Коррекционная работа
статья на тему

Значение коррекционно-развивающей работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_korrektsionnaya_rabota.docx14.12 КБ

Предварительный просмотр:

Значение коррекционно-развивающей работы

Значение коррекционно-развивающей работы в специализированном детском саду для дошкольников с нарушением зрения. Учитель-дефектолог Линке Лариса Альбертовна Учитель-дефектолог Родина Ирина Борисовна Если в дошкольном возрасте у ребенка выявлено снижение зрения, то это чаще всего врожденная патология (косоглазие, астигматизм). Гораздо реже бывает рано приобретенное, так называемая «дошкольная близорукость», связанная со зрительной нагрузкой. Проблемы врожденной патологии можно и нужно устранять в раннем возрасте – об этом родителям должен сообщить окулист на первом же осмотре, который проводится в возрасте до года или при последующих плановых проверках зрения дошкольников. Современными офтальмологическими и тифлопедагогическими исследованиями доказана необходимость оказания определенной поддержки детям с нарушением зрения в виде организации коррекционно-развивающих и лечебно-восстановительных мероприятий, учитывающих своеобразие познавательной деятельности и особенности психофизического развития, а так же этап лечения ребенка. Необходимость оказания дошкольникам коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной поддержки привели к созданию сети коррекционных образовательных учреждений для детей с нарушением зрения. Основной задачей дошкольных учреждений данного типа является подготовка детей с нарушениями зрения к обучению путем осуществления коррекционно-развивающих и лечебно-восстановительных мероприятий. Такие мероприятия очень важны для детей имеющих сложную структуру дефекта и детей-инвалидов. У некоторых детей наряду со зрительными нарушениями могут наблюдаться нарушения интеллектуального характера, речевые отклонения, психические и неврологические нарушения, особенности в опорно-двигательной системе – это приводит к необходимости создания для таких детей индивидуального образовательного маршрута, позволяющего адаптировать коррекционную программу с учетом особенностей каждого ребенка и подготовить детей для дальнейшего этапа обучения. Для детей посещающих специальные (коррекционные) образовательные учреждения IV вида, разработана программа, которая создана на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку ребенка к обучению в школе. Одновременно с общеобразовательным процессом тифлопедагогами осуществляется специальная коррекционно-развивающая работа по следующим разделам программы: · «Развитие зрительного восприятия» У детей расширяют представления о предметах и явлениях окружающей действительности, развивают скорость и полноту зрительного обследования, формируют зрительно-двигательные умения, обследовать планомерно и целенаправленно предметы, формирование системы сенсорных эталонов с помощью которых осуществляется точность, дифференцированность, осмысленность восприятия окружающего. Осуществляется работа по стимуляции, упражнению и активизации зрительных функций и гигиене зрения в соответствии с требованиями лечебно-восстановительной работы. · «Ориентировка в пространстве» Решаются следующие задачи развития: умение ориентироваться на собственном теле, то есть «на себе»; развитие полисенсорного восприятия пространства и расположенных в нем предметов; ориентировка в микро –макропространстве; «чтение» схем и планов; обучение обозначать в речи пространственные отношения и направления пространства. Целью обучения пространственной ориентировке дошкольников с нарушением зрения является становление у них навыков свободного самостоятельного ориентирования в любом, даже незнакомом пространстве. · «Социально- бытовая ориентировка» В задачи этого раздела программы входит: знакомство детей с предметными представлениями, с использованием всех сенсорных функций ребенка (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание); знакомство и обогащение знаний о труде взрослых; развитие ориентировки на улице с использованием сохранных анализаторов и зрения; формирование знаний о явлениях общественной жизни, о стране, в которой они живут, о культурном наследии, о природе и др.; формирование у детей представлений о самом ребенке и окружающих людях. · «Развитие осязания и мелкой моторики» Задачи этого раздела: 1. Формирование осязательного обследования с использованием сенсорных эталонов: формирование представлений о строении и возможностях рук; обучение различным действиям рукой и отдельными пальцами; обследование различных предметов из разных материалов с целью тренировки дифференцирования их величины, фактуры и температурных ощущений; ориентирование на микроплоскости с помощью осязания; приемы использования осязания при знакомстве и общении с человеком. 2. Формирование навыков использования осязания в процессе предметно-практической деятельности. Для этого используются разные виды деятельности: конструирование из различных конструкторов, лепка, игры с мозаикой, работа с бумагой, палочками, обучение элементам рисования. Вся коррекционно-развивающая работа в специализированном детском саду направлена на обучение детей правильно использовать неполноценное зрение там, где оно дает точную информацию, или же использовать сохранные анализаторы, когда зрение не позволяет свободно ориентироваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997

Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Конечной цель...

Перспективный план коррекционной работы в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи

Перспективный план коррекционной работы  в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи....

Комплексная коррекционная работа в логопедических группах ДОУ коррекционной направленности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Предлагается материал по взаимосвязи специалистов логопедических групп детского сада коррекционной направленности в соответствии с требованиями ФГОС. Главная цель данной работы - учитывать особен...

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ДОУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ.

Данная статья посвящена организации коррекционно-образовательной работы в коррекционном ДОУ для детей с ОВЗ. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславлив...

Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии Основные направления коррекционной работы

Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии. Основные направления коррек...

Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»

Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...