Программа по тестопластике
рабочая программа (старшая группа) на тему
Рабочая программа по дополнительному образованию (кружок по лепке из солёного теста) «Тестопластика» для детей старшего дошкольного возраста в соответсвии с ФГОС дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2012g_testoplastika.docx11.docx | 29.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено
приказом № _____ от _______
заведующий Центр развития –
Детский сад «Родничок» № 18
______________ Л.Г. Ясакова
Программа
по дополнительному образованию
лепка из соленого теста «Тестопластика»
на 2013 - 2014 уч. г.
Автор: Журавлева Е. Л.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, но в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны.
Программа «Тестопластика» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу обучающихся. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.
Актуальность. Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия в мастерской тестопластики даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.
Целесообразность. Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.
Занятья лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:
- Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
- Синхронизирует работу обеих рук;
- Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
- Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
А также способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.
По своему содержанию занятия имеют своей целью развитие индивидуальности, интуиции, воспитание организованности и аккуратности. Лепка включает в себя сенсорные и другие модально-специфические факторы развития, при этом отрабатывается глазо-ручная координация, концентрация внимания и усидчивости, развитие произвольной регуляции.
В процессе обучения у ребят налаживаются межличностные отношения, укрепляется дружба. Царит искренняя атмосфера.
Цель программы: создание воспитательной среды для развития творческой личности через занятия тестопластикой.
Задачи программы:
- Воспитать личность способную к творчеству, обладающую художественным вкусом;
- Создать условия для личностного развития ребёнка через приобщение его к творчеству тестопластики;
- Способствовать овладению основными приёмами и технологиями тестопластики.
Программа рассчитана на год и поделена на II этапа
I этап – общая подготовка. Ребёнок, прошедший её может иметь полное представление об историческом развитии искусства тестопластики, не в полной мере владеет техникой выполнения и ещё не готов для самостоятельного выполнения предметов утилитарного назначения.
II этап. Ребёнок занимается совершенствованием и усложнением изучаемых приёмов, с историей тестопластики.
Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу. Программа предусматривает 34часов в год.
Принципы:
- Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент деятельности.
- Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
- Принцип обогащения сенсорного опыта.
- Последовательности и систематичности.
- Личностно-ориентированный подход.
- Культурного обогащения (амфликации) содержания деятельности по тестопластике, в соответствии особенностями познавательного развития детей разных возрастов.
- Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
- Принцип организации тематического пространства(информационного поля) – основы для развития образных представлений.
Методы:
- Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
- Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
- Практический
Формы:
- Индивидуальные
- подгрупповые
- групповые
Средства:
- соленое тесто
- стеки
- доски
- кисти
- краска гуашь
- шаблоны
Преимущества соленого теста:
1.Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
2.Легко отмывается и не оставляет следов;
3.Безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, - обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно!!!
4.Если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
5.Можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;
6.Краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;
7.Поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века...
8.Сготовым можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.
Рецепт соленого теста: 2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала.
Способы сушки. Сушка в духовке. Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов.
Воздушная сушка. Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно - за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей (зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!).
Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности.
Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов является:
- Возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый и визуальный и педагогом.
- Скорость выполнения заданий и чёткость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения.
- Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях.
- Оригинальность предлагаемых художественных решений.
- Окрепшая моторика рук.
Критерии оценки знаний, умений и навыков.
Средний уровень:
- Умение раскатывать тесто прямыми и круговыми движениями
- Умение раскатывать тесто в тонкий жгут.
- Внимателен, выполняет инструкции взрослого.
- Активен, заинтересован.
- Знает начальные принципы композиции.
Высокий уровень:
- В совершенстве владеет навыками работы с тестом.
- Заинтересован, увлечен.
- Самостоятельно выбирает способ изображения предмета с помощью теста.
- Старается вносить в работу элементы творчества.
- Применяет полученные навыки не только на занятиях кружка, но и в повседневной жизни.
- Составлять узоры и пользоваться цветовой гаммой.
