Конспект НОД по теме: «Зачем нужны правила!»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Цель: Уточнение и закрепление представлений детей о правилах культурного поведения и общения.
Задачи:
Образовательные: формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость, отзывчивость.
Развивающие: развитие адекватной оценочной деятельности дошкольников, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, умение оценивать положительные и отрицательные поступки.
Речевые: развитие связной речи, обогащение словаря детей: эмоции, комплимент.
Воспитательные: воспитание взаимоуважения, вежливого обращения, способности чувствовать, понимать себя и другого человека. Воспитание положительных черт характера: доброта, забота, внимание, вежливость.
Оборудование и материалы:
¾ Демонстрационный материал: мультфильм Смешарики «Подвиг». Иллюстрации солнышко с лучиками, чум, куб эмоций с изображением разных эмоций на разных гранях, полянка с тучкой, полянка со снежинками.
Раздаточный материал: картинки с хорошими и плохими поступками, альбомный лист, цветные карандаши для рисования, клубочек, смайлики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по теме:
«Зачем нужны правила!»
Возрастная группа –старшая.
Дата проведения - 13.02.15.
Цель: Уточнение и закрепление представлений детей о правилах культурного поведения и общения.
Задачи:
Образовательные: формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость, отзывчивость.
Развивающие: развитие адекватной оценочной деятельности дошкольников, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, умение оценивать положительные и отрицательные поступки.
Речевые: развитие связной речи, обогащение словаря детей: эмоции, комплимент.
Воспитательные: воспитание взаимоуважения, вежливого обращения, способности чувствовать, понимать себя и другого человека. Воспитание положительных черт характера: доброта, забота, внимание, вежливость.
Оборудование и материалы:
- Демонстрационный материал: мультфильм Смешарики «Подвиг». Иллюстрации солнышко с лучиками, чум, куб эмоций с изображением разных эмоций на разных гранях, полянка с тучкой, полянка со снежинками.
- Раздаточный материал: картинки с хорошими и плохими поступками, альбомный лист, цветные карандаши для рисования, клубочек, смайлики.
Ход НОД
Воспитатель: Доброе утро, ребята!
Все скорее встаньте в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, я для вас приготовила мультфильм, хотите посмотреть? Да, тогда присаживайтесь.
Дети вместе с воспитателем смотрят мультфильм Смешарики «Подвиг».
Воспитатель: Ребята, о чём этот мультфильм? (о хорошем, добром поступке, который совершил Крош).
Воспитатель: Что такое хорошие поступки? (это когда помогаешь другим в какой-либо сложной ситуации, помогаешь друзьям и окружающим).
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что такое вежливые слова? (это добрые, хорошие слова, которые люди говорят друг другу).
Воспитатель: А для чего они нужны? (для общения друг с другом).
Воспитатель: Хотите отправиться в путешествие в страну вежливых слов и хороших поступков? Да.
(На мольберте появляется желтый круг - солнышко без лучиков).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это такое на небе?
Дети: Это солнышко.
Воспитатель: Чего не хватает нашему солнышку?
Дети: Лучиков.
Воспитатель: А чтобы они появились, давайте с вами вспомним стихи о вежливых словах и расскажем их для нашего солнышка.
Дети:
Вот проснулись утром зайки,
Чистят зубы на лужайке,
Увидали двух котят:
"С добрым утром"- говорят (появляется первый лучик)
Мишка тихо просит пчёлку:
"Убери свою иголку,
Дай, пожалуйста, мне мёду.
Но чуть-чуть, не всю колоду!" (появляется второй лучик)
"Простите, пожалуйста,-
Просит котёнок,-
Я сегодня измазался,
Как поросёнок. (появляется третий лучик)
Мишка в гости к нам пришёл,
Вытер лапы, в дом зашёл,
Громко "здравствуйте" сказал,
Всем здоровья пожелал (появляется четвёртый лучик)
Ел я кашу, пил компот,
Стал огромным мой живот.
Говорю я поварам:
"За обед спасибо вам!" (появляется пятый лучик)
Тихий вечер наступает.
Надо лечь в кровать и спать.
Не забыл зайчишка умный
"Доброй ночи" всем сказать (появляется шестой лучик)
Воспитатель:
Слова чудеснейшие эти,
Услышать каждый очень рад.
Добреют взрослые и дети,
И улыбнуться вам спешат.
Воспитатель (вывешивает иллюстрацию с изображением чума): Ребята, посмотрите, а что это такое?
Дети: Это чум.
Воспитатель: Кто живет в чуме?
Дети: Ханты, ненцы.
Воспитатель: Хотите, я вам расскажу ненецкую народную сказку «Кукушка»?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда слушайте.
(Воспитатель рассказывает сказку «Кукушка»).
