т.В. Туманова «дети с ФФН»; З.Е. Агранович . Сборник домашних заданий в помощь логопедам; Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова дети с ОНР; Л.Н. Смирнова логопедия в детском саду; Н.В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР ; И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Ознакомление с окружающим миром и других авторов.
В течение года принимала участие в педсоветах, посещала семинары, принимала участи в Городских методических объединениях, работала в интернет пространстве с целью повышения квалификации педагогического мастерства. Педагогические советы Проектная деятельность в детском саду «Как подружиться с книгой?» «Совместная работа учителя-логопеда, воспитателя и родителей»
Городские Методические Объединения «Интеграция образовательных областей путем использования технологии проектной деятельности» Проектная деятельность в детском саду «Как подружиться с книгой?»
Интернет Создала персональный сайт в социальной сети ( nsportal . ru ) Опубликовала методическую разработку: НОД Дифференциация звуков З-Зь . Буква З «Подарки для Зои и Зины». Создала персональную страницу на сайте детского сада «Светлячок» Опубликовала проект « Литературная Москва ».
Систематически улучшала оснащённость логопедического кабинета дидактическими средствами по всем разделам коррекционного плана. Подбирала методическую и коррекционную литературу и пособия, в помощь воспитателям и родителям.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ В старшей и подготовительной логопедических группах фронтальные занятия проводились 4 раза в неделю: Подготовка к обучению грамоте Развитие лексико-грамматических компонентов языка Развитие связной речи Формирование графо-моторных навыков Занятия по исправлению звукопроизношения (индивидуальные, подгрупповые) проводились 2-4 раз в неделю. Массаж органов артикуляции Артикуляционная гимнастика Постановка звуков Автоматизация и дифференциация звуков Развитие фонематического восприятия Выработка речевого дыхания Развитие ВПФ и мелкой моторики Развитие звуко-слогового анализа
В течение учебного года были проведены открытые мероприятия: НОД НОД по подготовке к обучению грамоте Звуки М-Мь . Буква М. «Путешествие в Звукоград » (подготовительная группа) для родителей НОД по развитию речи и художественному творчеству «У кормушки» (старшая группа) для педагогов НОД по подготовке к обучению грамоте Звука З-Зь . Буква З. «Подарки для Зои и Зины» (старшая группа) для родителей
НОД по подготовке к обучению в школе «Путешествие в космос» (подготовительная группа) для учителей НОД Н ОД по подготовке к обучению грамоте и развитию речи «Викторина Что? Где? Когда? Сказочный калейдоскоп» (подготовительная группа) для педагогов НОД по развитию связной речи «с днем рождения Машенька!» (подготовительная группа) для родителей
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) Планируя свою работу с родителями, старалась разнообразить формы и методы привлечения родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами. В начале учебного года в старшей и подготовительной группах создала «родительские блоги » по средствам интернет ( whataApp ) для регулярного обмена информацией. В течение учебного года… «Что необходимо читать дошкольникам?» (подготовительная группа). На консультации представила родителям памятки «Как развить любовь к чтению?» Консультация-практикум для родителей «С книгой по жизни» (подготовительная группа) «Взаимодействие с родителями в проектной деятельности» (старшая группа). «Какие бывают кормушки?» (старшая группа ) Провела консультации
