Программа кружка тестопластики "Мукосолька"
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)

Смольникова Инна Владимировна

В программе отражены задачи и основные положения работы с детьми дошкольного возраста над развитием творческого начала в ребёнке посредством работы с солёным тестом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_testoplastiki.docx37.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 40»

Муниципального образования г.Братск

Принято на Совете педагогов №_____                                                  Утверждаю

От «___»_________2015 г.                                                    __________Е.Н.Попова

Заведующий МБДОУ «ДСОВ № 40»

Перспективный план кружка тестопластики

«Мукосолька»

На 2015 – 2016 учебный год

Руководитель

Смольникова Инна Владимировна

                          Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, но в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны.

   Работа в кружке «Тестопластика» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей дошкольного возраста. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.

   Настоящее творчество – это тот процесс, в  котором автор – ребёнок не только рождает идею, но и сам является её реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Всё это реально, если он прошёл курс определённой учёбы, подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.

   Актуальность работы. Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные ( иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия в мастерской тестопластики даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.

   Целесообразность. 

 Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

  • Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
  • Синхронизирует работу обеих рук;
  • Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
  • Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

А также способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.

   По своему содержанию занятия имеют своей целью развитие индивидуальности, интуиции, воспитание организованности и аккуратности. Лепка включает в себя сенсорные и другие модально-специфические факторы развития, при этом отрабатывается глазо-ручная координация, концентрация внимания и усидчивости, развитие произвольной регуляции.

   В процессе обучения у ребят налаживаются межличностные отношения, укрепляется дружба. Царит искренняя атмосфера.

   Цель проводимой работы: создание воспитательной среды для развития творческой личности через занятия тестопластикой.

   Задачи:

  • Воспитать личность, способную к творчеству, обладающую художественным вкусом;
  • Создать условия для личностного развития ребёнка через приобщение его к творчеству тестопластики;
  • Способствовать овладению основными приёмами и технологиями тестопластики.
  • Создавать условия для участия детей в конкурсах и акциях различного уровня

План работы рассчитан на два года и поделен на II этапа

I этап – общая подготовка. Ребёнок, прошедший её может иметь первоначальные навыки изготовления разнообразных изделий из соленого теста, но  не в полной мере владеет техникой выполнения и ещё не готов для самостоятельного выполнения предметов утилитарного назначения.

II этап. Ребёнок занимается совершенствованием и усложнением изучаемых приёмов,  изучает историю тестопластики.

План  рассчитан на детей 4 -7 лет, наполненность группы 10 детей, поскольку придется много работать индивидуально.  Занятия проводятся 1 раз  в неделю во 2 половину дня продолжительностью  30 минут.

             

                       

    Прогнозируемый  результат:

   Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов является:

  • Возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый и визуальный и педагогом.
  • Скорость выполнения заданий и чёткость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения.
  • Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях.
  • Оригинальность предлагаемых художественных решений.
  • Окрепшая моторика рук.

   

Образовательные результаты к концу первого года обучения:

  • Овладеть всеми начальными технологиями тестопластики.
  • Иметь общее представление об историческом развитии декоративного искусства тестопластики, лепки.
  • Знать начальные принципы композиции.
  • Уметь пользоваться шаблонами,  строить эскизы простейших форм, точно воплощать их в изделие.
  • Составлять узоры и пользоваться цветовой гаммой.
  • Изготавливать различные тематические аппликации.

Образовательные результаты к концу второго года обучения:

  • Иметь представление об общих особенностях народных промыслов России.
  • Изготавливать игрушки, украшения, подарки близким к праздникам.
  • Изготавливать посуду и рисовать на ней элементы хохломского и гжельского узора.
  • Иметь навык самостоятельной работы «от эскиза до модели».
  • Изготавливать украшения, поделки бытового назначения.
  • Изготавливать из теста любимую игрушку.

                  Вся работа кружка строится в три этапа:

 1– организационный (сентябрь)

• изучение спроса родителей.

• изучение интересов и навыков детей, пожеланий родителей.

• проведение родительских собраний с выставкой детских работ.

• рекомендации по изо-творчеству в семье.

 2 – основной (октябрь – апрель)

• организация работы с детьми через занятия кружка.

• оформление выставок детских работ.

• встреча с родителями и посещение родителями занятий кружка.

• промежуточная диагностика, оценка интересов детей, посещаемости кружка и поставленных задач за полугодие.

 3 – заключительный (апрель)

• итоговая диагностика детей.

• проведение открытых занятий с присутствием родителей.

• оформление выставок.

 Учебно – методическое оснащение

 Дидактический материал:

• аудиозаписи.

• использование образцов.(муляжи, игрушки, поделки из соленого теста, скульптуры, макеты).

• использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.).

 

                       Техническое оснащение:

• дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер, бусинки, леска, пайетки, кусочки меха).

• инструменты для лепки (стеки, печатки, турнет для лепки, колпачки от фломастеров и др.).

 

Базовый курс (4 – 5 лет)

 Задачи:

• познакомить с тестопластикой, как видом лепки.

• научить простейшим технологическим приемам работы с тестом, особенностями  используемого материала.

• способом изготовления фигур из простых форм (шар, овоид, конус).

 Приемы:

• показ технологических приемов.

• рассматривание игрушек, скульптуры и т.д.

• рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т.д.

• игровые приемы (приход героя и др.).

• упражнение детей навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки и т.д.).

 

                               Основной курс (5 – 7 лет)

 Задачи:

• углубленно изучать с детьми технологии тестопластики

• закрепить раннее полученные знания и умения

• освоить технологии объемных и рельефных работ.

• формировать творчество, создавая необычные изделия на основе раннее полученных знаний.

• развивать опыт общественной мотивации, желание доставлять радость родным и близким.

