Отчет о проделанной работе педагога-психолога за 2015-2016 год
статья по теме

Гафурова Гульнара Нязифовна

Отчет о проделанной работе педагога-психолога дошкольного учреждения за 2015-2016 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot.docx201.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  комбинированного вида №19 города Кузнецка

(МБДОУ ДС № 19 г. Кузнецка)

Аналитический отчет

 педагога-психолога Гафуровой Г.Н.

за 2015-2016 учебный год

г. Кузнецк, 2016

Работа педагога-психолога велась на основании годового плана на 2015-2016 учебный год и строилась в соответствии со следующими целями и задачами:

Цель: создание психолого-педагогических условий, способствующих охране и укреплению психического здоровья детей, достижению ими личностных образовательных результатов в процессе освоения  образовательных областей.

Задачи:

  1. Предупреждать возникновение проблем развития ребенка.  
  2.  Оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации.
  3. Повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов.
  4.  Создать соответствующие психологические условия для успешного освоения дошкольниками образовательных областей.

Деятельность  осуществлялась по следующим направлениям:

  1. Психопрофилактика, психологическое просвещение;
  2. Психологическая диагностика;
  3. Развивающая работа и психологическая коррекция;
  4. Психологическое консультирование;
  5. Организационно-методическая работа.

Количество охваченных групп –  12 групп.

Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение»

  Работа с детьми была направлена на социальную адаптацию детей, развитие познавательных и творческих способностей, эмоциональной сферы и проводилась в форме индивидуальных и групповых занятий.

С педагогами была направлена на предотвращение дидактогений; профилактику и своевременное разрешение  конфликтов в ДОО; содействие в организации конструктивного общения детей в группе; профилактику эмоционального выгорания, профессиональный и личностный рост. Вся работа планировалась и проводилась в форме консультаций, тренингов, совместных встреч с родителями и детьми.

В работе с родителями большое внимание уделялось профилактике дезадаптивного поведения в семье, формированию доброжелательных, доверительных отношений с ребёнком. Использовались разные формы работы (тренинги, психологические гостиные, семинары-практикумы, круглые столы, консультации).

В течение года использовалась стендовая информация:

  • Агрессивное поведение ребенка-дошкольника;
  • Игрушка в жизни ребенка;
  • Если ребенок не хочет идти в детский сад;
  • Адаптационный период в детском саду;
  • Гиперактивный ребенок;
  • Как отучить ребенка перебивать взрослых;
  • Застенчивый ребенок;
  • Детские обиды;
  • Если ребенок устал;
  • Занимательный аутотренинг;
  • Прежде, чем взяться за ремень;
  • Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет;
  • Ребенок, который любит быть главным;
  • Темперамент ребенка;
  • Организация дня ребенка в своей семье;
  • Психологическая готовность к школе;
  • Скоро в школу;
  • Детская ложь;
  • Страхи - это серьезно.

   

Консультации размещались на личном сайте педагога-психолога. Ссылка на сайт:

 «http://nsportal.ru/gafurova-gulnara-nyazifovna»  

Родители охотно идут на контакт, интересуются психологическими особенностями своих детей, результатами диагностических обследований,  принимают участие в анкетировании.  

В результате просветительской работы было осуществлено повышение психологической компетентности педагогов и родителей.

2. Психологическая диагностика

Диагностическая работа проводилась по намеченному плану, а также в соответствии с запросами администрации, педагогов, родителей. Исследованию подлежали (см. Табл.1):

Таблица 1.  Психодиагностика

Категории обследуемых, сроки выполнения

Методика и цель

Дети младших групп (сентябрь-октябрь)

Наблюдение за адаптацией детей младших групп к условиям дошкольного учреждения

Диагностика всех воспитанников (сентябрь-октябрь)

Наблюдение за созданием в группах благоприятных условий для комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении

Дети подготовительных к школе групп (октябрь-апрель)

Диагностика психологической готовности к обучению в школе по методике «Определение уровня психического развития (экспресс-диагностика в детском саду по Н.Н. Павловой, Л.Г.Руденко) для детей 6-7 лет

«Беседа о школе» (Т. А. Нежнова)

Определение уровня умственной работоспособности детей и умения работать по определенному правилу («Корректурная проба» (тест Бурдона)

Диагностика всех воспитанников по запросу родителей, воспитателей, в течение года

Диагностика эмоционально-личностной, познавательной сферы детей

Дети старших групп (октябрь, ноябрь)

Диагностика эмоционально-личностной сферы детей по методикам «Кактус», «Лесенка» (М. А. Панфилова); «Два дома» (И. Вандвик, П. Эксблад); «Секрет», «Рисунок семьи», «Рисунок несуществующего животного», «Страхи в домиках» и др.