В течение года проводились индивидуальные консультации для родителей: «Автоматизация поставленных звуков», «Выполнение рекомендаций логопеда», «обучение грамоте», «профилактика дизграфии ». На каждый запрос родителей (состояние речи ребёнка, поведение ребёнка на логопедических занятиях, выполнение домашнего задания логопеда и т.д.) даны рекомендации и советы по всем вопросам. Задачи воспитания и обучения детей с ФФНР (старшая и подготовительная группы). Провела анкетирование родителей воспитанников подготовительной группы «Книга в вашем доме». Сообщила цель и задачи обучения и воспитания. Представила тематический и перспективный планы работы на год. Осветила необходимость совместного взаимодействия для преодоления речевых трудностей. Готовность детей к школьному обучению (подготовительная группа). Провела анкетирование родителей «Насколько ребенок готов к школьному обучению?». Предложила родителям памятки для успешного обучения в первом классе. Осветила виды готовность к школьному обучению. Игры и игрушки для развития мелкой моторики и воздушной струи (старшая группа). Организация ПМПК (средние группы) Посетила Родительские собрания
Совместно с детьми родители изготовили: Старшая группа Организация дежурств в «птичьей столовой». Изготовление календаря дежурств. Акция «Строим птичью столовую » - изготовление кормушек для зимующих птиц Акция «С каждого по зернышку – сбор корма для птиц». Изготовление плакатов «Как помочь птица зимой» Тематическая прогулка с родителями «Синица-именинница» Распространение листовок «Как помочь птицам зимой»
Совместно с детьми родители изготовили: Подготовительная группа Создание плакатов: «Книга – лучший друг» Фотовыставка «Я и моя домашняя библиотека» Изготовление «книжки-малышки» Изготовление дидактических и настольных игр «Сказочная игра» Сбор фантиков для оформления альбома «Сладкая сказка» Создание сказки: «Сказка про самого себя».
Размещение объявлений. Наглядная информация Оформление ширмы - «птицы – наши друзья». Оформление ширмы – «Синичкин день».
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ В течение года вела тесное сотрудничество с воспитателями логопедических группы по вопросам развития и обучения детей. Совместная работа осуществлялась на всех этапах работы с ребенком, начиная с первичного обследования, о результатах которого педагоги ставились в известность на протяжении всего года. Систематически педагоги информировались о специфике содержание коррекционной работы с детьми, получали информацию об успехах и неудачах детей. Во второй половине дня воспитатели проводили вечернее занятие по заданию логопеда. На занятии воспитатели закрепляли с детьми знания в соответствии с тематическим планом недели и автоматизировали поставленные мной звуки. Так же воспитатели, в течение всего дня, следили за правильностью произношения поставленных звуков, поправляя детей в случае необходимости. В течение года совместно с воспитателями и детьми старшей и подготовительной группами посетили школьную и городскую библиотеки.
Совместная работа учителя-логопеда с музыкальным руководителем заключалась в том, что на занятиях музыки дети автоматизировали поставленные звуки. Совместный подбор речевого материала к утренникам, развлечениям велся с учетом индивидуальных особенностей детей, что позволяло давать правильную речевую нагрузку детям. На музыкальных занятиях у детей с речевой патологией происходило развитие двигательных способностей, как основы воспитания речи, перевоспитание и устранение речевых нарушений. Приняла участие в осеннее утреннике младшей группы «Жил-был у бабушки…». Исполнила роль козлика Приняла участие в новогодних утренниках средних групп «Дед мороз тебя мы ждем». Исполнила роль волка.