Жила на земле бедная женщина, и было у неё четверо детей, не слушались они маму, только и знали, что гуляли и играли целыми днями, а мама всё делала сама, и рыбу ловила, и одежду сушила и за детьми прибирала, детки ей не помогали, и она тяжело заболела. Лежит мама в чуме, захотелось ей водички, не раз она просила деток принести воды, но не слышали её. Наконец старшему сыну захотелось поесть, заглянул он в чум, видит, мама малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась, вместо рук крылья выросли, обернулась мама птицей и улетела из чума. Тут побежали дети за матерью, и кричат ей - мама, мы тебе водички принесли! Ку-ку, ку-ку! Поздно сынок, я не вернусь. Так дети бежали за мамой много дней и ночей, по камням и болотам, все ноги себе в кровь изранили, где бегут, там красный след остаётся.
Навсегда бросила детей мать-кукушка, и с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.
Воспитатель: Ребята, почему мама оставила своих детей?
Дети: Потому что они не заботились о маме, когда она болела.
Воспитатель: Как вы думаете, что чувствовала мама, когда болела? Какое у нее было настроение?
Дети: Мама грустила, огорчалась, ей было обидно.
Воспитатель: Ребята, а как себя нужно вести, чтобы наши родные не огорчались и всегда оставались бы с вами?
Дети: Нужно слушаться, заботиться, помогать родным и близким.
Воспитатель: Давайте посмотрим, какие чувства могут вызывать наши поступки?
(Воспитатель показывает детям карточки с изображениями эмоций, а дети называют их).
Дети: Радость, огорчение, удивление, злость, гнев, страх.
Все эти схемы изображают эмоции человека.
Воспитатель: Ребята, что у вас может вызвать радость?
Дети: Когда меня похвалили, получил подарок, встретился с другом, сыграл в интересную игру и выиграл.
Воспитатель: А что у вас вызывает огорчение?
Дети: Когда поругали, поссорился с другом, подрался.
Воспитатель: А вы любить танцевать? Да.
Воспитатель: Когда люди танцуют, какое у них настроение?
Дети: Радостное, весёлое, игривое.
Воспитатель: Давайте с вами потанцуем, вставайте в круг.
Физкультминутка «Добрый день!»
Встало солнце рано-рано, добрый день, добрый день!
Пляшут волны океана, добрый день, добрый день!
Поднимается пшеница, добрый день, добрый день!
И поют задорно птицы, добрый день, добрый день!
Улыбаются озёра, добрый день, добрый день!
С высоты кивают горы, добрый день, добрый день!
Просыпайся, поднимайся, добрый день, добрый день!
Всему свету улыбайся, добрый день, добрый день!
Воспитатель удивляется: Посмотрите, какой чудесный сундучок. Интересно, что же в этом сундучке? Давайте, посмотрим? (В сундучке картинки).
Воспитатель: Перед нами две полянки: одна – со снежинками, другая – с тучкой. Сейчас я каждому раздам картинку, вы посмотрите и подумаете, хороший это поступок или плохой. Хорошие поступки мы поместим на полянку со снежинками, а плохие - на тучку. Договорились? (Да)
(Дети получают картинки с изображениями хороших и плохих поступков, помещают их на полянки и объясняют свой выбор).
Воспитатель: Что изображено на этой картинке?
Дети: На картинке мальчик дразнит девочку.
Воспитатель: Это хороший или плохой поступок? Почему?
Дети: Это плохой поступок, так как дразнить и обзывать ребят плохо.
Воспитатель: Что чувствует девочка в этот момент?
Дети: Девочка расстроилась, она огорчена, обижена.
Воспитатель: А на этой картинке что изображено?
Дети: На этой картинке мальчик уступает место дедушке.
Воспитатель: Это хороший или плохой поступок? Почему?
Дети: Это хороший поступок, так как старшим нужно уступать место и во всём помогать.
Воспитатель: Что чувствует дедушка в этот момент?
Дети: В этот момент дедушка радуется, восхищается мальчиком.
Воспитатель: Наши поступки могут испортить или наоборот улучшить настроение окружающих нас людей.
Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в театр и посмотрим спектакль.
(Дети показывают сценку встречи двух подруг).
- Привет, Даша.
- Привет, Лизка.
- Даша, почему ты меня так называешь?
- Что такого? Я ещё про тебя стишок сочинила. Лизка – миска, вышла на лужок.
- Мне не нравится такое стихотворение.
- Почему это оно тебе не нравится? Очень даже смешное.
- Вот поэтому и не нравится. Это не стих, а какая – то дразнилка. Я не хочу слушать тебя.
- Ну и не надо, подумаешь, стихи ей мои не понравились.
- Я ухожу, до свидания.
- Пока, пока. Лизка-миска.
Воспитатель: Ребята, почему между девочками произошла ссора?
Дети: Ссора произошла, потому что одна девочка обозвала другую, грубо называла её.
Воспитатель: Можно ли давать другим обидные прозвища? (нет)
Воспитатель: Почему?
Дети: Это может расстроить, обидеть нас.
Воспитатель: Можно ли исправить эту ситуацию? Да.
Воспитатель: Как?
Дети: Нужно называть друзей и товарищей по имени.