Дети старших групп (декабрь)

Диагностика эмоционального благополучия детей в дошкольном учреждении: отношение к детскому саду, режимным моментам, к занятиям, к игре (Т. С. Воробьева)

Дети вторых младших групп (январь, февраль)

Диагностика познавательного развития детей 3-4 лет. Определение уровня психического развития (экспресс-диагностика Н.Н. Павлова, Л.Г.Руденко) для детей 3-4 лет

Дети старшей логопедической группы (февраль, март)

Диагностика познавательного развития детей 5-6 лет. Определение уровня психического развития (экспресс-диагностика Н.Н. Павлова, Л.Г.Руденко) для детей 5-6 лет

Диагностика родителей

Диагностика особенностей адаптации ребенка в детском саду (Анкета)

Диагностика типов семейного воспитания (Анкета)

Диагностика готовности детей подготовительной к школе группы (Анкета «Готов ли ребенок к школе типов семейного воспитания )

Диагностика педагогического коллектива

Стиль общения с детьми (Анкета)

Результатом данной работы являлось:

  • Консультирование воспитателей с целью предоставления полученных данных и определения дальнейшей работы;
  • Заполнение индивидуальных карт воспитанников, адаптационных листов;
  • Определение рабочей группы воспитанников с целью коррекции и развития;
  • Выступление на родительских собраниях с полученными результатами;
  • Рекомендации педагогам, родителям и воспитанникам.

Диагностическая работа с воспитанниками

В начале учебного года шло наблюдение за адаптацией вновь прибывших детей (48 детей) к условиям детского сада. На каждого из них был заведен адаптационный лист. Анализ адаптационных листов показал, что 82% детей имеют высокий уровень адаптации к дошкольному учреждению, 18% - средний уровень адаптации (рис.1).

Рис.1 Распределение степени адаптации к ДОУ

Дети со средним уровнем адаптации часто по болезни или по другим причинам не посещали дошкольное  учреждение, в результате чего адаптационный период затянулся. Проведена консультация для воспитателей и родителей «Адаптация детей к дошкольному  учреждению», анкетирование родителей. С детьми были проведены адаптационные занятия.

Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе – одно из приоритетных направлений практической психологии образования. Важными показателями готовности к обучению в школе является развитие познавательных процессов, формирования значимых для школьного обучения предметно-специфических знаний, умений и навыков.

В подготовительных к школе группах № 7, 10, и в старшей группе № 9 с 7 дошкольниками, которые пойдут в школу, был изучен уровень психологической готовности к школе детей с помощью комплексной методики, разработанной  Павловой Н.Н., Руденко Л.Г. Результаты представлены в таблице:

Распределение показателей психологической  готовности к школе в начале года

Группа

Уровень

Старшая группа №9

Подготовительная логопедическая группа №7

Подготовительная

группа №10

Всего

высокий

1

1

2

4 (9%)

средний

6

15

19

40 (85%)

низкий

0

2

1

3 (6%)

В результате обследования возникла необходимость коррекционно- развивающей работы с детьми с низким  уровнем психического развития и развивающей  – со средним уровнем психологической готовности к школе.

Таким образом, в течение года проводилась коррекционно-развивающая работа по формированию психических процессов, произвольности, тренинговые занятия по подготовке к школе. Были составлены индивидуальные планы работы. С детьми были проведены индивидуальные и групповые развивающие игры и упражнения по развитию определенных познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, произвольности. Даны рекомендации воспитателям и родителям, как формировать интеллектуальную, личностную и мотивационную готовность к школе.

В конце учебного года была проведена повторная экспресс-диагностика уровня психологической готовности к школе.

Результаты оказались следующие:

 Распределение показателей психологической  готовности к школе в конце года

Группа

Уровень

Старшая группа №9

Подготовительная логопедическая группа №7

Подготовительная

группа №10

Всего

высокий

4

13

20

37(79%)

средний

3

5

2

10 (21%)

низкий

0

0

0

0

Представим полученные результаты (см. рис.2, 3, 4, 5).