 

Приемы:

• показ технологических приемов.

• организация выставок.

• обмен выставками с другими детскими садами.

• праздники дарения.

Тематический план работы

На _______ уч.год в старшей группе

 

   № п/п

Тема

Количество занятий

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Грибы на пенёчке

2

2

3

Весёлые овощи

2

2

4

Ёжик босоногий по лесу идёт

2

--

2

5

Корзина фруктов

2

-

2

6

Снеговик

2

-

2

7

Украшения для ёлки

2

-

2

8

Подарки Деда Мороза

2

2

9

Подсвечник декоративный

2

-

2

11

Валентинки

2

2

12

Подарок папе

2

2

13

Медальон для мамы

2

2

14

Птичкин день

2

2

15

Рыбки

2

2

16

Божья коровка

2

2

17

Весёлый алфавит

2

2

18

Итоговое занятие совместно с родителями

1

1

 

Всего

32

1

31

 

Содержание

Занятие : лепка

Занятие: окрашивание

Октябрь

Вводное

Цель: познакомить детей с материалами для лепки, особенностями работы с тестом, с последовательностью работы с тестом

1,2

Грибы на пенёчке

Цель: познакомить с простейшими навыками лепки из теста, способами соединения деталей.

Цель: раскрашивание готовых украшений, подбор основы для поделки (спилы деревьев)

3-4

Весёлые овощи

Цель: закрепить основные формообразующие движения, научить дополнять поделку выразительными деталями

Цель: учить аккуратно, подбирая цвет, закрашивать поделку.

Ноябрь

1-2

 Ёжик босоногий

Цель: учить детей делать выразительные детали (иголки) при помощи ножниц.

Цель: закрашивать поделку соответствующими реальности цветами, дополнять поделку деталями (нос, глаза, яблоко, листок)

3-4

Корзинка с фруктами (подарок маме ко Дню матери)

Цель: учить выполнять поделку с элементами плетения жгутами, надёжно скреплять детали между собой

Цель: подбирать цвета для закрашивания поделки, аккуратно закрашивать мелкие детали

Декабрь

1-2

Снеговик

Цель: продолжать учить работать по шаблонам, составлять простейшие композиции

Цель: продолжать учить детей расписывать поделку, выделять фон

3-4

Украшения для ёлки

Цель: продолжать учить лепить объемные игрушки, делать крепления

Цель: роспись в произвольной форме, украшение декоративными деталями

Январь

1-2

Подарки Деда Мороза

Цель: учить лепить полуобъемные фигурки из теста в соответствии с замыслом

Цель: выбор цвета, колорирование

3-4

Подсвечник декоративный

Цель: учить выполнять функциональную поделку, дополняя её декоративными деталями из жгутов, налепов

Цель: распределение участков композиции для окрашивания

Февраль

1-2

Валентинки

Цель: учить работать с шаблонами, дополнять поделку выразительными деталями

Цель: закрашивать поделки в соответствии с традиционной колористикой праздника

3-4

Подарки папам

Цель: изготовление вырезанием по шаблону, отделка готовых шаблонов объемными элементами

Цель: учить детей раскрашивать поделку, подбирать цвета

Март

1-2

Изготовление медальонов

Цель: особенности изготовления медальонов, декорирования бусинами, бисером

Цель: окрашивание фона и деталей

3-4

Птичкин день

Цель: учить лепить фигурки птиц, прочно скрепляя детали

Цель: подбирать цвета для закрашивания в соответствии с реальной окраской птиц

Апрель

1-2

Рыбки

Цель: выполнять фигурки рыб, устанавливать их на подставку

Цель: закрашивать поделку в соответствии с замыслом

3-4

Божья коровка

Цель: выполнять поделку по образцу, используя штампы для придания выразительности

Цель: закрашивать поделку в соответствии с реальной окраской насекомого

Май

1-2

 Весёлый алфавит

Цель: учить лепить пластину с буквой своего имени, выполненной в знакомой технике (жгуты, налепы)

Цель: подбирать цвет фона и поделки по принципу контраста

3

Совместное занятие с родителями «Натюрморт»

Цель: учить составлять общие композиции, закрепить полученные ранее навыки

Цель: окрашивание отдельных элементов, грамотное распределение цвета при составлении композиции

4

Итоговая выставка детского и совместного детско-взрослого творчества «Мукосолькины поделки»

Цель: подвести итоги работы за год, выявить степень удовлетворённости заказчиками услуги качеством оказанных услуг.

                                 Используемая литература:

         Багатеева А. И. «Чудесные поделки из теста».

          Селезнёва Е. А. «Удивительное солёное тесто». М., 2006г.

Журнал «Школа» №1, №2 2004г.

Гагарин Б. Г. «Составление композиций из соленого теста» М., 2006г.

Б. Казагранда «Поделки из солёного теста». АРТ-РОДНИК , 2005г.

Г. Чаянова «Солёное тесто для начинающих».

        Хананова И.Н. «Соленое тесто». – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА

        И. Кискальд «Соленое тесто. Увлекательное моделирование». –          М: Профиздат, 2007

          Чаянова Галина «Соленое тесто». – Дрофа, 2008

          Скребцова Т.О. «Соленое тесто: идеи для интерьера: панно,  фоторамки,

           миниатюры». – Изд-во Феникс. 2006

Данкевич Е.В. Лепим из соленого теста. СПб: Издательский Дом «Кристалл», 2001.

Козлина А.В. Уроки ручного труда. М.: Мозаика-Синтез.

Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1986.

Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. М.: Просвещение, 1984


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"

Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие  - днем, в соответствии с Прог...

ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»

Пояснительная записка. Изменение содержания обуче­ния в школе значительно по­высило требования к уровню математических представлений вы­пускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...

Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"

Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет

Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет

Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...