Воспитатель: К человеку нужно всегда обращаться по имени, называть грубыми словами, дразнить – это очень некрасиво и может обидеть любого из ваших друзей.
Воспитатель: Ребята, поднимите руку у кого есть друзья.
Как много у вас друзей, давайте их порадуем, и приготовим для них подарки – нарисуем рисунки.
Воспитатель: Как вы думаете, что можно нарисовать для друга?
Дети: Цветы, шарики, солнышко, радугу, бабочку, куколку, машину.
Воспитатель: Подходите к столу, присаживайтесь и начинайте рисовать.
(Дети рисуют подарки для друзей).
Воспитатель: Дарите подарки своим друзьям и говорите им комплименты.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете пословицы о дружбе? Да.
Воспитатель: Давайте с вами вспомним и назовём эти пословицы.
(Дети называют пословицы о дружбе).
Человек без друзей, что дерево без корней.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Не бросай друга в беде.
Добрые слова – дороже богатства.
Старый друг лучше новых двух.
Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
Доброе слово и кошке приятно.
Друг за друга держаться – ничего не бояться.
Друзья познаются в беде.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Воспитатель: Ребята, а что означает пословица «Без друга в жизни туго»?
Дети: Это значит, что должны быть друзья, с которыми ты будешь дружить, общаться, а если случится несчастье, беда, то настоящие друзья всегда помогут. Если их нет – значит туго, т.е. плохо, трудно.
Воспитатель: Ребята, а какими качествами, чертами характера должен обладать настоящий друг?
Дети: Он должен быть верным, честным, добрым; чтобы мог прийти на помощь в любую минуту; должен быть рядом и в радости и в горе.
Воспитатель: Ребята, а вы любите играть со своими друзьями? Да.
Воспитатель: Тогда давайте с вами поиграем, вставайте в круг.
Игра «Клубочек!»
У меня в руках волшебный клубочек, мы его будем передавать из рук в руки по кругу, обращаясь, друг к другу ласковым именем (дети передают клубочек, называют соседа ласковым именем).
Воспитатель: Эта ниточка нас объединяет, потому что все мы вежливые и доброжелательные.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые бусинки. Возьмите по одной бусинке, и, нанизывая их на ниточку, скажите, о чём мы сегодня говорили?
(Дети нанизывают бусины на ниточку).
Дети: Вспомнили стихи о вежливых словах, поговорили об эмоциях, повторили пословицы о дружбе, говорили о вежливости, доброте, хороших поступках и хорошем поведении.
Воспитатель: Какие чудесные бусы получились у нас. Посмотрите, как плотно прилегают бусинки друг к другу, как будто они дружны между собой. Я хочу, чтобы вы в группе были сплочённые и дружные, и соблюдали правила хорошего поведения.
Воспитатель: Я приготовила вам сюрприз - смайлики. Если вам было что-то непонятно или трудно, выберете грустинку. Ну, а если вам сегодня понравилось, и было интересно - выберете улыбку.
(Если ребенок выбрал грустное лицо, то…)
Воспитатель: А почему ты выбрал грустинку?
Ответ ребенка.
Воспитатель: Не расстраивайся, немного позже я помогу тебе…
Воспитатель: Смайлики с улыбочкой заберите домой, и расскажите родителям, о чём мы сегодня говорили в детском саду.
Воспитатель: Спасибо вам за общение. Всего доброго и пусть эти смайлики подарят вам радость и хорошее настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ родительского собрания по теме «Зачем детям нужна мама?» для второй младшей группы
КОНСПЕКТ родительского собранияпо теме «Зачем детям нужна мама?»для второй младшей группы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/19/picture-649725-1437301938.jpg)
Конспект занятия по познавательному развитию тема "Зачем людям нужна одежда"
1. Образовательные задачи • Познакомить с основными видами одежды и обуви, с обобщающими понятиями одежда, обувь • Учить находить и называть предметы зимней одежды 2. Развивающие задачи • Продолжа...
Конспект занятия по теме: «Зачем нужны правила!»
Конспект занятия по теме:«Зачем нужны правила!»...
Конспект по речевому развитию на тему «Зачем нам нужны сказки»
Конспект занятия по речевому развитию. Сказки очень нужны в наше время высоких технологий. Поэтому с ребятами очень полезно повторить те сказки которые они уже знают....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/09/picture-1024400-1541772798.png)
Конспект НОД на тему «Зачем нужны правила!» (ОО «социально – коммуникативное развитие») в подготовительной группе
Добрым словом сможешь тыИзбежать любой бедыМир узнать и помиритьсяС новым другом подружиться....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/01/picture-841118-1478003842.jpg)
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по финансовой грамотности для детей старшего возраста Тема: «Зачем людям нужны деньги»
Данный материал поможет дошкольнику понять как принимается семейный бюджет, кто и как может распоряжаться разумно деньгами, не тратить их зря....
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/13/picture-1516250-1710316618.jpg)
Конспект занятия на тему «Зачем нужно знать правила дорожного движения?» (Старшая группа)
Сегодняшняя действительность такова, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание пос...