Рисунок 2. Старшая группа №9

Рисунок 3. Подготовительная к школе группа №10

Рисунок 4. Подготовительная к школе  группа №7(логопедическая)

Рисунок 5.Обобщенные результаты

Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуальная и групповая коррекционная развивающая работа с детьми, имеющими первоначально низкий и средний уровень развития познавательных процессов эффективна, но в данном случае необходима системная психолого-педагогическая работа воспитателей и родителей. Необходимо постоянно рекомендовать родителям детей с низким уровнем развития наблюдать за их достижениями, использовать различные приемы для развития психических процессов при общении с ребенком дома.

В период с октября - по ноябрь была проведена эмоционально-личностная диагностика детей старших и подготовительных к школе групп  по методикам: «Кактус», «Лесенка», «Страхи в домиках», «Два дома», «Рисунок семьи», «Рисунок несуществующего животного», «Тест тревожности» (М. Дорки, В. Амен), «Рисунок человека» и др. Обследование проводилось индивидуально. В результате обследования были выявлены дети «группы риска»: популярные и неблагополучные, тревожные, гиперактивные, агрессивные дети; дети с низкой самооценкой; дети, у которых страхи выше нормы. Дошкольники, которые имеют проблемы, были включены в коррекционно-развивающие группы. С родителями детей «группы риска» были проведены тренинги «Взаимодействие с тревожными, агрессивными, гиперактивными детьми», индивидуальные консультации.

Изучение статуса каждого ребенка в старших и подготовительной группах,  характера отношений со сверстниками осуществлялось с помощью экспресс-социометрии. По результатам обследования выявилось, что характер отношений ребят со сверстниками положительный. Дети имеют положительные выборы, но есть ребята, которые являются изолированными, т.е. не имеют ни одного предпочтения у сверстников (в беседе  с воспитателями выяснилось, что такие дети очень редко посещают ДОУ, поэтому их ребята не выбрали). Воспитателям были предложены рекомендации: особое внимание следует уделить детям, относящимся к категории «непринятые». Воспитателям наблюдать за игровой деятельностью детей: организовать совместную игровую деятельность с ребятами, учитывая их предпочтения. На занятиях и в свободной игровой деятельности акцентировать внимание на успехах «изолированных» детей, хвалить при детях в группе.

С целью определения самооценки была проведена методика «Лесенка».

 Были получены следующие данные рис.6,7,8

Рис. 6 Типы самооценок

Рис. 7. Типы самооценок в начале года

Рис. 8. Типы самооценок в конце года

Не всегда самооценка старших дошкольников была адекватной и соответствовала его реальным проявлениям. Воспитателям и родителям были предложены рекомендации как формировать  адекватную самооценку у дошкольников. С детьми с неадекватной низкой и завышенной самооценкой  проводились коррекционно-развивающие занятия, в результате которых сформировалась  адекватная самооценка.

В старшей группе №5(логопедической) в ноябре была проведена диагностика эмоционального благополучия в ДОУ (Т. С. Воробьева): отношение к детскому саду, режимным моментам, к занятиям, к игре. Выявлено:

  • 79% детей ходят в дошкольное учреждение с удовольствием,
  • 21% нейтральное отношение к детскому саду.

Отношение к занятиям:

  • у 68%-хорошее,
  • у 7%-плохое,
  • у 25%-нейтральное.

 Отношение ко сну:

  • у 8% детей - хорошее,
  • у 24%-плохое,
  • у 68 %-нейтральное.

Отношение к обеду:

  • у 78% детей - хорошее,
  • у 10 %-плохое,
  • у 12 %-нейтральное.

Отношение к игре:

  • у 84% детей - хорошее,
  • у 16 %-нейтральное.

 Можно сделать вывод о том, что большинство детей любят ходить в дошкольное учреждение, с удовольствием занимаются и играют. Детям в саду интересно. По результатам диагностики были проведены консультации с воспитателями.

В декабре, январе была проведена диагностика познавательного развития детей 3-4 лет по методике «Экспресс-диагностика в детском саду по Н.Н. Павловой, Л. Г. Руденко. Вторая младшая группа. 3-4 года.» Обследование проводилось индивидуально. Результаты представлены на рис.8.

Рисунок. 8. Результаты диагностики познавательной сферы детей 3-4 лет.