- Изготавливать различные тематические аппликации.
- Составлять орнаменты и лепить посуду.
Средства диагностики:
- Анализ анкет учащихся.
- Отзывы родителей.
- Тестирование (моторика ребёнка).
Для всего коллектива в целом, безусловным показателем является активное участие в окружных и городских выставках, а так же высокие призовые места, которые будут отданы их работам.
Используемая литература:
- Коньшева К. П. «Лепка в начальных классах».
- Селезнёва Е. А. «Удивительное солёное тесто». М., 2006г.
- Журнал «Школа» №1, №2 2004г.
- Гагарин Б. Г. «Составление композиций из соленого теста» М., 2006г.
- Г. Чаянова «Солёное тесто для начинающих».
- Горичева В.С.. Изделия из соленого теста.
- Данкевич Е.“Лепим из соленого теста”.
- ЛежневаС.C., И.И. Булатова “Сказка своими руками” Минск 1994.
- Гусева «Солёное тесто». Москва. Мой мир. 2006.
- Синеглазова М.О. «Удивительное солёное тесто». Москва. Издательский Дом МСП. 2006.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
Вводное занятие. Вводное занятие по технике безопасности. Из истории тестопластики. | 2 | сентябрь | |
Технология изготовления солёного теста. Осенние листья. | 2 | сентябрь | |
Различные рецепты изготовления теста. Роспись композиции «Осенние листья». | 2 | октябрь | |
Лепка композиции «Корзинка с фруктами» | 2 | октябрь | |
Раскрашивание композиции «Корзинка с фруктами» | 1 | ноябрь | |
Медальон (Из цветного теста) | 1 | ноябрь | |
Раскрашивание композиции «Моей единственной маме» | 1 | ноябрь | |
Ваза (объёмная лепка) | 1 | декабрь | |
Раскрашивание вазы | 1 | декабрь | |
Новогодний серпантин (Цветное тесто) | 1 | декабрь | |
Новогодние подарки (фоторамка «ночь») | 1 | декабрь | |
Подсвечник «Восточная сказка» | 1 | январь | |
Карандашница (объёмная) | 1 | январь | |
Аквариум | 2 | январь | |
Раскрашивание композиции «Аквариум» | 1 | февраль | |
Выполнение цветов на (плоскости). | 2 | февраль | |
Составление общей композиции из цветов | 1 | февраль | |
Изготовление композиции «Подарок к 8 марта» | 1 | март | |
Раскрашивание композиции «Подарок к 8 марта» | 1 | март | |
Пасхальное яйцо | 1 | март | |
Подставка под пасхальное яйцо | 2 | апрель | |
Изготовление композиции «Весна - красна» | 1 | апрель | |
Раскрашивание композиции «Весна - красна» | 1 | апрель | |
Любимые герои из сказок (предметная картинка) | 2 | май | |
Роспись гуашью (правила). Завершение работы. | 1 | май | |
Итоговое занятие. Подготовка выставки поделок | 1 | май | |
ИТОГО: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Тестопластика" в детском саду
Методическая разработка программы кружка "Тестопластика" в детском саду...
Авторская программа по тестопластике.
Предлагаю Вашему вниманию "Авторскую программу по тестопластике"...
Программа по тестопластике
Программа по тестопластике "Волшебные пальчики" Срок реализации на 2 года для детей 4-6 лет...
Развивающая программа по тестопластике в старшей группе
Кружок по тестопластике...
Программа по тестопластике "Веселое тесто"
Программа расчитана на дополнительное развитие творческих способностей детей, художественно - эстетического вкуса....
Авторская программа по тестопластике "Волшебные пальчики"
Данная авторская программа по тестопластике разработана для детей 4 - 6 лет. Дети познакомятся с приемами лепки, а так же научатся создавать поделки из соленого теста....
Программа кружка тестопластики "Мукосолька"
В программе отражены задачи и основные положения работы с детьми дошкольного возраста над развитием творческого начала в ребёнке посредством работы с солёным тестом....