САМООБРАЗОВАНИЕ Выбрала и подготовила тему по самообразованию: «Проектная деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС». Реализовала два проекта Тематический проект в подготовительной группе «Как подружиться с книгой Тематический проект в старшей группе «Зимующие птицы – наши друзья», «По следам синички»
Приняла участие в ВЕБИНАРАХ
УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ, НАГРАДЫ В течение года приняла участие во II Всероссийской экологической акции «Помоги птицам зимой!» совместно с детьми и самостоятельно. Являлась председателем жюри. НОМИНАЦИИ:
Приняла участие в премии губернатора Московской области «Наше Подмосковье». НОМИНАЦИИ: Зеленый регион с проектом «Зимующие птицы - наши друзья» Больше, чем профессия с проектом «Как подружиться с книгой»
Выявление уровня актуального речевого развития детей, зачисленных на логопедические занятия, и обработка данных обследования для объективного логопедического заключения позволяют обобщить следующие данные о состоянии речи детей: Количество поступивших детей: 36 человек ФФНР с элементами ОНР – 1 (3%) ФФНР с дизартрическим компонентом – 20 (58%) ФФНР с элементами ОНР и дизартрическим компонентом – 8 (20 %) ОНР II - III ур .- 0 ОНР II - III ур . с дизартрическим компонентом - 7 (19%)
Динамика развития речи за 2015-2016
Группа Количество детей, поступивших в группу Выпущено Рекомендовано направить Выбыло по разным причинам Всего Логопедические заключения Всего С чистой речью Со значительными улучшениями Без улучшений В массовую школу В массовую школу (занятия логопеда) В специальный класс (школу) На дополнительный курс обучения в ДОУ в группе д /сада ФФНР С элементами ОНР ФФНР с дизартрическим компонент ОНР I-II уровень ОНР II - III уровень ОНР II - III Уровень с дизартрическим компонентом Подгото-витель ная 18 1 13 2 - 2 17 15 3 - 15 2 - 1 0 Старшая 18 - 7 6 - 5 - - - - - - - - Всего 36 1 20 8 - 7 17 15 3 15 2 - 1 0 Отчет о работе учителя-логопеда Алексеевой Е.Е. в группах компенсирующего вида за 2015-2016 учебный год
Продолжать формирование правильного произношения у детей; Продолжать развитие фонематических представлений, как предпосылку к овладению грамотой; Продолжать работу по совершенствованию лексико-грамматического строя речи, развитию связной речи; Разработка и реализация проекта по грамоте «Путешествие по Звукограду » в подготовительной к школе группе; Организация и проведение совместно с детьми и их родителями выставок, поделок на тему «С буквой подружусь – чисто говорить учусь»; Проведение консультаций для родителей; На сайте детского сада (в собственном блоге ) и уголке для родителей помещать советы, рекомендации по воспитанию и коррекции речи у детей, размещать практический материал; Продолжать оформлять логопедический кабинет; Продолжать изготавливать пособия своими руками для автоматизации звуков в слогах, изолированно, для определения места звука в слове (из фетра и другого материала); Продолжать изготавливать дидактические игры для развития фонематического слуха и восприятия, автоматизации звуков в словах и тексте, для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи, пособия для развития других психических функций (внимание, память, мышление); Прохождение курсов повышения квалификации; Пройти профессиональную переподготовку по курсу «Менеджмент»; Посещение вебинаров , семинаров по специальности в течение года; Посещение заседаний Городского Методического Объединения психологов с целью повышения квалификации педагогического мастерства; Внедрение информационных компьютерных технологий в работу с детьми по развитию лексико-грамматического строя речи, автоматизации поставленных звуков. Задачи на следующий учебный год (2016-2017)
за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочий план учителя - логопеда ДОУ Утемишевой Галины Касимовны на 2015 - 2016 уч.г.
Представлен материал рабочей прогораммы по ФГОС учителя - логопеда Утемишевой Галины Касимовны...

Аналитический отчет о работе подготовительной группы №4 за 2015-2016 учебный год.
Большая часть детей группы находятся в едином коллективе с первой младшей и со второй младшей группы. Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная. Преобладают партнерские взаимоо...

Отчет о проделанной работе педагога-психолога за 2015-2016 год
Отчет о проделанной работе педагога-психолога дошкольного учреждения за 2015-2016 год...

Аналитический отчет учителя-логопеда Кияшко А.В. о проделанной работе за 2015-2016 учебный год.
Аналитический отчет учителя-логопеда Кияшко А.В. о проделанной работе за 2015-2016 учебный год....

Отчет о работе методического объединения воспитателей за 2015 - 2016 учебный год
Подробный отчет руководителя МО о работе методического объединения за 2015 - 2016 учебный год...
Отчет по самообразованию Шрамковой Г.Д. за 2015– 2016 учебный год. Тема: «Обучение дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин»
Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно...