Так как дети данной возрастной группы переживают возрастной кризис 3 лет, были сформированы развивающие группы по преодолению данного кризиса. С родителями и воспитателями была проведена консультация «Кризис трехлетнего возраста», практикум «Развивающие игры и упражнения для детей 3-4 лет». Родителям  детей с низким уровнем развития были рекомендованы консультации невролога, логопеда, развивающие игры и упражнения, направленные на преодоление сложностей познавательной сферы. Для воспитателей была проведена консультация «Умственное развитие детей 3-4 лет».

В феврале была исследована мотивационная готовность к школе. Использовалась методика «Беседа о школе» (Т.А. Нежнова). Результаты представлены на рис.9.

Рис.9. Распределение уровней мотивационной готовности к обучению в школе

Обследование проводилось индивидуально. Большинство детей показало высокую мотивационную готовность к школе.

Выявлено 10% детей с I этапом формирования внутренней позиции школьника (ВПШ). Дети ориентированы лишь на внешнюю, формальную сторону школьной действительности. Это позиция еще «дошкольная» (ребенок хочет пойти в школу, но при этом стремится сохранить дошкольный образ жизни).

II этап формирования ВПШ характерен для 32% ребят. Дети ориентированы на содержательные моменты школьно-учебной действительности. Но и на этом этапе дети выделяют в первую очередь социальные, а не собственно учебные аспекты этой действительности.

У 52% детей данной группы (III этап) внутренняя позиция школьника полностью сформирована и характеризуется сочетанием ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

Результаты опроса были освещены на индивидуальных консультациях с воспитателями, было рекомендовано обратить внимание на детей с I этапом формирования ВПШ. В работе с такими детьми использовались беседы с целью повышения мотивации. Общие результаты обследования были освещены на родительских собраниях.

Также исследовался уровень умственной работоспособности детей подготовительных  к  школе групп и умения работать по определенному правилу («Корректурная проба» (тест Бурдона).  Обследование проводилось по подгруппам. В результате обработки результатов диагностики выявлено, что 78% детей имеют высокий уровень развития умственной работоспособности и умеют работать по  определенному правилу; 22% детей имеют средний уровень (см. рис.10).

Рис.10. Распределение уровней умственной работоспособности

В феврале-марте была проведена диагностика познавательного развития детей старшей группы №5(логопедической) по методике «Экспресс-диагностика в детском саду по Н.Н. Павловой, Л. Г. Руденко. Старшая группа. 5-6 лет.» Обследование проводилось индивидуально. Результаты представлены в таблице

Таблица. Уровень познавательного развития детей старшей группы №5 (логопедической)

Старшая группа (5-6 лет) 17 детей

Познавательные процессы

 Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

зрительная память

1

6%

2

12%

14

82%

Общая осведомленность

14

82%

3

18%

0

0%

восприятие

10

59%

7

41%

0

0%

внимание

10

59%

6

35%

1

6%

вербально-логическое мышление

5

29%

8

47%

4

24%

наглядно-образное мышление

6

35%

11

65%

0

0%

воображение

4

24%

13

76%

0

0%

общий уровень развития

2

12%

13

76%

2

12%

Рис.11. Уровень познавательного развития детей старшей группы№5

 У многих детей хорошо развито внимание, воображение, наглядно-образное мышление, общая осведомленность. С детьми с низким уровнем развития была проведена коррекционная работа, направленная на преодоление сложностей в познавательной сфере.

Диагностическая работа с родителями

В группах детей раннего возраста происходило психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода. С родителями данных детей было проведено анкетирование.

С целью изучения родительской позиции, взаимоотношений в семье, стиля, типа семейного воспитания с родителями подготовительной группы №7 использовалась анкета. Результаты представлены на рис.12

Рис. 12 Распределение типов семейного воспитания в подготовительной группе №7

Тип А- тип авторитарного стиля воспитания, в такой семье мало доверия ребенку и учета его потребностей (2 семьи).

Тип Б – стиль воспитания, при котором в семье признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки (7 семей).

Тип В – стиль воспитания без особых попыток понять ребенка в семье, основные методы – порицание и наказание (1 семья)

Смешанный тип – используют в воспитании два и более типов (7 семей).

По результатам обследования родителям на родительском собрании были представлены результаты и даны рекомендации по воспитанию детей в своей семье.

С целью комплексного изучения вопроса готовности детей подготовительной к школе группы №7 с родителями данных детей было проведено анкетирование («Готов ли ребенок к школе»). Получены следующие данные (см. рис.13).

Рис.13 Распределение показателей готовности к обучению

Таким образом, из полученных данных видно, что в целом группа готова к обучению в школе. Результаты обследования педагога-психолога и результаты родителей практически одинаковы.

Диагностическая работа с педагогами

С педагогами было проведено анкетирование: «Стиль общения с детьми». Выявлено, что у педагогов дошкольного учреждения демократический стиль общения с детьми. Педагогам рекомендована литература, игры и упражнения по формированию у детей навыков общения.

Вывод:

По результатам проведённых исследований наблюдается динамический рост уровня сформированности познавательных процессов у детей;

положительная динамика готовности детей к школе. Прогнозируемые результаты дальнейшего обучения в школе всех воспитанников положительные. Произошло завершение в целом периода адаптации, сохранение психологического здоровья вновь прибывших детей и переформированных групп. В целом создается социальный портрет ребёнка, освоившего основную общеобразовательную программу. В результате психодиагностики были выявлены проблемы, послужившие причиной обращения за психологической помощью, намечены пути их коррекции и устранения.

3. Психокоррекционная и развивающая работа

По результатам групповых и индивидуальных обследований, а также  по запросам родителей, педагогов проводились групповые и индивидуальные коррекционные и развивающие занятия, направленные на развитие и коррекцию познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, мотивации обучения, интеллектуальных способностей, сферы межличностных отношений ребенка.

Мероприятия коррекционной и развивающей работы

Направления работы

Виды и формы работы

Развивающая работа в период адаптации к ДОО

Групповые   развивающие занятия

Развивающая работа с использованием развивающих игр и упражнений

Групповые и индивидуальные  развивающие занятия

Коррекционная работа с детьми «группы риска» (коррекция эмоциональной, личностной и  познавательной сферы)

Групповые и индивидуальные  коррекционно-развивающие занятия

Развивающая работа в период возрастных кризисов 3 и 7 лет

Групповые и индивидуальные  коррекционно-развивающие занятия

Развивающая и коррекционная работа осуществлялась по следующим программам:

  • «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» А. С. Роньжина
  • «Давайте жить дружно» С. В. Крюкова. Тренинговая программа адаптации детей 4-6 лет к условиям дошкольного учреждения.
  • «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников» О.В. Хухлаева с целью развития и коррекции эмоционально-волевой сферы.
  • «Игровые сеансы с детьми раннего возраста и детско-родительскими парами» Н. Ю. Галай с целью развития эмоциональной и познавательной сферы.
  • «Психогимнастика в детском саду» Е. А. Алябьева с целью развития и коррекции личностной и эмоциональной сферы детей с нормой развития и «пограничными  нарушениями.
  • «Психологический тренинг для будущих первоклассников» И. Л. Арцишевская, направленная на формирование  психологической готовности детей к школьному обучению
  • «Телесно-ориентированные подходы в коррекционной и развивающей работе с детьми» И. В. Ганичева, направленные на преодоление сложностей в эмоционально-личностной сфере, на совершенствование психомоторной функции.
  • «Тренинг по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста: диагностика, коррекция.»Т. П. Трясорукова.
  • «Учусь дружить» Т. Т. Кириченко, групповые тренинги-занятия преодоления тревожности и развития навыков общения
  • «Мы смелые» Т. Т. Кириченко, направленные на коррекцию страхов детей старшего дошкольного возраста
  • «Лесенка успеха» Т. Т. Кириченко, индивидуальные  коррекционные занятия, направленные на  формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста.

С детьми была организована коррекционно-развивающая работа.

Количество детей, с которыми была организована коррекционно-развивающая работа

Дети

Познавательная сфера

Эмоционально-личностная, коммуникативная сфера

Индивидуальные занятия

Групповые занятия

Индивидуальные занятия

Групповые занятия

Ранние группы (2-3 года)

11

39

2-я младшая

(3-4 года)

42

Средняя группа (4-5 лет)

1

28

Старшая группа (5-6 лет)

2

3

40

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

5

6

39

Выводы: В результате проведённой коррекционно-развивающей работы и по результатам итоговых диагностических исследований можно сделать следующие выводы: произошла коррекция и устранение проблем у детей, снижение количества страхов до возрастной нормы; формирование адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста; снижение уровня негативных проявлений в эмоционально-личностной сфере; формирование комплекса произвольности в соответствии с возрастом; укрепление психологического здоровья ребенка. Со стороны родителей произошло изменение позиции во взаимодействии с ребенком, Нормализовались в достаточной степени детско-родительские отношения, произошло преодоление проблем развития личностной и коммуникативной сфер у детей, нормализация эмоционального состояния педагогов.

  1. Психологическое консультирование

В рамках данного направления проводилось консультирование педагогов, родителей и воспитанников по результатам диагностик, по индивидуальным запросам, по возникающим личностным проблемам.(см. Табл. 7)

Таблица 7.

 «Консультации (индивидуальные)»

Тема

Количество

родители

педагоги

1

Психологическое консультирование по проблемам трудностей в обучении

46

3

2

Психологическое консультирование по проблемам детско-родительских взаимоотношений

22

7

3

Психологическое консультирование по проблемам межличностного взаимодействия в образовательном процессе.

12

12

4

Психологическое консультирование по проблемам раннего развития

35

4

6

Психологическое консультирование по проблемам психологической готовности ребенка к  обучению в школе

45

4

7

Психологическое консультирование по проблемам возрастных кризисов ребенка

46

2

8

Всего

206

32

Мероприятия, проводимые с родителями (родительский клуб, семинары, тренинги, родительские встречи, собрания и др.):

1. Встречи родительского клуба «Кроха»  – 3 встречи;

2. Выступление на родительских собраниях (особенности психологического развития детей дошкольного возраста) – 8 встреч;

3. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – 3 встречи.

4. Родительская встреча «Познай себя как родителя»

5. Родительская встреча «Психологическое  благополучие ребенка»

6.Тренинги детско-родительского взаимодействия-3 встречи.

7. Групповая консультация «Кризис трехлетнего возраста»

8. Родительская встреча «Страхи - это серьезно»

9. Практикум «Игры, в которые играют ваши дети»

Мероприятия, проводимые с педагогами (семинары, лекции и др.):

1. Консультация для воспитателей групп раннего возраста «Адаптация детей к дошкольному учреждению. Современный подход»

2.  «Значение игр с песком и водой для детей с тяжелой адаптацией»

3. Семинар-практикум «Когда дуща с душою говорит»

4. Семинар-практикум «Ораторами не рождаются, ораторами становятся»

5. Тренинг «Разговор через стекло»

6. Консультация: «Индивидуальные и возрастные особенности ребёнка дошкольного возраста».

7. Консультация «Организация предметно-развивающей среды по ФГОС»

8.  Практикум «Профилактика стрессов у педагогов».

9. Семинар-практикум: «Создание психологически безопасной образовательной среды».

10. «Подготовка ребенка к школьному обучению с учетом его индивидуальных особенностей»

Вывод:

Увеличился запрос родителей на проблемы, связанные с эмоциональным развитием детей: психологическая травма ребенка в период сложных семейных отношений, повышенная опека и последствия в развитии ребенка, утомляемость ребенка, отказ от любого вида деятельности, заниженная самооценка, повышенная тревожность, непринятие родителей, тесное взаимодействие с бабушками, отказ от еды, невроз навязчивых состояний, невротические страхи.

 В результате проделанной работы произошли существенные изменения, а именно: повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания детей педагогов и родителей; достижение взаимопонимания о причинах возникновения проблем и путей их преодоления.

Организационно-методическая работа

В рамках данного направления было принято непосредственное участие в работе педагогического совета, городского объединения психологов, в работе  ПМПк дошкольного учреждения. В начале года на внутреннем учете ДОО стояло 16 семей, 18 детей (3.9%), после проведенной работы сняты с учета в 1 полугодии 2 семьи, 2 ребенка (0.4%); во 2 полугодии – 8 семей, 8 детей (1.8%).

 Осуществлялось планирование работы на следующий учебный год, составление планов различных мероприятий, подбор материалов для проведения консультаций и проведения диагностической работы, развивающей и консультативной работы; составление дидактического и раздаточного материала к занятиям, оформление стендовой информации, создание новых и адаптация старых методов обучения и воспитания, составление индивидуальных маршрутов.

В целях повышения квалификации были пройдены курсы профессиональной переподготовки «Психологическое консультирование и психодиагностика с основами психотерапии», 1380 ч. с 25.06.2015, АНО ВО «Московский институт современного академического образования». Особое место уделялось изучению методической и специальной литературы в целях самообразования по акмеологическому консультированию, психотерапии, гештальт-терапии,  психосоматике,  системной семейной психотерапии,  НЛП,  телесно-ориентированной психотерапии, песочной терапии(sand-play), дистанционному психологическому консультированию; просмотру вебинаров; прохождению практикумов по индивидуальному и семейному консультированию во время прохождении курсов переподготовки. Все это способствовало овладению способами организации и проведения различных форм психологического консультирования и психодиагностики; созданию индивидуального стиля психолога-консультанта на базе освоения современных подходов и методов психологического консультирования.

Принимала участие во Всероссийском вебинаре «Оптимизация социальной адаптации дошкольника к условиям детского сада. Современный подход» (Сертификат).

На  протяжении года размещались публикации на персональном сайте педагога-психолога: «Гиперактивность», «Игра «Семейное дерево», «Адаптация детей к условиям детского сада», «Профессия «Психолог», «Отчет о проделанной работе за 2015-2016 год»; на сайте «Академия интеллектуального развития» - «Формирование коммуникативной деятельности детей среднего дошкольного возраста в игре» (сертификат). Был выдан сертификат по ИКТ компетентности от «Академии интеллектуального развития».

 Участвовала в разных  конкурсах. Результаты  представлены в таблице№8.

Таблица №8

«Участие в конкурсах педагога-психолога»

Конкурс

Результат

Всероссийский конкурс «Ты - гений». Учебно-методическая разработка. Дидактическая игра «Цветок эмоций»

1 место

Международный конкурс «Дипломкин». Исследовательская работа «Формирование коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста в игре»

1 место

Всероссийский конкурс «Умната». Блиц-олимпиада: «Основы правовых знаний педагога»

1 место

Всероссийский конкурс «Умната». Блиц-олимпиада: «Особенности диагностической работы психолога с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»

2 место

Всероссийский конкурс «Умната». Блиц-олимпиада: «Преодоление проблем личностного развития детей»

2 место

Всероссийский конкурс «Умната». Блиц-олимпиада: «Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС»

2 место

Всероссийский конкурс «Вопросита». Блиц-олимпиада: «Сущность и организация психологической службы в системе образования»

Лауреат

Всероссийское комплексное тестирование «Академия интеллектуального развития»

Участник

Участие в конкурсах  4 детей старшего дошкольного возраста, куратором которых я являюсь, привело к следующим результатам:

Конкурс

Результат

Всероссийский конкурс «Вопросита». Блиц-олимпиада: «Читаем русские народные сказки»

1 место

Всероссийская занимательная викторина «Времена года - сентябрь»

2 место

Всероссийская  викторина «И зимой и летом…» (Викторина  на сайте «Вестник педагога»

Участник

Всероссийская  викторина «Весна» (на сайте «Академия интеллектуального развития»)

2 место

Таким образом, в соответствии с целями и задачами психолого-педагогического сопровождения педагогом-психологом были охвачены все направления деятельности.

Задачи на следующий год: качественное психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС, проведение мониторинга детского развития  с целью выявления индивидуальных образовательных потребностей детей, создание соответствующих психологических условий для успешного освоения дошкольником образовательной программы. Планировать работу по выявлению ранних признаков одаренности и преодолению психологических трудностей в развитии воспитанников; по изучению личностных качеств и профессиональных компетенций у педагогов ДОО; по составлению и реализации коррекционно-развивающих программ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы педагога - психолога ДОУ на 2015 - 2016 учебный год

Психолого – педагогическое сопровождение в рамках модернизации образования призвано оптимизировать соотношение стратегий развития, формирования и коррекции при обучении и воспитании ребёнка....

Отчет о проделанной работе по программе «Омское Прииртышье» За 2015-2016 уч. Год (средняя группа)

Отчет о проделанной работе по программе "Омское Прииртышье" за 2015-2016 уч.год в средней группе №5...

Рабочая программа педагога - психолога ДОУ на 2015 - 2016 уч.г.

Рабочая программа педагога - психолога ГБДОУ № 32 Пушкинского района СПб Рябченко Е.А. на 2015 - 2016 уч.г....

Отчет о проделанной работе за учебный год 2015-2016

Отчет о проделанной работе за учебный год 2015-2016...

Отчет работы педагога-психолога по теме самообразования «Развитие эмоциональной сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста» за 2015-2016 учебный год

Отчет  работы педагога-психолога по теме самообразования "Развитие эмоциональной сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста" за 2015-2016 учебный год.«...

Аналитический отчёт о проделанной работе педагога-психолога за 2018-2019 учебный год.

Аналитический отчёт о проделанной работе педагога-психолога за 2018-2019 учебный год....